Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №16 (337) → Старец Паисий Святогорец: «Как создать крепкую семью?»

Старец Паисий Святогорец: «Как создать крепкую семью?»

№16 (337) / 22 апреля ‘05

Духовные поучения

ДОБРОЕ НАЧАЛО СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

 -Геронда, один юноша, решивший вступить на путь семейной жизни, спросил меня,как правильно её начать.
 - Преждевсего нужно постараться найти хорошую девушку, которая придётся ему по сердцу.

Потому что сердце каждого располагается к людям по-своему. Кто-то испытываетприязнь к одному человеку, кто-то – к другому. Надо смотреть не на то, чтобыневеста была богата и красива, а прежде всего на то, чтобы она была проста и смиренна. То есть больше внимания надо обратить не на внешнюю, а на внутреннююкрасоту будущей невесты. Если девушка – человек надёжный, если она наделенамужеством – но не больше, чем оно необходимо женскому характеру, – это оченьпоможет будущему супругу во всех трудностях приходить с ней к полному взаимопониманиюи не мучиться головной болью. Если же у неё есть ещё и страх Божий, есть смирение,то они могут, взявшись за руки, перейти на противоположный берег злой реки этогомира.
 Если молодойчеловек всерьёз смотрит на какую-то девушку как на свою будущую невесту, то,я думаю, ему лучше сначала через кого-то из своих близких известить об этомродителей девушки. Затем ему лично надо побеседовать с родителями девушки и с ней самой о своём намерении. Впоследствии, когда они будут помолвлены и обручены(хорошо, чтобы время между обручением и свадьбой не было долгим), он долженсмотреть на невесту как на свою сестру и относиться к ней с уважением. Еслии жених, и невеста с любочестием, изо всех сил, постараются до свадьбы сохранитьсвоё девство, то в Таинстве Брака, когда священник возложит на них венцы, ониобильно приимут Благодать Божию. Потому что, как говорит святой Иоанн Златоуст,венцы Таинства Брака – это символы победы над наслаждением.
 Впоследствиисупруги должны, насколько это возможно, возделывать добродетель любви, чтобыдвое всегда были слиты воедино и чтобы вместе с ними пребывал Третий – наш СладчайшийХристос. Конечно, вначале, пока семейная жизнь новобрачных не войдёт в нормальноерусло и пока они не узнают друг друга как следует, они могут испытывать некоторыетрудности.
 Такое происходитв начале любого дела. Несколько дней назад я наблюдал за одним птенцом. Он в первый раз вылетел из гнезда, чтобы найти себе пишу. Бедняжка не умел ловитьнасекомых и, летая на высоте человеческой ладони от земли, потратил целый час,пока не поймал какую-то козявку. Глядя на птичку, я размышлял о том, что любоедело начать не просто. Выпускник университета, получив диплом и начав работать,на первых порах испытывает трудности. Послушник в монастыре в начале своей иноческойжизни тоже испытывает трудности. И молодой человек, вступивший в брак, тожебудет испытывать трудности на первых порах.
 – Геронда,допустимо ли, чтобы невеста была старше жениха?
 – Нет такогоправила Церкви, которое говорило бы, что если девушка на два, три или даже на пять лет старше молодого человека, то им нельзя вступить в брак.

В РАЗНИЦЕ ХАРАКТЕРОВ КРОЕТСЯ БОЖЕСТВЕННОЕ СОГЛАСИЕ

 Однаждыко мне в каливу пришёл человек и стал жаловаться, что он очень расстроен из-за постоянных разногласий с женой. Однако я понял, что между ним и его супругойне было чего-либо действительно серьёзного. У этого человека есть свои «шишки»и «сучки», у его жены – свои, поэтому они не могут приладиться друг к другу.[И того, и другого] надо немножко «построгать». Возьми две неструганые доски.У одной сучок в одном месте, у другой – в другом. И если ты хочешь соединитьих как есть, нестругаными, то между ними останется щель. Однако, если ты чутьпострогаешь первую доску в одном месте, вторую – в другом, они тут же прилягутодна к другой. Только строгать надо одним и тем же рубанком.
 «Я не нахожуобщего языка со своей женой! – жалуются мне некоторые мужья. – Мы совершенноразные по характеру! Она человек совершенно другого склада. Как же Бог допускаеттакие несуразицы? Неужели Он не мог устроить всё таким образом, чтобы у супруговбыли одинаковые характеры, так, чтобы они могли жить духовно?» – «Неужели выне понимаете, – отвечаю им я, – что в разнице характеров кроется божественнаягармония? Разные характеры слагаются в гармонию. Представь, если бы и у тебя,и у твоей жены были одинаковые характеры! Да Боже упаси! Представь, что бы было,если бы, к примеру, и ты, и твоя жена легко приходили в негодование. Вы бы не оставили от вашего дома камня на камне! А если бы у обоих супругов были одинаковомягкие, кроткие характеры? Да вы бы спали на ходу! Если бы ни у тебя, ни у твоейжены нельзя было зимой выпросить снега – то вы бы, конечно, подходили друг к другу, но и пошли бы оба в адскую муку. А если бы оба были расточительными?Разве вы смогли бы вести домашнее хозяйство? Вы пустили бы ваше состояние на ветер, а дети остались бы под открытым небом».
 Если тяжёлый,своенравный человек найдёт и жену себе под стать – такую, что хоть кол ей на голове теши, а она будет делать по-своему, – то они, конечно, друг другу подойдут.Разве не так? Однако через день совместной жизни они вцепятся друг другу в волосы!Поэтому смотри, как всё устраивает Бог: Он делает так, чтобы хороший, добрыйчеловек вступил в брак со строптивым, и тогда второй из супругов сможет получитьпомощь, потому что изначально он мог быть расположен по-доброму, но в молодомвозрасте мог увлечься злым.
 Небольшаяразница в характерах супругов помогает создать гармоничную семью, потому что один из супругов дополняет другого. В автомобиле необходимы обе педали: и газ,для того чтобы ехать, и тормоз, чтобы вовремя остановиться. Если бы у машиныбыл один тормоз, она не двигалась бы с места, а если бы у неё имелся толькоакселератор, то она не могла бы остановиться. «Вы – оба на одну ногу, – сказаля одной супружеской чете, – и поэтому друг другу не подходите!» Оба этих человекабыли очень впечатлительными. Если у них дома что-то случалось, то оба бросалиповодья и начинали причитать. «Ох, какая же с нами случилась напасть!» – причитаетмуж. «Ох, что ж это за горюшко горькое!» – всхлипывает жена. То есть один супруг«помогает» другому впасть в ещё большее отчаяние! Муж не может подбодрить женуи сказать ей: «Постой-ка, да ведь то, что с нами произошло, не так уж и серьёзно».Я видел такое во многих семьях.
 Имея разныехарактеры, супруги могут большего достичь и в воспитании детей. Один из супруговстанет их немножко притормаживать, а другой будет говорить: «Ну дай ты детямнемножко свободы». Если и муж, и жена «закрутят все гайки» своим детям, то потеряютих. Но они потеряют детей и в том случае, если оба будут позволять им делатьчто вздумается. Если же мать и отец обладают разными характерами, то дети их пребывают в равновесии.
 Я хочу сказать,что [в семье] необходимо всё. Конечно, супруги не должны перегибать палку в отношении особенностей своего характера, но каждый из них в соответствии со складом своего характера должен помогать другому. Если съесть, к примеру, что-нибудьочень сладкое, то захочется чего-нибудь солёненького. К примеру, когда наешьсявинограда, хочется заесть его кусочком сыра, чтобы перебить сладость. Или огороднаязелень: если она слишком горькая, её невозможно есть. Но если овощи будут чутьс горчинкой или с кислинкой, то они и вкусны, и полезны. Но вот если человеккислого склада станет говорить, что всем остальным надо стать такими же кислыми,а тот, у кого горький норов, будет призывать всех становиться горькими, третий– солёный будет настаивать на том, чтобы все стали солёными, – то к взаимопониманиюони не придут.

УВАЖЕНИЕ МЕЖДУ СУПРУГАМИ

 Богпремудро распорядился всем. Мужчину он наделил одними дарованиями, женщину –другими. Он дал мужчине мужество для того, чтобы тот находил выход из трудныхситуаций, и для того, чтобы женщина повиновалась ему. Ведь если бы Бог дал такое же мужество женщине, то семья не могла бы устоять.
 В Эпире рассказывалиистории об одной женщине, которая была грозой всей округи! Она одевалась в длиннуюбелую рубаху и за поясом всегда носила ятаган. Разбойники брали её с собой на дело! Представьте – женщина в разбойничьей шайке! Однажды она пришла в глухуюдеревушку, лежащую в нескольких часах пешего пути от её села, чтобы взять одноговалашского паренька и женить его на своей дочери. Поскольку парень начал ерепениться,она скрутила его, взвалила себе на плечи и притащила в своё село! Однако такиеслучаи – исключения из правил. Попробуй, призови женщин в армию и составь из них женскую роту. А потом возьми десяток подростков в форме скаутов и попросиих издалека показаться вои-тельницам. Тут же вся рота задаст стрекача! Подумают,что враг идёт в наступление!
 Муж, говоритСвященное Писание, «глава есть жены». То есть Бог определил, чтобы муж властвовалнад женой. Властвование жены над мужем есть оскорбление Бога. Сначала Бог сотворилАдама, который сказал о жене: «Се ныне кость от костей моих и плоть от плотимоея». Жена, говорит Евангелие, должна бояться мужа – то есть она должна егочтить. А муж должен любить жену. В любви присутствует уважение. В уважении присутствуетлюбовь. То, что я люблю, я одновременно и чту. То, что я чту, я люблю. То естьлюбовь и почтение – это не разные вещи: это одно и то же.
 Однако людиуклоняются от этой гармонии Божией и не понимают смысла евангельских слов. Такмуж, превратно истолковывая Евангелие, говорит жене: «Ты должна меня бояться!»Чудак-человек, да если бы она тебя боялась, она бы за тебя и замуж не пошла!А некоторые женщины говорят свое: «А почему это жена должна бояться мужа? Нет,такого я принять не могу. Что это еще за религия такая? Дискриминация!» Но посмотри,что говорит Священное Писание: «Начало премудрости страх Господень». Страх Божийесть почтение к Богу, благоговение, духовная скромность. Этот страх приводиттебя к благоговейному трепету, это что-то священное.
 То равенствос мужчинами, к которому стремятся некоторые женщины, может быть оправдано лишьдо какого-то предела. Сегодня женщины работают и участвуют в голосовании наравнес мужчинами. Поэтому они заразились каким-то нездоровым духом и думают, что равны с мужчинами [во всем]. Конечно, души мужчин и женщин одинаковы. Но еслимуж не любит жену, а жена не чтит мужа, то в семье возникает разлад. В прежниевремена считалось никуда не годным делом, если жена перечила мужу. А сейчаспоявился наглый, развязный дух. Как же прекрасно было в те времена! Я был знакомс одной супружеской парой. Муж был низеньким невзрачным человечком, а жена –высоченная, богатырского роста! Она одна играючи сгружала с телеги центнер зерна!Как-то раз один рабочий – тоже дюжий парень – стал к ней приставать и она, схвативего, отшвырнула на несколько метров в сторону, как спичку! Но если бы вы видели,какое послушание эта женщина оказывала своему мужу, как она его чтила! Вот такимобразом семья бывает крепкой, нерушимой. А иначе ей не устоять.

ЛЮБОВЬ МЕЖДУ СУПРУГАМИ

 –Ну что, матушка, написала поздравление Димитрию, который женится?
 – Написала,Геронда.
 – Дай-камне открытку, и я припишу от себя: «Да будет с вами Христос и Пресвятая Богородица!
 Димитрий,даю тебе благословение ругаться с целым светом, кроме Марии! И Марии то же самоеблагословение: ругаться со всеми, но не с тобой!» Вот поглядим, поймут ли они,что я имею в виду. Один человек спросил меня: «Геронда, что больше всего соединяетмужа с женой?» – «Признательность», – ответил я ему. Один человек любит другогоза то, что тот ему дарит. Жена даёт мужу доверие, преданность, послушание. Муждаёт жене уверенность в том, что она находится под его покровом, защитой. Жена– хозяйка дома, но и главная служанка в нём. Муж – властитель дома, но и носильщикего тяжестей.
 Между собойсупруги должны иметь очищенную любовь – для того чтобы получать друг от другавзаимное утешение и быть в состоянии исполнять свои духовные обязанности. Чтобыпрожить в согласии, они должны, прежде всего, положить в основании жизни любовь– ту драгоценную любовь, которая заключается в духовном благородстве, в жертвенности,а не любовь ложную, мирскую, плотскую. Если присутствует любовь и жертвенность,то один человек всегда ставит себя на место другого, понимает его, испытываетза него боль. А принимая ближнего в своё страдающее сердце, человек принимаетв своё сердце Христа, Который вновь пополняет его Своим невыразимым радованием.
 Когда одиниз супругов любит другого, то, даже находясь вдали от него – если этого потребуютобстоятельства, – он всё равно будет близко, потому что для любви Христовойне существует расстояний. Однако если, Боже упаси, между супругами нет любви,то они, даже находясь рядом, могут быть, по сути, друг от друга далеко. Поэтомукаждый из супругов должен стараться всю свою жизнь сохранить любовь к другому,принося себя в жертву ради него.
 Плотскаялюбовь соединяет мирских людей внешне, только до тех пор, пока они обладают[необходимыми для такой плотской любви] мирскими качествами. Когда эти мирскиекачества теряются, плотская любовь разъединяет людей и они скатываются в погибель.А вот когда между супругами есть настоящая драгоценная духовная любовь, то,если один из них потеряет свои мирские качества, это не только не разъединитих, но объединит еще крепче. Если есть только плотская любовь, то жена, узнав,что, к примеру, спутник её жизни поглядел на другую женщину, плещет ему в глазасерной кислотой и лишает его зрения. А если она любит его чистой любовью, онаиспытывает за него еще большую боль и тонко, аккуратно старается вновь вернутьего на правильный путь. Таким образом приходит Благодать Божия.
 Однажды ко мне в каливу пришёл один амери-канец греческого происхождения, врач. Я увидел,что его лицо было светлым, и поэтому деликатно спросил о его жизни. «Отче, –сказал он мне. – Я православный христианин, но до последнего времени и постовне соблюдал, и в церковь заглядывал не часто. Когда однажды ночью, опустившисьу себя в комнате на колени, я просил Бога помочь мне в одном важном вопросе,комната наполнилась каким-то сладким Светом. Это продолжалось достаточно долго:я не видел ничего, кроме Света, и чувствовал в себе какой-то неизреченный мир».Я был поражён, потому что понял, что этот человек удостоился увидеть НетварныйСвет. Поэтому я попросил его рассказать, что предшествовало этому событию. «Отче,– стал рассказывать он, – я человек женатый и имею троих детей. Начало нашейсемейной жизни было хорошим. Однако потом моя жена, не имея терпения заниматьсядомом и детьми, стала просить у меня, чтобы мы ездили развлекаться вместе с её подругами. Я пошёл ей на уступки. Прошло время, и она заявила, что хочетразвлекаться с подругами одна. Я смирился и с этим, а сам стал заниматься детьми.После этого ей расхотелось ездить в отпуск со мной, и она стала просить у меняденьги, чтобы ездить в отпуск одной. Затем попросила снять для неё отдельнуюквартиру. Я пошёл и на это. Но она собирала в этой квартире своих любовников.Всё это время я старался различными способами – советами, уговорами – помочьей, чтобы она пожалела наших детей. Но она не принимала никаких уговоров. В конечном итоге, взяв у меня значительную сумму денег, она исчезла. Я искал её,расспрашивал о ней где только можно – но всё было безуспешно, я потерял дажееё следы.
 И вот однаждымне сообщили, что она приехала сюда, в Грецию, и стала торговать собой в одномиз развратных притонов. Невозможно описать ту скорбь о её жалком падении, котораямной овладела. В скорби я опустился на колени и стал молиться: «Боже мой, –просил я, – помоги мне её найти, и я сделаю всё, что смогу, для того, чтобыона не погубила свою душу. Я не могу вынести того состояния, до которого онаопустилась». И вот тогда меня омыл этот Свет и моё сердце преисполнилось миром».– «Брате! – сказал я ему. – Бог увидел твоё терпение, твоё незлобие, твою любовьи подал тебе это утешение».
 Поэтому я и говорю, что миряне станут нас судить. Видите как? Врач где-то в Америке, имеятакую жену, такие условия и такое окружение, — и, однако, чего удостоился!

 

В других номерах:

№4 (565) / 22 января ‘10

Духовные поучения

Дружба, влюбленность, любовь

№48 (561) / 22 декабря ‘09

Духовные поучения

Должники

 

Духовные поучения

На заре жизни

 
Вербное воскресенье

В праздник Вербного воскресенья дети навестили пациентов всех отделений Областной клинической больницы

 Екатеринбург,20 апреля, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Множествожителей Екатеринбурга и области приходят для молитвы в храмв честь Святых Целителей Космы и Дамиана в Областной клинической больницы №1.В числе прихожан — не только персонал и пациенты этой огромной клиники, но и множество жителей Юго-Западного микрорайона нашего города. Священнослужителибольничного храма не только совершают регулярные храмовые богослужения, но и посещают больных в палатах. Батюшки исполняют необходимые требы — исповедуют,причащают, соборуют недугующих.

 
Духовные поучения

Духовные беседы в Екатеринбурге провел известный богослов, автор множества книг, диакон Андрей Кураев

 Екатеринбург,14 апреля, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». В Екатеринбург для проведения духовных бесед приезжает профессор Свято-Тихоновскогогуманитарного университета, заведующий кафедрой основного богословия и апологетики;старший научный сотрудник кафедры философии религии и религиоведения философскогофакультета МГУ, клирик московского храма во имя Святого Иоанна Предтечи на Пресне,диакон Андрей Кураев. 18 апреляв 14 часов в зале «Атриум Палас Отеля» состоится пресс-конференцияотца Андрея для представителей СМИ.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс