Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №3 (372) → Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл: «О Рождестве Христовом»

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл: «О Рождестве Христовом»

№3 (372) / 15 января ‘06

Духовные поучения

 Согласноисторическим данным, Христос родился в 748 году от основания Рима, когда императоромбыл Август, а в Сирии властвовал правитель по имени Публий Квириний, о которомевангелист Лука упоминает в связи с переписью населения, проводившейся в егоправление. Дева Мария и Иосиф Обручник, происходя из рода царя Давида, должныбыли явиться на перепись в «город Давидов, называемый Вифлеем» (Лк.

2, 4), где,по всей вероятности, пребывали их родословные книги. Евангелист Лука как добросовестныйисторик уточняет, что речь идет о первой переписи в правление Квириния, что позволило точно датировать событие Рождества Христова.
 ОбстоятельстваРождества сопровождались замечательными и чудесными явлениями. В Вифлееме, кудапришли Дева Мария и Иосиф, собралось множество народу, так что единственнаягостиница оказалась переполненной. И тогда они разместились на ночлег в пещере,где пастухи укрывали свой скот. Здесь (по-славянски пещера называется «вертеп»)и появился на свет Младенец Иисус, которого Матерь Божия, спеленав, положилана сено в ясли для скота.
 В это жевремя совершилось и другое удивительное событие: на поле близ Вифлеема пастухамявились ангелы с вестью о том, что в мир пришел Мессия, Спаситель. В знак великойрадости о сбывшемся обетовании бесчисленное Небесное воинство прославило Бога,возглашая всей вселенной: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человекахблаговоление!» (Лк. 2, 14). Ибо Рождеством Христа Спасителя является Божественнаяслава на всяком творении, а также подается мир и благоволение всему роду человеческому.И пастухи пришли в пещеру поклониться Богомладенцу.
 В те днивосточные мудрецы, которых Евангелие именует волхвами, увидели воссиявшую на небосводе новую звезду. Согласно их учению и преданиям, это означало пришествиев мир великого мужа. Волхвы ведали, что иудейский народ ожидает явления Мессии,своего истинного Царя и Спасителя, и потому направились в Иерусалим, чтобы расспроситьтам, где должно искать Его. Прослышав об этом, царь Ирод, правивший в то времяИудеей, взволновался и призвал к себе волхвов. Выведав у них время появлениязвезды, он сказал: «Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете,известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему» (Мф. 2, 8).
 Следуя за путеводной звездою, волхвы, которых святой Иоанн Златоуст именует «начаткомверующих из язычников», достигли Вифлеема. Здесь они вступили под своды вертепаи поклонились ново-рожденному Спасителю, принеся Ему дары от сокровищ Востока.Затем, получив от Бога откровение не возвращаться в Иерусалим, другим путемотошли в свою страну. Тогда разгневанный Ирод, обнаружив, что волхвы ускользнулииз его сетей, отправил в Вифлеем войско с приказом предать смерти всех младенцевмужского пола до двух лет от роду. Ибо страшился Ирод будущего Царя Иудейского,видя в нем соперника своему царствованию.
 Евангелиеповествует о том, что Иосиф, получив во сне откровение от Бога, бежал с МатерьюБожией и Младенцем в Египет, где Святое семейство обреталось до смерти Ирода.После того изгнанники вернулись в Палестину и, узнав, что в Иудее царствуетсын Ирода Архелай, убоялись оставаться в его власти. По внушению свыше они отправилисьна север, в пределы Галилейские, и поселились в городе Назарете. Таковы обстоятельстваРождества Христа Спасителя.
 ПраздникРождества Христова христиане стали отмечать с глубокой древности. Уже в IIIвеке святой Ипполит Римский предложил, чтобы в этот день за богослужением читаласьГлава 1 Евангелия от Матфея. Самый же обычай празднования Рождества восходитк древнейшим временам христианства.
 Нам неизвестендень, когда явился на свет Богомладенец Иисус. Празднование Рождества Христовасовершается 25 декабря. Это окончание зимнего солнцестояния, когда прибывающийдень как бы знаменует обновление всей вселенной. Некогда язычники-солнцепоклон-никиименно в этот день прославляли свое ложное божество-солнце. Христиане, в своюочередь, положили праздновать Рождество Христово тогда же, дабы явить свое исповеданиеХриста Спасителя как истинного Солнца правды, просвещающего мир, приводящегочеловечество ко спасению и к познанию Божественной истины. «Рождество Твое,Христе Боже наш, возсия мирови свет разума», – поем мы в тропаре этого праздника.
 Что же касаетсяустановившейся практики празднования Рождества Христова по старому и по новомустилю, то она обусловлена сосуществованием двух различных календарей: старого,юлианского и нового, григорианского. И по тому и по другому календарю Рождествопра-зднуется 25 декабря, однако разница между двумя календарями ныне составляет13 суток, и поэтому 25 декабря по юлианскому календарю (старому стилю) соответствует7 января по календарю григорианскому (новому стилю). Некоторые полагают, что празднование Рождества по новому, григорианскому календарю является более правильным,нежели празднование по старому, юлианскому календарю. Эта точка зрения совершеннонеосновательна. Дело в том, что хронологическая скрупулезность относительнопраздника Рождества Христова не выглядит сугубо обязательной, ибо празднованиеэто совершается не в связи с днем, когда явился на свет Богомладенец Иисус,но в связи с событием Его Рождения. В известном смысле, 25 декабря (7 января)– это символическая дата, признаваемая всем христианским миром.
 Итак, ктопоклонился Иисусу Христу, кто принял Его? То были люди самые простые и некнижные– пастухи, а также самые ученые и премудрые – волхвы. А кто не принял родившегосяХриста и искал Его погибели? Правитель и политик, готовый на человеческие жертвоприношениясвоему властолюбию, – царь Ирод.
 Чему же научаетнас это различение между принявшими и не принявшими Христа, явившегося в мирсей? Многому. В том числе и осознанию того факта, что Христос открывается либов простоте человеческого сердца и в чистоте нравственного чувства, либо в великоймудрости человеческой и в великом познании. В то время как людская посредственностьи пошлость не в силах воспринять Христа Спасителя, так не способны соединитьсяс Ним и те, кто преследует ложные, призрачные и греховные цели.

 

В других номерах:

№4 (565) / 22 января ‘10

Духовные поучения

Дружба, влюбленность, любовь

№48 (561) / 22 декабря ‘09

Духовные поучения

Должники

 

Духовные поучения

На заре жизни

 
Духовные поучения

Старец Паисий Святогорец: «О болезни»

 Уходза больными Вчера вечером,идя в храм на бдение, я увидел в одном уголочке отца с малышом на инвалиднойколясочке. Я подошел к ним, обнял малыша и поцеловал его. «Ты знаешь о том,что ты Ангел?» – спросил я его. А его отцу я сказал: «Для тебя великая честьухаживать за Ангелом. Радуйтесь, потому что вы оба пойдете в Рай». Их лица просиялиот радости, потому что они почувствовали божественное утешение.

 
Духовные поучения

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл: «Начало общественного служения Иисуса Христа»

 Господьприходит на берег Иордана в людской толпе. Это первое Его явление народу.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс