Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №24 (345) → Почему люди не ходят в церковь?

Почему люди не ходят в церковь?

№24 (345) / 22 июня ‘05

Церковь и общество

 СвященникМихаил ВАСИЛЬЕВ, настоятель Патриарших подворий при штабе ВДВ и РВСН:
 - Во-первых,потому, что это трудно. Во-вторых, потому что для современного, весьма прагматичногопо своему мировосприятию человека это невыгодно. Приходится тратить свое время– у современного человека иллюзия, что времени ему не хватает, хотя это не мешаетвпустую тратить его, например, у телевизора. И человек все время живет тем временем,которое он на самом деле часто бездарно тратит. Он стоит в храме – и ему кажется,что у него много неотложных дел, что надо куда-то бежать. И действительно –это известно еще древним подвижникам благочестия – побыть наедине с собой ужебывает непривычно и трудно, а тем более придти к Богу и быть с тем Богом, в Которого хотя ты и веруешь, но еще не веришь достаточно. Наверное, все это в комплексе приводит к тому, что современный человек, бесцельно проводя значительнуючасть своей жизни, не может найти времени, чтобы побывать, или постоять, или даже, не побоюсь этого слова, помолиться за богослужением.

 Игумен ПЕТР(Мещеринов), Свято-Данилов монастырь, г. Москва:

 - Одна из причин того, что люди не понимают христианство и отталкиваются от Церкви – этоподмена Евангелия – в буквальном переводе «благой вести», «благовествования»– неким зловествованием. Основание нашей веры – Воскресший Христос, пасхальнаярадость, которую может почувствовать любой человек, – подменяется проповедьюо мировом масонском заговоре, о скором пришествии антихриста, о бесах, аде и вечных муках. Христос же является только средством, чтобы всего этого избежать.Причем даже не Христос, а внешняя церковность, исполнение обрядов, механическоевыстаивание воскресных богослужений. В итоге религиозные запросы души не удовлетворяются.И поэтому многие искренне ищущие Бога люди стараются держаться подальше от такойЦеркви. Она кажется им каким-то странным заведением, где люди помешаны на тайноммасонстве и бесах. Безусловно, существуют и бесы, и «тайна беззакония», и антихрист,который в итоге явится. Но страшно не это, а то, что все сие служит основаниемпроповеди и почему-то называется Православием.

 Священник АлександрЛАВРИН, клирик храма Иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыно:
 - Думаю,причина здесь не в атеизме. Атеистов сейчас мало, убежденных же и раньше былонемного. Людям, как правило, более свойственно религиозное равнодушие. И когдапосле падения атеистической идеологии оказалось, что многие не чужды признаниядуховного мира, – всплыла серьезная причина, почему люди не ходят в храм: самопо себе признание «потустороннего» ничего не меняет в жизни человека. Настоящаярелигиозная жизнь начинается тогда, когда человек захочет, чтобы Бог стал в его жизни главным. А это всегда непросто, требует от человека напряжения: поиска,труда. Нельзя обойти стороной и горькую для нас, церковных людей, правду. Многиелюди не ходят в храм, потому что мы, христиане, сами подаем к этому повод. В религиозной жизни был очень большой перерыв, многие традиции утеряны, преждевсего – традиции терпения и смирения. И, к сожалению, люди часто не находятв христианах примера евангельской жизни. Не последняя причина и в нас, священниках,пастырях. Мы вышли из той же среды «религиозного забвения» и так же учимся христианскойжизни. Но цена наших ошибок гораздо выше, чем у прихожан, когда мы не являемсердечной теплоты и понимания. Я это хорошо знаю, замечая, порой, в себе небратскоеи лицеприятное отношение – при исповеди, в беседе с людьми … Поэтому сегодняЦерковь видится не столько местом духовного подвижничества, сколько больницей,принимающей и целящей больных и инвалидов. Значит, и входят в нее те, кто призналсвою болезнь и захотел лечиться.

 Священник НиколайЕМЕЛЬЯНОВ, заместитель декана Богословского факультета Православного Свято-Тихоновскогогуманитарного университета:
 - Самое удивительное,что люди в Церковь ходят. Это удивительно, потому что в России после целой эпохигонений, религиозного бескультурья и безграмотности современному человеку казалось бы невозможно обрести традиционную духовную культуру и веру. Современная мода,массовая культура, жесткая пропаганда, иногда даже сегодняшняя государственнаяполитика препятствуют этому. Однако вопреки всему многие эту духовную культуруобретают или хотя бы очень к ней стремятся. Это всегда процесс очень личныйи очень трудный. Он требует работы над собой, много смирения и покаяния, что никому и никогда не было просто. В Евангелии Господь, обращаясь к ученикам,называет их «солью земли». Соль – это замечательный и очень древний религиозныйсимвол. Кроме прочих, в нем есть и очень простой, можно сказать, бытовой смысл.Соли кладут в пищу всегда очень мало – одну ложку на большую кастрюлю, но без нее пища бывает безвкусной. Этой «соли» – тех, кто не просто «глядит издалека»или даже «заходит в Церковь», но живет по вере церковной жизнью, – всегда былои будет немного. С другой стороны, от самого общества и даже во многом от государствазависит, будет ли оно хотя бы обращено лицом к высокой духовной культуре – или его жизнь потеряет свою «соль», станет «безвкусной» и бессмысленной.

 Священник ИоаннОХЛОБЫСТИН, клирик храма святителя Николая в Заяицкой слободе:
 - Когда тольконачиналось возрождение Православия, то сами верующие люди и священники невольноделали многое, чтобы отвратить людей от Церкви. Все эти старушки, шипящие на молодых девчонок, которые впервые зашли в храм в брюках. Все эти младостарцыи младостарицы, их «пророчества» и дикие полуязыческие «наставления». И страннаякликушеская литература, называвшаяся «православной». Все эти запугивания в проповедяхсвященников, что вы, мол, жуткие грешники, мерзавцы. Срочно раздайте все своеимущество, а сами – на колени, на горох. И все равно нет вам прощения… Как вспомню, просто дрожь берет. Дошло дело до того, что пришлось вмешаться самомуСвятейшему Патриарху. Многие, впервые зайдя в храм и столкнувшись с таким к себе отношением, подумали: а пойду-ка я лучше куда-нибудь в буддизм, там всене так мрачно. Ну и, конечно, с годами добавились темы для критики, среди нихсотовые телефоны и машины у священников (интересно, а как без этого быть на связи, если понадобится, и посещать больных прихожан?) и так далее. К счастью,постепенно все эти перекосы в отношениях светских людей и Церкви сглаживаются.Народ перестали запугивать, в храм приходит все больше людей. Теперь мы можемлучше донести до прихожан, что главное в Православии не строгость, а любовь.Ведь Бог есть Любовь.

 Иеромонах СЕРГИЙ(Рыбко), настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревскомкладбище г. Москвы:
 - Подлиннаяпричина в том, что у человека просто нет особого желания ходить в церковь. Когдаон молод, преисполнен оптимизма – ему не до того. Он смотрит на жизнь «сквозьрозовые очки», «кует» свое светлое будущее… И только повзрослев, столкнувшисьс реалиями жизни, он начинает задумываться, начинает знакомиться с христианскимиценностями – и в итоге нередко приходит в храм. Это обычно люди зрелого возраста,за сорок лет. Тем не менее, встречаются и молодые люди, которые с юности посвятилисебя Богу. Либо они рано пережили какие-то трагедии, разочаровались в земныхценностях, либо это чистые души, призванные Богом. Я их достаточно часто встречал,хотя по нашим временам такой человек – просто чудо. Бывает, что и в тридцатьлет воцерковляются, и в двадцать, хотя какой-то видимой причины – несчастнойлюбви, жизненных трагедий и т.п. – нет. Кто имеет открытое сердце – к тому Богприходит раньше.

 Протоиерей АркадийШатов, председатель епархиальной комиссии по церковной социальной деятельностиМосквы:
 - Люди не ходят в Церковь по разным причинам. Некоторые – потому, что думают, что Богхристиан такой же, как сами недостойные христиане. Некоторые не ходят потому,что их привлекает этот мир, и внешняя мишура для них важнее, как для дикарейстеклянные бусы важнее, чем слиток золота. Некоторые не ходят по лени, а некоторые– потому что Бог их еще не призвал. Некоторые из тех, что не ходят в Церковь,бывают одержимы, некоторые – глупы… Некоторые не ходят в Церковь потому, что они предали Бога. Люди не ходят в Церковь, потому что, как говорится в Евангелии,один купил поле, за которым нужно смотреть, другой приобрел волов, которых надоиспытать, третий недавно женился. Поэтому они не идут на брачный пир (Лк. 14,1).

 Иеромонах КАЛЛИСТРАТ(Романенко), настоятель храма во имя Святой Живоначальной Троицы в Антарктиде:
 - Во-первых,люди в храм все-таки ходят. Даже в мой. Пусть не все и не часто. Но за тот год,что я здесь, нет ни одного человека из экипажа станции, который хотя бы одинраз не пришел в храм. И не на экскурсию, а именно на службу, на Божественнуюлитургию. Есть люди, которые ходят в храм, но нечасто. Они все равно верующиеи православные. Я не могу сказать, что их вера хуже моей, хотя я священник и регулярно совершаю Божественную литургию. Другие не ходят в храм, потому что не знают, что здесь дом Божий. Это просто непросвещенные люди, не понимающие,зачем надо стоять по два часа на службе и слушать непонятные песнопения и молитвы.Но обычно это до тех пор, пока жареный петух не клюнет. Тогда начинают спрашивать:«Что я могу сделать, чтобы Бог услышал меня?» А некоторые не приходят, потомучто видят, как живет священник – злее, корыстнее и похотливее иных неверующих.Я знал одного человека, который во многом исполнял заповеди Евангелия (ни разупри этом не читав самого Евангелия), но не стал ходить в храм, потому что там не самым лучшим образом вел себя священник. От священников сегодня требуетсяспокойно, шаг за шагом воспитывать и тех, кто приходит, пусть и нечасто, показываяим жизнь в Боге. Надо проповедовать, и, прежде всего, не на словах, а в себе,в своей жизни, исполняя слова Писания: «Так да светит свет ваш пред людьми,чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5, 16).

Журнал «Фома»
№ 3(26) 2005 г.

 
Церковь и общество

Диакон Андрей Кураев: Зачем ходить в храм, если Бог у меня в душе?

 У каждого из нас есть знакомые и даже родные люди, которые с недоумением смотрятна наши сборы в храм. На их лицах написано глубокое непонимание, а порой и возмущение.

 
День Святой Троицы

Праздник Святой Троицы в селе Косулино отмечен многочисленным Крестным ходом

 Екатеринбург,22 июня, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». ПраздникСвятой Троицы в селе Косулино Белоярского района был отмечен многочисленнымКрестным ходом.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс