Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №43 (364) → Многие веки – славе не помехи!

Многие веки – славе не помехи!

№43 (364) / 15 ноября ‘05

История

Ярмо монголо-татарского ига

 Два с половинойстолетия изъедало Русь татарское иго. Непокорных русичей захватчики подавляливооружёнными набегами, насилием и грабежами.

Пытали, калечили, казнили, бросалив темницу, продавали в рабство. Русских князей оставили владеть и управлятьв своих уделах, однако требовали безропотного подчинения и дани. Ярлыки на правокняжения выдавал золотоордынский хан.
 Ежегоднаядань (по-татарски – «ясак», по-русски – «выход») была крайне обременительна.Население переписали и сосчитали, каждого обязали платить с десятилетнего возраста.Забирали десятину от всякого продукта. Множество занятий и промыслов обложилидополнительными сборами. У самых бедных отнимали детей. Свирепые сборщики дани– баскаки – лично обогащались непомерными изъятиями. Массовое неповиновениекаралось опустошительным набегом из Золотой Орды. Уничтожались целые деревнии города.

Сопротивление нарастает

 После нашествияна Русь хана Батыя в 1237 – 1241 годах вспышки сопротивления Золотой Орде носилиразрозненный характер и терпели поражение. Без организации совместного отпорасбросить ненавистный гнёт было невозможно. Русские же князья часто враждовалидруг с другом, а их междоусобицы подогревались ордынцами.
 Но вот московскийкнязь Иван I Калита (1328 – 1340) одолевает во внутрирусском соперничестве могущественныхтверских князей. Он добивается в своих владениях относительного спокойствия,получает право сбора ордынской дани на Руси.
 В 1359 годувеликокняжеский Московский престол занимает внук Ивана I Калиты Дмитрий Иванович,впоследствии прозванный Донским. При нём нарастает решимость отбросить осторожнуюполитику покорности Орде и довести борьбу с врагом до конца. Золотую Орду, напротив,ослабляли длительные конфликты. 25 ханов сменили друг друга у власти в Сараес 1357 по 1380 год! Распри ослабили единое командование татарским войском, затрудниливрагу ведение крупных, длительных боевых действий.
 В русскомвойске усиливается единоначалие – решения принимаются не военным советом князей,а уже единолично Великим князем Московским. Вместо прежних княжеских дружиносновными войсковыми единицами становятся полки, командирами которых часто назначаютсяне князья, а воеводы. Появляются пушки.
 Открытыйвызов Золотой Орде Московский князь Дмитрий бросил в 1378 году, когда разгромилна реке Вожа нацелившееся на Москву большое войско во главе с мурзой Бегичем.
 Успех Москвыусилил приступы озлобления. Правитель Орды темник Мамай замыслил крупный опустошительныйпоход. Да такой, чтобы покончить с автономным существованием Руси, князей, весьцвет нации поголовно истребить, традиции и обычаи великороссов уничтожить, православныехрамы разрушить, властителями непосредственно на русские земли посадить татарскихгоспод, – такие нехарактерные прежде для Золотой Орды планы вынашивал Мамай.«…Приду на Русь и убью князя их… тут и осядем, и Русью завладеем, тихо и беззаботнозаживём», – донесла его слова древняя летопись. Готовясь к походу, Мамай собралболее чем стотысячное войско ордынцев и наёмников, заручился также поддержкойлитовского князя Ягайло и русского предателя – рязанского князя Олега, выступилк южным границам рязанского княжества. В верховьях Дона полчища Мамая намеревалисьобъединиться с тридцатитысячной армией Ягайло.

В преддверии сражения

 Летом 1380года ордынцы выступили к южным границам Рязанского княжества и остановилисьв устье реки Воронеж. В состав мамаевых полчищ входили наёмные отряды половцев,аланов (осетин), касогов (черкесов), армян, крымских генуэзцев, кавказских евреев.
 Князь ДмитрийМосковский действовал решительно и быстро: известил об опасности всех русскихкнязей, призвал их к единению, провёл сбор информации о противнике. Прибывшихв Москву ордынских послов Дмитрий щедро одарил. С богатыми золотыми и серебрянымиподношениями отправил к Мамаю посла Захара Тютчева для переговоров о мире. Видимо,Тютчев получил задание следить за противником и сообщать в Москву все значительныесведения. Сторожа (войсковая разведка) захватила вражеского «языка», татарскогомурзу. Полученные данные о заключённом Мамаем, Ягайло и князем Олегом союзедля совместного похода на Москву требовали быстрых ответных мер.
 Тем временемк стольному граду спешили конные и пешие ратники. Вооружение и снаряжение каждогомогло сказать о достатке человека. Богатые да знатные восседали на крепких откормленныхконях, были облачены в кольчуги, красовались в нагрудниках, наручниках, шишаках– железных вытянутых вверх шлемах с наушниками и наносником. Они везли мечи,сабли, шпаги, боевые топоры, щиты, луки и колчаны со стрелами, длинные боевыекопья и сулицы – короткие копья для метания. Бедные воины вооружались обычноплотницкими топорами, палицами, кистенями, рогатинами, копьями, косами. На правоедело население жертвовало вооружение, продовольственные запасы, деньги, коней.
 Перед тем,как отправиться на сечу, Дмитрий посетил Троицкую обитель. Князь испрашивалблагословения основателя святыни преподобного Сергия Радонежского. Старец устроилгостям трапезу, а после угощенья благословил Великого князя и его спутниковкрестом, окропил святой водой. Он пророчески молвил: «Господь Бог будет тебепомощник и заступник, Он победит и низложит супостатов твоих и прославит тебя».В помощь князю преподобный направил своих иноков-схимников, в прошлом – воинов– Александра (Пересвета) и Андрея (Ослябю). Обрадовались ратные люди пророчеству.Но во избежание греха хвастливости и самонадеянности, не смел князь Дмитрийрассказывать о сокровенном, поведал слова Сергия лишь митрополиту.
 Москву войскапокидали 20 августа. Великий князь, князья, воеводы молились в Успенском соборе.Воители были благословлены крестом, окроплены святой водой. Войско расположилосьна Красной площади, вдоль кремлёвской стены. В открытых кремлёвских вратах стоялисвященнослужители и кропили ополченцев святой водой. Затем князь Дмитрий молилсяв храме Архистратига Михаила, кланялся гробам предков.
 Началисьпроводы. Великая княгиня Евдокия, княгини, боярыни, простолюдинки расставалисьс мужьями, сыновьями, заливались слезами, рыдали, причитали.
 Войско построилось,Великий князь речь молвил: «Лепо нам, братия, положить головы за правовернуюверу христианскую, чтоб не взяли поганые городов наших, чтоб не запустели церквинаши, да не будем рассеяны по лицу земли, а жёны наши и дети не отведутся в плен, на томление от поганых. Да умолит за нас Сына Своего и Бога нашего ПречистаяБогородица».
 Воины ответилипредводителю: «Мы приговорили положить свой живот, служа тебе, и теперь прольёмкровь свою за тебя!»
 Пройдя 15вёрст по пути на Коломну, войско остановилось на привал. Неожиданно над вершинойсосны пред князем явился образ Николая Чудотворца, «стоящ о себе на воздусе».И в руки благоверному Димитрию сошла икона. Доброе знамение окрылило православныхсооружников.
 Ополчениесобралось в Коломне. По разным причинам отсутствовали новгородские, нижегородские,смоленские и рязанские отряды. Обстоятельства торопили: нужно было упредитьсоединение Ягайло с Мамаем. Чтобы не дать повод для столкновения Олегу Рязанскому,решили, поспешая, продвигаться на юг в обход рязанских земель. За семь сутокпреодолели около 125 километров. 5 сентября вышли к устью реки Непрядвы привпадении её в Дон. За Доном простирался бескрайний степной массив.
 Подоспелигонцы из Троицы, передали благословенную грамоту от преподобного Сергия. СергийРадонежский вновь напутствовал князя Дмитрия счастливым пророчеством, крепилотвагу и твердость духа. Преподобный призывал к решимости в битве с врагами,пророчил помощь Бога и Пречистой Богородицы. Восторг надежды и вдохновения от прочтения грамоты удвоил силы ратников.
 Князья и воеводы собрались на военный совет. Одни, опасаясь потерять пути для отступления,предлагали остановиться лагерем, на противоположную сторону Дона не переправляться.Другие считали необходимым преодолеть водную преграду. Главнокомандующий поддержалплан активных действий. «Любезные друзья и братья, – сказал он. – Ведайте, что я пришёл сюда не за тем, чтобы на Олега смотреть или реку Дон стеречь, но дабыРусскую Землю от пленения и разорения избавить или голову свою за всех положить;честная смерть лучше плохого живота (жизни). Лучше было бы мне нейти…нежелипришед и ничто не сотворив, воротиться вспять. Нынче же пойдём за Дон, и там или победим и всё от гибели сохраним, или сложим свои головы…»
 Скоро разведалиброды, соорудили мосты. В ночь на 7 сентября последний русский воин переправилсяна противоположный берег. Дабы исключить возможность отступления, мосты разобрали,сожгли. За спиной остались берега двух рек, по бокам виднелся лес, впереди затаилсявраг. В случае подхода литовцев, реки Дон и Непрядва прикрыли бы наших с тыла.Реки и лес расположились подобием полукруга, с русскими полками внутри, ордынскаяконница не могла рассчитывать на привычный для неё кружный рейд и удар нашимв спину. Противник был вынужден наносить лобовой удар на равнинной, примерночетыре-пять километров в длину и ширину, части поля. Предугадывая возможныеманёвры врага, Дмитрий верно предположил: сначала татары нацелятся смять левоекрыло русского построения – там, где местность наиболее удобна для их атаки.В Зелёной дубраве, чуть позади и слева от полка Левой руки главнокомандующийразместил скрытный конный засадный полк. Засадный полк предназначался для внезапногоудара во фланг и с тыла по врагу в случае прорыва татарской конницы на левомкрыле русичей. Потаённым полком руководил двоюродный брат Великого князя ВладимирАндреевич Серпуховской, а помогал ему воевода Дмитрий Боброк.

День победы

 8 сентября(21 сентября по новому Григорианскому стилю) 1380 года наступил день празднованияправославными Рождества Богородицы. Над холмистой местностью Куликова поля долгодержался густой туман. Примерно стотысячное русское и более чем стотысячноеордынское войска стояли наизготовку друг против друга. Вот на вражеской сторонеударили барабаны, заиграли татарские зурны. В ответ заголосили наши боевые трубы.Навстречу восходящему солнцу взметнулись золочёные знамёна и хоругви. Каждыйполк русичей – Передовой (Сторожевой), Большой, Правой руки, Левой руки, Засадныйполк – встал под свой стяг. Над Большим полком реяло чёрное великокняжескоезнамя с позолоченными очертаниями лика Христа. Князь Дмитрий опустился под флагомна колени, помолился образу Спасителя и обратился к воинам: «Братья мои милые,сыновья русские, уже близко наши гости, стоят они на реке Непрядве, и сужденонам испить сегодня общую смертную чашу за Русскую Землю, за Православную веруи за наши горькие обиды. Бдите и крепитесь. Да будет вам мир, братья мои…»
 Стоя под знаменем, Великий князь передал воеводе, боярину Михаилу Бренку своего коня,плащ, золочёные латы. Чтобы обмануть противника и сражаться вместе с дружинникамив первых рядах, облачился в обычное ратное одеянье, взял в руки железную палицу.
 К 11 часамтуман рассеялся. Русские полки двинулись вперёд. Навстречу им враг – в центребоевого порядка наёмная пехота, на флангах – конница. У задних шеренг пехотыпротивника копья длиннее, чем у передних, и лежат на плечах мамаевых бойцовиз первых рядов. Но не даст врагу простора Куликово поле: задним рядам придётсядожидаться, пока полягут передние, и лишь тогда биться во всю мощь.
 Сблизившись,рати остановились. Вперёд, на личный поединок, выехали конные богатыри. Русскийтроицкий инок, черноризец Александр Пересвет и татарский гигант Темир-Мурзанаправили копья друг на друга. Разогнали коней, каждый что есть мочи вонзилв соперника отточенное остриё копья. Оба разом, бездыханно, рухнули на землю.Мгновенно тысячи ринулись вперёд. Крики, вопли, треск, звон, конское ржаниепоплыли окрест. Повсюду теснота и ярость схватки, горькая пыль застилает взор,смятая трава обагрена кровью. Древняя летопись передала слова очевидцев: «И тако сступишася обе силы великиа на бой, и бысть брань крепка и сеча зла зело,и лиашеся кровь, аки вода, и падоша мёртвых множество бесчислено от обоих сил,от татарскиа и русскиа…; всюду бо множество мёртвых лежаху, и не можаху кониступати по мёртвым; не токмо же оружием убивахуся, но сами себя бьюще, и под коньскыми ногами умираху, от великие тесноты задыхахуся, яко немощно бе вместитисяна поле Куликове…»
 Первый жесточайшийудар врага принял Передовой полк. Оба командира – братья Дмитрий и ВладимирВсеволожские геройски пали на поле брани, их участь разделили почти все полковыесооружники.
 Правый флангрусского построения смог отразить атаки противника. Однако главные события развернулисьпо центру и на левом крыле. Владимирцам и суздальцам, под водительством князяГлеба Брянского и воеводы Вельяминова, удалось, ценой больших потерь, воспрепятствоватьпрорыву ордынцев по центру (там располагался Большой полк).
 Изрубив костякполка Левой руки, в третьем часу дня вражеская конница стала просачиваться в наш тыл. Противник начал одолевать. Но тут благоприятно переменился ветер, из Зелёной дубравы, ведомый князем Владимиром Серпуховским и воеводой ДмитриемБоброком, яростно обрушился на врага Засадный полк. Стремительный рейд Засадногополка во фланг и тыл татарам переломил ход сражения. Противник отпрянул. Другиеполки русичей также ринулись наступать. Неприятель пытался спастись, преодолевНепрядву, однако многие утонули. Началось беспорядочное отступление татар к Красному холму, где располагалась ставка Мамая. Мамай бежал. Остатки разбитоговражеского воинства наши преследовали около 50 километров, до рубежа реки КрасиваяМеча.
 По образномувыражению, на поле Куликово пришли представители отдельных княжеств, а вернулсяединый Великорусский народ, до конца осознавшей себя таковым. И хотя татарскоеиго продержалось ещё целое столетие, урок национального единения неизбежно приближалосвобождение.
 Тела погибшихвоинов перевозили на телегах, в Москве героев похоронили на склонах Алабовойгоры при слиянии рек Москвы и Яузы. Согласно православной традиции, на братскихмогилах возводили деревянные церкви, позже вершину Алабовой горы украсил монастырьИоанна Предтечи на Кулишках. Иноки Пересвет и Ослябя были захоронены в Симоновоммонастыре. Для поминовения павших на Дону православных ратников Сергий Радонежскийосновал монастырь в честь Рождества Богородицы.

Благодарная память потомков

 21 сентября2005 года вся Россия отметила 625-ю годовщину победы. Основные праздничные мероприятияразвернулись на самом Куликовом поле и в Москве. Как повелось, инициативу в Екатеринбурге проявили патриотически настроенные активисты ряда общественныхобъединений – из движения «За референдум» и некоторых русских национальных организаций.Погода благоволила участникам традиционных митингов-пикетов и шествия. Надоевшиетранспортные пробки – и те будто бы слегка рассосались. А может, сам праздничныйнастрой прибавил участникам оптимизма и бодрости? Ведь подобные пикеты-митинги– благодатная площадка доброго общения в кругу единомышленников, источник благородногочувства исполненного перед памятью предков долга.

Ветераны и новобранцы

 Без лишнейсуеты участники праздничного торжества распределили между собой плакаты и знамёна,построились «в линию», лицом к пешеходам и транспорту. А.М. Минаков, В.А. Годунин,И.И. Чистяков, К.С. Зубарев, А.Т. Булатов, З.П. Кизер, Е.Г. Смирнов, А.И. Царёв,В.Я. Игнатьев – пикетчики со стажем. А вот двое симпатичных молодых людей, студентыблизлежащего колледжа, не мудрствуя лукаво, попросились занять место в шеренгепикетчиков впервые. Похвально!
 Пикетированиеплавно перешло в митинг. Включён мегафон, произносятся речи, крепчает скандирование.Даётся историко-познавательная информация, рассуждают и на злобу дня. Понятно:исторические события, опыт прошлых поколений и заботы-тревоги современностипереплетены в сознании земляков! «Память род укрепляет, беспамятство принижает»,– заметил кто-то из собравшихся.

Александр Кондрашов, историк, офицер запаса

 
Искусство и культура

В Новоуральске прошел праздничный концерт, организованный при участии Серафимо-Саровского храма

Екатеринбург, 7 ноября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Накануне Дня народного единства, учрежденного в память об освобождении Москвы от польских захватчиков в 1612 году, в Доме культуры Уральского электрохимического комбината (УЭХК) города Новоуральска прошел концерт, посвященный этому новому государственному празднику. Концерт был организован по инициативе людей, радеющих о России и ее традициях: участников хора профсоюзного объединения неработающих пенсионеров УЭХК и служителей храма во имя Святого Преподобного Серафима Саровского.

 
История

Реальное училище

 В полдень,21 октября 1873 года (по старому стилю), епископ Екатеринбургский Вассиан прибольшом стечении народа совершил Господу Богу молебствие, по окончании которогоблагословил начало доброго дела – открытие в Екатеринбурге реального училища.Ученики приступили к занятиям 23 октября.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс