Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №41 (362) → «Дорога длиною в триста лет» продолжается и по сегодняшний день

«Дорога длиною в триста лет» продолжается и по сегодняшний день

№41 (362) / 1 ноября ‘05

Искусство и культура

В последние выходные дни сентября, 24 и 25 числа, в Верхотурье прошло празднование в честь первого перенесения мощей праведного Симеона. Множество паломников съехались в святой город, чтобы помолиться возле мощей чудотворца всея Сибири.

Паломнические маршруты в Верхотурье были нахожены давно, еще нашими предками, но с тех пор они не утратили своего значения. Вновь и вновь отправляются верующие к святым местам, где совершал свое молитвенное служение старец Симеон.
Год назад, к этому событию в православном театре имени Михаила Чехова с большим успехом прошла премьера спектакля «Дорога длиною в триста лет». За прошедшее со дня премьеры время этот спектакль посмотрели сотни людей, которые выражали режиссеру-постановщику и актерам искреннюю благодарность за великолепную работу.
Православный театр Екатеринбургской епархии вырос постепенно из Театра-лаборатории драматического искусства, который организовала Заслуженный работник культуры России Наталия Витальевна Мильченко. Много лет назад, впервые обратившись к теме духовно-нравственного воспитания, к теме Православия, художественный руководитель и артисты труппы уже не могли оставить дальнейшую разработку той «золотой жилы», которую они открыли, прежде всего, для себя самих, и которую во всей ее красе и великолепии решили донести до сердец и душ своих зрителей.
Так один за другим появились ни с чем не сравнимые, чистые, щемящие душу спектакли «Лето Господне», «Тишина Великого поста», «Чистый понедельник» и многие другие. Но остановимся подробнее именно на спектакле «Дорога длиною в триста лет».
По замыслу режиссера-постановщика, спектакль, повествующий о прохождении Крестного хода с ракой с мощами святого праведного Симеона Верхотурского от Меркушино до Верхотурья, призван показать, какого духовного и телесного труда требует Крестный ход от людей, идущих в нем рука об руку, плечо к плечу многие десятки километров, с большой скоростью движения, стремящихся поскорее достигнуть высокой намеченной цели, с редкими остановками на короткий отдых. Да и недолгие минуты отдыха многие из них проводят в молитве возле святого лика праведного Симеона.
Наталии Витальевне удалось блестяще осуществить свой замысел, при помощи талантливейших актеров зримо воссоздать на небольшой сцене атмосферу большого духовного, божественного накала, которая царит в движении каждого Крестного хода на протяжении сотен лет, с тех пор, как они начали совершаться на Святой Руси.
Молитвы-покаяния, которые приносят святому праведному Симеону женщины-богомолки в то время, когда остальные забылись в коротком сне – дают своеобразный срез состава участников Крестных ходов разных лет российской истории, высвечивают душевные порывы, что толкнули людей на этот нелегкий, страдальческий путь, путь раскаяния и покаяния, путь надежды и веры в чудо, которое непременно должно свершиться в финале долгой дороги.
Сначала мы слышим монолог-покаяние русской женщины, потерявшей сына-прапорщика во время первой мировой войны, в котором она просит праведного Симеона дать ей силы молиться за врагов, от рук которых пал сын, ибо без этих, материнских молитв, они никогда не получат прощения от Господа.
Затем мы вместе с другой паломницей переносимся на высокую волжскую кручу и, вспоминая героиню Островского Катерину Кабанову, размышляем о том, «почему люди не летают, словно птицы…», и как найти в себе силы, чтобы преодолеть нередко обуревающие нас греховные, непотребные мысли и чувства.
Слова молитвы, а скорее, просьбы еще одной, самой молодой участницы Крестного хода, вдруг переносят нас в день сегодняшний. Когда перед молодой семьей остро встала проблема безденежья и безработицы, несмотря на то, что и люди они не ленивые, и образование приличное имеют, а вот… нет удачи и счастья. И оттого теряется уверенность в себе, в доброте и понимании окружающих людей, умирает надежда на возможность что-то изменить и исправить. Остается только надеяться на чудо. Его-то у Симеона и просит сотворить молодая женщина – чтобы вернуть любимому человеку уверенность в себе и радость в жизни.
Как образно подметила перед премьерой спектакля режиссер Наталия Витальевна Мильченко, если сложить воедино все проведенные репетиции спектакля, действие которого беспрерывно продолжается 1 час 40 минут, то можно сказать, что «свой собственный Крестный ход от Меркушино до Верхотурья», расстоянием в 62 километра, каждый из актеров прошел на этой маленькой сцене православного театра, расположенного на главной улице уральской столицы.
Мне посчастливилось в свое время побывать на премьере спектакля, внимательно присмотреться к первым зрителям и услышать их первые впечатления… К сказанному можно добавить следующее: режиссеру-постановщику удалось нечто большее первоначального замысла. Она не только сумела показать тот духовный и физический труд, который требует каждый Крестный ход от того, кто вступает на этот путь. Она сумела всех зрителей сделать равноправными участниками этого «Крестного хода длиною в триста лет».
Вместо ожидаемого некоторыми зрителями отдыха «от просмотра театральной постановки», от них тоже «потребовали» приложения немалых духовных сил. Атмосфера, царящая в небольшом помещении театра на протяжении почти двух часов, не соответствовала привычной: там – сцена, здесь – зал, там – артисты, здесь – зрители, – нет, здесь все были едины – в едином порыве, в едином стремлении – выдержать, выстоять, пройти до конца по выбранному пути. Внимательно вслушиваясь в слова молитв богомолок, многие зрители, наверное, вместе с ними мысленно обращались к святому Симеону со словами своих молитв, со своими просьбами о помощи и с надеждами о чуде.
И яркой путеводной звездой для многих зрителей спектакля, несомненно, стал образ хромоногого Космы, который триста лет назад проделал 62-километровый путь на коленях, всего с тремя небольшими остановками. А, может быть, и образ молодого талантливого актера театра Дмитрия Бабушкина, который, исполняя роль Космы, так же, на коленях, провел весь спектакль. А сколько еще репетиций было до долгожданной премьеры? А сколько показов спектакля прошло после?
Сейчас можно с удовлетворением сказать, что своим «Крестным ходом» актеры театра вдохновили новых паломников приехать или придти на святую землю Верхотурья, под золоченые кресты и купола его храмов.

Материал подготовила Лидия ЕЖКОВА

 

В других номерах:

Искусство и культура

Каждая нация жива своими историческими и культурными корнями

Недавно появившиеся в городе Талице профессиональные кузнецы первый крупный заказ выполнили для местного храма в честь Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла. Таличанину Роману Старикову нет еще тридцати лет.

 
Искусство и культура

Рукоделие, рукопашный бой, народное творчество — все это изучают в «Школе народной культуры»

Екатеринбург, 13 сентября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Государственное образовательное учреждение «Школа народной культуры» осуществляет образовательную деятельность по программам начального, основного и среднего полного образования, с углубленным изучением предметов этнокультурного профиля.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс