Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №11 (380) → Православный бард Евгений Бунтов: «Через трудности больше людей приходит к вере, чем к безверию…»

Православный бард Евгений Бунтов: «Через трудности больше людей приходит к вере, чем к безверию…»

№11 (380) / 15 марта ‘06

Искусство и культура

Евгений Владимирович Бунтов – автор-исполнитель песен, поэт, музыкант, владеющий многими инструментами – от классических до редких народных. Он не только знаток и ценитель, но и бережный хранитель народных традиций.

Бывший воин-десантник, принимавший участие в военных действиях на территории Демократической республики Афганистан, а ныне – казак Оренбургского казачьего войска.
Учитывая время и место нашей встречи, которая состоялась в дни, когда в области проходил месячник Защитников Отечества, в нашем разговоре с Евгением преобладала, так сказать, военная тематика.

- Евгений Владимирович, первый вопрос: как Вы пришли в казачество?
- Наверное, страсть к военной службе, к казацкой вольнице была у меня в корнях. Хотя мои предки напрямую и не передавали мне наши традиции, потому что все мы были «обычными советскими людьми» и не хотели выделяться из общей массы своими особыми взглядами на жизнь, историю и культуру страны.
- Но, видимо, то, что заложено «с молоком матери», когда-нибудь, да и дает о себе знать.
- Случилось так, что служить я попал в Афганистан, в разведку воздушно-десантных войск, и с тех пор интересуюсь воинской культурой вообще и русской в частности. Этот интерес к нашим корням, к народной культуре и привел меня к традициям лучших российских воинов. А это, конечно, казаки.
Думаю, что не открою большой военной тайны, если скажу, что казачьи методы выживания в экстремальных условиях, способы ведения разведки, рукопашного боя и другие навыки служивой жизни до сих пор применяются в российских войсках. Причем, в таких элитных, как отряды специального назначения, разведка, десантные дивизии.
И основные солдатские заповеди на войне сохраняются те же самые – казачьи. «Нет больше чести, чем живот положить за други своя» – то есть сам погибай, а товарища выручай. Я не раз сталкивался с такими ситуациями во время боевых действий в Афганистане, немало о подобных случаях самопожертвования наших солдат рассказывали знакомые ребята, которые проходили службу на территории Чечни.
- Какой образ казака представлялся Вам прежде чем Вы сами стали казаком, и насколько он соответствует Вашему сегодняшнему представлению о казачестве?
- Для меня казак всегда являлся и является образом самого крепкого русского воина, всегда стоявшего за веру, за царя-батюшку до конца. А нам надо брать из истории своего народа все самое лучшее.
К тому же у меня подрастают два сына – казака, и я хочу воспитать их в лучших народных и боевых традициях. А это опять же – традиции казачества.
- Вы считаете, что традиции казачества, в том числе и культура, намного отличаются от русской народной культуры?
- Нет, что Вы! Традиционная русская народная и казачья культура это – единое целое. У нас на Урале это особенно заметно. Здесь издревле перемешаны не только кровь людей многих национальностей, но и их самобытный уклад, этнические традиции, культура. Я повторюсь, но считаю, что у всех наших предков нужно брать все самое лучшее. И если это лучшее, веками создаваемое и возделываемое, есть в казачьей культуре – мы должны брать у казаков; в крестьянской культуре – у крестьян. Хотя строгих разграничений этих понятий не существует. Например, наши уральские казаки умели и землю хорошо пахать, и станичное хозяйство вести, умели и хорошо воевать.
- Евгений Владимирович, Вас нередко называют православным бардом. Действительно, в Ваших песнях имеется немало обращений к Богу, размышлений о смысле жизни, о человеческой миссии на земле, много говорится о любви друг к другу, о раскаянии и умении прощать… Как Вы сами пришли к вере?
- Через беду пришел. На войне. Беда – ведь она одних приводит к вере, других – к безверию, одним дает надежду, а другим – полную апатию ко всему происходящему. Хотя к вере, к надежде через беду приходит, наверное, большее количество людей, чем к безверию.
То, что есть у человека, что заложено внутри, то и раскрывается в сложных, тяжелых обстоятельствах, особенно на войне. Вот говорят: «Война калечит» – но это не совсем так. Просто на войне каждый становится тем, кем он должен был стать. И никаких чудес! Если в тебе было одно зернышко хорошего, оно взрастало огромным полем. Если была маленькая червоточина – превращалась в огромную язву. Что было заложено в человеке Богом, родителями, обществом, – то и всходило. Но поскольку в мире больше людей хороших, то и на войне в людях больше раскрывались хорошие качества.
Вот и ко мне так вера пришла. Не совсем естественным путем, а через беду. А когда после Афганистана я начал интересоваться традиционной русской культурой, в том числе и воинской, то без труда обнаружил, что и пост, и молитва издревле входили в систему боевой подготовки русских ратников. Без веры нет православного воина, нет русского человека.
- Евгений, многим известно, что сейчас Вы более занимаетесь народной музыкой, фольклором, казачьими песнями и танцами, нежели боевыми искусствами.
- А одно от другого неотделимо. Мужской пляс – это боевой пляс. Про казачий и говорить нечего – это совершенно боевой пляс. Еще раз особо отмечу, что здесь нельзя ничего разделять. Песня, пляска, молитва, бой – все единое целое. Нельзя из целого вытащить что-то одно, иначе рассыплется и все остальное.
Казак все должен уметь делать: и плясать, и петь, и воевать, и работать. Если вернуться к этой полноте жизни, к народной нашей гармонии взаимоотношения между людьми и людьми с природой – можно еще выжить.
Возьмем, например, песню. Нашу казачью песню. Это же такое сплочение людей, такое взаимодействие!… Еще до боя. Сплетающаяся многоголосица – как раз та самая боевая слаженность, и отрабатывается она в песне на очень тонком уровне. У нас великие корни и огромное наследство! Нам это еще не поздно подобрать и взять на вооружение, сохранить и приумножить. Иначе нам не выдержать в нынешней войне. Культурной войне, которая давно ведется против России. И только наши традиции способны привить человеку культурный иммунитет, которого просто нет у современной молодежи.

Добавим, что сам Евгений Владимирович Бунтов давно находится на переднем крае этой необъявленной войны и прививает детям и подросткам этот «иммунитет». Прививает своей любовью к Родине, своим искусством, своим желанием поделиться с людьми самыми светлыми и чистыми помыслами и делами. Его нередко можно увидеть в школах, летних лагерях, на концертных площадках и в небольших залах, в больничных палатах и православных храмах.
Большое количество различных инструментов, которые Евгений Бунтов непременно привозит на каждый свой концерт, вызывают живой интерес у зрителей. После выступления и ребята, и взрослые всегда с восхищением разглядывают невиданные ими доселе народные инструменты. К примеру, казачью колесную лиру (рылю), под которую Евгений исполняет многие казачьи песни. О ней и о цикле казачьих песен Бунтова можно особый материал писать. Окарина (или свистулька), варган, кугиклы, гусли – это далеко не полный набор инструментов. Виртуозную игру на которых демонстрирует зрителям музыкант-фольклорист.
В прошлом году Евгений принимал участие в фестивале русской старины в Ярославле. Вернулся оттуда с противоречивыми чувствами. «Мы многое потеряли из русской народной культуры, – но не безвозвратно, – говорит автор-исполнитель. – У нас у всех должно быть чувство принадлежности к русской культуре. Я на своих концертах хорошо вижу положительное воздействие народных инструментов на людей: живой огонек у них в глазах зажигается. Душа встречает свое – то, чего была лишена много лет».
Конечно, отдельные люди, даже такие инициативные и деятельные, как Евгений Владимирович Бунтов, решить проблему с возрождением и сохранением народной культуры не могут. Это – совместное дело педагогов детских дошкольных учреждений, школ, родителей. Особенно родителей, потому что большая часть духовно-нравственного воспитания ребенка проходит именно в семье.
«Когда вся семья живет по одним законам, традициям, тогда и возникают в ней хорошие и крепкие взаимоотношения. Если на праздник – то всей семьей, на молитву – всей семьей, на трапезу или на работу по хозяйству – тоже всем вместе. В этом и зарождается наша русская соборность, – говорит Евгений Бунтов. – Поэтому-то и стараются наши духовные враги уничтожить традиционную семью, а также веру и культурное наследие русских людей. Вынуть частицу из целого, и все – народа нет! Рассыпался народ, получилась толпа, с которой потом можно делать все, что хочешь».
Евгений убежден, что именно Православие играет огромную роль в укреплении семьи. «Что же это за семья, если муж, скажем, православный казак, а жена – какая-нибудь кришнаитка? Что же тогда достанется детям? Каша какая-то получится. В семье нужно всей душой стремиться к христианским ценностям. Даст Бог, не даст такое единство в вере, но стремиться к этому нужно».
У Бунтовых настоящая русская казачья семья. Такие крепкие православные семьи составили основу народного фольклорного ансамбля «Перезвон», который хорошо известен жителям нашей области своим православным репертуаром и многочисленными выступлениями в разных городах и селах на многих православных праздниках. Несколько лет занимаются в ансамбле вместе с детьми и внуками семьи Паркулаб, Новоселовых, Шестоперовых, Бунтовых. И каждый их концерт – подтверждение всему, о чем было сказано выше.

Материал подготовила Лидия Ежкова

 

В других номерах:

Социальное служение

В екатеринбургской больнице №14 началось строительство храма

 Екатеринбург,14 марта, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».В Екатеринбургской епархии существует немало храмов и молитвенных комнат, открытыхпри лечебных учреждениях: В самой уральской столице, в городах Первоуральск,Тавда и других.

 
Искусство и культура

Возвращение этнокультурных ценностей в повседневную жизнь человека — главная задача центра «Многая лета»

Правящие элиты стран, являющихся лидерами мировой экономики, в эпоху всемирной глобализации озабочены проблемой сохранения своей исторической памяти и национальных традиций. К сожалению, в нашей стране в силу разрушительных процессов 80–90-х годов прошлого столетия сложилась такая ситуация, которая характеризуется разрывом духовных связей между поколениями, стиранием исторической памяти, ослаблением семейных традиций, размытостью нравственных категорий.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс