Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
В Екатеринбургском отделении Свято-Тихоновского гуманитарного университета прошли вступительные экзамены. 24 абитуриента пополнили студенческие ряды, на практике откликнувшись на Божественный призыв: «Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (Ос. 6, 6).
Екатеринбургский филиал Свято-Тихоновского гуманитарного университета дает возможность получить высшее богословское образование не только православным из нашей Епархии, он несет свет просвещения всему региону, практически выполняя задачу по духовно-нравственному возрождению России. Из поступивших в этом году 24 человек только 17 из Екатеринбурга, остальные получили направления от Пермской, Тюменской, Курганской и Челябинской епархий.
Наш филиал всегда высоко котировался по уровню знаний среди отделений университета. Вот и в этом году принимавшие экзамены преподаватели отметили очень высокий уровень подготовки как студентов, так и абитуриентов. Это особенно приятно, если учесть что требования в университете, одном из крупнейших высших духовных учебных заведений России, очень высокие. Кроме Екатеринбурга, он имеет отделения в крупнейших городах страны и ближнего зарубежья. В нем обучаются сотни студентов по направлениям: пастырско-богословское, миссионерское, педагогическое, художественное, музыкальное.
История Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета в Москве началась в годовщину тысячелетия крещения Руси, когда стремление к Церкви и жажда христианских знаний проявились с особой силой. Тогда в Москве усилиями нескольких священников, среди которых был и нынешний ректор университета – протоиерей Владимир Воробьев, были организованы два лектория, по четыре лекции в каждом. Отец Владимир вспоминает: «Желающих было так много, что мы решили устроить годовой лекторий. Но и он закончился, а все наши слушатели хотели учиться дальше. И тогда мы решили создать с благословения Святейшего Патриарха Алексия двухгодичные богословско-катехизаторские курсы, которые были открыты в феврале 1991 года». Но и курсы не могли вместить всех желающих и дать полноценного образования людям, желающим работать в сфере религиозного просвещения. Было принято решение о преобразовании курсов в Богословский институт, а 12 марта 1992 года был зарегистрирован его устав. Осенью Святейший Патриарх Алексий по предложению Ученого совета института присвоил ему имя святого Патриарха Тихона.
Святой Патриарх Московский и всея Руси Тихон (в миру Василий Иванович Белавин, 1865–1925) возглавил Русское Православие в один из самых критических периодов его истории.
Он родился в семье священника, закончил Петербургскую духовную академию, вел активную миссионерскую деятельность, заложил ряд новых храмов на Аляске, в Канаде и США. С 1917 митрополит Московский, 5 (18) ноября того же года на Поместном соборе 1917–1918 годов был возведен на восстановленный после двух веков синодального периода патриарший престол.
В годы (по его собственным словам) «гибельной смуты» он занял позицию осуждения развернувшихся гонений на Церковь. В 1918–1921 гг. в проповедях и посланиях предавал анафеме тех, кто осуществлял «красный террор», при этом призывал священнослужителей воздерживаться от выступлений в пользу Белого движения, дабы избежать политизации Церкви и спасти ее от новых расправ. Давал решительный отпор попыткам раскола, в первую очередь со стороны приверженцев обновленчества.
Был привлечен к суду в качестве обвиняемого, когда в 1922-м декрет ВЦИК об изъятии церковных ценностей (под предлогом «помощи голодающим в Поволжье») повлек за собой еще более разнузданный, по сути тотальный грабеж храмов, сопровождаемый новыми волнами насилия. Патриарха из-под домашнего ареста перевели в тюрьму на Лубянке. Дабы вернуться к патриаршему служению и не допустить гибели Церкви, Тихон пошел на компромисс, признав свои действия «антисоветскими» и подписав формальное раскаяние. Освобожденный из-под ареста, он продолжал вести упорную борьбу с раскольниками, а также всеми силами, идя на вынужденные политические уступки, стремился сохранить преемственность и единство церковной жизни. Находясь под домашним арестом в московском Донском монастыре, Патриарх Тихон скончался 7 апреля 1925 и был погребен в Старом соборе монастыря при огромном стечении верующих.
Открытие института состоялось 18 ноября 1992 года и было приурочено к 75-летию избрания Патриарха Тихона на патриарший престол.
При создании института за основу были взяты мысли некоторых из дореволюционных иерархов и церковных деятелей о создании открытой богословской школы, – в частности, идеи архиепископа Феодора (Поздеевского). Идея создания подобного института опиралась также на необходимость образования доступной духовной школы, в которой могли бы обучаться не только священники, но и миряне. Институт явился первым в истории России высшим учебным заведением, обеспечивающим богословское образование для мирян (до настоящего времени богословские дисциплины изучались только в духовных школах, имеющих целью подготовку клириков).
Первоначально предполагалось создать богословский факультет при МГУ, однако это входило в противоречие со светским характером российского образования. Тем не менее, МГУ принял непосредственное участие в организации института и предоставил аудитории и помещения для занятий. Для преподавания были приглашены высокообразованные священники, преподаватели Московской Духовной академии, профессора, доценты и преподаватели МГУ, – те из церковных людей, кто имел хорошую подготовку по нужным дисциплинам. Определяющую роль в создании факультетов, в подборе преподавательского состава сыграли первые деканы: отец Валентин Асмус, возглавивший богословско-пастырский факультет, отец Николай Соколов – миссионерско-катехизаторский факультет. Во главе гуманитарных факультетов – историко-филологического и педагогического – стал профессор А.М. Камчатнов. При создании Института выпускники двухгодичных катехизаторских курсов были зачислены сразу на 3-й курс. Отец Владимир вспоминает: «Первые наши выпускники – удивительно хорошие люди, глубоко церковные, уже имевшие высшее образование. Многие из них, еще будучи студентами, стали сотрудниками нашего института. Из молодых лекторов выросли настоящие специалисты. Например, отец Олег Давыденков – теперь серьезный ученый в области истории дохалкидонских церквей».
Восстановление полноценной богословской науки в России невозможно без возрождения лучших традиций дореволюционного русского богословского образования, с учетом достижений богословского знания на православном Востоке и христианском Западе. В 1925 г. в Париже, как преемник традиций разоренных в годы революции 1917 года духовных академий, русскими богословами-эмигрантами был создан Свято-Сергиевский богословский институт. Теперь лекции и труды выдающихся преподавателей парижского института служат незаменимыми учебными пособиями для православных студентов в России, а основная их часть переводится, печатается и изучается в СвятоТихоновском университете. Сама университетская программа выросла из программ парижского института. История Русской Православной Церкви изучается по «Очеркам…» последнего обер-прокурора Синода, главы Министерства исповеданий при А.Ф. Керенском, в дальнейшем – профессора Парижского богословского института – А.В. Карташева. Курс лекций студентам Православного Богословского Института в Париже лег в основу книги «Евхаристия» профессора, архимандрита Киприана (Керна), без которой в настоящее время невозможно серьезное изучение литургики. Такой же курс лекций послужил основой учебника по предмету «Священное Писание Нового Завета» – «Христос и первое христианское поколение» епископа Кассиана (Безобразова). Современное богословское знание невозможно без работ И. Мейендорфа, А. Шмемана, В. Лосского и многих других научных светил, так или иначе связанных с Богословским институтом в Париже. Через их труды протянулась нить преемственности от дореволюционного русского богословского образования к современному, стало возможным возрождение богословской науки в России.
В 1998 году Свято-Тихоновский институт получил государственную аккредитацию и вошел в российскую систему высших учебных заведений. Студенты всех факультетов получают базовое богословское и гуманитарное образование. Учебный план включает все основные богословские дисциплины. В то же время, преподается всемирная и русская история, читается большой курс истории зарубежной и русской философии. Большое внимание уделяется древним и новым иностранным языкам. Государственная аккредитация получена по трем образовательным направлениям – теологии, религиоведению и педагогике, а также по 4 специальностям – истории, филологии, искусствоведению и религиоведению. Впервые за последние 80 лет духовная школа Русской Православной Церкви получила право выдавать государственные дипломы своим выпускникам, что открыло широкие возможности для работы православных специалистов в государственных учреждениях.
В 2004 г. Свято-Тихоновский богословский институт стал университетом. Такое решение принял Священный Синод Русской Православной Церкви. «На основании решения аккредитационной комиссии Министерства образования России от 21 мая 2004 года, утвержденного приказом министерства образования от 25 мая 2004 года, Православному Свято-Тихоновскому богословскому институту присвоен статус по типу: высшее учебное заведение вида «университет», – говорится в постановлении Синода.
В связи с этим изменилась программа вступительных экзаменов в Екатеринбургском отделении университета: для поступления необходимо сдать три экзамена: «Закон Божий», «История России», изложение.
С началом учебного года оживилась студенческая жизнь. Сейчас студенты активно готовятся к предстоящей Православной Всероссийской научно-богословской конференции «Радуйся, Заступнице усердная рода христианского», посвященной празднованию Казанской иконы Божией Матери, с тематикой: «Православная наука вчера, сегодня, завтра». Конференция, которая организуется по благословению Его Высокопреосвященства Высокопреосвященнейшего Викентия, архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского, будет проводиться с 1 по 4 ноября 2005 г. в Екатеринбурге. Ее организаторы: Екатеринбургская епархия, Уральский институт бизнеса, Екатеринбургская Православная Духовная семинария, Уральский горно-геологический университет и Екатеринбургский Центр дистанционного обучения Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.
В Центре идет усиленная подготовка к ближайшему экзамену по богословию, который пройдет 7 ноября.
Грядет традиционный Актовый день – 18 ноября, день избрания Патриарха Тихона на патриарший престол и открытия института. Актовый день пройдет в Храме-на-Крови 18 ноября в 18 часов. Мы приглашаем принять в нем участие всех выпускников, студентов и потенциальных абитуриентов нашего университета.
В.О. Шитикова, руководитель Екатеринбургского филиала СТГУ
Екатеринбург,25 октября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».В поселке Троицкий, пригороде Талицы, проживает более 14-ти тысяч человек.
ПроблемыРоссии нынешней беспокоят всех, и каждый со своих позиций пытается если не решить,то хотя бы предложить путь решения. Все социальные институты России озабоченыположением дел, решения ищут ученые – от медицины и генетики до антропологии,социологии и философии.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.