Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №5 (374) → Конец либерализма и консервативные ценности

Конец либерализма и консервативные ценности

№5 (374) / 1 февраля ‘06

Церковь и общество

 В последнее время начинают всерьез обсуждаться те или иные варианты распада РоссийскойФедерации, констатируются миграционный бум, рост сепаратистских настроений,демографический кризис русского населения и другие устрашающие явления. Всеэто происходит на фоне действительной или мнимой политической стабильности,постепенного (хотя и крайне медленного) роста благосостояния, очевидного и безспорногоукрепления Церкви, оздоровления некоторых сфер общественной жизни.

Общим местомв «критике» сегодняшнего дня является отсутствие общественного консенсуса –то есть, разъединение различных регионов, народов, социальных групп, отсутствиеобъединяющих идей и проектов; констатация, что в России отсутствует национальнаяидея.
 Либералы,ресурс которых исчерпан и дело которых в нашей новейшей истории завершено (дажеесли они думают об этом иначе), подарив нам частную и общественную свободу,не выдвинули ни одного объединительного проекта. Возможно, это и не входилов их задачу. В таком случае они должны признать этот факт и расчистить площадку,поскольку ближайшие годы – это годы именно объединительных, общенациональныхпроектов. Либералы сегодня пытаются говорить, что никакой объединительный проектв современных условиях попросту невозможен.
 Между тем,социологические опросы дают несколько иную картину.
 Воспользуемсянекоторыми статистическими данными независимого исследования, проведенного агентством«Медиамарк». Вопрос: «Нужен ли нам «свой путь», самобытное развитие или мы должныпойти путем других стран?» – дал практически однозначный ответ: 79% респондентовсчитают, что Россия должна идти своим путем. Для сравнения: путь западной демократиипривлекает 11%, а путь развития стран Азии – всего 2% населения. 8% затрудняютсяответить на такие вопросы.
 Очевидно,что самобытный путь развития, согласующийся с нашей историей, объединяет подавляющеебольшинство российского населения. Почему же именно это не может являться пресловутойнациональной идеей, объединяющей общество?
 Либералытрадиционно критикуют великодержавную идею, а при этом часто говорят об отсутствииу современных русских патриотизма, сплоченности. Данные независимого опросаполностью опровергают эти пропагандистские ми-фы. «Выражение патриотизма, –отмечается в исследовании, – у россиян является ярко эмоционально окрашенными состоит из трех основных элементов – любви к Родине, убежденности в ее державномвеличии и чувстве личной принадлежности к ней». На самом деле, как видно из опросов, убежденность в особом пути России – это тоже основная, четвертая составляющаяроссийского патриотизма.
 Итого мыимеем 81 % населения, любящих свою Родину, отождествляющих себя с ней и убежденныхв ее особом пути и державном величии. К этой группе, разумеется, нужно добавитьнесколько маргинальных, ещё более правых патриотов: сознательных православныхнационалистов, считающих, что Россия – Богом избранная страна (1%), патриотическинастроенных интеллигентов, считающих Россию «самой духовной страной» (3%) и собственно националистов, для которых наиболее приемлем лозунг «Россия всё,остальное – ничто!» Их, вопреки страшилкам СМИ про коварных «скинхедов», совсемне много в России – всего 4%. Итого мы имеем 89% патриотически настроенных граждан,дорожащих Россией, готовых и дальше делить со своей великой Родиной ее непростойисторический путь. Опять же для сравнения: популярные среди либералов-циниковмнения о том, что патриотизм – лишь орудие в борьбе за власть, а среди либералов-русофобов,что патриотизм в России лицемерие, ложь, проповедь национального превосходствасоставляют всего 9 %. При этом затрудняются ответить на вопрос о патриотизмевсего 3% населения – это значит, что гражданская активность, на самом деле,сегодня очень высока.
 Власть, еслитолько ей это будет надо, легко сплотит подавляющую часть населения. Этого от нее и ждут, поскольку официальный курс на демократию поддерживается только маргиналами,которых 5–11%. 73 % населения от власти ждут пропаганды национальных ценностей – духовных, нравственных и культурных.
 Таким образом,вопреки расхожим мнениям, общественный консенсус сегодня в России есть, и нациявполне может объединиться на следующих основаниях:
 1. У Россииособый путь.
 2. Россия – великая держава.
 3. Россияобладает уникальными духовными, культурными и нравственными ценностями.
 Все эти идеилегко объединяются понятием консерватизм. Исследование агентства «Медиамарк»приводит к совершенно определенному выводу: «Абсолютное большинство гражданРоссии разделяет консервативные ценности: крепкое государство, национальныеинтересы, производящая экономика, русские традиции, нравственность…» Очевидно,что русский консерватизм сегодня и есть ее национальная идея, консервативныеценности – предмет консенсуса государства, общества и Церкви.
 Однако, ситуацияпарадоксальна: при абсолютном консерватизме населения, российская государственностьпо-прежнему, на уровне деклараций и намерений, а также, что существеннее, в своей экономической политике придерживается либеральных ориентиров. То есть,пытается действовать против умонастроения собственных граждан. Понятно, что такое положение не может сохраняться долго. Либо общество должно сдвигатьсявлево, либо государство все больше праветь. И поскольку первое представить довольносложно: неуклонный сдвиг вправо происходит все последние 15 лет, то остаетсявторое. Консерватизм – это абсолютный императив правящей власти в России, кто бы ее ни представлял.
 Ещё одиночевидный дисбаланс: при консерватизме абсолютного большинства населения в Россиисохраняется абсолютное господство либеральных СМИ. Естественно, при таком положениивещей не может выполняться одно из основных (и вполне здравых) требований либерализма:равноправность всех точек зрения. Можно ли говорить о равноправии, когда на ежедневное либеральное промывание мозгов в печати и на телевидении отвечаютнесколько интернет-сайтов? Ясно, что сегодня как воздух необходимы, по крайнеймере, одна общенациональная консервативная газета и один общенациональный консервативныйтелеканал. Только их наличие могло бы решить массу кажущихся нерешаемыми проблем.Можно не сомневаться, что со временем появятся и то и другое. Но здесь весьвопрос – во времени.
 Консерватизмкак общественная идеология возникает в конце XVIII-начале XIX века сначала в России (во время правления наиболее либеральной из всех государей того времени – Екатерины Второй), а затем вскоре в Европе. Консерватизм изначально был реакционен – реагировал на те изменения в традиционной структуре общества, которые вызывались«просвещенными» реформами, а потом Французской революцией. Цель консерватизмабыла и остается всегда –— сохранить, сберечь, преумножить традиционные ценности,и остановить, затормозить, заморозить процессы, обозначенные в святоотеческойтрадиции как апостасия, отступление мира от Христа, и, аще возможно – перейтив контрнаступление, начать контрреформацию, контрреволюцию.
 Именно этиобстоятельства делают консерватизм как идеологию наиболее близким тем мировоззренческимпозициям, которые выражает Церковь. Интересы Церкви и широких слоев общества,выступающих за консервативные ценности, практически совпадают. Безусловно, Церковьне может быть инструментом консервативной политики (например, не может взятьна себя цензуру всей печатной продукции, – этим должно заниматься общество),но она не может и оставаться совершенно в стороне от политики. Судьбы ПравославнойЦеркви, а значит, и всей русской и мировой истории, сегодня решаются не тольков монашеских кельях и на приходах, но и на страницах газет, журналов, в телевизионныхстудиях – везде, где звучит и откуда доносится Слово.

Илья Бражников

Православие.ру

 
Церковь и общество

Митрополит Кирилл обратился с открытым письмом в адрес госсекретаря США

 В связи с опубликованием Государственным департаментом США Доклада о религиознойсвободе в России 8 ноября 2005 года председатель Отдела внешних церковных связейМосковского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл обратилсяс открытым письмом в адрес государственного секретаря США госпожи КондолизыРайс, сообщает Служба коммуникации ОВЦС МП.«Государственному секретарюСоединенных Штатов Америкигоспоже Кондолизе РайсУважаемая госпожа Райс! Отделомвнешних церковных связей Московского Патриархата проведено изучение ДокладаГосударственного департамента США о религиозной свободе в России за 2005 год.

 
Церковь и общество

В Симферополе Крещение отметили крестным ходом и военным салютом

 19января в Симферополе в честь Крещения Господня сотни верующих совершили Крестныйход. На время движения процессии в центре города было остановлено движение,а наблюдающие за шествием водители и пассажиры маршруток читали молитвы и крестились,передает корреспондент «Нового Региона».

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс