Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №19 (340) → «Мы входим в стадию демографической ямы». Интервью с Управляющим делами Московской Патриархии митрополитом Калужским и Боровским Климентом

«Мы входим в стадию демографической ямы». Интервью с Управляющим делами Московской Патриархии митрополитом Калужским и Боровским Климентом

№19 (340) / 15 мая ‘05

Церковь и общество

Интервью с Управляющим делами Московской Патриархии митрополитомКалужским и Боровским Климентом

 –Ваше Высокопреосвященство, при взгляде на систему ценностей, утвердившуюся в наши дни, верующих людей охватывает настоящая паника: многие уже впрямую говорято том, что современная цивилизация неотвратимо катится к гибели, деморализацияобщества достигает всеохватных размеров. Что, по Вашему мнению, сегодня происходитс человеком, с его душой, с его ценностными ориентирами? Как Вы можете охарактеризоватьдуховное состояние нынешнего поколения?
 – Да, в нашидни материальные потребности людей активно культивируются в ущерб их духовныхзапросов.

Особенно наглядно это видно по современной молодежи. Ведь те, комусегодня двадцать лет, выросли во время «демократических преобразований», когдавместе с прежней идеологией предавались забвению все нравственные принципы.В результате современные молодые люди имеют сознание, в корне отличное от предыдущихпоколений. Они крайне гедонистичны и живут по принципу «Бери от жизни все»;думают, что свободны от «комплексов и предрассудков», но на самом деле оказываютсязаложниками собственной раскрепощенной греховности и страдают от вседозволенности.Они не способны справиться со своим «хочу», их раздутое эго постоянно мучаетсяв самоизоляции. Свои таланты они используют на самоутверждение через асоциальнуюдеятельность или уходят в саморазрушение через употребление наркотиков, алкоголяи нравственную распущенность.
 Но в природечеловека заложено духовное начало, которое неудержимо влечет его к Богу и не позволяет ему удовлетвориться ни материальными благами, ни чувственными удовольствиям.Современный человек обрекается на духовный голод и томление духа, посколькус детства ему внушается потребительское сознание, формируется культ удовольствийи прагматическое отношение к жизни. В его сознании утверждается мысль, что деньгирешают все. Но рано или поздно любой человек начинает понимать, что любовь,сострадание, верность ни за какие деньги не приобретаются. Зачастую это пониманиеприходит, когда человек уже растратил свои душевные силы, способности и драгоценноевремя жизни на суету и, даже несмотря на достигнутое материальное благополучиеи положение в обществе, оказывается у «разбитого корыта»: семья развалилась,сотрудники не уважают, друзья оставили.
 Церковь со своей стороны делает все, чтобы все люди и особенно наша молодежь обрели правильныедуховные ориентиры и систему ценностей. С начала 90-х годов при многих храмахначали действовать воскресные школы, в епархиях – молодежные братства. И сейчасработа с молодежью является приоритетом для Церкви. Мы стремимся к тому, чтобыв каждой епархии, благочинии, храме развивались адекватные для молодежи и юношестваформы участия в приходской жизни. Сегодня уже хорошо оправдывают себя организациялетних лагерей, кружков по интересам, проведение Рождественских и Пасхальныхвыставок и праздников, паломнических поездок и спортивных состязаний, участиев благотворительных концертах и помощи обездоленным. И это немаловажная причинатого, что в последнее десятилетие паства нашей Церкви значительно помолодела,это признают и социологи.
 Но охватитьсвоим вниманием все подрастающее поколение Церковь не может, а государственнаясистема работы с молодежью разрушена. В результате еще очень большое количествоподростков, юношей и девушек оставлено без какого бы то ни было нравственноговоспитания. Чтобы исправить положение и оградить новые поколения от духовногонигилизма и безнравственности, необходима добрая воля и властей, и всех, ктоработает с детьми, прежде всего педагогов.
 Церковь идетнавстречу всем, кто заинтересован в духовном и нравственном здоровье подрастающегопоколения. Специально для общеобразовательных школ был разработан факультативныйкурс «Основы православной культуры». Изучение тех сторон Православия, которыестали культурообразующими для нашего народа, призвано с детства заложить в сознаниелюдей нравственные критерии, раскрыть подрастающему поколению красоту жизнипо духу Евангелия, научить нашу молодежь строить свои отношения с окружающимитак, чтобы они несли радость, водворяли в душе мир, способствовали созиданиюличности и служили на благо Отечества.
 – Владыка, в наши дни наиболее сильное воздействие на формирование общественного сознанияоказывают средства массовой информации. Очевидно, что духовное состояние современногочеловека, открытого всякого рода порочным влияниям и пропаганде безнравственности,во многом обязано именно деятельности «четвертой власти». Многие православныесходятся во мнении, что важнейшим шагом в деле христианской миссии должно статьболее тесное взаимодействие Церкви с СМИ. Каким Вам видится решение этой проблемы?
 – Роль средствмассовой информации в формировании общественного сознания трудно переоценить,поэтому многое зависит от того, в чьих руках они находятся. Если ими управляютлюди, чуждые интересов России, заботы о нравственном здоровье общества, то ониспособны нанести существенный вред. Мы помним, как в последнее десятилетие XXвека СМИ выступили мощным орудием разрушения официальной идеологии в нашей стране.Но, противопоставив пропаганде советского образа жизни критический взгляд на окружающую нас действительность, они настолько увлеклись критикой, что, кажется,намеренно отрицают все, что есть положительного в современном мире. Любая массоваяинформация имеет неизменно негативную окраску: очерняется прошлое страны; современнаяжизнь в реальных и вымышленных сюжетах изобилует жестокостью и цинизмом; рисуютсямрачные перспективы, – все вместе вводит людей в состояние либо повышенногонапряжения, либо полного безразличия. Вместе с тем, многие развлекательные проектыСМИ являются проводниками губительных страстей – алчности, похотливости, осужденияи т.д. Они представляют порок обыденным и привлекательным, и тем самым создаютложное впечатление нормативности греха. Все это как кривое зеркало отражаетреальную жизнь, которая многообразна: имеет и отрицательные, и положительныемоменты.
 Недавно я включил рано утром один из центральных телеканалов, чтобы узнать прогноз погоды.Гостьей утренней программы была известная актриса, которая заявила зрителям,что у нее было четыре мужа, а сейчас она живет с «партнером». И это смотрятдети, которые за завтраком перед школой всегда смотрят телевизор! Что у нихостанется в подсознании – что такой образ жизни является нормой? Лишив людейпрежних идеалов, СМИ ничего не дают им взамен, поскольку главенствующее местов информационном пространстве России занимают силы, далекие от Православия,отрицающие бытие Божие и Евангельские нормы жизни. Последний Архиерейский соборРусской Православной Церкви в своем Послании к клиру и мирянам особо отметил,что «насаждение в мире одной системы ценностей является лишь повторением ужезнакомой нам тоталитарной практики… Православное мировоззрение должно обладать,по крайней мере, равными правами с секулярным видением мира. Религиозные ценностидолжны учитываться при осуществлении любых общественных проектов, затрагивающихинтересы большого числа людей». По моему глубокому убеждению, необходимо учитыватьэти ценности и в сфере государственной информационной политики.
 Отмечу также,что особенное значение приобретают сегодня вопросы духовно-нравственного качестваинформационной среды. Если СМИ не предоставляют человеку возможность узнатьо высших идеалах, они не соответствуют своему предназначению и унижают человека,ограничивая его устремления «хлебом и зрелищами». Ведь средства массовой информациипризваны выполнять задачи не только информирования и развлечения, но и просвещения,и воспитания в добре, честности, трудолюбии, патриотизме и т.д. В прежние века,когда не было телевидения и радиовещания, роль СМИ выполняло эпистолярное наследиепрежних поколений. Все выдающиеся произведения отечественной литературы – от древних летописей до романов XIX в. – глубоко укоренены в Православии, что обусловилоих высокий нравственный потенциал и действенный воспитательный характер.
 И сегодняинформационное служение должно представлять собой непрерывный процесс, уходящийкорнями в прошлое и ведущий в будущее, цель которого – обеспечение связи поколений,передача знаний и традиций и, в конечном итоге, создание условий для целостногодуховного, интеллектуального и культурного развития как отдельной личности,так и всего общества в целом. С христианской точки зрения, средства массовойинформации могут и должны, во-первых, сказать людям правду о том, что доброесть, что оно всесильно и красиво, что оно несет в себе мир и радость, и что все люди призваны быть его носителями, а, во-вторых, они должны четко разделятьдобродетель и порок во всех их проявлениях. Особая роль в реализации этой задачипринадлежит православной журналистике – и внутри Церкви, и вне её лона.
 – Ваше Высокопреосвященство,какие темы, проблемы и духовные задачи должны, на Ваш взгляд, стать предметомобсуждения в СМИ? Как донести Евангельские истины до современного человека,развращенного насаждающимися «ценностями» прагматики, вседозволенности и порока?Какой язык общения необходимо избрать для того, чтобы он был понятен современномучеловеку и мог вызвать в нем душевный отклик?
 – Современныемасс-медиа сформировались вне Церкви, и сама Церковь не так давно начала участвоватьв работе СМИ. Но именно они предоставляют сегодня широкие возможности для церковноймиссии. Поэтому нам необходимо выработать новый язык и новые формы обращенияк людям через информационные технологии, оказывающие наиболее ощутимое влияниена душу современного человека. Окружающий нас мир мало знает о Православии.Даже в нашей стране, традиционно православной, у большинства людей, особенномолодежи, представления о вере сводятся к крашенным яйцам и куличам на Пасху,а благочестие – к внешнему соблюдению обрядов и традиций. Поэтому недостаточно,например, рассказать, как тот или иной праздник отмечали наши предки, но необходимодонести до людей его духовный смысл, чтобы не ограничиваться чисто внешним свидетельством,но служить для внутренней миссии Церкви, для пробуждения интереса к духовнойжизни и возрастания во Христе ее членов.
 В наше времяотношение к Церкви у большинства людей только прагматическое. Они приходят в храм лишь затем, чтобы получить помощь, исцеление или разрешение трудной проблемы.Ради этого они ставят свечи, молятся, участвуют в таинствах. Но, получив просимоеи умиротворившись, они снова возвращаются к прежней греховной жизни и ни о чемне беспокоятся до следующей безвыходной ситуации. Это неправильная позиция,в корне неправославная.
 Цель существованияЦеркви – спасение людей. Открыв людям путь в Небесное Царство, Иисус Христосоставил на земле Свою Церковь, чтобы в ней человек мог приобщаться вечной жизни.Приходя в храм, люди получают Божию помощь для изменения своей жизни, для очищениясвоего сердца от всего чуждого Христу и укрепления своей воли на стояние в добре.Надо донести до людей, что Бог настолько возлюбил людей, что принес Себя в жертву,чтобы мы наследовали Его Царство, и мы должны трудиться над тем, чтобы усвоитьэтот дар Божией любви, чтобы научиться любить Бога и все Его творение, преждевсего людей, такой же жертвенной любовью. В храме мы получаем от Господа не только помощь, но и Его поручение, данное ученикам: идти в мир и нести благуювесть о том, что весь мир искуплен Богом от власти греха и все имеют свободуво Христе исполнять Его волю. Именно это и должно стать главной темой православныхСМИ – говорить о спасении Богом человека, причем говорить, имея личный подвиги внутренний опыт жизни во Христе. Люди внешние услышат наше свидетельство толькотогда, когда мы будем проповедовать не отвлеченные нравоучения или толковатьтолько об историческом опыте, а в себе будем являть любовь Христову, чтобы черезнас Господь привлекал ко спасению других.
 Что касаетсяпрочно утвердившейся в СМИ пропаганды порока и безнравственности, то здесь своеслово должны сказать православные СМИ, которые могут противопоставить свой позитивныймноговековой потенциал веры и евангельской любви. Им надо только предоставитьэто слово. Кроме того, думаю, назрела необходимость разработки этического кодексаизданий, теле- и радиопередач, телеканалов. Нужна не цензура, а, скажу, нетерпимостьк нравственной глухоте – единственная нетерпимость, которая должна существоватьв информационной среде нашей страны.
 В этом жеконтексте Церковь должна выработать эффективную альтернативу безнравственнойрекламе. Базируясь на образном восприятии, современная реклама способствуетразвитию потребительского сознания, обращенного лишь на материальную сферу существования.Часто именно через коммерческую рекламу идет насаждение порока и вседозволенности,особенно среди детей и молодежи. Вместе с тем известно, что образный тип восприятиямногие века используется в церковном искусстве. Церковь может использовать этотрезерв выразительных средств для того, чтобы донести истину о Христе до современногочеловека. Ведь целью рекламы может быть не только коммерческое продвижение товаров,но и проповедь патриотизма, сострадания, чадолюбия и других духовно-нравственныхценностей, которые веками были присущи нашему народу.
 – Ваше Высокопреосвященство,что Вы можете сказать по поводу внедрения в современную жизнь интернета? Какова,на Ваш взгляд, задача Церкви по отношению к деятельности глобальной компьютернойсети?
 – Сегоднявлияние компьютерной сети интернет на жизнь человека и общества вышло далекоза рамки воздействия средств массовой информации. Интернет представляет собойсовершенно новое пространство жизнедеятельности человека, которое с каждым днёмстремительно увеличивается. По последним данным, число активных русскоязычныхпользователей интернета составляет около шести с половиной миллионов человек.Всемирная информационная сеть стала неотъемлемой частью жизни большого числамолодых людей, и оно будет только расти.
 С одной стороны,глобальный характер интернета и его безграничные возможности таят в себе опасность,если всемирная сеть станет средством распространения антихристианских ценностей.Но, с другой стороны, интернет способен принести и огромную пользу в деле православноймиссии. Поэтому крайне важно, чтобы интернет-пространство стало полем особогопопечения Церкви. К сожалению, мы еще встречаем недооценку этого средства для церковной миссии. Большинство православных сайтов изобилуют описательной, историческойинформацией. Надо, чтобы содержание наших интернет-ресурсов действительно заинтересовывалолюдей, задевало внутренние струны души, отвечало на самые наболевшие вопросы,пробуждало в них желание начать духовную жизнь и, в конечном счете, вело их ко спасению.
 – Владыка, в современных СМИ образ Церкви сильно искажен: это проявляется в пренебрежительномтоне передач, затрагивающих церковные темы, в отборе и подаче новостей, связанныхс жизнью Церкви. Как Вы считаете, должна ли сама Церковь выработать некую политикупредставления в СМИ образа Православия?
 – Да, фактов,подтверждающих Ваши слова, немало. Образ Церкви, действительно, подчас создаетсялюдьми далекими от Православия и даже прямо враждебными ему. Есть случаи, когдаради политической или иной выгоды человек абсолютно светский, далекий от Церкви,выступает в средствах массовой информации как глубоко верующий и церковный.В результате, в общественном сознании формируется упрощенный вариант «православности»,чуждый аскетического учения Церкви: без соблюдения канонов и правил церковнойдисциплины, без борьбы со своими страстями, без поста и молитвы, без исповеданияверы и жизни по вере. Но эта точка зрения губительна для человеческой души,разрушительна для церковной среды и, в конечном счете, пагубна для самого общества.
 Мы такжезнаем примеры, когда позиция Православной Церкви заведомо вытесняется из СМИ,когда мнение священноначалия и представителей Церкви или прямо искажается, или цинично комментируется. Возьмите хотя бы обсуждение вопроса о введении курса«Основы православной культуры» в школьное обучение. В светских средствах массовойинформации вы мало узнаете о позиции сторонников, зато оппоненты имеют широкиевозможности высказаться, и, заметьте, за ними всегда остается последнее слово.
 Иногда кажется,что отношение современного общества к Церкви напоминает поведение бездушнойсиделки, которая хотя и тяготится выжившей, по ее мнению, из ума старушкой,но вынуждена с нею считаться ради завещанного наследства – где-то сделает вид,что внимательно слушает, а где-то пригрозит, чтобы не докучала. Отсюда и ирония,и скандальность, и пренебрежительность тона СМИ в сюжетах о Православии.
 Созданиецелостного информационного пространства Русской Православной Церкви являетсятребованием времени, и в настоящее время вырабатывается общецерковная концепцияинформационного служения. Мы должны не только участвовать в работе светскихСМИ, но и создавать собственные информационные каналы, способные свободно вестицерковную миссию вне зависимости от каких бы то ни было общественно-политическихинтересов. Также будем активно развивать сотрудничество между центральными и епархиальными изданиями, православными радио- и телепрограммами, не подавляяих творческий потенциал, не администрируя, а помогая росту профессиональногомастерства, объединяя информационный потенциал православной журналистики.
 – Ваше Высокопреосвященство,Вы говорите о необходимости активного участия Церкви в деятельности СМИ вплотьдо создания собственных телеканалов и даже медиа-хол-динга. В связи с этим встаетвопрос о присутствии в среде православных христиан профессиональных журналистов,способных осуществить эти церковные проекты и содействовать распространениюхристианских ценностей. Каким образом Церковь может привлечь талантливых людейдля журналистской деятельности во благо Православия?
 – Не надопредставлять себе православную среду каким-то гетто. Православный журналист– это не компромисс. Профессионализм и церковность сочетаются в нем весьма органично.У нас есть примеры плодотворного сотрудничества профессионалов в церковных СМИ.В Екатеринбурге, например, епархия приняла под свое руководство один из региональныхтелеканалов, и всем сотрудникам, которые пожелают работать на церковном телевидении,было предложено остаться. Остались почти все.
 В настоящеевремя также продумывается возможность обучения основам журналистики и церковныхспециалистов, и пастырей Церкви. Ведь в своем пастырском и общецерковном служенииим придется работать с прессой, телевидением, радиовещанием. Но на самом деледля церковной миссии наиболее важны не отточенное красноречие и высокий профессионализм,а глубокая вера и подвиг шествования за Христом.
 – Ваше Высокопреосвященство,одна из острейших проблем современного общества – демографическая ситуация,которая в России выливается в настоящую катастрофу государственного масштаба:сегодня многие приходят к заключению, что русский народ находится на грани вымирания.Как Вы прокомментируете эту ситуацию?
 – Демографическаяпроблема в современной России не надуманная: за последние полтора десятилетияпоказатели рождаемости в стране составили половину от минимальных для нормальногодемографического развития. В 80-е годы XX века рождаемость составляла околотрех миллионов. Те, кто родился в эти годы, в среднем составляют 1200–1300 тысячсемей в год. Но родившиеся в 90-х годах будут создавать семей вдвое меньше.Тут простая арифметика: за последнее десятилетие в год рождается в среднем 1млн. 400 тыс. детей, но если учесть, высокую детскую смертность, детскую инвалидность,увлечение молодежи наркотиками и алкоголем, что делает их неспособными к созданиюнормальной семьи, то вступить в брак могут не более 1 млн. 200 тыс. человек,т.е. способны образоваться лишь 600 тысяч полноценных семей в год. Для нормальногороста народонаселения России рождаемость должна составлять около трех миллионовдетей в год. Если будет сохраняться существующее положение, то население Россиисократится еще больше. Чтобы наш народ не вымер, поколению, которое родилосьв 90-х годах XX века и в начале XXI века, нужно будет иметь не менее 4–5 детейна семью. Совершенно очевидно, что мы входим в стадию демографической ямы.
 Помимо низкойрождаемости, к этому приводит короткая продолжительность жизни и высокий процентсмертности трудоспособного населения. Ежегодно только в автокатастрофах погибает40–45 тысяч человек и более 100 тысяч трудоспособного населения умирает от алкоголя,наркотиков и других психотропных препаратов. Очень скоро перед Россией островстанет проблема нехватки рабочей силы, и тогда мы будем вынуждены приниматьна постоянное жительство работоспособное население из других стран, с другоймен-тальностью, с иной культурой. Последствия этого мы уже видим в Сербии, гдекоренное, традиционно православное, население составляет меньшинство, и этоявляется причиной межнациональных конфликтов и гибели многовековой сербскойкультуры.
 – Каковы, на Ваш взгляд, глубинные истоки этой плачевной ситуации? Связано ли катастрофическоепадение рождаемости с экономическим положением в стране, с общими показателямиуровня жизни, или же это проблема исключительно духовного порядка?
 – Предпосылкик демографическому кризису появились уже в советское время, в конце 60-х и в 70-е годы – время наибольшей стабильности и материального благополучия за весьсоветский период. То, что сейчас происходит в России, является наследием тоговремени, когда материалистическое отношение к жизни настолько прочно укрепилосьв сознании людей, что западная культура, основанная на примитивном прагматизме,сегодня оказывается для них роднее, чем православная культура, основанная на духовных приоритетах.
 А в процветающихс материальной точки зрения странах Западной Европы демографическая проблемастоит так же остро, как и у нас, несмотря на все меры экономического стимулированиярождаемости. Люди выбирают для себя беззаботную жизнь и отказываются иметь детей,т. к. их воспитание требует самоотречения. Корень демографической проблемы в нехристианском мировоззрении и гедонистическом образе жизни.
 Чтобы исправитьположение, необходимо отказаться от сугубо материалистического подхода к человеческойжизни, от принципа «бери от жизни все», особенно в воспитании молодого поколения.Современный ребенок со школьной скамьи имеет искаженное представление о бракеи впоследствии не желает создавать полноценную семью и воспитывать детей. Во многих учебных заведениях пропагандируется планирование семьи, направленноена ограничение рождаемости. Идея планирования семьи всячески поддерживаетсяи средствами массовой информации: в современных сериалах, например, целенаправленносоздается образ семейной жизни, построенный именно на таких принципах. Но программапланирования семьи была создана для перенаселенных стран, таких как Китай или Индия, а для России она губительна. И я вновь подчеркиваю необходимость отказаот телепередач, разрушающих институт семьи. Вместе с тем надо понять, что семейныеценности – это ценности христианские, вне Христа семья распадается на то или иное число самоизолированных личностей. Семейная жизнь – это всегда подвиг,это постоянное ограничение своих желаний ради ближнего. Взаимопомощь, сострадание,самоограничение и жертвенная любовь пребывают в семье только тогда, когда онаявляется малой Церковью, объединяющей своих членов во Христе, ведущей всех по Его стопам в вечность нетления и радость воскресения.
 Поэтому,чтобы выйти из демографической ямы, чтобы сохранить семью и отечественную культуру,мы должны вернуть Православие в нашу жизнь. Но, поскольку это проблема социальная,одна Церковь не справится с ней, если не будут предприняты усилия всего общества.Сегодня необходима добрая озабоченность всех позитивных сил, каждого человека,нужны взаимопонимание и совместные труды церковной среды, общественных и государственныхинститутов по воспитанию подрастающего поколения в отеческой вере и евангельскихнормах жизни.
 В одной из древних русских летописей рассказывается о том, как на город двигались вражескиеорды. Что сделал епископ этого города? Он созвал народ и предложил им трехдневныйпост и покаяние. Люди пошли в храм и стали каяться. Войска захватчиков обошлиэтот город и не причинили ему вреда. Казалось бы неотвратимая беда миновалатех, кто осознал свою удаленность от Бога и устремился к Нему изо всех своихсил. Сегодня мы находимся в не менее плачевном положении, когда последней надеждойостается лишь милость Божия. Для того, чтобы Господь не допустил гибели русскогонарода, мы должны сказать, как Псалмопевец: «вот мое горе – изменение десницыВсевышнего» (Пс. 76, 11), и приносить покаяние, т.е. изменяться к лучшему, возвращатьсяк вере и благочестию наших боголюбивых предков. Но вместо этого мы проводимдни у телевизора, погружаясь в безнравственные сериалы.
 – Владыка, Вы– Управляющий делами Московской Патриархии. В чем заключается Ваша работа? С какими трудностями Вы сталкиваетесь?
 – Мое послушаниеУправляющего делами Московской Патриархии и, соответственно, секретаря СвященногоСинода, заключается, прежде всего, в помощи предстоятелю Русской ПравославнойЦеркви – Святейшему Патриарху Алексию в его трудах по управлению Церковью. Однойиз главных моих задач является непосредственная связь между церковным центроми епархиями. Также в работе мне приходится взаимодействовать со светскими властями,государственными и общественными организациями, средствами массовой информации,общественными и политическими деятелями.
 Кроме того,Управление делами организует общецерковные и церковно-обще-ственные мероприятиясовместно с другими Синодальными учреждениями – такими как Отдел внешних церковныхсвязей, Издательский совет, Учебный комитет, Отдел по делам молодежи и иными.Например, в прошлом 2004 году, наиболее значительными общецерковными событиями,подготовкой и проведением которых мне довелось заниматься, были: возвращениев Россию Тихвинской иконы Божией Матери; торжества, посвященные 250-летию со дня рождения преподобного Серафима Саровского; очередной Архиерейский собор,который проходил с 3 по 8 октября в Москве и в Троице-Сергиевой Лавре.
 Важными событиямив общественно-церковной жизни страны завершившегося года стали форум «Духовно-нравственныеосновы демографического развития в России» и фестиваль православных СМИ «Вераи слово», а в этом году – Тринадцатые международные Рож-дественские образовательныечтения. Мне было поручено возглавлять оргкомитеты этих мероприятий. Форум по демографии, состоявшийся в Москве, получил широкий отклик в регионах. Подобноемероприятие прошло в Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Калуге, и мне пришлосьтакже принять участие в их работе. Вопросы, обсуждавшиеся в ходе всех перечисленныхцерковно-общест-венных мероприятий, крайне важны не только для Церкви, но и для всего нашего общества, поскольку от того, насколько действенно они будутрешаться в наше время, зависит будущее России. Выступления и материалы, представленныена них, свидетельствуют о необходимости возвращения духовных ценностей и нравственныхнорм Православия в частную и общественную жизнь людей, в воспитание подрастающегопоколения, в деятельность политиков и государственных служащих, деловых кругови средств массовой информации.
 Наряду с решением административных вопросов я должен выполнять свои пастырские обязанности– совершение богослужений, освящение храмов, рукоположение клириков, участиев епископских хиротониях. Это служение также требует времени, но вместе с темоно дает мне силы для всей моей деятельности. К тому же это непосредственноемое послушание как епископа, которое стараюсь выполнять на совесть, зная, что я работаю для Церкви Христовой и для моей паствы.
 В заключениескажу, что для любого иерарха, независимо от его сана, считаю важным всегдаиметь живую связь с духовенством, церковнослужителями и всеми пасомыми. В Церквине должно быть лицеприятия и кастовой разобщенности, но «все и во всем Христос»(Кол. 3, 11). Церковь одна, она – единое тело Христово, и все ее члены должныбыть едины. Независимо от высоты своего сана православный архиерей не возвышаетсянад священниками и паствой, а находится среди них, и через это ведет весь народБожий ко спасению. Более того, Господь оставил всем Своим ученикам заповедь:«больший из вас да будет вам слуга» (Мф. 23, 11). Этот духовный закон для всехначальствующих, и я стараюсь следовать ему, зная, что буду отвечать перед Богомза вверенное мне ответственное служение.

Патриархия.ру

 
Церковный календарь

25 мая — память святителя Епифания, епископа Кипрского

 СвятительЕпифаний, архиепископ Кипрский, имел родителей-евреев и был воспитан в иудейскойвере. Раз он, будучи юношей, встретил на пути одного инока, именем Лукиана,который занимался перепиской книг, продавал их и из вырученных денег часть оставлялсебе, а часть раздавал нищим.

 
Духовные поучения

Старец Паисий Святогорец: «О рождении детей»

СВЯТЫЕ ИОАКИМ И АННА — САМАЯ БЕССТРАСТНАЯ СУПРУЖЕСКАЯ ПАРА – Геронда,расскажите нам что-нибудь о СвятойАнне и о Святом Иоакиме, о Богоотцах. Как-то Вы уже начинали о них рассказывать…

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс