Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №48 (369) → 31 декабря — прославление праведного Симеона Верхотурского

31 декабря — прославление праведного Симеона Верхотурского

№48 (369) / 22 декабря ‘05

Церковный календарь

 ПраведныйСимеон родился в европейской России. О родителях его известно только, что онибыли люди знатные и принадлежали к почтенному сословию дворян, но кто именнобыли они, какие они носили имена и какая их была фамилия, – осталось неизвестным.

Можно одно утверждать только, что родители Симеона были люди благочестивые и прилагали великие старания и заботы при воспитании своего сына, дабы сделатьего добронравным и истинно верующим христианином. Это показывает вся последующаяжизнь праведного Симеона.
 Год рожденияправедного Симеона с точностью также не известен, но на основании некоторыхданных полагают, что он родился около 1607 года, то есть в ту самую печальнуюгодину России, когда наше отечество готово было в конец погибнуть от кознейсамозванцев и от внутренних нестроений, когда в России, по замечанию летописца,«все хотели быть выше своего звания: рабы – господами, чернь – дворянством,дворяне – вельможами…».
 С раннеговозраста праведный Симеон почувствовал отвращение от житейских благ и треволнений.С юной поры он начал стремиться к богомыслию и душеполезным подвигам. Но окружавшаяего среда была большой ему помехой в этом добром, благочестивом деле. Ища уединениядля более удобного исполнения подвигов благочестия, а также избегая несродныхего душе тех смут и треволнений, которыми обуревалась тогда русская земля, праведныйСимеон решился покинуть свою родину, почести, богатство и знатность и удалилсяв места более уединенные, дабы там беспрепятственно предаваться душеспасительнымподвигам. Выбор его пал на сибирскую страну, незадолго до того присоединеннуюк России и мало известную еще тогда русским людям.
 Сибирь в то время населена была почти одними полудикими инородцами, среди которых толькоедва начал проникать свет христианского учения.
 Придя в сибирскуюстрану, святой Симеон поселился в селе Меркушинском, отстоявшем верстах в пятидесятиот города Верхотурья и расположившемся по берегу реки Туры. В Меркушинском былхрам во имя святого архистратига Божия Михаила, в который часто любил ходитьправедный Симеон, и где он предавался искреннейшей и усерднейшей молитве.
 Но, живяв Меркушинском, праведный Симеон не имел там постоянного, определенного местопребывания,а переходил из дома в дом, от одного сельчанина к другому. Этому особенно способствовалото занятие, которым праведник поддерживал свое существование. Занятие это было– портняжничество, которому Симеон научился уже после того, как покинул свойродительский кров, и которого он потом не оставлял до конца своей жизни. ПраведныйСимеон, невзирая на свое благородное происхождение и, следовательно, на развитостьи требовательность своего вкуса и привычек, не пренебрегал проживанием в крестьянскиххатах и с усердием занимался в них так мало соответствующим высокородному человекупортновским ремеслом. Поистине, высокий образец терпения и смирения!
 Из всех видовплатья праведный Симеон шил большей частью «шубы с нашивками». С особенной любовьюон занимался работой на бедных людей, с которых по большей части отказывалсябрать плату за свои труды. Он считал вполне достаточным для себя вознаграждениемза труды кров и пищу, которыми он пользовался у хозяев во время работы. Чтобыизбежать платы за труды, праведный Симеон, не докончив немного работы, нередкорано утром, без ведома хозяев уходил из дома и водворялся в новом месте. За это нередко приходилось ему переносить оскорбления и даже побои, и праведникпереносил их терпеливо, как вполне заслуженные.
 Другим любимымзанятием праведного Симеона было ужение рыбы. Для этого он не редко уходил из Меркушина верст за десять в уединенное место, и там, на берегу Туры, под развесистойелью, садился с удочкой в руках и занимался ужением рыбы и размышлением о величииТворца, сотворившего небо и землю.
 Как сказановыше, вера христианская во времена Симеона в Сибирском крае была еще тольков зачаточном состоянии. У тогдашних сибирских христиан еще не успели искоренитьсяязыческие понятия и языческие обычаи. Исповедуя Xриста, они в то же время втайнепридерживались и своей прежней религии. Праведный Симеон нередко вступал с новообращеннымихристианами в религиозные собеседования и учил слушателей, как надо жить по Христову закону, дабы угодить Богу и спасти свою душу. Инородцы с удовольствиеми большим вниманием слушали эти простые и задушевные назидания праведника и мало-помалу отставали от своих нехристианских наклонностей и обычаев.
 Страдая болезньюживота, вероятно, от чрезмерного воздержания, Симеон скончался еще в молодыхлетах, а именно имея около тридцати пяти лет от рождения. Годом кончины егобыл 1642-й. Но в какое время года скончался праведный Симеон – осталось неизвестным.Жители села Меркушина, питавшие глубокое уважение к праведнику, с честью похоронилиостанки его у своей приходской Михаило-Архангельской церкви.
 Вникая в житие праведного Симеона, всякий невольно придет к тому заключению, что этобыл действительно святой, богоугодный человек, ибо обладал всеми нужными для того качествами. Памятуя слова Спасителя: «Иже хощет по Мне итти, да отвержетсяи возьмет крест свой и по Мне грядет» (Мр. 7, 34), а также: «Иже любитотца и матерь паче Мене несть Мене достоин» (Мф. 10, 37), праведный Симеонпокидает родителей и все удовлетворения мирской жизни, удаляется в пустыню,ведет постнический образ жизни, занимается низким ремеслом, смиренно переноситобиды и оскорбления и в то же время поучает неокрепших в христианской вере инородцевистинам Христовой веры. Все это свидетельствует о высоких душевных качествахправедного, которые немногим достаются в удел.

Протоиерей Григорий ДЬЯЧЕНКО

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

 

Церковный календарь

Дни памяти Святых

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 
Церковный календарь

30 декабря — память пророка Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила

 Святойпророк Даниил и три отрока: Анания, Азария и Мисаил, память коих совершаетсяныне, жили во время плена вавилонского. Они были из числа тех юношей, которыхцарь вавилонский избрал и велел воспитывать при своем дворе, чтобы потом онимогли служить в его царстве.

 
Церковный календарь

2 января — память священномученика Игнатия Богоносца

Однажды апостолы спорили о том, кто из них больший. Иисус Христос, услышав, о чем идет у них речь, позвал ребенка и, обняв его, поставил его среди их и сказал: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; кто умалится как дитя сие, тот и больше в Царствии Небесном.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс