Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №16 (337) → Диакон Андрей кураев: «Передачи типа „За стеклом“ – это политический проект, а не коммерческий. Они учат, что жить „голеньким“ – это не стыдно»

Диакон Андрей кураев: «Передачи типа „За стеклом“ – это политический проект, а не коммерческий. Они учат, что жить „голеньким“ – это не стыдно»

№16 (337) / 22 апреля ‘05

Духовные поучения

Беседы в студии телекомпании Екатеринбургской епархии «Союз»18, 19, 20 апреля

 -Отец Андрей, сегодня Церковь постарела? В храме видишь людей среднего возрастаи старшего. Ваша цель и цель нашего канала – привлечь молодежь – если не в религию,то к добру, к любви…
 - Во-первых– это психологическая черта.

Лица стариков более интересные, чем лица молодых.Лицо человека, много пережившего, испытавшего, – это интересное лицо.
 Появиласьтенденция омоложения Церкви. Сегодня в Москве, Петербурге каждый 10-й прихожанин– это молодой человек.
 - В 2003 годуВы написали книгу «Молодежь и Церковь – неизбежен ли конфликт?». Конфликт какой?
 - Задачапоследней серии моих книг: «Ответы молодым», «Гарри Поттер в Церкви», «Мастери Маргарита» – за Христа или против?», «Женщина в Церкви», – это попытка пояснить,что быть молодым не грех. Что Церковь – это Церковь для всех, не только для бабушек, но и для молодежи тоже. Что между словами «средневековье» и «Православие»не надо ставить знак равенства. Если ты приходишь в Церковь, необязательно убегатьиз современности. Можно быть человеком современной культуры, современной цивилизации,пользоваться мобильным телефоном или интернетом и быть в курсе новинок книг,фильмов, дисков и т.д. И при этом хранить ортодоксальную веру святой инквизиции.
 - «Мы все приходимв веру, к Богу по-разному, кто-то через страдания, через боль. А вот молодежь,я считаю, боится идти оттого, что много навязывания, каких-то догм, нравоученийсо стороны Церкви».
 - Догм у Православной Церкви очень мало, в отличие от католиков. И не надо путать теили иные правила приличия в храме и догмы. И если мы говорим о догмах – этоСимвол веры. Есть так называемые тоталитарные секты. И у этих сект в религиоведенииесть термин для их обозначения – это молодежные религии. А в тоталитарных сектахименно молодежь. Интересная деталь, что молодой человек ищет какой-то целостности,всецелой пожертвованности. И в Православии бывает мало молодежи потому, что мы слишком мягки, а не потому, что мы слишком жестки. Вот у баптистов гораздоболее жесткий контроль над жизнью каждого отдельного человека. Если вы ходилив православный храм, а потом не пошли, допустим, заболели или разочаровались,кризис веры и т.д., – никто не вспомнит и не позвонит. Напротив, если вы пропустиливоскресное собрание у баптистов, у вас всю неделю будет раскаленный телефон.«Сестра, что с тобой случилось, почему ты не была? Ничего, мы тебе принесемкассету, ты послушаешь проповедь». Привлекает именно жесткость, тотальный контрольнад вашей жизнью. У нас есть печальный, очевидный закон – число молодых людейв храме равняется числу алтарников. То есть, когда юноша находит себе работув храме, он остается. И как раз молодежи много именно там, где священники умеютуправлять, придумывать послушания: вот твоя задача следить за тем, чтобы на этой улице никаких сектантских листовок не было…
 А если приходитюноша к батюшке и говорит: «Креститься хочу», а батюшка отвечает: «Замечательно,давай тебя покрестим, я тебе книжку подарю, маму, папу слушай, учись на пятерки,в храм заходи по праздникам», – никакого «драйва». А если сказать: «Родителейпроклинай, телевизор выбрасывай из дома, видеомагнитофон продавай, деньги –мне, жить будешь у меня в подвале, милостыню будешь собирать по улицам с пятиутра до пяти вечера, а потом на даче у меня работать на огороде…»…
 - Вопрос о книгах.Почему именно через Достоевского Вы пришли к вере?
 - Книг бываетмного. И я советовал бы не читать тонких брошюрок. Потому что набрехать на 50страничек легче, чем на 500. Кстати, это же касается церковной литературы. Этоогромная проблема: как ориентироваться в мире современных книг. Очень важно,какие первые книжки ты прочитаешь, войдя в Церковь. Это постановка вкуса. И чтобы не испортить себе вкус, не надо читать церковных брошюрок, даже пятикопеечных.Лучше обратиться к серьезным книгам, книгам святых отцов, например, ФеофанаЗатворника, книгам серьезных богословов.
 Есть огромноеколичество псевдоправославной литературы, которая издается светскими издательствами,но при этом – иконы, кресты на обложке. Как отличить? Обращайте внимание, есть ли на книге гриф благословения Патриарха. Если есть, это уже «знак качества».Если нет, то это не означает – книга плохая, тут надо быть поосторожнее.
 Стилистика.Посмотрите на слова. Если в тексте встречаются слова типа: самосовершенствование,энергетика, астрал, чакры и т.д. Или слово «космос» пишется с большой буквы– то это опасно. Это оккультная литература, которая выдает себя за православную.Слово «самосовершенствование» не может быть в православной литературе по тойпричине, что Православие – религия спасения. Спаситель – Господь.
 - У Вас естьработа – «Сатанизм для интеллигенции». Расскажите об этой работе, почему «сатанизм»?
 - Сатанизм– это не ругательство. Это строгий богословский термин. Это – не идея, несогласнаяс учением Православной Церкви. Это – не язычество, не ересь, не атеизм. Вот,скажем, Ницше – атеист, но не сатанист. Чтобы быть сатанистом, надо быть человекомрелигиозным, признавать существование Бога как личности, признавать существованиедьявола как личности, признавать религиозный авторитет Библии. И если при этомсюжеты Библии, в которых действует сатана, читатель комментирует: «На самомделе этот сатана, который там действует, – это великий духовный руководительи учитель человечества, и истинный спаситель». Вот там, где начинается такаяапология сатаны, – это и есть сатанизм. Когда змей из эдемского сада или сатана– «духовный отец, спаситель человечества», – то это уже прямая сатанизация.А оккультисты – это хорошие люди, оказавшиеся в плену у плохой философии.
 - Как вы относитеськ оккультизму?
 - Я рад,что появляются фотографии людей, которые этим занимаются. Во-первых, врага надознать в лицо. А лицо о многом говорит, и глаза о многом говорят. И когда появляютсягазеты с фотографиями, то тут, конечно, диву даешься. Циничное лицо, опустошенныеглаза… Люди, чему вы верите?! А люди идут. Это признак дурновкусия. А огромнаястрана из атеистического состояния не может сразу перейти к Православию. И боюсь,что мы обречены повторить историю человечества. От шаманизма, магизма потихонькуидти к Десяти Заповедям.
 - Скажите, что быстрее проходит: детство и юность или старость?
 - Детствои юность.
 - Долгая старость– награда или расплата?
 - Расплата…Вспомнимприверженцев реинкарнации: если вы считаете, что вы будете вновь жить, — этоозначает, что вам вновь придется пройти через старение… Удивительный парадокс.Люди Индии, которые верят в переселение душ, они ужасаются этой идее. Их не радует эта перспектива. И все философские, религиозные учения Индии ищут пути,как избавиться от реинкарнации. Там есть доктрина прямого пути: как жить так,чтобы эта твоя жизнь стала последней. И в этом считается особый подвиг Будды.Когда он последний раз жил на земле. А европеец почему-то радуется, когда емуговорят, что он снова будет здесь жить.
 - Отец АлександрМень привел в Церковь столь-ко интеллигентных людей! Так почему такие разногласияЦеркви с Александром Менем?
 - Позициявысшей ие-рархии в отношении к отцу Александру Меню выразилась в наградах. В Церкви есть система наград для священников, высшая награда (для белого священника)– митра . Отец Александр – митрофорный протоиерей. То есть все патриаршие наградыу него при жизни были. Отец Александр Мень был убит в 1990-м году, когда нашероссийское общество поворачивалось от тотального неверия к тотальному всеверию.Отец Александр в это время был убит, а его книги стали выходить после его смерти.Книги, написанные в одной эпохе, для одного круга читателей, для неверующихчитателей, были переопубликованы в совершенно другой стране. Это – как лекарствос просроченным сроком действия. Его книги были лекарством в 1970-е годы. Онипомогали изживать из себя атеистическую самоуверенность. Отец Александр пробовалпояснить людям, что атеист – это меньшинство человечества; здесь, в СоветскомСоюзе, мы, верующие, кажемся маленькой группкой фанатиков, но на самом делерелигия – это базис всей человеческой культуры; и все, что великого создавалось,то создавалось во имя Неба, во имя вечности.
 Тогда в стране,в которой, по словам Воланда, из каждого окна выглядывало по атеисту, вестимежрелигиозные дискуссии было глупо. Отец Александр прекрасно это понимал. И пробовал показать, что позитивное есть в разных религиозно-философских учениях.А затем его книги пришли в совершенно другую страну, где люди были готовы поверитьвсему, чему угодно. И тут их надо было учить критической осторожности, сопоставлению,взвешиванию. Отец Александр Мень, наверное, смог бы перестроиться, он умныйчеловек. Но он был убит. И его книги стали жить самостоятельной жизнью. В этихусловиях в церковной среде появились более сложные отношения к нему.
 - Совместимо ли расположение храма рядом с рестораном?
 - Был храмХриста Спасителя, его подорвали. На этом месте вырыли большую яму, которую потомназвали бассейн «Москва». А до этого там пробовали делать сталинский дворецсоветов. Когда стали возрождать храм, выяснилось, что восстановить храм нельзя,потому что с того времени уровень земли понизился метров на 10. Тогда решилисделать стилобатный этаж, в котором размещается гараж, сеть трапезных, огромныйзал церковных соборов, музей.
 Теперь храмне относится к Московской Патриархии, храм и стилобатный этаж находятся в собственностимосковской мэрии. Если мэрия захочет разорить Патриархию, для этого надо простоподарить Церкви храм Христа Спасителя. И дефолт гарантирован. И мы благодарнымэрии за то, что мэрия несет на себе затраты по обслуживанию этого комплекса.Но из этого вытекает ряд вещей не слишком приятных для Церкви. Поскольку не мы собственники этого здания, есть специальный фонд, который распоряжается этим.Поэтому залы соборов, помещения трапезных могут быть арендованы. Там имеют местомероприятия, которые не имеют никакого прямого отношения к церковной жизни,которые Церковь не организует.
 - Есть ли в ПравославнойЦеркви псевдосвященнослужители?
 - Число подлецовв рясах стабильно, оно евангельское. Каждый 12-й. Эта пропорция через все векасохраняется.
 - То есть этогопугаться не надо?
 - Надо пугатьсяодного – чтобы самому не оказаться иудой. Есть понятные правила выживания в Православной Церкви. Если ты видишь беззаконие других церковных людей, то воспринимайэто как предостережение для себя самого. Если тебе не нравится, что происходитв Церкви, стань сам церковным человеком и попробуй в себе это изжить. Когдаговорят: я вижу, что в Церкви есть плохие люди, поэтому не буду церковным человеком,– это все равно, что сказать: поскольку я вижу, что бывают люди, у которых естьпроблемы со зрением, то я возьму и сломаю себе ногу. Если человек остается вневеры, вне Церкви, он занимается медленным членовредительством себе самому.
 - Как при спорес людьми разного вероисповедания не оскорбить веру другого, но и свою не датьв обиду?
 - Мне кажется,православные люди редко обсуждают веру иноверцев. Тем более при встрече с нимиу нас нет такого миссионерского зуда – во что бы то ни стало каждого встречногодагестанца обратить в Православие. Проблема возникает сегодня, когда они считаютсебя в праве достаточно циничным не компетентным образом обсуждать нашу церковнуюжизнь. Такая мода задается современным телевидением. Здесь, конечно, надо уметьотвечать. Честно говоря, я считаю это жесткой добродетелью: нужно уметь ставитьна место.
 - Одна из вашихкниг 2004-го года – «Как относиться к исламу после Беслана?». Очень интересно,о чем эта работа?
 - Эта работапреследует такую цель – снять густо наставленные «красные флажки». Я разрешаюсебе критиковать веру других людей. Но при этом я разрешаю и им критиковатьсвою веру. Именно потому, что я живу в светском свободном государстве, я знаю,что моих оппонентов никто не арестует, не пошлет «соболей ловить», поэтому я могу позволить себе роскошь дискуссий.
 В чем проявляютсядвойные стандарты?
 Представьте,если бы в мире существовал православный терроризм. Если какие-нибудь православныеалтарники взяли бы и сожгли какую-нибудь очередную кощунственную выставку…Можно себе представить, что после этой акции федеральные средства массовой информацииначали говорить о том, что Православие – замечательная религия, очень глубокая,учащая любви, но есть отдельные люди, которые даже не православные, – т.е. у погромщиков нет национальности, нет религии, и давайте как можно глубже изучатьПравославие, введем его школе. А каждый раз после очередного теракта, которыйсовершают исламские боевики, мировая пресса наполняется комментариями именнов таком стиле: «а все-таки ислам – это мирная религия, а то, что есть отдельныевыродки, то у террористов ни национальности нет, ни религии». Да. Пусть терроризм– это следствие дурного прочтения Корана. Но все-таки это следствие прочтенияКорана, а не сказки про Винни-Пуха.
 В конце сентябряв Ставрополе проходила межрегиональная межконфессиональная конференция, и там верховные муфтии северо-кавказских республик говорили, что терроризм с исламомне имеет ничего общего. Эти люди не смогут решить проблемы. Потому что не можетрешить проблему тот человек, который отрицает само существование проблемы. Получается,наши мусульмане хорошие, ручные, дрессированные, а эти – инопланетяне. А разтак, если ты не замечаешь проблемы, ты ее никогда не решишь. Россия существуетдо той поры, пока между православными и мусульманскими народами, ее населяющими,существуют мирные отношения. Эту ценность надо хранить, а чтобы хранить, нужныусилия.
 - Отец Андрей,от нашего телезрителя поступил вопрос: «Господин Кураев сказал, как бы мы ни говорили о террористах, но они не инопланетяне. Они воспитывались в определеннойрелигии, то есть изучали Коран и т.д. Они не вне религии. Почему же тогда называютсектами протестантов, неохристианские течения, – они ведь тоже вынесли своисуждения, совершают свои поступки на основе Евангелия?»
 - А я и не говорю, что все мусульмане – террористы. И стоит помнить, что в Беслане большаячасть убитых детей – из мусульманских семей. И хотя осетины – народ христианский,но именно Беслан – город с преобладающим мусульманским населением. Но, с другойстороны, важно помнить, что Беслан — это страшный город. На совести жителейБеслана тысячи русских судеб. Именно сейчас, а не в прошлом. Потому, что этоглавный центр «паленой» водки в России. Оттуда эта отрава идет по всей стране.Там куча легальных и подпольных заводов, которыми владеют люди – и формальнохристиане, и формально мусульмане. Думаю, что трагедия была попущена по волеБожией именно в этом месте не случайно.
 А дальшеважно помнить, что среди погибших детей немало было из мусульманских семей.А почему? Потому, что исламисты ваххабиты. А ваххабиты в истории ислама, еслине давать оценок нравственных, то это что-то похожее на баптистов в историихристианства. То есть, они появились практически одновременно. Ваххабиты появляютсяв XVIII веке. Они появляются под лозунгом протеста против традиционного ислама.У них только Коран – никаких преданий, никаких святых, никаких подвижников,мощей, святых гробниц, святых камней, рощ и т.д. Даже Магомету молиться нельзя,молиться только аллаху (и протестантская программа – только Бог. Никаких церковныхтрадиций, святых они не признают).
 И вот этослово «ширк» для мусульманина очень оскорбительно. Это языческая мерзость. Вотэтим словом ваххабиты называют мусульман – турок, татар, башкир и т.д. Ваххабитыс самого начала стали вести себя крайне воинственно, и турецкие султаны неоднократноснаряжались в карательные экспедиции в Саудовскую Аравию, чтобы покончить с этим гнездом. Это не удалось. Но важно помнить, что в прошлом ваххабиты сражалисьпротив мусульманского мира. И поэтому все те, кто не с ними, даже мусульмане– это враги. Это секты в мусульманском мире, как баптисты в христианском мире.
 Кстати, баптистыбывали тоже очень воинственными. Когда они колонизировали Америку, то, заметьте,в отличие от католиков (которые колонизировали Южную Америку, – Северную Америкуколонизировали протестанты, в том числе и баптисты), то они поступали предельножестоко, вырезая именно местное население. Население Латинской Америки смуглокожеесейчас. Европейцы смешались с местным коренным населением. Потому что у католическойцеркви был большой миссионерский опыт терпимости. А баптисты и другие протестантскиемиссионеры, которые приехали через океан в Америку, ощущали себя как Моисей,который входит в Землю Обетованную, убежав из Египта папской Европы. И вот,когда Моисей подвел свой народ к Земле Обетованной, оказалось, что там живутязычники, и их приказали уничтожить.
 И точно так же сегодня. «Это земля обетованная для нас, но тут живут какие-то грешники смуглые.Это значит, их Господь покарал за грехи. И значит – «мочить, мочить». Т.е. былирелигиозные проповеди протестантского толка, которые оправдывали геноцид коренногонаселения Америки. Но современные баптисты уже так не думают, они это осуждают.Поэтому не надо забывать эту страницу, но и возводить огульную хулу на всехбаптистов не стоит.
 - Люди отказываютсяполучать ИНН. Ваша книга 2001 года называется «Сегодня ли дают печать антихриста?15 вопросов об ИНН» Вообще, есть такая печать антихриста?
 - Есть оченьсложный мир символов. И в этом мире символов надо учиться жить. С одной стороны– не презирая символы, с другой – не придавая им слишком много значения.
 Предположим,что я еду на трамвае. И кондуктор говорит: «Я не продам тебе билет, пока тыне поцелуешь портрет моей тещи как истинной духовной спасительницы человечества».Вот если я поцелую с этим условием портрет его тещи и куплю билет трамвайный,то этот билет станет для меня пропуском в ад. Напротив, если я возьму языческийдокумент, в котором даже мое имя будет вписано и при этом я не произношу формулыисповедования язычества или нехристианской религии, я, прикоснувшись к этомудокументу, не стану нехристианином. Например, в Турецкой империи все епископы,патриархи назначались фирманом султанским. И этот фирман, как любой документОсманской империи, начинался формулой исповедования ислама – «во имя аллахамилостивого всемогущего». И дальше вписывается имя подданного турецкой империи,который признавался в качестве Константинопольского патриарха. Имя православногоиерарха вписывалось в мусульманский документ. Но это не означало, что патриархперешел в ислам.
 Наши документы,деньги были пронизаны советской символикой, у которой изначально были, видимо,какие-то оккультно-масонские операции. Тем не менее мы эти деньги приносилив храм, жертвовали на храм, документами пользовались. И это не означало, что мы становились атеистами, коммунистами, отрекаясь от Христа. Нечто подобноеи здесь.
 Надо различатьсоциальную угрозу и духовную угрозу. Введение этих компьютерных номеров, несомненно,позволяет контролировать жизнь людей. И здесь есть угроза этакого электронногоконцлагеря.
 - Вы считаете,что это неправильно, когда на улицах, в переходах устанавливают видеокамерыдля наблюдения за порядком?
 - Я считаю,что это нарушение приватности жизни человека. А когда на ТВ идут предачи типа«За стеклом», эти реалити-шоу, – это политический проект, не коммерческий, а подростков, на которых это ориентировано, учат, что жить «голеньким» – это не стыдно. «Учитесь тому, что за вами всегда «старший брат» следит. «Не стесняйтесь,это для вашей безопасности, популярности и т.д. Телекамеры будут везде и всюду».Идеология последних 300 лет в европейской культуре – это идеология просвещения.И один из базовых мифов этой идеологии – человек выше общества, и права человека,индивидуальность – выше интересов семьи, традиционной конфессии, государстваи т.д.
 Когда под этим лозунгом пришли новые социальные элиты в западном современном мире, онирешили отбросить эту идеологию. И 11 сентября 2001 года – начало новой эпохи,когда нам говорят, что есть ценности самые высокие – выше, чем свобода и правачеловека, – это право на жизнь. И есть глобальная угроза для каждого из нас– это терроризм, наркомания и т.д. И поэтому позвольте нам взять вас под нашузащиту. И ради вашей безопасности мы будем держать вас в одиночной камере с овчарками и т.д. И строятся современными средствами новые тоталитарные общества,которые будут контролировать человека, его контакты, переписку, покупки и мысли.
 - Почему Церковьговорит об этом так мало?
 - Иногдауровень компетентности разговоров на эту тему довольно низкий.
 Социальнаяугроза есть, и здесь вся Церковь едина. Но есть разница – социальная угрозаи дух. Если говорить об угрозе, в советские времена, когда мы приходили на исповедь,ну не начинали мы исповедь словами: «Батюшка, я тяжко согрешил, я по дорогев храм сегодня от «хвоста» не оторвался»! Мы знали, что за нами следят. Но приэтом грешит тот, кто следит, а не тот, за кем следят. У христианина нет долгахристианского – уходить от слежки. Не надо начинать Великий пост с того, чтобыпроходить с электролокаторами и «жучки» обнаруживать в своей квартире. И опятьэти двойные стандарты, они меня всегда возмущали! Те монахи, которые протестуютпротив паспортов и т.д., сами используют такие игрушки, как сотовый. Ну, грубоговоря, начни с себя борьбу с глобализацией! Почему ты от бабушки несчастнойтребуешь, чтобы она жила без пенсии, а сам приятными средствами коммуникациипользуешься?
 - В те сложныевремена, когда даже балерины в Большом театре были вынуждены работать на КГБ,среди батюшек тоже «стучали»?
 - Если быя знал то, что знаю сегодня о нашей стране, что с ней произошло, что происходитв современном мире, – я бы сам в 70-е годы пошел бы работать в КГБ…
 Предположим,что я епископ Урюпинский. На дворе 60-е годы. И вот наконец-то исполнилась мечта:ко мне молодого батюшку с семинарским образованием прислали. Я поставил егов храм. Служит, проповедует. И властям это не нравится – что проповедует хорошо.Местный уполномоченный совета по делам религии начинает давление оказывать.Батюшку вызывают для беседы. Батюшка говорит: «Это мой долг, меня этому училив семинарии, я про политику ничего не говорю, я только про Христа, про веру».– «Нет, вы все равно плохо понимаете нашу Конституцию, в нашей Конституции написано:граждане СССР имеют право отправлять религиозные культы или вести атеистическуюпропаганду. Право на религиозную пропаганду Конституцией не предусмотрено».Когда священника сломить не удается, уполномоченный выходит на епископа. И говорит:«Владыка, надо принять меры. Был бы человек, а статья найдется. Работает с молодежью– значит, педераст». Та же староста икону унесет, а в протоколе оформят, что поп продал иностранцам»… Что произойдет? Батюшку арестуют. А дальше – гдея найду нового священника? А храм без священника – полгода служба не совершается,храм закрывают.
 Тогда епископвызывает священника: «Сколько мог, я тебя закрывал, но уже невозможно. Вот тебеуказ – я освобождаю тебя от настоятельства в этом храме, переходишь в село,будешь там служить. А потом посмотрим – уполномоченный поменяется или что…»И я тебя убираю туда, где твои проповеди, прости, никому не будут нужны. Дальшеуполномоченный пишет в Москву, что епископ устранил религиозного экстремистаот служения в кафедральном соборе. Проходит 30 лет, и Якунин публикует этототчет уполномоченного. И кажется, что этот епископ – враг Церкви, который душилпроповедь. Да не для этого он делал.
 Когда говорят,что священники «стучали»… Разные представления о грехе у батюшки, у КГБ и у верующего человека. Если и «стучали» попы – только друг на друга. Если бываликакие-то иудушки, которые могли «застучать» своего сослуживца, коллегу. Вотэто, я боюсь, бывало. И, что понятно, КГБ требовал информации о встречах с иностранцами,– когда делегации от Московской Патриархии ехали на Запад и отстаивали политикуСССР. И я считаю, правильно делали. СССР был оплотом мира.

(Окончаниев следующем номере)

Беседовала Юлия БАШКИРЦЕВА
Расшифровка аудиозаписи — Илья ОСТАНИН

 

В других номерах:

№4 (565) / 22 января ‘10

Духовные поучения

Дружба, влюбленность, любовь

№48 (561) / 22 декабря ‘09

Духовные поучения

Должники

 

Духовные поучения

На заре жизни

 
Духовные поучения

Духовные беседы в Екатеринбурге провел известный богослов, автор множества книг, диакон Андрей Кураев

 Екатеринбург,14 апреля, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». В Екатеринбург для проведения духовных бесед приезжает профессор Свято-Тихоновскогогуманитарного университета, заведующий кафедрой основного богословия и апологетики;старший научный сотрудник кафедры философии религии и религиоведения философскогофакультета МГУ, клирик московского храма во имя Святого Иоанна Предтечи на Пресне,диакон Андрей Кураев. 18 апреляв 14 часов в зале «Атриум Палас Отеля» состоится пресс-конференцияотца Андрея для представителей СМИ.

 
Наш приход

«Озаботились благолепием храмов…» Об уральских благотворителях

Об уральских благотворителях Исстарина Урале были сильны традиции церковной благотворительности. Строился завод– вырастало при нем и заводское поселение, центром которого обязательно становилсяхрам, возводимый на пожертвования заводовладельца и его подчиненных.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс