Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Недавно появившиеся в городе Талице профессиональные кузнецы первый крупный заказ выполнили для местного храма в честь Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла.
Таличанину Роману Старикову нет еще тридцати лет.
Выпускник престижного факультета Тюменской архитектурно-строительной академии, он мог выбрать для дальнейшей работы преуспевающую компанию и жить припеваючи. Но что-то потянуло его домой, и он решил, что из Талицы никуда не уедет, потому что здесь его корни, на этой земле жили его предки, здесь родился сын.
С детства его завораживали изделия, выполненные искусными руками кузнецов. Хотелось самому научиться превращать холодный металл в живой материал, в оригинальные вещи. Свои убеждения, собственное жизненное кредо Роман может выразить одним предложением: “Каждая нация жива своими историческими и культурными корнями”. А поскольку сейчас начали возрождаться исконно русские ремесла, то многие свои детские фантазии и задумки Роман уже сумел осуществить, открыв собственную кузницу и начав собственное дело.
По русской истории мы знаем, насколько уважаем в селе был кузнец, недаром его труд был воспет и в народных песнях, и в художественных произведениях классиков русской литературы. Но почему-то образ кузнеца всегда ассоциировался у нас с образом хмурого нелюдимого старика с большой всклокоченной бородой, в кожаном фартуке и огромных варежках. Талицкие кузнецы в этот образ “не вписываются”. Они молодые, красивые, сердца их открыты людям. Их сегодняшняя кузница также, по большому счету, не отвечает представлению многих о том, какой она должна быть. Для ее размещения было найдено помещение с действующим горном, которое и приспособили под кузницу.
У современных кузнецов не было рядом опытных мастеров-наставников, которые могли бы что-то показать или подсказать: кузнечный промысел на Руси был почти что забыт и заброшен. «Умерли» ремесла, ушли люди, умевшие чему-то научить. Поэтому приходилось до всего, что сейчас могут и умеют, «доходить» своим умом. Были перелистаны горы книг в поисках специальной литературы, книг, давно ставших раритетами. Приходилось все восстанавливать буквально по крупицам. Но первые результаты работы уже вселяют надежду на то, что кузнечный промысел в городе будет развиваться и процветать. А первые изделия, которые можно увидеть на улицах города, радуют не только мастеров и заказчиков, но и «обыкновенных» жителей: они украшают город, вносят в его облик какой-то особый колорит. По мнению Романа последние десять лет затишья в нашей стране сгубили многие эксклюзивные производства, и его предприятие «родилось» вовремя – позднее было бы намного труднее воплотить в жизнь выстраданную идею.
Ежедневно с 6 утра до 17 вечера в горне пылает жаркий огонь, температура достигает 1800 градусов. Металл поддается ковке, если его разогреть от 800 до 1500, перекалить нельзя. Зимой в кузнице холодно, летом жарко, но работа кипит, потому что на каждый заказ у Романа и его помощников Алексея Скоморохова и Антона Власова уходит до полутора месяцев. К примеру, чтобы выполнить заказ на изготовление ажурных ворот, им необходимо выполнить до тысячи различных операций.
Как было сказано выше, первая работа талицких кузнецов предстала на суд зрителей и ценителей древнего мастерства металлической ковки в виде трехстворчатых ворот в ограде Петро-Павловской церкви. Затем ажурная решетка появилась на церковной звоннице. Причем мастера в своей работе постарались сохранить первоначальный вид прежних металлических ограждений церковных ворот и колокольни – восстановили по старинным рисункам и фотографиям.
Сегодня даже по всей стране найдется еще немного мастеров художественной ковки. И так понятно желание талицких кузнецов не просто возродить ремесло, но и поднять его на должную высоту. Роман мечтает показать таличанам, как и чем можно украсить родной город. Ведь умели же это делать при заводчиках Поклевских, основателях талицкого винокуренного, ныне спиртового завода. Поклевские оставили в городе о себе память на долгие поколения красивыми постройками, в их числе – местный храм, который в прошлом году отметил свое 200-летие.
Поговорить о возрождении исконно русских народных ремесел меня «заставили» два диаметрально противоположных фильма, которые демонстрировались на фестивале документального кино «Россия», прошедшем недавно в Екатеринбурге. В качестве эпиграфа к своему фильму «Стеклянный остров» автор сценария Анна Гашина вынесла следующие слова: «В нашей северной (не только по географическому признаку) стране люди просто стекленеют. Где же тот господин Андерсен, что расколдует стеклянных мальчиков и девочек?». Кадры фильма переносят нас в цеха стекольного завода. Попеременно с работой автоматической линии изготовления стеклянных изделий, где всю работу выполняют механизмы, оператор Александр Филиппов показывает и участки цехового потока, на которых заняты «живые» люди. Живые ли? Такой вопрос невольно возникает, когда смотришь на почти автоматические движения их рук и на их лица, не выражающие никаких эмоций. Стеклянные лица.
Особенно щемит сердце от другого кадра. На берегу озера, отделяющего остров, где расположен завод, от города, стоит маленький мальчик и смотрит в сторону дымящихся фабричных труб… И столько в его глазах тоски, ожидания, тревоги и надежды одновременно, что становится ясно, что там, на «стеклянном острове» находится кто-то из очень близких и дорогих ему людей. И мальчик боится вновь увидеть их «стеклянные глаза» в своем доме, в своей жизни, и очень надеется на то, что добрый волшебник поможет «расколдовать» его маму или папу. И тогда они все вместе смогут обсудить серьезные детские «проблемы», сходить в кино или цирк, просто погулять, взявшись за руки, по улицам города. Но, видимо, работа, не требующая от человека вложения в нее частички своей души, постепенно «убивает» и саму душу человека. Ему становится безразлично все: и то, что он делает, и как живет, и мир, его окружающий. Он даже не замечает того, что от этого страдают люди, которым приходится общаться с ним.
В фильме режиссера и автора сценария Юрия Шиллера «В Затоне» в роли доброго волшебника выступает Кузнец. Затон – это прибрежный район Новосибирска, где находится база речного флота. Среди частных деревянных домиков затерялось строение, на двери которого прибиты кованые буквы «Кузня». Но в то же время этот домик хорошо знают многие местные ребятишки, от них в кузне отбоя нет. Среди «незваных гостей» Кузнеца немало беспризорников и детей, у которых случился конфликт в семье. Здесь они находят не только приют и пищу, но и внимание и понимание. Здесь они начинают ощущать себя полноценными людьми, имеющими право на личное мнение, на собственные дела и поступки.
Но вернемся к кузнецам из города Талицы. Мне кажется, что их мысли и настроения во многом созвучны с мыслями и настроениями героев фильма «В Затоне». Роман Стариков также мечтает построить собственную кузницу, такой, какой она ему видится, какой должна быть. В планах у него, когда крепче станут на ноги, благотворительность. Запросто мастера смогут полмесяца потрудиться, чтобы сотворить в городе детский чудо-городок. И не считает Роман несбыточной идеей то, что когда-то он сможет пригласить к себе нескольких ребят из детского дома, и хотя бы одного из них сделать настоящим кузнецом, мастером.
Мастеровые люди на Руси всегда ценились. Ценились не только их навыки и умение работать, но и их отношение к своему делу, к своему труду. Мастеровые люди нынешней России возрождают не только старинные народные промыслы, но и поднимают в обществе авторитет рабочего человека. Человека, который вкладывает в свое дело часть души, которому не безразличны окружающие его люди. И чем больше будет в нашем обществе людей с «горящими», а не «стеклянными» глазами, тем добрее и счастливее будем мы сами и наши дети.
Материал подготовила Лидия ЕЖКОВА
Екатеринбург,27 сентября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».Центр реабилитации жертв нетрадиционных религий во имя преподобного Иосифа Волоцкогобыл создан в Екатеринбурге в 1999 году по благословению ВысокопреосвященнейшегоВикентия, Архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского.
В последние выходные дни сентября, 24 и 25 числа, в Верхотурье прошло празднование в честь первого перенесения мощей праведного Симеона. Множество паломников съехались в святой город, чтобы помолиться возле мощей чудотворца всея Сибири.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.