Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №3 (372) → Старец Паисий Святогорец: «О болезни»

Старец Паисий Святогорец: «О болезни»

№3 (372) / 15 января ‘06

Духовные поучения

 Уходза больными
 Вчера вечером,идя в храм на бдение, я увидел в одном уголочке отца с малышом на инвалиднойколясочке. Я подошел к ним, обнял малыша и поцеловал его. «Ты знаешь о том,что ты Ангел?» – спросил я его. А его отцу я сказал: «Для тебя великая честьухаживать за Ангелом. Радуйтесь, потому что вы оба пойдете в Рай». Их лица просиялиот радости, потому что они почувствовали божественное утешение.

 Те, кто с любовью и терпением ухаживает за больными, за калеками и тому подобными, своейжертвой стирают свои грехи. Если же у них грехов нет, то они освящаются. Как-то раз одна женщина рассказывала мне о чудесных случаях из своей жизни. Я удивился,потому что те состояния, о которых она рассказывала, мы встречаем в житиях святых,а она была обычная, простая женщина. Но когда она рассказала мне о том, как прожила большую часть своей жизни, я понял, что вся её жизнь была одной сплошнойжертвой. Ещё девушкой она начала ходить за больными, потому что в доме её родителейжили дед и бабушка, которые были больны. Когда она вышла замуж, то вместе с ними жили свёкр и свекровь, которые тоже были больными. Потом заболел её муж.Он лежал прикованным к постели, и она ухаживала за ним. То есть всю свою жизньэта женщина провела, ухаживая за больными. Все эти годы она очень хотела читатьдуховные книги, ходить в храм на всенощные бдения, но у неё не оставалось для этого времени. Однако, поскольку у неё было оправдание, Бог дал ей всю СвоюБлагодать, собранную вместе.
 – Геронда,знаете, некоторые люди, заболевая, начинают сильно чудить.
 – Да, этодействительно случается. Но и здоровые должны хоть немножко оправдывать беспокойство,ропот, брюзжание или чудачества больных, потому что для них это естественно.Особенно, если сам человек ничем не болел, он не может понять больного. Емусамому никогда не было больно, и поэтому его сердце немного жестковато.
 Те, кто ухаживаютза больным, за прикованным к постели, должны быть очень внимательны и старатьсяне доводить того, за кем они ухаживают, до ропота. Они могут ухаживать за ниммного лет, однако если в конце хотя бы раз доведут его до ропота, то потеряютвсё. Если душа человека покидает этот мир с ропотом, то те, кто был причинойропота, тяжко согрешают. Потом лукавый будет мучить их, якобы «утончая» их совесть[воспоминанием о том, что они довели человека до ропота и он умер].
 – Геронда,когда ухаживаешь за больным, то твои силы забирает не только усталость, но и переживания, потому что ты видишь, как родной человек потихоньку угасает.
 – Посмотри,когда заболевает один член семьи, вся семья испытывает за него боль. А еслизаболевший – отец и он не может работать, то вся семья и страдает, и нуждается.Все они тревожатся, думают о том, выживет или не выживет их отец. Он мучаетсясам, мучаются и его близкие. Он угасает, угасают и те, кто находится рядом.А на мать тогда наваливается сугубая нагрузка. Ей надо заботится о детях, надоходить в больницу, чтобы ухаживать за больным. Я хочу сказать, что, когда человекзаболевает тяжёлой болезнью, не только сам он страдает, выбивается из сил и хочет умереть, но и родные, которые за ним ухаживают, падают духом, мучаютсяи выбиваются из сил. И чем теснее связаны близкие люди между собой, чем большеони друг друга любят, тем больше попускает Бог то, что под конец болезни и самбольной, и те, кто за ним ухаживает, испытывали большие страдания, большую боль.Они доходят до того, что говорят: «Пусть Бог заберёт его, чтобы он отдохнул»,но и сами они после его кончины тоже отдохнут. Поглядите, ведь когда в какой-то очень дружной семье родители умирают внезапно, без предварительной болезни,и ни сами родители, ни их дети не испытывают страданий, ухаживая за ними, то боль утраты, боль разлучения с родителями для детей очень велика.
 – Геронда,а насколько может влиять душевное состояние человека на его телесное здоровье?
 – Если человекнаходится в хорошем душевном состоянии, это облегчает телесную боль. Если оннаходится в плохом душевном состоянии, то это плохое состояние ухудшает его[телесное] здоровье. Возьмем, к примеру, больного раком, от которого отказалисьврачи. Веруя в Бога и оказавшись в радостной духовной атмосфере, он может прожитьбольше времени. А в противном случае, от расстройства он может угаснуть за нескольконедель. Иногда, с медицинской точки зрения, человек может оказаться здоровым,анализы и исследования могут быть хорошими, но если он имеет в себе то, что калечит его душевно, то в действительности он нездоров. Ведь по большей частиболезни начинаются с расстройства. У всех людей есть какая-то больная точка.Одного человека расстройство «ударит» по желудку, другого – по голове.
 Самое лучшеелекарство в болезни – это та духовная радость, которую Божественная Благодатьрасточает в душе. Духовная радость имеет в себе самую великую целительную силуво всех болезнях. Она – заживляющая раны божественная мазь, тогда как расстройствоэти раны раздражает.

 Страдания больногои доверие Богу
 – Геронда,правильно ли поступает человек, тяжело заболевший и решившийся полностью предатьсебя Богу?
 – Если у него нет обязательств [перед другими], пусть он поступает, как хочет. Однакоесли у него есть обязательства перед другими, то уже от других зависит, следует ли ему обращаться к помощи врачей или предать себя в руки Божии. Я ведь тожепошёл к врачу не по собственной воле… Если бы я не пошёл на это, как сказалврач, «простое обследование», то опухоль закрыла бы кишечник полностью. Я мог бы лишь пить немного жидкости, и потом всё бы закончилось… Видите как: поехална «простое обследование», а закрутился в такой канители… То на томографию,то к кардиологу; уровень белка в крови то понижается, то повышается. Режут,зашивают, ставят заплатки… А что в конце концов из всего этого вышло? Делоидёт к тому, что я останусь здесь навсегда…
 Обычно мыговорим: «Сперва больные должны постараться получить помощь по-человечески,а уже там, где они не могут получить человеческую помощь, им поможет Бог». Но не следует забывать и о том, что, получая помощь по-человечески, люди, страдающиетяжелым заболеванием, испытывают великие страдания. Они вынуждены пройти черезнастоящее мученичество. Им надо пережить множество обследований, операций, пересадокорганов, химиотерапию, облучение… Им продырявливают руки, для того чтобы поставитькапельницу, у несчастных лопаются вены, их кормят по трубочке, через нос, онине могут уснуть… И всё это для того, чтобы сделать то, что может быть сделанопо-человечески. Тебе понятно? Дело не обходится чем-то простым. К примеру, в ране собрался гной, и для того чтобы очистить её от этого гноя, надо рану разрезать– потом всё заканчивается хорошо. Нет, здесь человека закручивают в самую настоящуюкарусель. Поэтому мы не должны говорить: «Всё в порядке, этот больной попалв руки хороших врачей», – и успокаивать себя этим. Нет, мы должны иметь в видуследующее: для того чтобы больной получил помощь врачей, он должен пройти черезсамые настоящие испытания, страдания. Мы должны молиться с болью о том, чтобыХристос дал ему терпение и просветил врачей, потому что врачи – особенно еслиу них нет смирения – могут делать ошибки.
 Погляди,ведь когда разрушается дом, то хозяин не может в нём оставаться. Точно так жеи хозяин тела, душа, не может оставаться в своем доме – в теле, если оно разрушается.А сейчас стараются удержать хозяина в его доме с помощью железа, стали, с помощьювитаминов А, В, С… То есть больным стараются помочь с помощью науки. Но не все больные получают помощь. И от такой помощи просто-напросто продолжаетсяих жизнь с болью или, лучше сказать, продолжается их боль. Ведь одной лишь наукинедостаточно. Необходима ещё вера и молитва. Иногда даже здесь, в монастыре,я вижу, как сестры, которые в миру были врачами, хотят больше помочь больномупосредством медицинской науки, чем доверием Богу и молитвой. Однако сердечнаямолитва сделает этих сестёр обладательницами высшего медицинского диплома, потомучто, стяжав её, они оставят упование на человеческую науку. Если в человекебудет возделана любовь с болью о всех людях вообще, то вступают в действие божественныесилы. Лишь бы в душе присутствовало глубокое смирение, чтобы человек не возгордилсяи не оскорбил Бога, считая, что эти силы его собственные.
 Мы не должнызабывать о том, что Христос может исцелить даже те болезни, которые не исцеляютсяврачами, но для вмешательства Христа должна быть серьезная причина, а молящийсяза больного должен быть очень верующим и очень преданным Христу.
 – Геронда,то есть если люди страдают, им не надо просить медицинской помощи?
 – Да ведья же не это имею в виду, брат ты мой! Я не говорю, к примеру, что не надо даватьбольному кислород и пускай он задохнется. Я хочу подчеркнуть то, как страдаетбольной, получая человеческую помощь, и то, что мы должны молиться Христу, чтобыОн помог больным и они не мучались. Если болезнь тяжелая, то будем просить Христа,чтобы Он одной лишь Своей лаской забрал эту болезнь. Ведь если Христос чуть-чутьпогладит больных по руке, то все их болезни исчезают и они выздоравливают! Потомне нужны ни лекарства, ни яды. А если Он ласково погладит человека по лицу,то ещё лучше. А уж если Он его ещё и обнимет, то сердце чело-веческое умягчается.Вам это понятно? Однако необходимо много веры. Если у самого больного нет веры,то он не выздоравливает.

 Больные дети
 – Геронда,тот больной ребёнок, которого прино-сили сегодня его родители, очень страдает.
 – Ничего,потихонечку его болезнь пройдёт. Но у него на всю жизнь останется чуткость,и он будет помнить свою болезнь. Эта чуткость будет помогать ему духовно.
 – Геронда,дети, больные белокровием, тоже очень страдают.
 – Таким детямочень помогает Божественное Причащение. Многие дети исцелились от своей болезнипосредством Божественного Причащения. Читая сто сорок пятый псалом, в котороммы просим Бога остановить кровотечение у тех, кто им страдает, будем молитьсяо том, чтобы Бог помог детям, страдающим белокровием, а также о том, чтобы в больницах было достаточно крови для детей, страдающих талассемией. Эти детимучаются больше, чем те младенцы, которых заклал Ирод. Страдая в болезнях, маленькиедети имеют чистую мзду, потому что у них нет грехов. Скольких же малышей мыувидим в жизни иной вместе с мученическим, ангельским чином закланных вифлеемскихмладенцев! Двухмесячным малышам делают операции, уколы, ставят капельницы! Гдетам найдёшь вену на такой крохотной ручке! И вот их колят, колят… У младенцаопухоль головного мозга, и его облучают, маленькая головка лежит между толстенныхэлектрических проводов… Даже взрослый не может такого вынести, что уж тутговорить о младенцах!
 – Геронда,эти младенцы в конечном итоге выздоравливают или умирают?
 – Э, многие,конечно, умирают, но и их родители – как они оставят их без медицинской помощи?
 – Геронда,а есть ли смысл в том, что педиатры стараются сохранить жизнь преждевременнорождённых младенцев?
 – Врачи должныделать всё возможное и одновременно молиться за этих младенцев. «Боже мой, –должны говорить врачи, – если этот ребёнок выживет и всю оставшуюся жизнь будетстрадать, прошу Тебя, возьми его к Себе». Однако, одновременно они должны поза-ботитьсяо том, чтобы младенцы принимали Святое Крещение. Тогда эти младенцы будут встречатьсвоих врачей в Раю с возжёнными свечами.
 А когда детиуже находятся в таком возрасте, когда могут что-то понимать, врачи должны бытьочень внимательными, чтобы не травмировать их, сообщая им диагноз. Одному восьмилетнемуребёнку врач сказал: «Ты ослепнешь». Его отец пришёл ко мне с этим ребёнкоми прямо при нём рассказывал: «Мы возили его за границу для обследования. Намсказали, что он ослепнет». Да тут даже здорового ребёнка, если он такое услышит,расстройство может ударить по его больному месту. Что уж говорить о ребёнкебольном!

 Чтобы больнойстал здоров, надо идти на какую-то жертву
 Если мы просимчего-то у Бога и при этом сами ничем не жертвуем, то наша просьба недорого стоит.Если я сижу сложа руки и говорю: «Боже мой, прошу Тебя, исцели такого-то больного»,а сам при этом не иду ни на какую жертву, то я все равно что просто произношухорошие слова [бросаю их на ветер]. Если же у меня есть любовь, если у меняесть жертва, то Христос, увидев их, исполнит моё прошение – конечно, если этопойдёт на пользу другому. Поэтому, когда люди просят вас помолиться о больном,говорите им, чтобы сами они тоже молились или, по крайней мере, старались избавитьсяот своих недостатков.
 Ко мне приходятнекоторые люди и просят: «Исцели меня, я слышал, что ты можешь мне помочь».Однако эти люди хотят получить помощь, не прикладывая никаких усилий. К примеру,ты говоришь человеку: «Не ешь сладкое, соверши эту жертву, чтобы тебе помогБог». А они тебе отвечают: «Почему? Неужели Бог не может помочь мне и без этойжертвы?» Такие люди не могут пожертвовать чем-то даже для себя самих. Где уж там они пожертвуют собой ради другого! Но есть и такие, кто не ест сладкого,чтобы Христос помог страдающим от сахарного диабета, или не спят, чтобы Христосдал немного сна тем, кто страдает бессонницей. Поступая так, человек вступаетв родство с Богом. И тогда Бог подает людям Свою Благодать.
 Когда человекговорит мне, что он не может помолиться о ком-то из своих больных родных, я советую ему пойти ради этого больного на жертву, пожертвовать чем-то, что наноситвред его собственному здоровью.
 Как-то разко мне в каливу приехал один человек из Германии. У него была дочка, котораяпостепенно становилась парализованной. Врачи от девочки отказались. Несчастныйотец находился в совершенном отчаянии. «Соверши и ты какую-то жертву ради здоровьясвоего ребёнка, – посоветовал я ему. – Поклоны ты класть не можешь, молитьсяты тоже не можешь. Ладно, что уж там. А скажи: сколько сигарет в день ты выкуриваешь?»– «Четыре с половиной пачки», – ответил он. «Выкуривай одну пачку, – сказаля ему, – а деньги, которые ты тратил бы на остальные три с половиной пачки,давай в милостыню какому-нибудь бедняку». — «Отче, – сказал он мне, – пустьмой ребёнок выздоровеет, и я брошу курить совсем». – «Нет, – говорю, – когдаон выздоровеет, это уже не будет иметь цены. Ты должен бросить курить сейчас.Оставь курение. Неужели ты не любишь своего ребёнка?» – «Я не люблю своего ребёнка?!Да я ради него брошусь вниз с шестого этажа», – ответил он мне. «Я не говорютебе, чтобы ты бросился вниз с шестого этажа, я говорю, чтобы ты бросил курить.Если ты совершишь безумный поступок и бросишься вниз с шестого этажа, то тыоставишь своего ребёнка беспризорным и сам потеряешь свою душу. Я советую тебесделать кое-что более лёгкое: бросить курить. Бросай прямо сейчас!». Но он ни за что не хотел бросить курить, а в конечном итоге ушёл от меня в слезах! Нукак можно помочь такому человеку? А вот те, кто тебя слушают, получают помощь.
 В другойраз пришел человек, задыхавшийся от пешего пути. Я понял, что он много курит,и сказал ему: «Чудак-человек, что же ты столько куришь? Ведь ты заболеешь».Немного отдышавшись, он сказал: «Моя жена очень больна, и она может умереть.Прошу тебя, помолись, чтобы произошло чудо. Врачи в бессилии опустили руки».– «А любишь ли ты свою жену?» – спросил я его. «Люблю». – «Тогда почему самты не хочешь ей помочь? Сама она сделала то, что могла, врачи тоже сделали всевозможное. Ты сейчас пришел сюда и просишь меня, чтобы я тоже сделал то, что я могу: то есть чтобы я помолился о том, чтобы ей помог Бог. Однако что сделалты сам, для того чтобы твоя жена получила помощь?» – «А что могу сделать я,Геронда?» – удивился он. «Если, – сказал я ему, – ты бросишь курить, то твояжена выздоровеет». Я подумал о том, что если Бог увидит, что выздоровление духовноне поможет его жене, то, бросив курить, этот человек, по крайней мере, сам избавитсяот того зла, которое приносит курение. Прошёл месяц, и он радостный пришёл,чтобы меня поблагодарить. «Геронда, – сказал он мне, – я бросил курить, и мояжена выздоровела». Спустя время он снова пришёл ко мне, был очень расстроени рассказал о том, что потихоньку опять начал покуривать и его жена снова тяжелозаболела. «Ну,– сказал я ему, – теперь лекарство ты знаешь сам. Бросай курить».

 Молитва о больных
 – Геронда,пришли люди, которые просят Вас помолиться о больном ребёнке. И еще они спрашивают,выздоровеет ли он. Что им ответить?
 – Ответьтеим так: «Старец будет молиться. Христос любит этого ребёнка и сделает всё, что пойдет ему на пользу. Если Он увидит, что, повзрослев, ребёнок станет лучше,то Он услышит молитву Старца. Однако если Христос увидит, что, став взрослым,ребёнок не будет находиться в добром духовном состоянии, то Он заберёт его к Себе сейчас. Он сделает это потому, что Он его любит». – «Проси, – говорит Он,– и Я тебе дам [просимое]». Но Бог даст мне просимое в том случае, если я самотдал себя Богу. В противном случае зачем Он будет давать мне жизнь? Затем,чтобы я от Него отошел? Если я молюсь о больном, то радуюсь и тогда, когда онвыздоравливает, и тогда, когда он умирает.
 – Геронда,а молясь о своем собственном здравии, мы поступаем правильно?
 – Лучше будет,если мы станем просить Бога об освобождении от наших страстей. То есть спервабудем искать и просить Царствия Божия. Прося Бога исцелить нас от болезни, мырастрачиваем наше небесное достояние. Однако если мы не выдерживаем тех страданий,которые приносит болезнь, то будем просить Бога нас исцелить, и Он поступитв соответствии [с тем, что нам полезнее].
 – Геронда,помогут ли больному наши молитвы, если сам он просит у Бога чего-то другого?
 – Если больнойпросит у Бога, чтобы выздоровел только он сам, не молясь о том, чтобы получилиисцеление и другие больные, то он поступает неправильно. Вот ты, сестра, когдабыла в миру, трудилась в больнице. Что ты делала, когда больной не мог творитьИисусову молитву?
 – Я творилаеё сама, Геронда.
 – Ты, конечно,поступала хорошо, но и сам больной тоже должен был молиться.
 – Он тожемолился. Он говорил: «Пресвятая Богородица, Владычица моя, спаси меня». Но,Геронда, разве терпение боли – это не молитва?
 – Вот молодец!Да, конечно, это тоже молитва! Если человек просит вас помолиться о нём, потомучто в такой-то день у него назначена операция, то вы начинайте молиться сразу,как он вас об этом просит. Не ждите того дня и часа, когда его повезут в операционную,чтобы в это время начать молиться. И на службах, когда священник произносит:«О в немощех лежащих», с болью пойте «Господи, помилуй». Если вы набираетепобольше воздуха и под камертон начинаете гудеть «у-у-у», чтобы пропеть «Господи,помилуй» помузыкальней, то ваш ум тоже будет витать в этом «у-у-у…» и в разнойчепухе, тогда как несчастные больные, страдающие и мучающиеся, будут ждать от вас немного помощи! Ведь больные страдают от боли. Ты боли не имеешь. Так молись же за них, чтобы они получили помощь. Если ты не вздыхаешь от боли и не стонешь,катаясь по больничной койке, то воздохни, по крайней мере, в молитве о больных.Если здоровые не будут хоть немного молиться о больных, то очень скоро Христосскажет им: «Вы были здоровы и не молились за тех, кто страдал? «Не вем вас…».
 Если мы не молимся за больного, то болезнь будет развиваться естественно. Тогда как, еслимы за него молимся, она может изменить свой естественный ход. Поэтому всегдамолитесь за больных.

 

В других номерах:

№4 (565) / 22 января ‘10

Духовные поучения

Дружба, влюбленность, любовь

№48 (561) / 22 декабря ‘09

Духовные поучения

Должники

 

Духовные поучения

На заре жизни

 
Церковный календарь

Дни памяти святых

 11января Мучеников14000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных (I). Прп. Маркелла, игумена обители«Неусыпающих» (485). Прп. Василиска Сибирского (1824). Сщмч. Феодосия пресвитера(1938); мцц. Наталии, Наталии, Евдокии, Анны, Матроны, Варвары, Анны, Евдокии,Евфросинии, Агриппины и Наталии (1942).

 
Духовные поучения

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл: «О Рождестве Христовом»

 Согласноисторическим данным, Христос родился в 748 году от основания Рима, когда императоромбыл Август, а в Сирии властвовал правитель по имени Публий Квириний, о которомевангелист Лука упоминает в связи с переписью населения, проводившейся в егоправление. Дева Мария и Иосиф Обручник, происходя из рода царя Давида, должныбыли явиться на перепись в «город Давидов, называемый Вифлеем» (Лк.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс