Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №13 (382) → Передел духа вместо передела собственности. Российская элита: высший свет или высший вертеп?

Передел духа вместо передела собственности. Российская элита: высший свет или высший вертеп?

№13 (382) / 1 апреля ‘06

Церковь и общество

 Как-то такполучилось, что, оказавшись в гостях, я увидел фильм о российской элите, показанныйпо уважаемому российскому телеканалу. Альтернативные названия показываемогона экране и произносившиеся за кадром и в кадре – «Великосветская тусовка»,«Высшее общество», «Высший свет» и, наконец, «Элита России»! То есть речь шлао лучших из лучших, тех, кто определяет ее лицо и ее путь.


 Что же нампоказали? Первой была продемонстрирована известная московская дама из семьине менее известных политиков, названная светской львицей и законодательницей– не законов, а высшего света. О которой было сообщено, почему за ней утвердилсяэтот высокий титул: оказывается, она умеет эпатировать и когда она в высшемсвете, в нем никогда не бывает скучно. При этом на экране «законодательницавысшего света Москвы» ездила, раздвинув ноги, на ком-то верхом. Ну как тут,в самом деле, соскучишься?
 Затем былпоказан известный политик, произносивший такие слова в окружении прижимавшихсяк нему дам: «Водки, водки давайте. В Думе я ничего не знаю. А когда прихожусюда, в высшее общество, узнаю все. Так где же водка?»
 Затем на экране появились личности явно нетрадиционной сексуальной ориентации, поведавшие,что их полтора года в элите не принимали, потому что их образ всем надоел, но теперь они нашли новый образ – один на двоих – и опять нарасхват. При этом,надо отдать им должное, выглядели они подчеркнуто омерзительно.
 Потом появилсяпопулярный телеведущий с какой-то дамой средних лет и сексапильными телесами,о которой было сообщено только, что у нее есть большие деньги и что недавноона сменила телеведущего на девятнадцатилетнего юношу, работающего моделью.
 Потом намсообщили, что каждые год-полтора «высшее общество» меняет место, где собирается,и тем, куда оно перемещается, занимаются специальные люди. А также и то, что самым неприличным вопросом в высшем свете Москвы является вопрос: «откуда у тебя деньги?».
 И так далеев том же духе. При этом фильм был сделан без тени иронии или сарказма, напротив:после его просмотра у публики по замыслу авторов должно от восторга сбитьсядыхание и они должны прийти в состояние ощущения пиетета к элите.
 Скажу откровенно:увиденное и у меня, и у друзей, смотревших фильм вместе со мной, вызвало недоумение,граничащее с отвращением. Подумайте только: ведь речь идет о России, державевеликой культуры, великих традиций русской интеллигенции и великого языка. Как могло случиться, что в стране, которую называют Пушкинским Домом, в стране Чайковского,Блока, Менделеева, Ахматовой – список можно продолжать без конца – высшим светомосмеливаются называть – и горделиво показывать на весь мир – какой-то вертеп?!
 Действительно,сегодня Москва гуляет так, что Древний Рим по сравнению с ней кажется кельеймонахов-отшельников, а Вавилон – пансионом благородных девиц. Но это же не всяправда! Во второй половине прошлого столетия Москву – несмотря на бесчеловечностьрежима и мертвечину кремлевских старцев – можно было смело назвать Афинами двадцатоговека. Кухни превращались в храмы мысли и платоновские академии; дома творчества(как, кстати, справедливо замечено в помянутом выше фильме), а вовсе не ресторан«Метрополь» или банкеты Политбюро были высшим светом СССР. Все старались попастьв Дом актера и Дом ученых, Дом писателей и Дом кино, включая отпрысков высшегоруководства и богачей. В Москве и Петербурге – при всех недостатках системы– на пьедестале были люди творчества, интеллектуалы, творцы.
 Людей созиданияи в сегодняшней Москве великое множество. Как может быть нигде или почти нигде,в столице России есть десятки клубов, залов, аудиторий, кафе, в которых совершенносвободно – подчеркиваю, свободно! – можно говорить о чем угодно, от технологийи политики до основ мироздания. Как же могло случиться, что люди с языком людоедкиЭллочки и интеллектом Герасима, который с Муму, стали элитой России? (На экранетелевизора «высший свет» выглядел именно так.) И как могло случиться, что образжизни и времяпрепровождение этой группы людей – любому мало-мальски образованномучеловеку во всем мире, включая Российскую Федерацию, представляющиеся чудовищными– рекламируются на весь мир?
 Это оченьопасная ситуация. далеко не безобидная для страны. Поначалу, наверное, на заре,так сказать, перестройки, «высший свет», показанный в фильме, был игрой в великосветскоеобщество, вроде игры потешными полками Петра Великого в армию. Но постепеннотак называемый «московский бомонд» стал считать себя таковым взаправду – и стал!
 …Случайиз моего опыта недавнего пребывания в столице России. На одном из престижныхбанкетов выделялись две девушки, подчеркнуто непристойно целовавшиеся друг с другом, всеми возможными и невозможными способами подчеркивая пылкие отношения.Случайно я оказался с ними через несколько дней в неком более чем приличномдоме, но там эти же девушки вели себя совершенно достойно, настолько, что их манеры не показались бы недостаточно светскими в салоне Анны Павловны Шерер.Улучив момент, я спросил: «Скажите, девчонки, зачем вы так вызывающе вели себяне далее как вчера там-то и там-то?» Ответ знаменателен: «Если мы будем вестисебя как сегодня, то там, наверху, мы никому не будем интересны и никому не будем нужны. Вот и приходится»…
 Нужны лиеще комментарии?
 Так что жесегодня является высшим светом России? Кто лучшие люди ее? Кто элита? Если онаподобна той, которая показана в фильме, это может вызвать только два чувства:ужас и омерзение. Тогда как естественными на протяжении по крайней мере полуторавеков во всем мире чувствами, возникавшими при мысли о лучших людях России,были восхищение и восторг.
 К счастью,ситуацию можно поправить. Ибо на Руси, как и пятьдесят, и сто пятьдесят летназад, великое множество замечательных интеллектуалов, творцов, людей созиданияво всех мыслимых и немыслимых областях, специалистов высочайшего класса. Традициявоспарять мыслью, идущая отчасти от Православия, отчасти из традиционного многонационального«русского духа», всегда обращенного в небо, неистребима. Люди той же породы,кто со времен салонов, в которых блистал Пушкин, были высшим светом и лицомРоссии, по-прежнему существуют и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и в другихгородах. Но для того, чтобы они, а не эпатирующие существа, стали высшим светомМосквы, сегодня нужна ни много ни мало революция. Не экономическая, а духовная.Не передел собственности, а передел духа.
 К истинномуперевороту в элите должны быть приложены усилия, включая правительственные –ведь уважение к людям науки и искусства, композиторам и скрипачам, инженерами космонавтам, писателям и народным умельцам при большевиках не само по себеупало с неба. Между учеными и инженерами, с одной стороны, то есть теми, ктов цивилизованном обществе приносит львиную долю валового дохода страны, и теми,кто распоряжается деньгами и у кого они есть, сегодня в России стоит непреодолимыйбарьер, который необходимо смести. Общественное уважение и пиетет к людям, которыесозидают, по сравнению с таковым к тем, кто великосветски «балдеет», должнобыть восстановлено. В противном случае России грозит превращение не только в страну третьего мира, но и во вселенский притон. Что дико, противоестественнои противоречит всему ее историческому пути.

Юрий Магаршак
«Время новостей»

 
Церковь и общество

Мэром Киева стал представитель одной из харизматических сект

 Член секты«Слово жизни», известной также под названием «Посольство Божие»,банкир Леонид Черновецкий стал мэром украинской столицы. Генеральнаяпрокуратура Украины попыталась расследовать дела этой религиозной организациии самого банкира-сектанта, но за него вступились известные украинские депутаты.

 
Церковь и общество

День неверия? Исторический смысл дня 1 Апреля…

 Считается,что ещё с языческих времен установился обычай устраивать 1 апреля различныешуточные обманы и розыгрыши, побуждающие людей в этот день никому не веритьна слова, у нас даже до сих пор бытует присловье «первого апреля – никому не верю», тогда это относилось к 1 апреля по Юлианскому календарю, которое теперьсоответствует 14-му нового стиля.  Историческихсведений о том, что был такой языческий праздник, неизвестно.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс