Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №24 (345) → Диакон Андрей Кураев: Зачем ходить в храм, если Бог у меня в душе?

Диакон Андрей Кураев: Зачем ходить в храм, если Бог у меня в душе?

№24 (345) / 22 июня ‘05

Церковь и общество

В этой теме:

Церковь и общество
Почему люди не ходят в церковь?

 У каждого из нас есть знакомые и даже родные люди, которые с недоумением смотрятна наши сборы в храм. На их лицах написано глубокое непонимание, а порой и возмущение.

Иногда оно изливается в слова: «Ну ладно, ударился ты в веру, пусть уж. Но зачем же в храм-то ходить, столько времени и сил на это тратить?! Вот я, к примеру,тоже верующая. Но я верю в душе. Бог у меня в душе, и мне не нужны никакие внешниеритуалы. Да вспомни, как недавно сатирик Михаил Задорнов сказал: «Для общенияс Богом мне не нужны никакие посредники!».
 Как пояснитьтаким людям наше поведение? Как всегда, есть два пути: нападения и защиты. Критикаподобного рода житейской «философии» не трудна. В конце концов, толики здравогосмысла достаточно, чтобы понять, что общество, в котором шуты (по нынешнему– «сатирики») воспринимаются в качестве экспертов в области богословия и духовнойжизни, весьма больно. Болеет оно как минимум утратой чувства юмора: оно ужене способно смеяться, видя, как шут залезает на проповедническую кафедру… Нынешнееобщество считает серьезным то, над чем потешались наши предки в масляные недели…
 Не стоитсерьезного отношения и заверение в том, будто у наших критиков «Бог в душе».Да, конечно, такое состояние является высшим идеалом духовной жизни. Этого для нас желал еще апостол Павел: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения,доколе не изобразится в вас Христос!» (Гал. 4, 19); «да даст вам крепко утвердитьсяДухом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши» (Ефес. 3, 16–17).
 Если бы слова«Бог у меня внутри» сказал преподобный Серафим Саровский – эти слова имели бывес, ибо они были бы честным свидетельством о плоде его подвига. Если бы пустынниксказал, что он приучил себя к непрестанной внутренней молитве, и потому отдаленностьхрама, который он посещает лишь изредка, для него уже не чувствительна – в такихустах такие слова тоже были бы оправданны.
 Но когдамы слышим такие же слова от обывателей… Тогда у нас есть право поинтересоваться:в результате каких же именно духовных подвигов Вы достигли такого успеха? Богу Вас в душе? Поясните, каким же был путь Вашей молитвы? Как часто вы читаетеМолитву Господню?… Что?… «Отче наш» Вы плохо помните?… Ладно, тогда хотя бы расскажите, как именно Вы переживаете присутствие Бога в Вашей душе? Какиеплоды даров Духа Вы в себе ощущаете? Вот Вам подсказка: «Плод же духа: любовь,радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание»(Гал. 5, 22–23). Есть в Вас эти чувства? Нет, не свойства характера, а дары.Дар – это то, чего в нас прежде не было, но при духовном рождении вошло в нашужизнь, обновило ее? Не помните Вы такого обновления?
 Вы можетеотличить в Вашем душевном опыте: вот это — «присутствие Бога», а вот это – проявлениеобычных человеческих качеств: ощущение красоты, гармонии, совестное чувство,человеческая приязнь?… Не можете? Значит, Вы не заметили того момента, когдаБог, Творец Вселенной, вошел в Вашу жизнь и в Вашу душу? Разве можно такое не заметить? Так, может, Он и не входил?
 Так, может,Вы спутали — и отождествили веру в Бога с присутствием Самого Бога? Впрочем,подождите, а вера-то в Вас есть? Вера ведь не просто пассивное согласие: «нуладно, я согласна, что Что-то там такое есть…». Вера — это стремление к тому,чтобы оказалось правдой то, что решилась полюбить душа… Вера не пассивно уступаетдавлению авторитетов или доводов; вера активно жаждет: «я хочу, мне нужно, чтобытак было!».
 Вера – этодействие. Это стремление к тому, что уже предчувствуется, но еще не стало очевидностью.Стремление к тому, что уже прикоснулось к нашей жизни, бросило в нее свой отблеск,но еще не вошло в нее всецело… Вера – это желание нового опыта. Но те, кто говорят:«у меня моя вера, и она в душе», говорят это с такими тусклыми глазами, что трудно поверить, будто они хотя бы когда-то испытывали стремление к Богу.
 Нельзя любить,не проявляя своей любви, не делая хоть каких-то движений к любимому человеку.Так же нельзя верить, никак не проявляя своей веры во внешних действиях. Роза,которую дарят любимой, сама по себе ей не нужна. Этот цветок ей дорог не своейсобственной красотой, а тем отблеском, который положила на него любовь подарившего.Цветы купленные и цветы подаренные совсем по разному оживляют комнату. Есличеловек утверждает, что он любит кого-то, но он ничего не делает во имя своейлюбви: не ищет встреч, ничего не дарит, не уделяет времени для общения, ничемне жертвует – значит, он просто хвастается перед своими уже влюбленными друзьями:«мол, и я ничем не хуже, и у меня уже есть возлюбленная!».
 Итак, вы,утверждающие, что у вас «Бог в душе» – что вы сделали для того, чтобы очиститьсвою душу для столь дивного Посещения? Как и каким именем вы позвали Его? Как Вы храните Его в себе? Что изменилось в вас от этой Встречи? Полюбили ли выТого, Кого встретили? И что вы делаете ради этой любви? Если эти вопросы повергаютвас в недоуменное молчание – так хотя бы не считайте себя превзошедшими тех,кто хоть что-то делает для того, чтобы пребывать с Богом! Вечно стоящие – не презирайте идущих, даже если те спотыкаются!
 Такие вопросыможно задать тем, кто свою леность оправдывает своей мнимой «духовностью».
 Но ведь и нам самим важно осознать – зачем мы-то ходим в храм. Послушать проповедь? Для этого сегодня можно включить радиоприемник. Помолиться? Молиться можно вездеи во всякий час. Более того, таков именно совет апостола: «Непрестанно молитесь».Принести пожертвование? Сегодня сборщиков много и на улицах. Подать поминальнуюзаписку? Ее можно передать со знакомыми. Поставить свечку? Так ее можно поставитьи перед домашним образом. Так зачем же мы ходим в храм?
 Более того,некоторые люди говорят, что если они хотят помолиться, то они уходят в лес,к речке или к морю, и там, в Богозданном Храме, им легче ощутить величие Творцаи восславить Его. Зачем же, говорят они, нам из бескрайнего Храма заходить под тесные своды храма рукотворного?
 Чтобы, понятьэто, давайте на минуту выйдем за пределы христианского храма. Раскроем «Упанишады»– древние индийские книги, составленные на рубеже II-I тысячелетий до РождестваХристова. Эти книги до сих пор священны для индуистов, а с недавних времен сталивесьма авторитетны и для многих наших соотечественников, ушедших вслед за оккультистамив модное ныне «паломничество на Восток». Вот как в «Упанишадах» описываетсяначало творения мира: «Вначале здесь не было ничего. Все это было окутано смертьюили голодом, ибо голод – это смерть. Он – зовущийся смертью – пожелал: «Пустья стану воплощенным» – и сотворил разум… Он двинулся, славословя, и от егославословия родилась вода… Он изнурил себя… Разумом он – голод или смерть –произвел сочетание с речью. То, что было семенем, стало годом… Он раскрыл рот,чтобы съесть рожденного… Он подумал: «Если я его убью, у меня будет мало пищи».Тогда той речью и тем телом он сотворил все, что существует здесь: … жертвоприношения,людей, скот. Все, что он произвел, он решил пожрать… Он пожелал: «Пусть этотело будет пригодно мне для жертвы и пусть я воплощусь с его помощью». Тогдаоно стало конем; возросши, оно сделалось пригодным для жертвы… По истечениигода он принес его в жертву самому себе, а других животных отдал богам».
 Перед намиобъяснение одного из самых устойчивых языческих убеждений: в религии и ритуалепроисходит кругооборот одной и той же энергии. Божество, создавая мир, затрачиваетв этом труде немалую часть своих сил, беднеет, изнуряется. От языческих боговподдержание в мире порядка, удержания «космоса» от распада в «хаос» требуетнемало затрат. Богов, обессилевших в труде по удержанию космоса (космос в смыслеупорядоченное творение) от распада, должны поддержать люди. Для этого люди должнывстать на путь … разрушения. Разрушая часть космоса, жрец высвобождает из неету энергию, которую боги когда-то затратили для ее создания и тем самым возвращаетэту энергию богам, укрепляя их силу. В ритуале разрушается часть мироздания,чтобы укрепившиеся боги могли поддержать мир в целом и защитить его от конечногораспада. В нашей сегодняшней жизни аналогию можно усмотреть в работе физиков,которые научились при искусственно спровоцированном распаде атома высвобождатьэнергию и направлять ее на другие цели… Языческое богословие убеждено, что богвкладывает в творения часть своей силы, и от этого слабеет. Но жрец, разрушаятворение перед лицом этого бога, принося ему жертву, возвращает назад к первоистокуту же божественную энергию, которая была закрепощена в той части космоса, что теперь сжигается на жертвенном огне. Освобожденная божественная энергия возноситсяк обителям богов. И боги буквально питаются ею.
 Поэтому в другом языческом мифе – «Эпосе о Гильгамеше», составленном в древнем Шумере– содержится деталь, которая сегодня кажется сатирической и смешной. Боги наводятна землю потоп. Спасается от него лишь один человек… Проходят дни, и вдруг богизамечают, что люди приносили им не только беспокойство и неприятности. С исчезновениемлюдей прекратились жертвоприношения… Боги начинают голодать и прекращают потоп.Когда же шумерский «Ной» приносит первую жертву по прекращении потопа, то, говоритсяв этом древнем мифе, «Боги почуяли добрый запах, Боги, как мухи, собрались к приносящему жертву».
 Иногда богамдля пищи требуются даже человеческие жертвы. Вот цитата из недавней газеты,сообщающей о печальных находках археологов: Американский антрополог Джон Рейнхардначал работы «в районе вулкана Льульальако потому, что когда-то читал о древнемпоселении инков на склонах этого вулкана. Члены экспедиции жили в палатках на вершине вулкана (его высота 6705 метров). После почти месяца раскопок из-под камней и сухой промозглой земли были вытащены три мумии, завернутые в какой-то тряпичный балахон. Мумии были откопаны из места, внешне напоминающего ритуальноезахоронение. Рядом с мумиями членами экспедиции были найдены 35 предметов из золота, серебра и раковин, остатки материй, украшенные орнаментом и вышивкой,мокасины и керамическая посуда. В ней кое-где еще сохранились остатки еды. Мумии– тела двух девочек и мальчика в возрасте от 8 до 13 лет – относятся к доколумбовомупериоду, то есть насчитывают порядка 600 лет. «Эти мумии, – заявил журналистампрофессор Рейнхард, – наиболее сохранившиеся из всех, которые мне довелось видетьза всю мою карьеру. Они были заморожены, в то время как другие мумии были забальзамированы.У меня есть подозрения, что они были заморожены, будучи еще живыми». По словамамериканского профессора, девочки и мальчик, судя по всему, были принесены в жертву богам инков в ходе какого-то религиозного ритуала, совершавшегося, похоже,один раз в год. «Мы также намерены выяснить, — продолжал ученый, — как былиумерщвлены дети, поскольку на черепах нет следов ударов, которые, как правило,обнаруживаются на трупах тех, кто приносился в жертву своим богам». В сентябрепрошлого года около города Арекипы на юге Перу в вулканической зоне были найденышесть замороженных мумий, правда, не в таком совершенном состоянии, как аргентинские.Они тоже, как полагают эксперты, были принесены в жертву богам инков, и на черепахих обнаружены характерные отметины от удара, которые свидетельствуют о том,что они прошли обряд жертвоприношения».
 Итак, важнейшаяпроблема языческих религий – это вопрос о том, какие жертвы люди должны приноситьбогам. Когда надо приносить жертву. Кто должен их приносить. В чем должна состоятьэта жертва. По какому ритуалу она должна быть принесена. Какому из многочисленныхбогов… Об этом говорят книги, изъясняющие языческие церемонии.
 Но в Евангелиимы видим нечто противоположное. Если язычники говорят о том, какую жертву людидолжны принести богу, то Евангелие говорит о том, какую жертву Бог принес людям:«Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужитьи отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20, 28); «Ибо так возлюбил Богмир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб,но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16).
 Понимаете,Бог Библии настолько превышает всю вселенную, что не может быть и речи о том,что Он слабеет при творении мира. Да, Бог Своей силой, Своей энергией поддерживаетсуществование космоса. Но Его бесконечная мощь от этого нисколько не убывает.А потому и не нуждается в восполнении со стороны людей.
 Поэтому библейскиежертвоприношения нужны не Богу, а людям. Люди просто должны научиться быть благодарными.Люди должны научиться хотя бы часть своей жизни, своего имущества и своего времени(вспомните заповедь о субботе) уметь отставлять от себя и предлагать пред лицеГосподне. Не потому, что Богу нужна эта уделенная Ему часть. А потому, что людитем самым учатся жертвенной любви.
 Лишь на десятуюили сотую часть религия состоит из того, что в нее вносят люди. Главное в религиито, что привносит в нее Бог. Главное не то, что люди делают ради Бога, но то,что Бог делает ради людей. Главное в религии не то, что люди приносят в храм,а то, что они износят из храма.
 То, что мыможем принести Богу, мы можем принести Ему в любом месте. Все, что есть в мире,и так принадлежит Ему. Но есть такая частичка бытия, в которой Бог позволилцарствовать не Себе, а другому. Это моя душа. Эта та комнатка в бесконечномздании Вселенной, куда Зиждитель не входит без спроса. И от нас зависит, на службу чему мы поставим свою свободу, дарованную нам Богом. Будем ли мы служитьБогу, или себе самим и своим прихотям и похотям. Единственное, чем мы можемобогатить беспредельную власть Господа – это если мы и свою свободную волю предадимЕму. Поэтому – «жертва Богу дух сокрушен» (Пс. 50, 19). И эту жертву может принестилюбой из нас. И в этом смысле любой из нас – священник. В этом смысле надлежитпонимать слова апостола Петра о том, что христиане – это народ, состоящий из священников (1 Петр. 2, 9). Никто не сможет вместо меня принести Богу в жертвумою волю. Только я сам владею ей и я сам могу принести ее ко престолу Божию.Принести же присягу на верность и сказать: «Господи, воля Твоя, а не моя да будет! Благодарю Тебя за все, что Ты пожелаешь привнести в мою жизнь! Дай мневозможность послужить Тебе каждым моим дыханием!» – можно в любом месте.
 Итак, то,что мы можем принести в жертву Богу, всегда с нами. И потому всегда мы можемсказать своему «Я» те слова, которыми философ Диоген некогда ответствовал на предложение властелина мира Александра Македонского исполнить любую просьбумудреца: «отойди, и не заслоняй мне солнце!».
 Для того,чтобы христианин мог принести жертву Богу, он не нуждается в храме. Но в религииесть не только то, что мы даем. Важнее то, что мы получаем. Важно не то, зачеммы ищем Бога. Важнее то, зачем Он ищет нас.
 Зачем мычаще всего приходим в храм и обращаемся с мольбой к Богу – хорошо известно.Мы склонны в Боге видеть этакий генератор гуманитарной помощи: «Дай, Господи,нам побольше здоровья, побольше успеха и прибавки к зарплате!…». Слишком частомы ищем Господа, по присловью святителя Димитрия Ростовского, – «не ради Иисуса,а ради хлеба куса». А вот зачем Бог ищет нас? Он хочет у нас что-то забрать?Или дать?
 Зачем призываетЕго Слово: «Приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененнии» (Мф. 11, 28)?…Нет у этого призыва продолжения вроде: «И вы отдадите Мне то-то…». Иным предвестиемкончается это приглашение; оно говорит о том, что Бог сделает ради отозвавшихся:«И Я успокою вас… найдете покой душам вашим».
 Итак, Богзовет нас к Себе, чтобы что-то вручить нам. Что же? Знание – «Научитесь от Мене»…Дух – «Примите от духа Моего»… Любовь, мир и радость – «Пребудьте в любвиМоей… Мир Мой даю вам… Радость Моя в вас да будет…». Но Христос дает нам и ещенечто немыслимое…
 «Пребудьтево мне, и Я в вас… Приимите, сие есть кровь Моя за вас изливаемая…». Всего СебяХристос вверяет людям. И Свою божественность, и Свою человечность.
 В современноймедицине есть такая процедура: человеку делается переливание его же собственнойкрови. Из его тела выводится его кровь, она очищается от каких-то вредных примесейили, напротив, обогощается теми компонентами, которые организм больного ужене может сам вырабатывать в необходимом количестве. И такая, обеззараженнаяи обогащенная, кровь тут же вливается обратно в тело человека. Нечто подобноепроисходит и в наших отношениях со Христом. Бог становится человеком. Он беретв Себя наше естество, впавшее в состояние тления, в Себе его исцеляет, насыщаетБожественностью, Вечностью, Бессмертием, и Свое человеческое Тело, уже прошедшеечерез смерть и воскресшее, возвращает нам. Свою человеческую кровь, насыщеннуюБожественными токами, Он вливает в нас, чтобы мы в себе носили зачаток Воскресенияи были причастниками Вечности.
 Итак, в храммы приходим для того, чтобы нечто в нем получить. Храм — это стены, выстроенныевокруг Таинства Причастия. Таинство же состоит в том, что к людям протянутарука с Дарами. Поэтому посещение храма – не тяжкая повинность, а дивная привилегия.Нам дано право стать соучастниками Тайной Вечери. Нам дана возможность стать«причастниками Божеского естества». Нам дана возможность прикоснуться к тойЭнергии, которую не в силах выработать ни одна электростанция в мире.
 Те, кто говорит,что им храмы и посредники не нужны, вряд ли считают авторитетным для себя словоЕвангелия. Но, может быть, они почувствуют человеческую достоверность в словахвсеми любимого Винни-Пуха. Однажды, в ответ на предложение Пятачка сочинитьпесенку, Винни-Пух сказал: «но это не так просто. Ведь поэзия — это не такаявещь, которую вы находите, это вещь, которая находит вас. И все, что вы можетесделать, это пойти туда, где вас могут найти».
 Бог искалнас. И нашел. Нам же просто надо пойти и встать в такое место, где Бог ближевсего подходит к людям, в такое место, где Он самые небывалые дары раздает людям.Если Чашу с причастием Христос подает нам через Царские врата храма – стоит ли нам отворачивать нос и твердить «Бог у меня и так в душе»?
 Христос сказал,где он нас ждет и что желает нам дать. Он, Вечный, желает с нами встретитьсяи соединиться в этой жизни – для того, чтобы в будущей, вечной нашей жизни мыне стали непоправимо одиноки.
 Так вежливоли, получив уведомление о том, что кто-то нас ждет на встречу на площади Пушкина,в назначенное время отправляться на прогулку по улице Льва Толстого? Если встречане состоялась – кто в таком случае будет виноват?… Знамо дело – «Пушкин»!
 Те, кто говорят,что им не нужны посредники в их отношениях с Богом, не понимают, что в храмеих ждет тот Посредник, который вместо них как раз и принес жертву и освободиллюдей от необходимости что-то разрушать в мире и плодами разрушений подкармливатьбожков. Неужели же так невыносимо трудно раскрыть свои руки для того, чтобыв них можно было вложить Дары?

Диакон Андрей Кураев

 
Церковный календарь

Дни памяти святых

 1 июля Мчч. Леонтия,Ипатия и Феодула (70–79). Сщмчч. Василия, Александра, Василия и Сергия пресвитеров(1938).

 
Церковь и общество

Почему люди не ходят в церковь?

 СвященникМихаил ВАСИЛЬЕВ, настоятель Патриарших подворий при штабе ВДВ и РВСН: - Во-первых,потому, что это трудно. Во-вторых, потому что для современного, весьма прагматичногопо своему мировосприятию человека это невыгодно. Приходится тратить свое время– у современного человека иллюзия, что времени ему не хватает, хотя это не мешаетвпустую тратить его, например, у телевизора. И человек все время живет тем временем,которое он на самом деле часто бездарно тратит. Он стоит в храме – и ему кажется,что у него много неотложных дел, что надо куда-то бежать. И действительно –это известно еще древним подвижникам благочестия – побыть наедине с собой ужебывает непривычно и трудно, а тем более придти к Богу и быть с тем Богом, в Которого хотя ты и веруешь, но еще не веришь достаточно. Наверное, все это в комплексе приводит к тому, что современный человек, бесцельно проводя значительнуючасть своей жизни, не может найти времени, чтобы побывать, или постоять, или даже, не побоюсь этого слова, помолиться за богослужением. Игумен ПЕТР(Мещеринов), Свято-Данилов монастырь, г. Москва:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс