Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №16 (337) → «Озаботились благолепием храмов…» Об уральских благотворителях

«Озаботились благолепием храмов…» Об уральских благотворителях

№16 (337) / 22 апреля ‘05

Наш приход

Об уральских благотворителях

 Исстарина Урале были сильны традиции церковной благотворительности. Строился завод– вырастало при нем и заводское поселение, центром которого обязательно становилсяхрам, возводимый на пожертвования заводовладельца и его подчиненных.

Часто и сам поселок именовался по названию построенного в нем храма – Петро-Павловский,Богословский, Троицкий…

 За более чем трехсотлетнюю историю уральского горнозаводского дела сложились целыединастии благотворителей – купцов, заводчиков, золотопромышленников, трудамикоторых, из века в век, на нашей земле строились и благоукрашались храмы и монастыри.
 Семьи Походяшиных,Поповых, Нуровых, Мухлыниных, Чирковых — все они вписали немало славных страницв историю церковного строительства Урала. Их имена хранят и доныне в благодарнойпамяти потомки.

 Максим МихайловичПоходяшин. Зауральские купцы
 Максим МихайловичПоходяшин… Наверное, нет более известного имени, неразрывно связанного с историейосвоения глухих, необжитых таежных районов Северного Урала, где до серединыXVIII века стояли только юрты манси да вогулов.
 …В переписинаселения Верхотурья за 1710 год в списке посадских людей значится: «Во двореМихайло Походяшин 44 лет, у него мать Федора 70 лет, жена Марья 30 лет, детиПетр 8 лет, Максим 2 лет, дочь Матрена 12 лет, работной человек Егор 20 лет,у Михайла ж брат Иван Меншой 35 лет, у него жена Марья 35 лет».
 Как считаетМ.С. Бессонов, автор исследования «Родословие верхотурского купца и заводчикаМ.М. Походяшина», семья Походяшиных была одной из зажиточных верхотурских семей.В 30-е годы XVIII века братья Максим и Петр Походяшины уже владели двумя винокуреннымизаводами в Верхотурском уезде. Наблюдая за бурным развитием уральской металлургиии, очевидно, скопив к тому времени достаточный капитал, Максим Походяшин решилвложить эти средства в металлургическое производство.
 Весной 1758года М.Походяшин направил на Северный Урал геолого-разведочную экспедицию во главе с Г. Н.Посниковым. Урал-батюшка не обманул надежд и ожиданий: рудоискателиоткрыли 29 месторождений, в том числе 19 медных. В тот же год были заложенына реке Турье Васильевский, Николаевский, Першинский, позже Суходойский и Фроловскиймедные рудники. Здесь Походяшин решил строить и медные заводы – Петропавловскийи Богословский. Указом Сената 1760 года к ним было приписано 4200 душ государственныхкрестьян Чердынского уезда, сроком на 10 лет. В то время медные заводы Походяшинапроизводили до половины всей выплавляемой в России меди.
 О личностиПоходяшина уральский историк П.А. Словцов писал так: «…Стяжавший безмерное богатствособственной промышленностью, достиг памяти как оригинал любопытный. Сын ямщикабезграмотный, основатель огромных и разнообразных заведений, создал в Верхотурьебогатый дом, обучал своих детей по образцу дворянскому, а сам одевался как простолюдин,ходил в смуром кафтане с заплатами, сверху в армяке и черках».
 Описаниепоходяшинской усадьбы в Верхотурье оставил для нас и краевед Н.К. Чупин: «Усадьбасостояла из целого квартала. Дом деревянный, но огромный…тридцать отлично расписанныхи меблированных комнат; около стояли еще три дома, кухня, службы, скотный двор».Купеческий дом стоял рядом с Покровским женским монастырем.
 Максим МихайловичПоходяшин оставил о себе благодарную память не только строительством заводов,но и своими богоугодными делами. За свою жизнь его трудами были возведены четырехрама, получивших в народе название «походяшинских»: по одному — в Петропавловскоми Богословском заводах, и два — в Верхотурье, в Покровском женском монастыре.Все эти храмы объединены единым архитектурным направлением, так называемым «уральскимбарокко».
 Каменныйхрам в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Верхотурском женском монастыре былзаложен осенью 1744 года, освящен в марте 1753 года. Отовсюду стекались богомольцы– поглядеть на семиярусный резной деревянный иконостас тонкой ручной работы,полюбоваться искусной росписью купола и стен.
 Радость насельницПокровского монастыря от обретения каменного храма омрачало только одно: у церквине было колокольни. Максим Походяшин обещал сестрам построить рядом еще однукаменную церковь, и свое обещание исполнил. В 1768 году был заложен двухпрестольныйкаменный храм с высокой колокольнею над входом: нижний придел его освящен во имя Великомученицы Варвары, а верхний – в честь Рождества Иоанна Предтечи. Именноэтот двухэтажный храм и стал архитектурной доминантой комплекса Покровскогоженского монастыря. До наших дней сохранился только первый этаж церковного зданияс декоративным убранством: полуколоннами и выразительными спиралевидными завиткаминаличников.
 Введенскийкаменный двухпрестольный храм в Богословском заводе (ныне Карпинск), освященныйв 1776 году, строился также на пожертвования Походяшина. И не только строительствоздания, но и благоукрашение молитвенного помещения, и приобретение церковнойутвари, взял на себя уральский заводчик.
 В Петропавловскомзаводском поселении, на месте которого вырос теперешний Североуральск, в 1787году, с благословения митрополита Тобольского Павла, Походяшин начал возводитькаменный храм в честь Святых Апостолов Петра и Павла – взамен деревянного, для «русских христиан, работающих на заводе и новокрещенных вогул». Работы растянулисьна 30 лет. Храм был освящен, когда самого Максима Походяшина уже не было в живых.
 Строя и украшаяхрамы, уральский заводчик на свои средства содержал также и церковный причт.Давал деньги на выплату жалования церковнослужителям, жертвовал на шитье священническогооблачения, на пропитание насельниц верхотурской Покровской обители.
 Еженедельно,возвращаясь от Божественной литургии, раздавал милостыню нищим. Ведя знакомствос самыми богатыми и знатными людьми Урала, Походяшин любил подчеркнуть своепростое происхождение – и в поведении, и в одежде. По преданию, до конца жизниМаксим Михайлович так и не выучился грамоте, одевался всегда в простую рубахуи кафтан.
 При этомзаводчик отлично понимал значение хорошего образования для будущего своих сыновей.Все они учились наукам у хороших педагогов, а младшие, Николай и Григорий, служилиОтечеству в офицерском чине и были пожалованы дворянством. Как и отец, наследникиПоходяшина постоянно жертвовали крупные денежные суммы на просветительско-благотворительныепредприятия.
 Согласноисследованиям, проведенным Татьяной Копцевой, преподавателем Тобольского государственногопедагогического института имени Д.И. Менделеева, не только Максим Походяшин,но и многие другие купцы и заводчики Урала и Зауралья активно занимались меценатскойдеятельностью, выступали инициаторами церковного строительства.
 Они возводилиза свой счет каменные храмы вместо обветшалых деревянных, жертвовали деньгина новые церкви. Так, в 1774 году туринский купец Иван Топорков отчислил огромныесредства для строительства каменного здания городской церкви в честь ПокроваПресвятой Богородицы с приделом во имя Святителя Николая Чудотворца. В том жегоду были собраны пожертвования (на сумму 609 руб. 85 коп.) на возведение в Туринском Свято-Николаевском монастыре храма в честь Вознесения Господня. В число церковных благотворителей входили такие туринские купцы как Иван Топорков,Яков Коновалов, Иван Панаев, Ефим Колмогоров, Ефим Топорков, Иван Ворсин, КузьмаПанаев, и многие другие.

ВЕРХОТУРСКИЕ КУПЦЫ МУХЛЫНИНЫ

 Еще однасемья, оставившая своими благими делами след в истории нашего края – это «фамилия»Мухлыниных. Как и Походяшины, верхотурские купцы Мухлынины были потомками поморов— выходцев из городов русского Севера.
 Иван АлександровичМухлынин родился в 1837 году. Уже в юные годы, будучи наследником отцовскогокапитала, стремился к его приумножению. Трудясь для блага семьи, И.А. Мухлыниннемало добра совершал и на благо общества.
 В 1869 годуИ.А. Мухлынин был избран первым городским головой Верхотурья. Одним из начальныхшагов на новом поприще градоначальника стало для Ивана Александровича открытиегородской общественной библиотеки. По инициативе городского головы Мухлынинаначало работу трехклассное женское училище, а в городских училищах для мальчиковбыли введены классы ремесленного труда.
 Трудами И.А. Мухлынинаблагоукрасился Верхотурский Свято-Троицкий городской собор: капитальный ремонтодного из приделов старинного храма обошелся купцу в 7 тысяч рублей – деньгипо тем временам огромные. Еще 3 тысячи Мухлынин пожертвовал на содержание соборногопричта (капитал был положен в банк, а проценты от него шли на выплату жалованьяцерковнослужителям). Иконы Свято-Троицкого храма обрели серебряные оклады, в молитвенном помещении появилось красивое паникадило, а у духовенства – нарядныепраздничные облачения.
 Все двенадцатьлет, которые И.А. Мухлынин прослужил в должности городского головы, он трудилсябезвозмездно, не получая положенного от казны жалованья. В итоге на его счетунакопилась сумма в 6 тысяч рублей, по мере необходимости расходуемая на вспомоществованиенеимущим горожанам и бедным служащим городской управы.
 Благодарныеверхотурцы оценили общественную деятельность и щедрые пожертвования своего землякана нужды города и горожан: И.А. Мухлынин стал почетным гражданином Верхотурья,а его портрет украсил присутственное помещение, в котором собиралась на своизаседания городская дума.
 Согласнозавещанию, Иван Александрович пожертвовал городу около 30 тысяч рублей – на призрение бедных и на санитарные нужды (уборку и благоустройство улиц). Процентс капитала, завещанного на нужды бедного населения, выдавался в виде безвозмезднойссуды малоимущим горожанам, решившим начать строительство собственного дома.
 Жена ИванаАлександровича, Мария Андреевна, по смерти своей оставила 3 тысячи рублей домупризрения детей-сирот.
Супруги Мухлынины погребены в ограде Свято-Троицкого городского собора.
 Сын И.А и М.А. Мухлыниных, Алексей Иванович, закончил курс Московского университета на юридическом факультете со степенью кандидата права. По окончании университетабыл зачислен в штат канцелярии пермского губернатора, затем трудился земскимначальником в Кунгурском и Верхотурском уездах. В 1897 году Алексея ИвановичаМухлынина избирают гласным Верхотурского уездного земства, а затем – почетныммировым судьей Верхотурского уезда.
 В 1898 годуА.И. Мухлынин становится председателем Верхотурской уездной земской управы. На эту должность он, как и его отец, избирался три срока подряд (12 лет).
 В 1915 годуВерхотурская городская общественная библиотека, созданная Иваном АлександровичемМухлыниным, была реорганизована в центральную земскую библиотеку. По инициативеАлексея Ивановича Мухлынина группа краеведов-энтузиастов активно занималасьсбором различных материалов по истории края, которые затем легли в основу «СловаряВерхотурского уезда», подготовленного известным уральским географом И.Я. Кривощековым.
 В предисловиик словарю, вышедшему в марте 1910 года, написано: «Появление в свет настоящегоиздания всецело должно быть отнесено инициативе бывшего председателя Верхотурскойземской управы Алексея Ивановича Мухлынина». На титульном листе справочногоиздания напечатано посвящение: «Глубокоуважаемому господину председателю Пермскойгубернской земской управы А.И. Мухлынину».
 За времясвоей беспорочной службы Алексей Иванович был награжден орденом святой АнныII и III степеней, святого Станислава II степени, а в 1914 году получил чиндействительного статского советника.
 Лучшие ученицыВерхотурской женской гимназии получали в награду за усердие и успехи стипендию,учрежденную для них А.И. Мухлыниным.

ТУРИНСКИЙ КУПЕЦ СЕМЕН ЧИРКОВ

 Уральскийгород Туринск в старое время был очень красив, его называли даже «уголком Москвы»— из-за обилия зданий интересной архитектуры, церквей с красивыми куполами и колокольнями. Берега реки Туры, в то время широкой, полноводной и судоходной,соединял разводной деревянный мост.
 Славен былТуринск мастерами традиционной народной игрушки и деревянной резьбы. Дома, украшенныедеревянной резьбой, сохранились в Туринске до сих пор. Один из них – особняккупца-миллионера Семена Андреевича Чиркова, человека удивительной судьбы.
 Мальчик родилсяв бедной семье, в детстве с нищенской сумой через плечо ходил по деревням, собираяподаяние. Однако по воле Господней смышленого ребенка заметил и усыновил зажиточныйтуринский горожанин Филимон Чирков, дал ему хорошее образование, отправив учитьсяв Москву. Семен Чирков постарался с максимальной пользой применить полученныезнания на практике, отплатив добром своему благодетелю.
 Он занялсявыращиванием чая и торговлей им; чайные плантации имел в далеком Китае. По деламторговли С.А. Чирков постоянно путешествовал на Дальний Восток, в Монголию, Японию.
 Но и о родномТуринске, и о своем трудном раннем детстве не забывал. На его благотворительныепожертвования в Туринске был возведен храм, построены школа, больница, зданиегородской управы. Каждый неимущий мог прийти в дом Чиркова за милостыней и горячимобедом – для этого в его усадьбе служил специально выделенный человек.
 Во времясвоих поездок С.А. Чирков начал собирать коллекцию древностей, минералов, реликтовыхрастений, чтобы создать собственный музей. К 1917 году у него составилось довольноприличное собрание, не уступавшее музейным коллекциям многих российских любителейдревностей. «Собиратель прекрасного» — так называли сограждане купца первойгильдии, мецената, коллекционера-исследователя, широко одаренного человека.
 В 1918-мгоду музейное собрание Чиркова «национализировали» большевики. Подробная описькупеческого имущества и документов составила довольно внушительный том. Средиизъятого значились сотни уникальных книг (в том числе рукопись времени императораПетра I, содержавшая 1175 страниц), древнегреческие вазы, уральские камни, картинырусских художников, коллекции монет, чучела животных и птиц, изделия из слоновойкости, посуда, старинная одежда и утварь, фотографические снимки и даже…скелетмамонта. Все это в течение года хранилось под печатью в подвалах чирковскогодома.
 В 1919 годуТуринск был взят войсками генерала Колчака. Отступая под натиском большевиков,колчаковцы вывезли самые ценные экспонаты коллекции. Основная же ее часть леглав основу экспозиции первого городского краеведческого музея.
 ПохороненСемен Андреевич Чирков был в склепе часовни Свято-Николаевского Туринского монастыря.В советское время часовня была разрушена решением властей, и прах С.А. Чирковаперезахоронили на городском кладбище.

Наталья Зырянова

 
Духовные поучения

Диакон Андрей кураев: «Передачи типа „За стеклом“ – это политический проект, а не коммерческий. Они учат, что жить „голеньким“ – это не стыдно»

Беседы в студии телекомпании Екатеринбургской епархии «Союз»18, 19, 20 апреля -Отец Андрей, сегодня Церковь постарела? В храме видишь людей среднего возрастаи старшего. Ваша цель и цель нашего канала – привлечь молодежь – если не в религию,то к добру, к любви…  - Во-первых– это психологическая черта.

 
Наш приход

Помогите построить Храм!

 Нетна свете дороже родного уголка, связанного с нашим детством, нашими родителями,любимой школой и необъятными просторами уральской природы. Вся наша жизнь прошлав таежном поселке Восточном, что расположен на высоком берегу реки Туры.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс