Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №27 (348) → 19 июля — память преподобного Сисоя Великого

19 июля — память преподобного Сисоя Великого

№27 (348) / 15 июля ‘05

Церковный календарь

В этой теме:

Церковный календарь
Дни памяти святых
Церковный календарь
20 июля — память преподобного Фомы, иже в Малеи

 Подвижничествопреподобного Сисоя, преставившегося в 429 году, память коего совершается ныне,продолжалось от ранней юности до глубокой старости. Сначала жил он в ските,потом перешел реку Нил и уединился на той горе, где подвизался великий Антонийи где все напоминало ему о дивном образце иноческого жития.

Уединение не скрыловеликого подвижника Сисоя от людей, жаждущих духовного просвещения, и многиестали посещать Сисоя, чтобы пользоваться его наставлениями. Он же не отказывалсяпринимать людей, так как любовь к людям ставил выше своего, хотя и возлюбленного,безмолвия.
 В беседахего с людьми заключались в особенности уроки смирения.
 – Отец! –сказал однажды Сисою один пустынник, – я замечаю за собою, что памятование о Боге всегда со мной…
 – Это ещенемного, сын мой, – отвечал ему Сисой, – еще важнее того – видеть себя нижевсех, потому что такое уничижение способствует к приобретению смирения…
 Другому братусказал он: имей смирение, отрешись от своей воли, откажись от пустых забот мирских,и ты найдешь мир сердца…
 О себе самомСисой постоянно говорил: грешником засыпаю, грешником пробуждаюсь…
 Во времякончины преподобного Сисоя выказались и великое смирение его, и великая благодатьГосподня, пребывающая на смиренных… Умирая, старец пришел в восхищение, лицоего просияло, и он заговорил: «Вот, авва Антоний идет ко мне»… Немного спустявоскликнул: «Я вижу лик пророков», – и в то же мгновенье лицо его еще болеепросветлело. «Вот, пришли апостолы», – стал он говорить тихо и как будто разговариваяс кем-то из святых.
 – С кем онразговаривает? – недоумевали пустынники, собравшиеся вокруг преподобного Сисоя,чтобы выслушать его последние изречения.
 – Вот, ангелыпришли взять мою душу, – и я молил их подождать еще несколько, чтобы успетьмне совершить покаяние… Они же сказали: ты не имеешь больше нужды в покаянии…– Не знаю, начинал ли я еще его? – Эти последние слова преподобного Сисоя далипонять ученикам его, знавшим о глубоком его смирении, что добродетель его быласовершенна…
 Наконец лицоподвижника просияло как солнце, и в то же время он воскликнул: «Смотрите, Господьидет ко мне», – и с этими словами переселился в иной мир.
 ПреподобныйСисой есть великий учитель смирения и в жизни своей, и при смерти. Поэтому побеседуемныне о смирении.
 Все святыеукрашались смирением, несмотря на свои великие добродетели. Смиренна была пресвятаяДева Мария, Она, выслушав от ангела благовестие о зачатии Сына Божия, говорила:«Величит душа Моя Господа и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем, яко призрена смирение рабы Своея». Но кто эта смиренная дева Мария? Это – Пресвятая Дева,Матерь Божия, высшая херувимов и славнейшая серафимов. Впрочем, на что нам приводитьслишком много примеров. Перечислять смиренных – значит перечислять мужей, высокихпо духу и святых по жизни. Кончим все одним. Кто есть Христос Иисус, Которыйво всю жизнь до самой смерти непрестанно смирял и уничижал Себя, Который не восхотел трости сокрушенной переломить и льна дымящегося угасить? Кто этот кроткийи смиренный сердцем, умывший ноги Своим ученикам? Высочайшая премудрость, совершеннейшаясвятость, сияние славы Отчей и образ Ипостаси Его, – словом, Бог – во плоти.
 После этого,что же мы должны сказать о тех людях, которые не хотят смириться пред другими,которые любят гордиться собою? Что сказать о них? Это – люди, в которых нетистинного христианского духа, в них нет истинных достоинств; в них нет ни величия,ни святости. Гордятся только низкие и ничтожные люди. Не имея ничего, они хотятгордостью восполнить недостаток совершенств, надменностью думают заменить слабостьсвоих сил. Почему иной человек, заняв важное место в обществе, делается вдругнеприступным? Он боится, чтобы вблизи не рассмотрели его, кто он таков. Он неприступностьюхочет скрыть свои недостатки, спесью думает восполнить скудность своих заслуг. Если вы увидите человека гордого, неприступного, то не старайтесь много разгадывать,кто он таков. Это просто человек без истинных достоинств, в нем нет ни хорошегоума, ни доброго сердца.
 Правда, и люди с великими достоинствами иногда предаются гордости. Но зато надолго лиони остаются великими при своей гордости? Начать гордиться – значит начинатьпадать; мечтание о себе – приготовление к унижению. Бог оставляет гордых самимсебе, а смиренных поддерживает Своей благодатью. И потому-то, братия, когдавы возмечтаете о себе: то бойтесь, чтобы вам в скором времени не посрамиться.Только при смирении высок и силен человек, а без смирения он слаб и низок.
 Правда, низкиеи слабые люди тоже иногда смиряются. Но их смирение не лучше гордости. Пред кем смиряются низкие люди? Только пред высшими. Для чего смиряются? Чтобы удобнеевозвыситься. В каких слабостях признаются низкие люди? В самых ничтожных, маловажных?чтобы дать знать другим, как маловажны слабости, которым они подвержены. Такимобразом, у низких и смирение всегда низко, истинное смирение для них слишкомвысоко, оно не по их духу. Истинно смиренный потому и смиряется, что он смирендушою; потому и не возносятся его очи, что не надмевается его сердце; у негосердце, как невинное, покорное, простосердечное дитя. Оттого-то истинно смиреннымибывают только люди с совершенствами, люди великие и святые; только у таких людейдостанет духу говорить о себе: я червь, а не человек.
 Итак, братия,смирение вовсе не есть признак слабого и малодушного человека. Вот гордые людивсегда слабы и малодушны, а смиренные всегда велики и святы; смиренная выя естьпризнак величия духа, а гордое чело – отпечаток низкой души. И потому не будемсмущаться, хотя бы нам довелось отправлять самую низкую должность раба: низкаяслужба никогда не унизит высокого человека.

Протоиерей Григорий ДЬЯЧЕНКО

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

 

Церковный календарь

Дни памяти Святых

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 
Церковный календарь

18 июля — обретение честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского

 ПреподобныйСергий, память обретения многоцелебных мощей коего ныне празднуется, между многимидобродетелями, которыми украшался, отличался необыкновенною любовью к Отечеству,для которого он готов был на всякие труды и жертвы. Так, он неоднократноходил по поручению святителя Алексия, митрополита Московского, к разным соседнимс Москвой князьям, не желавшим признать над собой власти великого князя и заводившимсмуты, и всегда с великим успехом исполнял свои трудные поручения; весьма частои усердно возносил свои пламенные молитвы о благосостоянии русского царстваи горячо соболезновал об его бедствиях, которые проистекали, главным образом,от зависимости России от татар.

 
Церковный календарь

20 июля — память преподобного Фомы, иже в Малеи

 ПреподобныйФома, празднуемый ныне святой Церковью, называется Малеином от места своих подвиговна мысе Малее, в Пелопоннесе, или на горе Малеон на Афоне. Жил он не позднееX века.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс