Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Правящие элиты стран, являющихся лидерами мировой экономики, в эпоху всемирной глобализации озабочены проблемой сохранения своей исторической памяти и национальных традиций. К сожалению, в нашей стране в силу разрушительных процессов 80–90-х годов прошлого столетия сложилась такая ситуация, которая характеризуется разрывом духовных связей между поколениями, стиранием исторической памяти, ослаблением семейных традиций, размытостью нравственных категорий.
Этому во многом способствует пропаганда поп-культуры в средствах массовой информации, засилие на кино- и телеэкранах низкопробных западных фильмов, в которых культивируется насилие, грубая сила.
На устранение и сглаживание этих тенденций направлена деятельность «Этнокультурного центра «Многая лета», основанного в Екатеринбурге в 2000 году. Идея его создания принадлежит супругам Нестеровым, много лет занимающимся фольклором и педагогической деятельностью. Юрий Михайлович Нестеров – сегодня мой собеседник.
- Юрий Михайлович, как возникла идея создания Центра?
- Этому предшествовала большая кропотливая работа совместно с моей супругой Юлией Александровной. Большой экспедиционный опыт по сбору народного фольклора, опыт работы с детьми, а также проживание в разных регионах России позволили нам создать авторские образовательные программы «Основы этнической культуры» и «Народная борьба как элемент этнокультурного образования». Позднее они вошли в программно-методический комплект специальной программы «Этнокультурное образование», утвержденной в 2003 году Министерством образования Свердловской области, на реализацию которой и направлена работа Центра.
- «Визитной карточкой» этнокультурного центра можно назвать фольклорный ансамбль «Багренье», идейным и художественным руководителем которого Вы являетесь. Что собой представляет этот коллектив?
- Сам я начал заниматься фольклором довольно давно, в 1985 году был одним из создателей и солистов сейчас уже известного московского фольклорного ансамбля «Казачий круг». Из столицы пришлось уехать, но начатую работу оставлять не хотелось, тем более что был уже накоплен богатый материал. Поэтому «Багренье» – это не просто фольклорный коллектив, который дает концерты. На протяжении многих лет он является творческой лабораторией по изучению и возрождению традиционной песенной культуры казачества.
- Юрий Михайлович, но ведь на Среднем Урале казачество не имело столь широкого распространения, чтобы оставить потомкам свои традиции и обычаи.
- А мы и не ограничиваемся только территорией Урала, большим творческим потенциалом являются песни Дона, Кубани, Терека. В репертуаре нашего ансамбля есть немало редко исполняемых произведений, таких как духовные стихи, старины о первых русских богатырях: Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Садко. А также исторические, походные, строевые, лирические, плясовые и шуточные песни.
Участники ансамбля бережно сохраняют архаику, этнографичность звучания и диалекта, сочетая их с современным исполнением. Они принимали участие во многих фольклорных экспедициях по Уралу, Дону, Кубани, русскому Северу.
- А как родилось название ансамбля, и какой смысл оно содержит в себе?
- Название «Багренье» было взято коллективом после выпуска первого сольного одноименного компакт-диска в 1995 году. «Багренье» — способ коллективного подледного лова осетровых рыб уральскими казаками с помощью багров. Для участников ансамбля – это способ артельного проживания в народной культуре, способ совместного действия, усилий, направленных на достижение общей цели.
- Юрий Михайлович, расскажите, по каким «законам» строится концертная деятельность вашего коллектива?
- В творческом потенциале фольклорного коллектива, живущего календарным кругом народных праздников, есть песни и обряды «святочного», «масленичного» циклов, песен Великого поста, Пасхи, Троицы, Купалы и других православных праздников. В соответствии с этим и формируется репертуар выступлений. Исполнение песен в основном а-капелла (без музыкального сопровождения), но также используются и народные инструменты: балалайка, гармонь, бубен, гусли, гитара.
- Я знаю, что нередко к вам обращаются за помощью в проведении православных праздников…
- И не только праздников. В последнее время мы нередко принимаем участие и в проведении традиционной русской свадьбы. В активном багаже нашего коллектива много игр, танцев, народных забав, что позволяет его участникам разнообразить формы своих выступлений и аудиторию: дети, подростки, взрослые, пожилые люди.
- Многолетняя деятельность коллектива уже дала какие-то результаты, о которых можно говорить как об определенных итогах работы?
- Я считаю, что неплохим итогом последних лет в собирательской, исследовательской и исполнительской деятельности ансамбля «Багренье» явился выход в 2004 году в свет нового, уникального в своем роде, диска песен уральских казаков «Ты, раздольице мое широкое». Это явилось поводом к приглашению коллектива на Международный фольклорный фестиваль в город Попрад, Словакия, который проходил в июле-августе 2004 года.
- Расскажите о концертных программах ансамбля.
- Их можно условно разделить на четыре направления. «Песни, создавшие Россию» – включают в себя исторические песни; само название «Преданья старины глубокой» говорит о том, что в этой программе собраны былины, исторические песни, легенды. Духовные стихи и песнопения широко представлены в концертной программе «Поле духовной брани». Походные, лирические и шуточные песни – в программе «Полно вам, казаченьки, горе горевать». Но только концертами деятельность ансамбля не ограничивается, формы выступлений более разнообразные: концерт, концерт-лекция, вечорка, вечеринка, православный или народный праздник.
- Юрий Михайлович, «Багренье», конечно, очень яркий, но далеко не единственный коллектив Этнокультурного центра «Многая лета». Было бы несправедливо не рассказать о других творческих объединениях.
- На сегодняшний день структуру Центра составляют фольклорный ансамбль «Багренье», детский историко-этнографический театр «Ратибор», детско-юношеская экспедиция «Былина» и четыре студии: «Вьюнчик», «Золотые ворота», «Берегиня» и «Лад».
- Мы уже отмечали, что целью деятельности Центра является физическое и духовное развитие детей, а также реабилитация личности с опорой на этнокультурное наследие России. Отсюда вытекают и задачи вашей деятельности?
- Среди основных задач Центра – возвращение этнокультурных ценностей в повседневную жизнь человека; создание культурно-досугового пространства, объединяющего интересы разных поколений; восстановление традиционного социального статуса мужчины и женщины; воспитание ответственности за свое здоровье и жизнь; усиление семейных традиций. Созданные объединения и клубы как раз и призваны решать поставленные задачи.
К примеру, историко-этнографический театр «Ратибор», объединяющий мальчиков и юношей от 8 до 25 лет, ставит своей целью гармоничное развитие на основе традиционной мужской культуры, историко-патриотическое воспитание, развитие творческих способностей в сфере народной культуры, возвращение осознания роли мужчины как творца в мирное, и как защитника – в военное время.
- Наверное, это особенно актуально сейчас, когда в большинстве российских семей в воспитании детей преобладает женские начало, немало имеется у нас и неполных семей, в которых воспитание мальчишек ложится на женские плечи…
- Действительно, мальчишек должны воспитывать мужчины, и не столько нравоучениями, сколько личным примером. Все это можно найти в историко-этнографическом театре. Деятельность «Ратибора» включает в себя изучение русской традиции рукопашного боя, изготовление военно-исторического костюма (доспехов и вооружения), освоение казачьих традиций, песен, былин, мужской пляски, обучение выживанию в естественных природных условиях и экстремальных ситуациях, в общественном социуме и многое другое. Руководители театра и Центра учат будущих мужчин продолжать традиции православного воинства, быть сменой, достойной славы Пересвета, Александра Невского и Суворова.
Занятия с детьми проводятся в различных формах: это и традиционные для театра репетиции и выступления, и ролевые игры на природе, и проведение праздников, и экскурсии этнокультурного содержания, и разнообразные пешие, водные, горные, конные походы.
- Этно-экологическая экспедиция «Былина» появилась у вас сравнительно недавно, и мало кто знает о ее деятельности. Давайте остановимся на этом поподробнее.
- «Былина» рассчитана на широкую молодежную и подростковую аудиторию, в летнее время она объединяет десятки школьников и студентов в возрасте от 8 до 25 лет. Подростки под руководством инструкторов оказываются в естественных природных условиях, в экологически чистом месте, на заповедном побережье реки Чусовой. Ребята живут в палатках и шатрах, самостоятельно готовят на костре свежую и полезную пищу. Во время походов они постигают простое и мудрое бытие наших предков, познают радость общения в народном танце, испытывают силу и ловкость в народных играх.
Мальчики и юноши получают навыки работы с деревом – от изготовления немудрящей кружки до постройки шалаша. Девочки и девушки занимаются сообразным для себя делом: шьют народные костюмы, ткут пояса, делают из природного и подручного материала кукол.
Цель «Былины» — воссоздание этнической культурной среды в естественных для нее ландшафтных условиях и обучение поколения, оторванного от природы, выживанию в ней посредством усвоения навыков традиционной культуры. В результате экспедиций школьники и студенты задавались серьезными вопросами: «Как вернуть Чусовой пойменные берега, не позволяющие реке мелеть?» «Можно ли жить, не завися от врачей?», «Как казаки присоединили Сибирь, не зная языков ее многочисленных коренных народов?» и т.д., и старались дать на них обоснованные ответы.
- Юрий Михайлович, а что Вы можете предложить самым маленьким ребятам?
- У нас работает студия «Вьюнчик», деятельность которой направлена на развитие двигательной и эмоциональной сферы ребенка через знакомство с народным творчеством. Ее посещают самые маленькие воспитанники Центра, дети от 3 до 9 лет, которые осваивают на занятиях жанры детского фольклора, народные игры, танцы, песни, — развивают координацию, моторику, слух и речь. Работа студии «Золотые ворота» ставит перед собой более серьезные задачи. Она предназначена для детей среднего и старшего школьного возраста и направлена на воспитание физически здоровой и духовно цельной личности с помощью изучения национального наследия, праздников, народной хореографии.
- Я знаю, что в некоторых ваших студиях занимаются и взрослые люди… Какие это студии?
- Это, прежде всего, «Берегиня», которую посещают и девочки школьного возраста, и девушки, и семейные женщины. Цель ее работы – формирование здоровой воспитывающей среды через природосообразную и нравственно-безусловную игрушку и одежду, изготовленную из натуральных материалов. Студийцы шьют народные костюмы, плетут и ткут пояса, осваивают семейно-бытовой и свадебный фольклор.
Фольклорные праздники, безусловно, связаны с православным календарем. На занятии студии «Лад» являющейся программой профилактики стрессов и эмоциональной реабилитации с использованием фольклорных традиций, дети вместе с родителями проживают годовой календарный круг путем погружения в народную культуру. Деятельность студии «Лад» направлена на возрождение традиции праздников как оптимального способа взаимодействия общины и природной среды и передачи культурного опыта от поколения к поколению.
Профилактическо-диагностическая консультация «Будьте здоровы!» преследует цели создания и оздоровления семей посредством оказания профилактической, диагностической и консультационной помощи врачей-специалистов (диетолог, акушер, педиатр, врач по лечебной физкультуре, а также логопеда-дефектолога, возрастного и семейного психолога.
Занимаясь в едином культурно-досуговом, образовательном и оздоровительном пространстве центра «Многая лета» специалисты консультации отчасти возрождают традиционную для России эффективную практику семейных врачей.
Подводя итоги нашей беседы, можно сделать вывод, что Этнокультурный центр «Многая лета» возрождает национальную систему ценностей – оптимальный инструмент, необходимый для существования людого народа. Это – возвращение естественных и ответственных ролей: мужчины – созидателя и защитника; женщины – хранительницы домашнего очага и матери; семьи, ответственной за здоровье и благополучие своих членов и воспитание здорового развитого ребенка; юноши и девушки, гармонично строящих взаимоотношения с людьми и природой, – возвращение традиционных устоев семьи и общины, живущих по законам лада и творчества на основании проверенного веками духовного наследия.
Любой из творческих коллективов, объединений и студий Этнокультурного центра «Многая лета» всегда готов принять в свою крепкую дружную семью новых членов. С вопросами можно обратиться непосредственно к руководителю Центра, Юрию Михайловичу Нестерову по телефону в Екатеринбурге: 330–81–22.
Материал подготовила Лидия Ежкова
Евгений Владимирович Бунтов – автор-исполнитель песен, поэт, музыкант, владеющий многими инструментами – от классических до редких народных. Он не только знаток и ценитель, но и бережный хранитель народных традиций.
Екатеринбург, 6 февраля, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Услышав слова «монастырский архив», сразу представляешь какие-то древние свитки, полуистлевшие рукописи.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.