Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №20 (341) → Воспоминания о старце Константине Шипунове

Воспоминания о старце Константине Шипунове

№20 (341) / 22 мая ‘05

История

Екатеринбург, 15 апреля, «Информационное агентство Екатеринбургскойепархии».

 Еще однимуральским подвижником, который нес подвиг старчества, был о.

Константин (Шипунов).Он был современником упоминавшихся выше прп. Игнатия (Кевролетина), прп. КукшиОдесского, схииг. Магдалины (Досмановой), схимон. Евфросинии (Мезеновой). Но главное — он был носителем того же духа.
 Известнылишь немногие факты биографии о.Константина. К сожалению, мы не имеем сведенийо том, кто был его духовным наставником, от кого узнал он об умном делании.Возможно, дальнейшее изучение истории монашества на Урале откроет для нас и эти страницы жизни подвижника, а пока мы приводим лишь те свидетельства, которымирасполагаем.
 КонстантинЯковлевич Шипунов родился 18 октября 1877 года в д. Белова Пермской губернии.Родители его были из крестьян, детей своих воспитывали в вере. Брат о.КонстантинаТимофей позже вспоминал о том духе простоты и благочестия, в котором они росли.Он говорил: «Нас тятя умывает, а сам «Богородице Дево, радуйся»читает».
 С юностиу Константина родилось желание монашества, некоторое время он жил в Свято-Николаевскоммонастыре на Белой Горе. Должно быть, именно здесь он получил правильное направлениедуховной жизни, что помогло ему и в миру вести жизнь высокоподвижническую. Неизвестно,в какое время и по каким причинам Константин покинул Белогорский монастырь.Есть свидетельства о том, что его забрали в солдаты (службу он проходил в Санкт-Петербурге),а затем получил однозначное благословение на брак, с той только утешительнойдля него оговоркой, что впоследствии он все же будет монахом.
 Была в жизнио.Константина и встреча со Всероссийским пастырем, св. прав. Иоанном Кронштадским.Константину, который был в то время молодым солдатом, батюшка дал приточноеблагословение на будущее старческое служение, сказав: ''Солдат, мотай на ус,будешь наставником''. После этого Константин некоторое время переписывался с о.Иоанном, и всю свою жизнь глубоко почитал его.
 Супругу о.Константиназвали Наталией, она была из обеспеченной семьи, работала учительницей. Он такжедо своего рукоположения был сельским учителем, ездил преподавать в Камышлов.
 По некоторымсведениям рукоположение о. Константина совершил в 1922 году, еще до основаниясвоего раскола, архиепископ Григорий (Яцковский). Сам о. Константин в расколне уклонялся и после смерти вл. Григория прилежно молился о прощении его грехов,вольных и невольных.
 До войнысемья Шипуновых жила в дер. Палкино, т.к. в городе им остаться не позволили.
 В 30-х годахбатюшку очень сильно избили. Однажды глубокой ночью его срочно вызвали со СвятымиДарами «к больному». Но ложный вызов устроили, оказывается, обновленцы.Когда немного отошли от дома, они набросились на него с дубинками, избили до полусмерти. После этого случая о. Константин уже почти не мог служить, постоянноболел. В 1935 году он был почислен заштат, но есть сведения, что до 1937 годаон еще изредка служил в Палкино.
 Во времявойны его приехали арестовывать. На двух машинах вывезли иконы, книги и всевещи. От потрясения отца Константина парализовало. Его не тронули, оставилидома, и почти всю войну он лежал.
 Трагическисложилась и его семейная жизнь. Он рано овдовел, его супруга скончалась от туберкулеза,оставив на его попечении детей, которых отец Константин воспитывал один. Из семерых детей в живых осталось только 2 дочери: старший сын Дмитрий был расстрелянв Гражданскую войну, еще трое сыновей, Василий, Сергий и Иоанн, погибли во времяВеликой Отечественной; младший, Константин, умер в младенчестве.
 В монашествоо.Константин был пострижен, возможно, архиепископом Ювеналием (Килиным), с которымони в одно время подвизались вместе на Белой Горе.
 Свое старческоеслужение о. Константин нес не в тиши монастыря, а посреди мира. Жил в Екатеринбурге,в семье дочери, помогал внукам, занимался с правнуками и безотказно принималпосетителей. Его сердечного тепла хватало на всех. У его старшей дочери, Раисы,был очень тяжелый характер, так что скорби старец терпел и от своих близких,но нес свой крест с истинным смирением. Рассказывают такой случай. Семья о.Константинажила очень бедно, а во время войны — особенно. Один раз было нечего есть. О.Константинвместе с внуком Василием пошли на рынок, чтобы что-то продать и купить еды.Простояли целый день, замерзли, но вернулись ни с чем. А дома оказалось, что Раиса выкупила хлеб по всем трем карточкам и по вражьему наущению весь его съела,не оставив им ни крошки… Василий в гневе хотел запустить в нее табуреткой, но о.Константин остановил: «Оставь. Молитвами сыты будем». Помолилисьи так легли спать…
 Иногда Раисас веником выходила на улицу навстречу посетителям старца, вставала и начиналабудто мести, не пуская их, как бы «выметая», могла и накричать, и отругать. Однажды к о.Константину пришел бедный и грязный старик. Тот дал емукусок мыла, рубаху и сказал сходить в баню. Только он вышел, Раиса побежалаза ним, отобрала у него мыло. «Дедушка, — кричит нищий, — так как я без мыла-то?» Старец сказал дочери вернуть кусок. Она отдала, зато когда онизашли в дом, она от злости сильно ударила о.Константина поленом по руке. Онже, не отвечая на все ее выходки, только молился за нее и горько плакал. Когда же за него хотели заступаться, он не разрешал, говорил: «Молчи, молчи».
 В доме о.Константинавсегда было много детей, а потому стоял шум, гам — то игры, беготня и громкийсмех, то обиды, слезы. Но о.Константин по этому поводу никогда не выказывалкакого-либо неудовольствия, ко всем своим домашним относился ласково, любовно.Сохранились трогательные воспоминания о том, как он заботливо возился, игралс внуками и правнуками. «Дедушка, ты валенки сними, давай я тебе укольчикпоставлю!» Он валенок снимет, и внуки — давай ему ногу «лечить»:мазать красной, синей, зеленой водой, которую заранее подкрасят.
 Жил старецв крохотном закутке, где помещались только деревянная скамья-лежанка, тумбочкапод окном и скамейка для посетителей. Спал он на жесткой лавке, подушка былаиз камыша, а матрасом ему служила ватная подстилка из пальто, сшитая внизу так,чтобы не скатывалась с лежанки. Было у о.Константина еще одно простое сероеодеяло, но он им никогда не закрывался, т.к. собственно почти и не спал. Как бы поздно не ложились родные, как бы рано не вставали — у него всегда горелсвет, он читал, молился. Днем ему было тоже не до сна — только стоит прилечь,кто-нибудь приходит. Чаще всего он сидел на своей скамье, а когда ложился, то всегда в одежде и в валенках.
 Пищу старецвкушал раз в день и самую простую — капусту, картошку. Часто ограничивался тем,что заваривал себе толокно на воде с сахаром. Когда было несколько блюд, то о.Константин, юродствуя, всегда смешивал еду: первое, второе, сладкое — и елвсе вместе. Мяса он не вкушал и даже не хотел видеть, когда в доме готовилисьмясные блюда.
 Посетителичасто приносили ему продукты, но он никогда ничего не оставлял себе, все отдавал.Одна женщина даже скорбела: принесет ему пирог, специально закроет его, завернет,чтоб горячим донести, а он его разрежет на много кусочков и всем тут же раздаст.
 Одевалсястарец очень скромно, посетителей принимал в черном ситцевом халате.
 У о.Константинабыло несколько икон, много книг, в том числе и старинных богослужебных, но когдаон скончался, все забрала себе дочь Раиса, сложила в коробки под кроватью. А в день ее смерти, пока родные хлопотали о похоронах, все коробки пропали.
 Старец былизвещен о времени своего отшествия ко Господу. Еще за несколько лет до его кончиныодна женщина, вернувшись из Верхотурья, передала ему слова о.Игнатия (Кевролетина):«У вас там есть отец Константин, передайте ему, что он на Пасху умрет».После этого он каждый год готовился к смерти на Пасху, соборовался и причащалсяв Великую Среду. Наступил 1960 год. Духом о.Константин предузнал о том, что эта Пасха будет его последней, и многих приточно предупреждал о своей скоройкончине. Великим Постом старцу передали вопрос одного человека, можно ли емубудет на Пасху к нему приехать, на что он ответил: «На Пасху ко мне всеприедут». Так и случилось — он скончался дома на молитве, когда во всеххрамах пели Пасхальную заутреню, и хоронить его на Светлой Седмице собралосьмножество духовных чад.
 Старец завещалположить его тело в неокрашенный и необитый гроб, хоронить без цветов, везтиего на Ивановское кладбище непременно на лошади. Так все и было сделано. Гробчерез все кладбище до храма верующие несли на руках.
 Своим чадамо.Константин говорил: «Кто ко мне будет ходить на могилку, того я на томсвете буду встречать. Я у вас отец духовный. Я приду на суд Божий, Господь спросит:«Пастырь, где твое стадо? Кого привел?» Приходите ко мне на могилу,все расскажите, я вам оттуда лучше помогу». Действительно, и сегодня нередкоможно увидеть, как останавливаются у его могилы люди, прикладываются ко кресту,читают Евангелие. Приходят духовные чада — рассказывают ему все как живому,благословляются на все дела. «Придешь к нему на могилку, — говорят они,— попросишь: «Батюшка, прости, помоги, помолись», поплачешь-постоишь,и скорби забываются, заботы облегчаются. И от него идешь всегда как обновленный,с какой-то легкостью на душе, все с тебя спадает».
 Есть свидетельстваи о том, что земля с места его упокоения приносит облегчение в различных телесныхнедугах.

 Старческоеслужение о.Константина можно охарактеризовать кратко и емко словами его духовныхчад — это была любовь, срастворенная строгостью. Часто он был чрезвычайно мягок,ласков в обращении; так принимал приходивших, что впоследствии они, не зная,с чем сравнить его отношение, говорили, что он их принимал, как мать — любимоечадо. Но с теми, кто в этом нуждался, мог быть и требовательным, непреклонным.Он видел, ради чего пришел к нему человек, и некоторых встречал ласково, радушноугощал всем, чем мог, а других останавливал прямо на пороге с предупреждением,что он не колдун, не пророк и не цыган. «Я же не ворожей, — говорил онтаким любопытствующим, — вы что пришли ко мне, я гадать, предсказывать не умею,не надо ко мне ходить».
 По смирениюстарец даже не разрешал называть себя батюшкой, отцом, а только — дедушкой.Так и говорили: «Благословите, дедушка». И слово это было для егочад самое дорогое, самое заветное. После его смерти повсюду пошли телеграммы:«Умер дедушка», и сотрудники телеграфа были в недоумении: «Что за дедушка в Свердловске?!»
 Его духовныедети почти одними и теми же словами вспоминают, что с какими бы скорбями, трудностямик старцу ни приходили, от него всегда — как на крыльях. Примет с любовью, всеобъяснит, утешит. Он всегда молился перед тем, как дать совет или наставление.Придет посетитель, они сначала молча посидят, старец помолится, и уж толькопотом начинает разговор.
 Отца Константинапочти никогда не видели смеющимся, а вот плачущим — часто. Он учил Иисусовоймолитве, говорил, что это — великая молитва. Сам он молился непрестанно. Средиего духовных чад было много людей семейных, обремененных хозяйством, но и имстарец заповедовал не забывать о молитве, находя для них полезное и запоминающеесяслово. Он говорил, например: «Когда стираешь или полощешь — читай Иисусовумолитву, а то все равно белье останется грязным».
 Ежедневноечтение Евангелия старец также считал делом необходимым для каждого христианина.Зная, что иногда неотложные повседневные занятия забирают у человека все время,он советовал все же находить минутку и читать хоть несколько слов, а если дажеэтого в течение дня не получилось сделать, то хотя бы приложиться к Евангелию— и то будет польза. Говорил о.Константин и о том, что нужно как можно чащеперечитывать, а лучше бы знать наизусть три главы Евангелия от Матфея — 5, 6и 7-ю. Объясняя, что в этих главах заключается вся суть христианской жизни,и что по изложенным в них заповедям Господь будет судить мир, старец добавлял:«Выучите — и будете как человек, который находится на горе и которому всевидно».
 Речь старца,его слова и поучения иногда были загадочными, их смысл открывался только позже.Его духовная дочь рассказывала: «Однажды он мне говорит: «Где твояРодина?» Я отвечаю: «Свердловская область, Краснополянский район,деревня Малково». Он снова: «Где твоя Родина?». Я опять: «Свердловскаяобласть, Краснополянский район, деревня Малково». Батюшка еще раз: «Гдетвоя Родина?». Я начала перечислять, а он так мудро улыбнулся, что я поняла:я про мирское, а он про другое мне говорил, про другую Родину… "
 Батюшка любилизъясняться несколько замысловато, с присказками — он подражал в этом прп. АмвросиюОптинскому, которого, кстати, очень любил. «Правда светлее солнца».«Вымажи полотенце сажей — сколько же воды надо, чтобы его сделать белым!»«Высоко не забирайся, а то упадешь — все над тобой захохочут. А на ровномместе упадешь — тебя с любовью поднимут». Духовной дочери он говорил: «Сумеладушу погубить, так сумей и воскресить!» — и сам открывал ее грехи, подсказывалзабытые.
 Его дар прозорливостипроявлялся иногда ярко и открыто, чему сохранилось множество свидетельств. Приведемлишь немногие.
 Одна женщинаслышала о нем от людей, знала, как он выглядит, но сама никогда не видела. Однаждыона стояла в церкви и увидела, как он выходит из алтаря в боковую дверь. Онана него смотрит и думает: «Старик да старик, какой он провидец». А он к ней подошел, погладил ее по голове и говорит: «Правильно, Настенька,правильно, какой я провидец — старик и старик!» Женщина в ноги ему пала:«Батюшка, простите!». «Ничего, ничего, ты права — старик естьстарик». Со временем она стала его верным духовным чадом, и еще неоднократнобыла свидетельницей того, как он отвечал людям на их невысказанные мысли.
 Другой рабеБожией старец разрешил, когда не получается дома молиться открыто, читать молитвулежа, а она обрадовалась такому благословению и решила всегда лежа молиться.Приходит через несколько дней к о.Константину, не успела еще сказать ничего,а он ее подзывает и говорит: «Телом-то ведь тоже кланяться надо».
 Одна девушкапо имени Екатерина, будучи с детства верующей, со всей серьезностью искаласпасения. Слыша, что есть в городе благодатный старец, она пыталась расспрашиватьо нем, хотела узнать его адрес, но ничего не получалось. Ей оставалось толькопросить Бога о милости, чтобы Он послал ей духовного отца. Однажды она стоялана всенощном бдении в единственной тогда действующей в Свердловске Иоанно-Предтеченскойцеркви, молилась перед Тихвинским образом Божией Матери. И тут к ней подошлазнакомая девушка со словами: «Отец Константин велел привести тебя к нему.Он сказал: «Иди в кафедральный собор. Придет девица Екатерина к Тихвинскойна всенощную, приведи ее». Не нужно говорить, с какой благодарностьюприняла она это неожиданное приглашение прийти к старцу. Екатерина стала преданнымдуховным чадом о. Константина и окормлялась у него в течение десяти лет до егокончины.
 Предсказывало.Константин и возрождение духовной жизни в России, чему тогда, в 50-е годытрудно было поверить. Он говорил: «Будут еще открыты церкви и монастыри,но на короткое время. Будет открыт монастырь, здесь, в Зеленой Роще. Будет восстановлен».Это говорил старец о Ново-Тихвинском женском монастыре, который, действительно,был возрожден в 1994 году. Обитель эта была закрыта вскоре после революции,и многие ее насельницы, проживающие в Свердловске, окормлялись у о.Константина.В то время было трудно с жильем, и он часто помогал им в поиске комнаты или квартирки, где они устраивались иногда по несколько человек. Интересно, что о. Константин настолько хорошо знал характер каждой послушницы, каждой инокинии монахини, что советовал, кому с кем можно селиться вместе, как это обычноделается в монастырях.
 Окормляло. Константин и монахинь Каслинского и Ново-Тихвинского монастырей, которыежили небольшими общинками в упоминавшихся выше селах Покровского района: Маминском,Троицком, Сосновском и др.
 Сотни людейприходили к старцу за советом, шли для разрешения и духовных, и житейских вопросов,для получения благословения на брак, на принятие пострига. Обращались к немуи настоятели мужских, и игумении женских монастырей. Старец много благотворилсвятым обителям, открытым в то время. Дня не проходило, чтобы он не попросилотправить посылку — складывал туда все принесенные ему деньги, вещи, продукты.Часто посылки направлялись в Киев, Почаев, в женский монастырь в Золотоноше.Иногда — в Верхотурье, монахиням разогнанного Покровского монастыря. Отец Константинпросил и своих духовных чад покупать разные вещи и продукты, и все это — крупы,соленую рыбу, ткани, обувь — посылать в монастыри, причем в большом количестве,так, чтоб хватило всему братству или сестричеству.
 Старец частоповторял такую присказку: «Когда бываешь у богатых — пей чай, когда приходишьк бедным — сам приноси». И для него это были не просто слова, он исполнялих делом. Идя из храма, он иногда заходил с кем-нибудь из духовных чад в одинбедный, почти вросший в землю дом. Хозяйка и радуется такому гостю, но и печалится:«Дедушка, чем я вас угощать-то буду? У меня ведь к чаю даже сахара нет».Он ее утешит, что и так обойтись можно, а сам, как она из комнаты выйдет, выкладываетна полочку сахар, печенье, сладости, которые ему верующие в церкви дали, и зоветее: «Да ты что же говоришь, матушка, что у тебя нет ничего, посмотри-кана полке, сколько всего». Она глазам своим не верит, быть, говорит, такогоне может. Сядут чай пить, о.Константин только посидит, пригубит, да и начнетпрощаться, а гостинцы все хозяевам остаются.
 Когда старецкуда-либо уезжал на два-три дня, то одевал на себя побольше вещей. Дома ужезнали, что по возвращении ему опять будет нечего надеть — все, что можно, онраздавал нуждающимся.
 Сердце егоглубоко сострадало другим в их скорбях, и столь же глубоко отзывалось радостьюна проявление добра в людях. Как-то его духовные чада ездили на Украину, по святым местам. В Чернигове их одна женщина приняла как самых дорогих гостей:и кулич на стол выставила, и хорошую рыбу. Когда, возвратившись, они рассказывалиоб этом о.Константину, он заплакал и говорит: «Да, есть еще хорошие люди».Сидит и плачет.
 Не раз духовныедети ощущали на себе силу молитв старца. Одним бедным супругам о.Константинблагословил сходить на болото за клюквой, сказав: «Большую корзину возьмите.Клюквы наберете. У вас же денег нет, а клюкву надо». Стоял уже октябрь,начинались первые заморозки, и супруги знали, что на этом болоте все ягоды обираютеще в августе, даже недозревшие. Но решили все же проявить послушание, сходить,взяли корзину на три ведра. Пришли, и вдруг увидели на одной кочке много ягод— все спелые, крупные. Рядом люди ходят — будто не видят. Сели собирать, да так и набрали полную корзину, еле до дому донесли. Первым делом хозяйка сварилакисель, взяла клюквы, и понесла это все батюшке. Он только открывает калиткуи говорит: «А ягоды-то крупные были?» Женщина даже расплакалась, ведьони с мужем сначала не поверили словам о.Константина.
 Другая духовнаядочь также рассказывала, как ей однажды помогли молитвы старца. Это было в 50-егоды. Она поехала от о.Константина на вокзал уже поздно вечером. Напутствуяее, он сказал: «Поздно, конечно, но поезжай, Бог поможет». В то времяна вокзале по ночам не разрешали задерживаться тем, у кого нет билета, а на улице оставаться было страшно из-за повсеместного хулиганства. Билета у неене было, их начинали продавать только под утро. И вот идет очередная проверка;всех, у кого нет билета, выгоняют из здания вокзала на улицу. Она сидит самане своя от страха и только просит: «Отец Константин, помоги!» Приближаетсяконтролер, проверяет билеты у всех сидящих рядом, подходит к ней. «Я, —рассказывала она впоследствии, — смотрю на него, а он следующему человеку говорит:«Ваш билет». А я — будто пустое место. Думаю: как это так? Я смотрюна него во все глаза, а он будто меня не видит». Так проверяющие и ушли,не заметив ее, и она благополучно добралась до дома.
 Молитвы старцаприносили людям облегчение и помощь не только в житейских нуждах. К отцу Константинуобращались и те, кто страдал серьезными душевными недугами. Однажды к нему привелимолодую девушку, одержимую нечистым духом. Он начал с ней разговаривать, потомвсе громче, а затем домашние его услышали, как он стучит своей палкой и кричит:«Уйди, уйди из нее, сатана!» А ему из девушки бес мужским голосомотвечает: «Не выйду, не выйду!». У бесноватой изо рта пошла пена.Все родные испугались, спрятались кто куда. А в комнатке о.Константина продолжаетсясражение за человеческую душу: «Не тронь меня, я не выйду все равно!»— «Нет, выйдешь!» Через некоторое время старец уложил бесноватую на свою лавку, она успокоилась. Вместе с матерью девушка вернулась домой уже исцеленной.
 Отца Константинасвязывала крепкая духовная дружба с о. Игнатием (Кевролетиным). При необходимостиони посылали друг к другу своих духовных чад за благословением, ответами на вопросы. Когда о.Игнатий приезжал в Екатеринбург лечиться, он всегда останавливалсяу о.Константина.
 После смертиотца Константина отец Игнатий говорил: «Молитва его сейчас выше, чем когдаон был на земле. Приходите и разговаривайте с ним, как с живым, да панихидкупо нему послужите».
 Остаетсяневыясненным вопрос, встречался ли о. Константин с прп. Кукшей Одесским. Существуетбольшая вероятность, что их встреча могла произойти в конце 40-х годов, в то время, когда прп. Кукша был в пятилетней ссылке на Урале и жил в Кунгуре. Но независимо от того, были ли старцы знакомы лично, достоверно известно, что ониглубоко почитали друг друга. Отец Кукша, например, говорил всем приезжавшимс Урала об о.Константине: «Что Вы ездите везде? У Вас же на Урале такойсветильник есть, у него лучи от земли до неба!"
 Одна паломницаиз Свердловска была в Почаеве, где о.Кукша, не спрашивая, откуда она, подарилей три крестика и сказал: «Отцу Константину от меня поклон». Она приехала,пришла к о. Константину, а тот ее спрашивает: «Видела Кукшу?» «Да я, — говорит,- не знаю, кто это. Ко мне старец подходил, благословил и велелпередать поклон от него». Отец Константин улыбнулся: «Вот это и естьотец Кукша».
 Единодушиео.Кукши и уральских старцев, о.Игнатия с о.Константином, проявлялось в том,что для разрешения каких-либо вопросов они часто направляли друг к другу.
 Как-то однаблагочестивая девушка пришла к отцу Константину с вопросом о своем будущем —поступать ли ей в монастырь или заводить семью. Тот велел ей съездить к о.Игнатию:«Он все устроит». А о.Игнатий, в свою очередь, — к о.Кукше: «Поезжайк нему, он все сделает». В то же время к о.Кукше приехал для совета и ещеодин духовный сын о.Константина, собиравшийся стать священником и искавший себесупругу. Он хотел остановиться при Семинарии, но там не было мест, и ему посоветовалипойти в дом, где живут «девчонки из Свердловска». Отвели ему местов саду, под грушей. Вскоре молодые люди, приехавшие сюда из одного города будтоспециально для встречи друг с другом, познакомились, а через некоторое времяи поженились.
 Был еще и такой случай. У о.Константина окормлялись две сестры, Анна и Валентина. Последняяповстречала молодого человека, с которым решила вступить в брак. Приехала за благословением к о.Константину. Он выслушал, и, видя, что отговорить ее от этогошага не получится, стал объяснять ей, какова будет ее дальнейшая жизнь: «Вотесли палку в колесо воткнуть, колесо будет крутиться и палка вместе с ним. Такая же жизнь у тебя будет. Он тебя будет бить, а сам будет пить вино». Но Валентинане поверила, вышла замуж, обвенчалась. Вскоре она убедилась в правоте слов старца— к несчастью, они исполнились в точности. В непродолжительном времени о. Константинскончался, а Валентине жить с мужем становилось все труднее. За благословениемна развод ее сестра, Анна, поехала к прп. Кукше, но он велел все терпеть и сказалте же самые слова, которые сестры, должно быть, услышали бы и из уст о.Константина:«Передай Валентине, пусть она живет по Евангелию».
 Существуютдостоверные сведения о том, что о.Константин неоднократно писал о.Кукше письма.Известно и то, что он хранил от прп.Кукши просфору, говоря: «Я ее берегу.Как заболею — постругаю, попью, и мне легче становится».
 Облик о.Константина — это облик печальника и молитвенника, имеющего дух сокрушен,сердце сокрушенно и смиренно. Господь, будто испытывая Своего раба, велего необычайно скорбным и тесным жизненным путем. Отец Константин говорил, что у него в жизни все вышло наоборот, не по его желанию. Он хотел в монастырь —пришлось жениться. Хотел утешаться детьми, старался сделать так, чтобы они вырослиинтеллигентными и культурными, для чего приобрел пианино, собрал библиотеку,но — все сыновья погибли, а у дочерей сформировались весьма трудные характеры.Он был совершенно лишен всякого уединения, к чему свойственно стремиться всем,узнавшим сладость молитвы. Душу свою он стяжевал мужественным терпением всегонаходящего, и когда к нему приходили с жалобами на жизнь, он из своего опытавсегда говорил: «Терпи, терпи, только терпи все». За такой подвигГосподь даровал о.Контантину внутренний мир, который ясно чувствовали все приходившиек нему — с ним всем становилось спокойно и радостно.
 По глубочайшемусмирению о.Константин предупреждал близких к нему людей: «Придет время,когда будут меня расхваливать, то да се, вы против этого будьте». Он частоназывал себя ничтожным, очень не любил похвалу, и при всяком случае унижал себя.Смиренный и покаянный дух о.Константина как нельзя лучше передает составленнаяим молитва. Ее мы и помещаем в конце этого раздела, большая часть которого посвященалюдям, понесшим свой крест в скорбные времена богоотступничества: «СлаваТебе, Господи, что Ты нас не забыл, не прогневался на нас, не погубил, а милостивок Себе приблизил через скорби, особенно нас ценною наградой наградил: скорбями,бедами, болезнями, презрением и поношением, клеветою и всякою обидою и лишениемспокойной и радостной жизни. И да будет на все Твоя святая воля. Достойно и праведно взыщи с нас в сей жизни, но избавь вечного мучения, не лиши нас вечнойблаженной жизни. Помяни нас во Царствии Твоем. Веруем и уповаем на Твое великоемилосердие. Не порази нас внезапной смертью, но даруй прежде конца покаяние.Слава Богу за все, буди имя Господне благословенно отныне и до века».

© При использовании информации ссылка на 
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии"
обязательна.

 
История

На Вознесенской горке

 Болеедвух веков назад прадеды наши выбрали хорошее место для храма: на высокой горке,откуда весь Екатеринбург – как на ладони, а праздничный колокольный звон несетсяв дальние дали. В 1789 году в «доношении» екатеринбургскому обер-комендантуРодиону Судовщикову горожане писали: «…Просим покорнейше, чтобы повелено былодля строения вновь каменной церкви место отвесть на горе… в рассуждении красотыгорода».

 
История

Жизненному пути почитаемого старца Константина (Шипунова) посвящена одна из глав книги «Старчество на Урале»

 Екатеринбург,18 апреля, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». 17апреля, в воскресенье, исполнилось 45 лет со дня блаженной кончины почитаемогоекатеринбургского старца Константина (Шипунова).

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс