Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №5 (374) → Митрополит Кирилл обратился с открытым письмом в адрес госсекретаря США

Митрополит Кирилл обратился с открытым письмом в адрес госсекретаря США

№5 (374) / 1 февраля ‘06

Церковь и общество

 В связи с опубликованием Государственным департаментом США Доклада о религиознойсвободе в России 8 ноября 2005 года председатель Отдела внешних церковных связейМосковского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл обратилсяс открытым письмом в адрес государственного секретаря США госпожи КондолизыРайс, сообщает Служба коммуникации ОВЦС МП.

«Государственному секретарю
Соединенных Штатов Америки
госпоже Кондолизе Райс

Уважаемая госпожа Райс!

 Отделомвнешних церковных связей Московского Патриархата проведено изучение ДокладаГосударственного департамента США о религиозной свободе в России за 2005 год.

Мы отдаем должное кропотливой аналитической работе по сбору и обработке информации,которая постоянно ведется возглавляемым Вами ведомством в этой сфере и сожалеемоб отсутствии в России аналогичного интереса к ситуации в США. Одновременнохотелось бы высказать ряд принципиальных замечаний.
 Прежде всего,абсолютно беспочвенным видится утверждение, что Русская Православная Церковьпо «статусу приближается к государственной». Надо заметить, что Русская ПравославнаяЦерковь полностью отделена от государственного аппарата, наши священники не участвуют в деятельности органов государственной власти, политических партийи движений. Это, наряду с отсутствием государственного финансирования религиознойдеятельности, является красноречивым свидетельством независимости Церкви от государства.
 Факт предоставленияСвятейшему Патриарху Алексию II почетного места во время выступления ПрезидентаРоссийской Федерации с посланием Федеральному Собранию Российской Федерациине порождает каких-либо конкретных последствий в церковно-государственных отношениях.Хотел бы заметить, что в разных странах основным источником протокольных нормслужат обычаи, отличающиеся многообразием. Традиционно протокол особо выделяетлиц, пользующихся особым авторитетом и почтением среди граждан. Это могут бытьнациональные герои, деятели науки и искусства, спортсмены, религиозные лидеры.Отмена этих правовых обычаев в сфере протокола приведет лишь к потере самобытности,являющейся ценным наследием для любого народа, а не к соблюдению принципов равноправия,автоматическое применение которых здесь неуместно. Кстати, подобные подходыиспользуются и при организации молитвенных завтраков в США.
 Более того,наша Церковь вовсе не стремится к получению статуса государственной — вывод,к которому можно прийти, изучив Доклад. Напротив, на основании собственногоисторического опыта мы убедились в необходимости выстраивания партнерских отношенийс государством, основанных на взаимовыгодном сотрудничестве в интересах всегообщества. Такие отношения предполагают заключение соглашений с государством,которые создали бы надлежащую правовую основу для социального служения Церкви.Поэтому странно, что в Докладе сам факт заключения соглашений рассматриваетсякак свидетельство огосударствления Церкви. Практика соглашений с религиознымиорганизациями, распространенная во многих странах, как нельзя лучше определяетравноправный, или близкий к таковому, статус договаривающихся сторон. Эти соглашенияне являются закрытыми – их тексты могут быть легко получены в соответствующихцерковных и государственных учреждениях. Отсутствие таких соглашений у некоторыхдругих действующих в России религиозных организаций не является дискриминацией.
 К сожалению,еще далеко не во всех сферах государство пошло на установление с Русской ПравославнойЦерковью таких отношений, которые способствовали бы наилучшей реализации религиозныхсвобод граждан. Так, до сих пор отсутствуют регулярная капелланская служба в армии и местах заключения, институт посольских священников. Многие военнослужащие,заключенные, дипломаты лишены возможности реализовать свою религиозную свободув нормальных условиях. При этом институт капелланства, как показывает опыт СШАи других государств, не противоречит принципу отделения Церкви от государства.
 Разумеется,в России есть проблемы с реализацией религиозной свободы. Ведь отношения в этойсфере приходится заново выстраивать после десятилетий государственного атеизмаи открытой борьбы против всех верующих.
 Например,ситуация с выставкой «Осторожно: религия!» стала явным примером разжигания религиознойрозни и оскорбления чувств верующих людей. Мы выступили против действий организатороввыставки именно потому, что с самого начала видели в ней угрозу общественномупорядку и правам граждан. Нашей целью было не добиться наказания для тех, ктопозволил публичный показ произведений, пропитанных ненавистью к любой религиозностив худших традициях советского времени, а не допустить подобных нарушений гражданскогомира и спокойствия в будущем.
 Убежден,что первопричина этой ситуации – негативное отношение к религии, которое годаминавязывалось тоталитарным режимом через атеистическую систему образования. Чтобыстимулировать уважение к религиозным взглядам, вернуть людям нравственную основужизни, разрушенную в советское и постсоветское время, Русская Православная Церковьуже много лет выступает за введение курса «Основы православной культуры» в школена основе добровольного выбора учащихся и их родителей. Там, где такая практикасуществует, это не привело к межнациональным или межрелигиозным конфликтам.
 Данный предметносит культурологический характер. Его введение имеет целью донести до детейправдивую информацию о роли Православия в истории нашего народа, которая преднамереннозамалчивалась в советской школе, построенной на основе диктата материализма.К сожалению, школьная программа не сильно изменилась с тех пор. Мы считаем,что преподавание школьных предметов с позиций материализма является нарушениемправа родителей на обучение детей в соответствии с их мировоззренческими взглядами.Кроме того, очевидно: дети, получившие знания о православной культуре в школе,в соответствии с желанием большинства родителей, получат возможность бесконфликтножить в современном поликультурном обществе. Поэтому нам трудно понять, почемувозникшие проблемы с поддержкой курса Основ православной культуры на федеральномуровне называются в Докладе Государственного департамента США за 2004 год достижениемв области религиозной свободы, и в настоящем Докладе оцениваются сходным образом.
 В Докладемного внимания уделяется отношениям между Русской Православной и Римско-КатолическойЦерквами. Убежден, что те затруднения, которые, к сожалению, возникают в нашихотношениях, — яркое свидетельство подлинной свободы, которой пользуются представителирелигиозных объединений в России: каждый волен действовать по своему усмотрению,но действия одних могут иногда вызывать несогласие других. Современное положениедел в нашей стране дает возможность решать межконфессиональные проблемы без всякого вмешательства извне в процессе конструктивного диалога.
 Нас такжеудивило, что в Докладе говорится об отсутствии «движения по продвижению межрелигиозногодиалога». Межрелигиозный совет России, созданный при нашем активном участии,является эффективной формой сотрудничества традиционных религий России: православия,ислама, иудаизма и буддизма. Лидеры указанных религий сотрудничают в решенииважнейших для нашего общества проблем. Истинное единство Межрелигиозный советпродемонстрировал в отношении к террористической угрозе, обличив использованиетеррористами религиозных идей в человеконенавистнических целях, противных любойрелигии. Пример добрых отношений между религиозными лидерами является дополнительнымфактором стабильности, терпимости и взаимного уважения в обществе.
 Достоверностьи ценность любой аналитической работы зависит от выбора источников информации,которые использованы для ее составления. Вынужден констатировать, что авторыДоклада обратились к организациям, которые не обладают достаточным знанием религиознойситуации в России или представляют интересы узких групп, а не формирующегосягражданского общества в целом. Такой подход видится контрпродуктивным. Замечу,что Русская Православная Церковь, обладающая значительным авторитетом в российскомобществе, по своему статусу является неправительственной организацией и с этихпозиций может доводить свой взгляд на ситуацию с религиозной свободой в Россиидо мирового сообщества. Однако, к сожалению, мы не получали каких-либо запросовот составителей Доклада.
 Убежден,что ознакомление с проводимой нашей Церковью работой и привлечение более широкихинформационных и общественных ресурсов могло бы придать большую информативностьи точность Докладам о религиозной свободе Государственного департамента США.

С уважением,
Председатель Отдела внешних церковных связей
Московского Патриархата
митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл».

Патриархия.ру

 
Архипастырь

Владыка Викентий освятил воду озера Шарташ

 Екатеринбург,19 января, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».На екатеринбургском озере Шарташ сегодня в десятый раз проходит празднованиеКрещения Господня.

 
Церковь и общество

Конец либерализма и консервативные ценности

 В последнее время начинают всерьез обсуждаться те или иные варианты распада РоссийскойФедерации, констатируются миграционный бум, рост сепаратистских настроений,демографический кризис русского населения и другие устрашающие явления. Всеэто происходит на фоне действительной или мнимой политической стабильности,постепенного (хотя и крайне медленного) роста благосостояния, очевидного и безспорногоукрепления Церкви, оздоровления некоторых сфер общественной жизни.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс