Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №31 (400) → Все более сложные заказы выполняют сестры вышивальной мастерской Ново-Тихвинского женского монастыря

Все более сложные заказы выполняют сестры вышивальной мастерской Ново-Тихвинского женского монастыря

№31 (400) / 15 августа ‘06

Искусство и культура

Екатеринбург, 19 июля, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Десять лет назад возродившаяся община екатеринбургского Ново-Тихвинского женского монастыря, пока еще очень маленькая, делала начальные шаги.

И
каждый шаг сопровождался большими трудностями. Нелегким делом было научиться шить одежду для сестер. А изготовить монашеский клобук? Это еще более сложная задача, если нет человека, который научил бы этому. И вот Сама Небесная Игумения подала свою помощь.
Промыслительным образом настоятельница возрожденного монастыря игумения Любовь (Нестеренко) познакомилась с почтенного возраста монахиней Николаей, которая оказалась — ни много, ни мало — рясофорной послушницей схиигумении Магдалины, последней настоятельницы той старой обители, закрытой большевиками в безбожные годы. Передала матушка Николая и некоторые вещи, оставшиеся от матушки Магдалины, и в их числе — клобук — головной убор монахини.
С благоговением рассматривали сестры атрибут монашеской жизни, от которого веяло стариной. И не просто стариной, которой полны музеи. Есть в лексиконе верующих людей слово «намоленный». Словами объяснить его трудно, но душой всякий может почувствовать, что оно значит.
Итак, перед первыми монастырскими швеями была поставлена трудная задача: научиться шить такие клобуки. Выкройку не удавалось сделать до тех пор, пока одна решительная мирянка не распорола швы благоговейно хранимой реликвии. Красивая старинная форма клобука, наконец, легла на бумагу.
Одновременно разгадывали секрет мягкой оторочки, облегающей клобук по краям. К удивлению, то, что принимали за легкий мех, оказалось сделано из тонких нитей! Как же это повторить?
Учиться этому рукоделию нужно долго, достойного учителя нет, а главное, времени. Старинное рукоделие требовало бы слишком много не дней, а месяцев. А рабочих рук и без того не хватало.
Тогда решили эту деталь выполнять по-своему: использовать настоящий мех. И если сейчас сравнить фотографии монахинь нынешнего и старинного Ново-Тихвинского монастыря, то клобуки покажутся идентичными.
Вот с этой-то интереснейшей задачи — изготовления клобука, повторяющего вид дореволюционного, — и началось становление швейной мастерской, которая за десять лет значительно выросла и в численном отношении, и техническом, и творческом. И задачи здесь решают все более сложные.
Сначала в швейной мастерской работало всего несколько сестер. Они учились шить церковные облачения для священнослужителей. С этого, собственно, и началась монастырская вышивка.
Для облачений нужно много крестов, на каждый комплект около десяти. Сестры стали думать: как быть? Ведь хочется вышить красивые кресты. Сначала появилась маленькая бытовая машинка, а несколько лет спустя — настоящие вышивальные станки с программным управлением. Нынче у сестер достаточно много заказов: и на вышитые облачения для священнослужителей, и на облачения храмовые.
Например, сейчас на большом вышивальном станке изготавливается схимническое облачение. Обычно схиму вышивают вручную, и поэтому вышивка бывает достаточно простая. На машине можно сделать более сложную вышивку.
Схима — это вообще непростое дело. Чтобы мы смогли ее вышить, трудилась вся иконописная мастерская. Искали книги, материалы, чтобы понять, что же должно быть на схиме. Сейчас ведь в большинстве случаев все это утрачено.
Труды иконописцев не пропали даром. Сейчас в монастыре есть схима, которая практически не имеет аналогов.
Вообще, работа сестер-вышивальщиц всегда начинается с работы иконописной мастерской. Без иконописцев почти ничего не делается. Это естественно: сначала должен быть сделан рисунок, а потом — вышивка по нему. После того как икона вышита, иконописцы проверяют, правильно ли подобраны цвета, как выглядит композиция. Если они делают какие-то замечания, вышивальщицы исправляем работу.
Вышитые иконы, также как и писаные, всегда притягивают взгляд. В нынешнем году на праздник Тихвинской иконы Божией Матери, сестры вышили хоругви с иконами.
Несмотря на то, что вышивает машина, творческий процесс довольно напряженный. Машина выдает только конечный результат. Сначала необходимо создать программу. Это, безусловно, занимает гораздо больше времени, чем собственно машинная вышивка. Машина крутит свои обороты в минуту, а сестрам нужно вышить. Именно вышить, хоть и на компьютере.
Изображение раскладывается на стежки, учитывая цвет, направление, тип каждого стежка. Что-то можно сделать быстро, но некоторые детали — лики, глаза, нос, губы — требуют тщательнейшей проработки.
Традиционно в ручном шитье для ликов используется не так уж много цветов. А вот в древности, в византийском искусстве было такое направление в вышивке — имитация писаных икон. Там цветов использовалось гораздо больше. В Ново-Тихвинской обители пытаются возрождать это направление. На одну икону идет несколько десятков цветов и делается несколько слоев вышивки. Это очень кропотливая, длительная работа — от нескольких дней до нескольких недель на одну икону.
В фондах музеев сестры видели много интересных образцов. Но самые прекрасные, роскошные, где в вышивке используются жемчуг, камни, металлические элементы с гравированными иконами, пока повторить не могут. Вышитые облачения ХVIII — XIX века тоже не совсем подходят. Они, скорее, являются образцами западноевропейского искусства, чем православного. Сестры копируют с них лишь некоторые орнаменты, и то частично.
Но есть и такие облачения, которые можно копировать полностью. Пока идут по такому пути. Для монашествующих важно хотя бы близко подойти к тому уровню, который был достигнут в древнем искусстве.
По разработке сложнее всего архиерейское облачение. И всегда нужно помнить о молитве. В монашеской жизни часто бывает: если не соберешься, не помолишься, то и работа не пойдет. А если сестра с молитвой работала, значит, помнит, что трудилась для Бога.

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 

В других номерах:

Искусство и культура

Экспозиция, посвященная пятилетию монастырского приюта, стала составной частью выставки художественных работ в Храме-на-Крови

Екатеринбург, 14 июля, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». В честь открытия фестиваля православной культуры «Царские дни» в Храме-на-Крови открылась выставка-конкурс художественных работ.

 
Искусство и культура

На выставке творчества инвалидов в «Усадьбе Ошуркова» немалую часть экспозиции занимали иконы, созданные руками людей с ограниченными возможностями

Екатеринбург, 20 июля, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Выставка творчества людей с ограниченными возможностями стала не просто выставкой, а демонстрация возможностей.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс