Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №3 (372) → Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл: «О богоявлении – Крещении Господнем»

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл: «О богоявлении – Крещении Господнем»

№3 (372) / 15 января ‘06

Духовные поучения

 О детских годах Иисуса достоверно известно весьма немногое. В сущности, речь идето единственном эпизоде, рассказанном евангелистом Лукой.

Это повествование о том, как Иосиф Обручник, Дева Мария и отрок Иисус совершили паломничество в Иерусалим и посетили храм.
 Из Евангелиймы знаем также об Иоанне – великом Пророке, Предтече и Крестителе Господнем,ровеснике Его и сроднике по плоти. Отцом Иоанна был ветхозаветный священникЗахария, а матерью – родственница Пресвятой Девы Марии Елизавета.
 Иоанн былчеловек праведный. Он рано удалился в Иудейскую пустыню и вел там жизнь аскетаи подвижника, питаясь только тем, что давала ему пустыня. Впоследствии Иоаннсделался знаменит среди иудеев своей удивительной проповедью, в которой призывалнарод израильский к покаянию. Множество людей стекалось на берег Иордана, чтобысвоими ушами услышать этот призыв праведника. И те из них, кто раскаивался в своих грехах, в знак очищения принимали от Иоанна погружение в воды Иордана.Это и было крещение (по-гречески слово происходит от глагола «баптизо»– «погружать»).
 Иоанн крестилкрещением покаяния, которое символизировало обретение чистоты и освобождениеот греха после принесения чистосердечного раскаяния. Некоторые люди, полагавшие,что он не только праведник и пророк, «помышляли в сердцах своих об Иоанне,не Христос ли он» (Лк. 3, 15). Сам же он говорил о себе как о Предтече,то есть о том, кто предшествует Спасителю: «Я глас вопиющего в пустыне: исправьтепуть Господу…» (Ин. 1, 23).
 Приуготовление же пути, в первую очередь, означало приведение людей к покаянию и исправлению.Призывая людей осознать свои грехи, Иоанн умягчал их жестокосердие, подготавливалсоплеменников к восприятию проповеди грядущего вслед за ним Господа Иисуса Христа.Поэтому пророк Иоанн именуется Крестителем и Предтечей Спасителя.
 Вместе с другими людьми Иисус пришел на берега Иордана. Иоанн же, духом прозрев, что перед ним не обычный человек, сказал пришедшему: «Мне надобно креститьсяот Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?»
 И услышалв ответ слова Спасителя: «Так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф.3, 14–15).
 Это означало:делай то, что тебе должно делать. И безгрешный по природе Спаситель вместе с грешниками вступил в воды иорданские, приемля крещение покаяния. И в тот моментИоанну открылось, как через отверзшиеся небеса Дух Божий в виде голубя нисходитна Иисуса. И услышал Иоанн глас Божий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 17).
 Установленныйв честь этого евангельского события церковный праздник Крещения иначе именуетсяБогоявлением, ибо на Иордане произошло явление Троичного Бога людям. Бог Отецявил Себя в голосе, который слышал Иоанн, Бог Сын принимал крещение в водахИордана, Бог Дух Святой «в виде голубя» осенил Крещаемого. Так явленобыло Новозаветное Откровение о Боге – Троице, едином по существу и троичномв Лицах.
 Есть у этогособытия и еще одно важное прочтение: Господь Иисус Христос, не имея на Себеот рождения никакого греха, приходит на берег Иордана в толпе людей, как одиниз многих, и принимает крещение от Иоанна. Христос является народу не как грозноеБожество, нисходящее с небес в блистании молний и грохоте грома, не как всевластныйземной владыка или великий герой, которого людская молва могла бы наделить Божественныммогуществом, но смиренно смешавшись с сонмом кающихся грешников, как Сын Человеческий.И в момент этого уничижения дается Откровение о том, что Иисус есть возлюбленныйСын Божий, на Котором почиет Божественное благоволение.
 Таким образом,Богоявление на реке Иордан и событие крещения открывают нам тайну не толькоСвятой Троицы, но и воплощенного Сына Божия. Иисус Христос есть второе ЛицоСвятой Троицы, обладающее полнотой Божественной природы, но одновременно Он– человек. Как пишет преподобный Иоанн Дамаскин, «один и Тот же Господь нашИисус Христос есть совершенный Бог и совершенный человек». При этом Божественнаяприрода не подавляет и не поглощает человеческую, но обе они сообщают Богочеловеческойличности Иисуса Христа гармоническое единство, сочетаясь неслитно и одновременнонераздельно.
 И, наконец,еще одно весьма важное измерение события крещения. Господь чист, Он не имеетгреха. Зачем же Ему потребовалось войти в толпу кающихся, чтобы исповедоватьгрех, которого на Нем нет, и принять очищение, в котором Он не нуждается? Этопредставляется на первый взгляд лишенным всякого смысла. Однако именно это деяниеСпасителя зримо свидетельствует о цели Его прихода в мир сей: взять на Себягрехи людские и, искупив их безвинной Своею кровью, освободить и спасти родчеловеческий.
 Безгрешныйпришел на Иордан и принял крещение покаяния, свидетельствуя тем самым, что Ончеловек по плоти, что Он один из нас. Будучи безгрешен, Он уподобился последнемуиз грешников, уравнял Себя с падшими и заблудшими, чтобы разделить с ними бремяих прегрешений и подать исцеление их душам.
 В древностиРождество и Крещение праздновались в один день, и праздник этот именовался Богоявлением.В Вифлеемской пещере является миру Сын Божий, а на берегу Иордана в особом виденииоткрывается полнота Триединого Божества.
 Мы знаем,что грех разлучил Бога и человека, Творца и творение. Богоявление – это знакприсутствия Бога в мире, в человеческой истории. Иисусом Христом разрушаетсясредостение, разделявшее Бога и человека.
 Бог сталчеловеком, сделался соприроден человеческому естеству, а значит, и миру сему.Отныне в нем преизобилуют Божественная благодать и Божественная сила. И когдав праздник Крещения мы освящаем воду, то тем самым свидетельствуем великую истинуо всепроникающем и спасительном присутствии Божественной энергии в физическойприроде нашего мира. Святая вода есть великий символ присутствия благодати Божиейв жизни вселенной.

 

В других номерах:

№4 (565) / 22 января ‘10

Духовные поучения

Дружба, влюбленность, любовь

№48 (561) / 22 декабря ‘09

Духовные поучения

Должники

 

Духовные поучения

На заре жизни

 
Духовные поучения

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл: «Начало общественного служения Иисуса Христа»

 Господьприходит на берег Иордана в людской толпе. Это первое Его явление народу.

 
Епархия

В Верхотурском уезде прошли торжества в честь дня прославления святого праведного Симеона

Екатеринбург, 5 января, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». В канун нового года великий праздник пришел на Урал.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс