Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Господьприходит на берег Иордана в людской толпе. Это первое Его явление народу.
Замечательнаякартина русского художника Александра Иванова так и называется: «Явление Христанароду». Первые шаги на великом поприще, первое действие драмы общественногослужения Иисуса Христа. В кондаке празднику Крещения (кондак – одно из молитвословий,отражающее суть праздника) мы находим такие слова: «Явился еси днесь вселенней,и свет Твой, Господи, знаменася на нас». По-русски это будет звучать так: «Сегодняявился всей вселенной, и Твой свет, Господи, запечатлелся на нас».
Посколькуво Христе вся полнота Божественной природы присутствует телесно, это означает,что в явлении Христа миру совершается подлинное Богоявление. Божественная природаСпасителя открывается людям через человеческий облик Иисуса Христа.
Он выходитнавстречу миру не в силе и славе. Как перекликаются Вифлеем и Иордан, тема Рождествас темой Богоявления! Там Спаситель мира благоволит явиться на свет в убогойпастушеской пещере, а здесь Он делает первый шаг Своего общественного служенияв окружении грешников. Безгрешный принимает вместе с ними крещение покаяния.Именно с этого начинается служение Иисуса Христа.
Почему именнос покаяния начинается миссия Христа? Очевидно, потому, что покаяние являетсячем-то сугубо важным для человека.
Ныне упоминаниео покаянии нередко вызывает у человека реакцию отторжения. Одним это представляетсячем-то бесконечно тоскливым. У других покаяние ассоциируется с добровольнойдачей показаний на самого себя, когда жизненные обстоятельства или страх вынуждаютчеловека к явке с повинной.
Однако тотфакт, что Господь именно с проповеди покаяния начал Свое служение людям, свидетельствуетоб особом значении покаяния для жизни человека. Можно сказать, что покаяниеесть основополагающая религиозная истина, некое весьма существенное измерениенашей духовной жизни, без которого полнота человеческого существования остаетсянедостижимой. Мы говорили уже о том, что исполнение Божественного замысла о человеке неосуществимо помимо свободного волеизъявления со стороны людей, что внутреннее содержание Благовещения есть согласие Девы Марии соучаствовать Богув деле спасения, высказанное от лица всего мира. Покаяние же есть индиви-дуальный,личный ответ каждого из нас на вопрос о готовности соучаствовать в деле спасения,совершаемом Богом.
Бог приходитв мир и воплощается ради нашего спасения. И теперь уже только от нас зависит,принять Его или отвергнуть, стать ли соработниками Ему в деле достижения полнотынашей жизни или остаться глухими к Его призыву. Покаяние – это изъявление нашейготовности к духовному труду, к соработничеству с Богом во имя обретения Рая.Покаяние подразумевает в первую очередь внутреннюю переоценку самого себя, некийкритический самоанализ, способность взглянуть на себя со стороны, осудить своигрехи, а себя предать правосудию и милости Божией.
Как многостраданий и горя приносит нам неспособность увидеть себя глазами ближнего! Ведьнам кажется, что мы всегда правы. Почему происходят конфликты? Чаще всего потому,что мы оказываемся неспособными увидеть себя и происходящее со стороны, признатьсвою неправоту. Ведь мы убеждены, что всегда стоим за истину, а не прав обязательнокто-то другой: муж, жена, родители или дети, братья или сестры, соседи или коллегипо работе. Ах, как трудно дается нам осознание собственной неправоты! Почтивсе семейные конфликты, причиняющие столько боли и страданий, проистекают от неумения и нежелания критически оценить и подвергнуть беспристрастному судусвои мысли и поступки.
Та же картинав нашей общественной и политической жизни. Люди сталкиваются между собою, и кажется, что единственной целью дискуссий становится стремление доказать, что говорящий умен, а его оппоненты глупы, что одни имеют монополию на истину, а другие обречены на пожизненное заблуждение. Подобное некритичное стояние в собственной«непогрешимой правоте», потребность возводить свои убеждения в статус истиныи приводят людей к нетер-пимости, конфронтации и вражде. Чаще всего никто не признается в собственной неправоте даже себе самому, подобно тому как алкоголикникогда не согласится с тем, что он одержим тяжким недугом.
Примеры этогорода можно, к сожалению, множить до бесконечности. Ясно одно: многие наши бедыпроистекают от неспособности к покаянию.
Покаяниеесть осознание своего греха, неправды собственной жизни, признание того, что в своих делах и помышлениях мы уклоняемся от нравственной нормы, которую Богвложил в природу человека. Осознание этого — величайшая добродетель и одновременнозалог изменения жизни к лучшему.
Собственно,покаяние (по-гречески «метанойя») и означает «изменение». Изменение сердца,разума, образа жизни. От осознания неправды – через покаяние – к перемене. Поэтомуистинное покаяние есть перерождение, внутренняя перестройка, обновление и возрождениежизни.
Покаяние– это не единичный акт раскаяния, но постоянное, ежедневное делание. «Великоэто средство, которое сострадательный Творец, по премудрости Божества Своего,уготовал ради нашей вечной жизни, ибо Он желает, чтобы мы ежедневно обновлялисьи представали в добродетельном изменении воли и обновлении разума», – говоритпреподобный Исаак Сирии.
Без покаянияневозможно спасение. Неслучайно Спаситель начал Свое общественное служение с проповеди покаяния и с участия в «крещении покаяния» у Иоанна Крестителяна Иордане. Безгрешный и совершенный, Он принял образ кающегося человека, в толпе сокрушенных сердцем пришел к Иоанну на Иордан, давая тем самым нам понятьособое значение покаяния для дела человеческого спасения.
Будем жепамятовать о том, что покаяние, способность к самокритике и внутреннему судунад собой, готовность исправить свою жизнь есть персональный ответ на явлениеБога миру во Иисусе Христе.
Согласноисторическим данным, Христос родился в 748 году от основания Рима, когда императоромбыл Август, а в Сирии властвовал правитель по имени Публий Квириний, о которомевангелист Лука упоминает в связи с переписью населения, проводившейся в егоправление. Дева Мария и Иосиф Обручник, происходя из рода царя Давида, должныбыли явиться на перепись в «город Давидов, называемый Вифлеем» (Лк.
О детских годах Иисуса достоверно известно весьма немногое. В сущности, речь идето единственном эпизоде, рассказанном евангелистом Лукой.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.