Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Беседы в студии телекомпании Екатеринбургской епархии «Союз»18, 19, 20 апреля
Начало в № 16)
- Отец Андрей,Вы окончили философский факультет МГУ по специальности «История и теория научногоатеизма». Как научный атеист стал диаконом?
- Было ощущениенечистоплотности в том, чем я занимался.
Первая нечистоплотность– нельзя отнимать у людей веру, если взамен ты ничего предложить не можешь.Можно разрушать храм, если ты на его месте собираешься построить более высокий.И я просто понимал, что мне некуда вести верующего.
По мере знакомствас литературой я понял, почему все религиозные писатели говорят о каком-то опыте.Слова Сергия Булгакова: «неверующий человек, который пробует изучать или занимаетсякритикой религии, подобен евнуху, который сторожит чужой гарем». Я понял, что это правда. И тогда решил, что надо поставить эксперимент на себе и сделатьволевое усилие, чтобы войти в мир Церкви.
Выбор религии…У меня такого выбора не было. Наверное, потому, что к этому времени у меня былипредставления о самых разных религиях и я понимал, что христианство – уникально.Нигде больше человек не находится в центре Божиих глаз. Кроме того, меня уже«достали» посиделки в общежитии с дискуссиями на философские темы. И я для себярешил еще будучи атеистом: история началась не с тебя. И если ты поймешь, что Бог есть, – ради Бога, ничего не придумывай. Не надо создавать религию своегоимени, какую-то новую концепцию. Потому что, если Бог есть, то Он уже давнообращается к людям. И до тебя были люди, у которых был успешный опыт встречи.Поэтому я для себя решил: если я скажу, что Бог есть, тогда я войду в самуютрадиционную Церковь. Для того, чтобы учиться, а не для того, чтобы учить.
- То есть, Выначали с себя. Что Вас привлекло или оттолкнуло первоначально? Или такого не было?
- Я помню,что меня оттолкнуло, когда меня крестили, а затем был чин воцерковления. Заводитменя крещающий батюшка в алтарь, и первое, что я там увидел, – чайник. Перваямысль у меня была: теперь я знаю, зачем попы ставят иконостасы. За иконостасыони прячутся и во время службы в тайне от прихожан чай пьют. Но потом-то я понял,что чайник нужен для того, чтобы теплоту к Причастию готовить. И сполоснутьчашу потом, после Литургии. Но тогда настрой был именно таков. В этом же алтарея получил первое благословение, напутствие церковное, которое все-таки честноисполнил, хотя оказалось это не просто. Батюшка, вводивший меня в алтарь, узнал,что я учусь на кафедре атеизма, и сказал: «Ты должен ее закончить. Не смей бросатьуниверситет».
Это было первое мое послушание, которое я в своей церковной жизни получил.
- Молодежьвидит в Церкви некий фундаментализм, постоянное одергивание бабушек. Наверное,это их и отталкивает?
— Одергивание бабушек – это хулиганский комсомольский модернизм. Надо помнить,что наши бабушки – это комсомолки 60-х годов. Бабушки бывают разные. «Бабушка»– это теплое слово. А есть – плохие бабки. И они напрасно считают себя хранительницамицерковной традиции. Несмотря на то, что я моложе их, у меня больше основанийсчитать себя хранителем традиции, чем у них, – хотя бы потому, что я в Церквиуже больше 20-ти лет, и еще неизвестно, где они были четверть века тому назад.Я сильно сомневаюсь, что те, кто сегодня считает себя вправе одергивать и выгонятьиз храма девчонок, 25 лет назад были в православном храме.
То, что эти бабки кричат, ругаются, – это не фундаментализм. Фундаментализмозначает основательность. Как строить дом без фундамента?
- А Вы не считаете,что Церкви необходимо слияние с наукой, изучение других каких-то теорий, философийи, возможно, признания их?
- Никакихслияний! Я сторонник антимонопольной политики. Мне нравится немецкая поговорка:«Чем выше забор, тем крепче дружба». Поскольку 20 лет моей жизни прошли в коммунальнойквартире, я понимаю, о чем идет речь. Не надо слияния с наукой. Диалог – да,пожалуйста, некоторая взаимная помощь – безусловно. Например, богословие, в котором работаю я, это вполне научная деятельность. В религии есть то, что вненаучно– это движение сердца, воли, любви. А есть то, что в жизни Церкви вполне сознательнои научно. Это, например, мир церковного богословия. Методы работы богословия– они вполне научны, и мы не изолированы от мира науки. Все методы, которымипользуются гуманитарные науки, работающие с историей, культурой, текстами, –они есть в богословии. Есть и обратное влияние Церкви на науку. Достаточно вспомнить,что самый странный догмат современной науки – перенос в физическую сферу техлогических моделей, которые были наработаны в христианстве. То есть, Христос– и Бог, и человек. И Он не на 80% Бог, а на 20% человек. Нет, Он на 100% Боги на 100% человек. И есть много таких вещей, которыми наука обязана христианству.И то, что наука родилась в Европе, в этом тоже сказалось влияние христианства.
- За эти годыВы ни разу не усомнились в своем выборе религии?
- Сомненияесть всегда, просто меняется предмет сомнений. 25 лет назад я сомневался, естьБог или нет. Сейчас у меня могут быть сомнения в подлинности книги того или иного святого отца; насколько точно Мотовилов передал слова Серафима Саровского…Сменился предмет сомнений. А сомнения всегда есть, нельзя жить без сомнений.Что касается понятности… Меня с советских времен всегда пугала чрезмерная понятность.Если бы настал тот день, когда бы мне в Православии стало все понятно, в этотдень я бы из Православия ушел. Я сказал бы себе так: здесь все понятно, а значит,умные мужики в древности собрались и все это придумали, и на всем Православиистоит такой жирный штамп «сделано человечеством». Это не материк, который вторгсяк нам из других миров, а это мы сами изготовили. Потому что по-настоящему понятьчеловек может только то, что сделал сам. Понять – значит признать его артефактом.Это вопрос и вкуса, и воспитанности, и ума, и сердца. Не все в Боге познаваемо,но не все непознаваемо. Не все познаваемое выразимо, но не все познаваемое не выразимо. И это дело воспитанности церковной: провести границу – что о Богеможно сказать, а где познать, но сердцем. А что вообще окажется за гранью познания.
- Вы сейчас занимаетесьпедагогической деятельностью. А почему не продвигаетесь по иерархической лестнице?
- Если монахприходит в монастырь из желания стать епископом, то это плохой диагноз. Что касается моего нежелания становиться священником, оставаться диаконом… Людейжалко. Если я сейчас решусь стать священником – это верный шаг к тому, чтобывозникла Кураевская секта. Я теоретик, я что-то написал, сказал, а как к своейжизни это прилагать, – извините, это не в моей духовной компетентности. Еслия стану священником, у меня не будет права защищать себя от людей и людей от себя. Я очень не доверяю себе и своим чувствам и поэтому стараюсь рациональновсе делать.Это все из-за чувства недоверия к себе рождается, а не из чувствасамоуверенности.
Для того,чтобы себя защищать от людей, чтоб делать то, что я могу делать, надо знатьсамое главное в нашем деле –куда послать человека. …Вот профессор закончиллекцию в университете, и к нему подходит девочка, вся трепещет и говорит: «Профессор,что вы думаете на эту тему?» Смотришь на нее и ласково-ласково посылаешь: «А шли бы вы, милочка, в библиотеку»…
- Зачем защищатьсяот людей?
- Чтобы сохранитьсвободное время для основной работы. А если я буду отзываться на каждую просьбуо разговоре и т.д. (У священника права на отказ нет, а у диакона есть)?… И поэтому я могу сказать: «Извините, я не батюшка, с этими вопросами туда-то».
- Но почитателиКураева все равно есть. Как Вы им объясняете, что «не создай кумира ни на земле,ни на небе»?
- Достаточнорассказать анекдот на лекции – и все, никакого кумира не осталось.
- В советскиегоды Вы были спорщиком, хотя это было опасно. И в Коломенском пединституте Вамудалось всех убедить. Тогда Вас выслали в Румынию, да?
- Это удивительнаячерта в жизни священника, когда люди поворачиваются к тебе самым главным, что у них есть. Разговор идет о главном – о душе. И это имеет много последствий.Одно из них то, что батюшки такие толстые… Да, это одно с другим связано, потомучто обычно человек начинает толстеть, когда у него мир в душе. Напротив, худющие,язвенники – это вообще люди не самые приятные. Представляете, что такое обычнаяжизнь священника? Каждый день свой совершаешь, во-первых, любимое дело и, во-вторых,самое главное. И ты видишь, как люди меняются, их души, судьбы меняются под влиянием твоих слов. И это дает удивительную радость священнику в его служении.А когда есть такое чувство внутреннего мира, успокоения, то я думаю, что этои на фигуре со временем тоже сказывается.
- Скажите, а румынское Православие как Вам вспоминается? Очень много схожестей с нашей Церковью?
- Во-первых,это все-таки Православие, а во-вторых – румынское. Румынская Церковь очень живая.Я через пару недель туда поеду. (Сейчас в Румынии две моих книжки по религиииздали; недавно один румынский епископ звонил, приглашал приехать на конференциюв пасхальные дни). Будет интересно снова посмотреть, спустя многие годы.
Дело в том,что в румынском Православии есть свои плюсы и минусы. Безусловно, это самаяживая и динамичная Церковь мира. Гораздо более живая, чем русская. Скажем так:то, что мы видим в Екатеринбургской епархии, в Румынии это на уровне всей церковнойжизни. А екатеринбургская епархиальная жизнь – это уж, поверьте мне, такая «белаяворона» на фоне остальных епархий! И ваш телеканал, в частности, – это уникальныйпроект.
А в Румынии,я помню, еще лет 10 назад беседовал с одним митрополитом румынским, и он мнеговорит: «Для нас главная проблема, что не хватает священников для того, чтобыокормлять каждую тюрьму…». Я про себя подумал: «Да, Владыка, нам бы ваши проблемы!У нас священников просто для приходов не хватает». Там очень живое монашество.У нас монашество, по сути, было уничтожено, монастыри были закрыты практическивсе. И был период, когда вообще монастырей не было в предвоенные годы. А в Румыниине так. Дело в том, что все-таки монашество такая штука, которой нельзя по книжкамнаучиться, здесь нужно видеть лицо учителя, его глаза и перенимать от него.И в Румынии это устное предание, такое живое, человеческое, оно не прерывалось.Монастыри там потрясающие, мужские и женские. Богословские школы чудовищные.Потому что там все преподаватели (по крайней мере, в те годы, когда я учился)учились на Западе. Поэтому там есть огромный разрыв между атмосферой семинарии,тем более богословских факультетов, и атмосферой монастырской. Этот зазор былеще с начала XX века. Но это была особая программа – действие Антанты по европеизации.
- Звонок в студию:«Почему Храм-на-Крови, который построен на месте дома Ипатьева, так назван,если там семья Романовых не была расстреляна? По некоторым данным, 6-го августа1917 г. был произведен обмен на К. Либкнехта и его сподвижников, и семья Романовыхбыла отправлена за границу».
- Я такогобреда никогда еще в жизни не слышал. «Не читайте советских газет за завтраком»…Зачем врать-то: «по всем данным», там и т.д… Огромное количество данных естьо том, что дело происходило именно здесь, именно так.
Поясню, что такое культура научной мысли. Когда человек говорит: «Да все так считают, да все говорят…», – это признак глубоко ненаучного мышления. И если бы у этогочеловека были бы какие-то азы научной и церковной воспитанности, то он бы для начала хотя бы назвал источник: «Я вот там-то и там-то прочитал у такого-то автора, и были такие аргументы приведены…».
- Скажите, а правда, что Вы – друг Юрия Шевчука и Константина Кинчева?
- Правдато, что они готовы такое слово ко мне приложить. У нас действительно добрыеи хорошие отношения. Иногда я, конечно, ужасно злюсь на Шевчука, когда он в 2 часа ночи звонит и зачитывает свое новое стихотворение. Но здесь расхождениямежду потребностями душевными и плотскими. Плоть хочет спать, а душа, конечно,радуется, что у Юры есть такой импульс творчества и желание именно со мной этимподелиться…
- Вы написалиочень много книг на самые разные темы. Сколько вышло работ, и за сколько летВам удалось совершить такой глобальный скачок?
- За 10 лет35 книг.
- О чем книга«Все ли равно, как верить?»?
- Это былапервая книжка 1994 года. Книжка скучная, неинтересная. Не надо ее читать. Этакнижка была очень значима, тем не менее. Здесь был феномен книги именно потому,что в нее вошли мои статьи из газет («Московские новости», «Российская газета»,статьи, опубликованные в 1992–1994 годах). И это, пожалуй, впервые в историинашей церковной публицистики, когда статьи церковного автора, священнослужителя,из светских газет были собраны вместе… Причем, статьи на такую околобогословскуюи богословскую тематику. И то, что Церковь заговорила не на высоком языке, не на богословском, а на языке журналистском, – это было важным. Сейчас уже такихпрецедентов немало, но тогда это был первый такой прорыв: вдруг вышла книжкасовременного автора (никому не известного, конечно) на современном языке. В итоге более 50 тысяч экземпляров разошлись в 1994 году.
- У Вас естьработа «Мастер и Маргарита». За Христа или против?». Интересно, как Вы ответилина этот вопрос в своей книге?
- Я книгуэту с собой привез, она будет на наших встречах. Эту книгу, может быть, не всемстоит читать, но всем надо иметь дома. А именно – если вам уже лет сорок, выне учитесь явно в школе и как-то особо никогда не влюблялись в книгу Булгакова,– тогда понятно, зачем вам эта книжка нужна самому. Тем не менее, эту книжкуимеет смысл держать дома. Зачем? Потому что у вас наверняка есть дети, внуки,а дети в 11-м классе обязательно в школе с этой книжкой встретятся. Она сейчасвходит в обязательную школьную программу. И я посмотрел школьные учебники на эту тему – просто волосы дыбом встают! Там утверждения типа того, что «Воланд– это воплощение абсолютной истины». Или, скажем, минувшим летом в Свято-ТихоновскомБогословском институте в Москве девочка на вступительном экзамене такое началанести про Христа… А когда экзаменатор спросил: «Откуда вы это взяли?», девочкаответила: «Ну как, это все знают, это же в «Мастере и Маргарите» описано…».В этих условиях очень важно внимательное отношение к этой книжке. И я в своейкниге просто провожу урок чтения, медленного чтения. Давайте медленно читатьи пробовать понять авторские нюансы. Главный вывод моей книги: я считаю, что Булгаков писал антиатеистический памфлет. Он показывал, каким он выглядел в атеистических брошюрах. Но – внимание! На самом деле – это не Воланд, это евангелиеот Воланда. Кстати, в одном из ранних вариантов у Булгакова такое было названиев записных книжках – «Евангелие от сатаны», «Черный богослов». Это вариантыназвания его книги. Автор пробует показать, что этот советский атеизм 30-х годов– только форма сатанизма. Воланд написан настолько конкретно, бытово, реалистически,убедительно, что возникает вопрос: если есть тьма, должен быть Свет.
- А образПилата как освещается в Вашей работе?
- Нет у меняк образу Пилата никаких претензий, как раз он очень живой. И этот образ вполневписывается в традицию церковного канона, касающегося Понтия Пилата.
- Почему на Вашихлекциях так много студентов, почему все приходят, интересуются именно Вашимкурсом и лекциями? Какие вопросы задают современные студенты, о чем они хотятс Вами поговорить? Что волнует их сегодня?
Возможно, это современнаякнига, которая, на мой взгляд, оторвала детей от компьютера и заставила хотя бы почитать – «Гарри Поттер в Церкви. Между анафемой и улыбкой»?
- Детей от компьютера оторвала не моя книжка, сама сказка про Гарри Поттера. А у меня действительнотакая книга есть, уже дважды выходила. Смысл очень простой: если ваш ребенокживет мимо Гарри Поттера, – ну и ладно. Это не повод, чтобы заставить его читать.А если ваше дитё влюбилось в эту книжку, – не надо дома начинать «гражданскуювойну». Логика моя такова: опасна не сказка, сказка обычная. Если знать нормальныймир традиционных сказок, даже XIX века, даже русских народных сказок, то будетпонятно, что книжка про Гарри Поттера не является чем-то таким уж уникальным.Там есть интересные, необычные черты авторской сказки. То, что персонаж растет,то, что меняется язык писателя, – это очень необычно. Между первым и пятым томамиочень большая разница. Этика абсолютно христианская, жертвенная этика: любовьматери защищает лучше любой магии и револьвера. И надо собой жертвовать во имядрузей. И нельзя идти на компромиссы с совестью. И если из двух путей – легкогоили правильного – предстоит выбрать, надо выбрать правильный путь.
А есть другое– есть спекуляция вокруг этой книжки. Когда дети полюбили эту сказку, а потомк ним приходят дяди и тети: «Теперь, дети, давайте по-настоящему». Бывают этитрюки безобидные, а иногда приходят и говорят: «Давайте именно колдовать». И это плохо. И что получается: сатанисты всего мира вопиют, что «это наша книжка».Врут. Автор этой книги прямо отрицал: «Я к вам не имею никакого отношения».Если еще и православные люди скажут, что это книжка сатанинская… Понимаете,ребенок вцепился в книжку, она ему понравилась, сатанисты эту книжку себе тянут,а православный батюшка в ту же сторону подталкивает: «Если ты влюбился в этукнижку, значит ты сатанист, ты не наш». Ребенок скажет: «Ну ладно, раз уж я должен стать сатанистом, придется мне туда идти». Чтобы этого не было, я написалкнижку, где пробовал пояснить, что сама сказка про Гарри Поттера не содержитв себе семян зла.
Беседовала Юлия БАШКИРЦЕВА
Расшифровка аудиозаписи — Илья ОСТАНИН
Екатеринбург,22 апреля, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Пациентыпсихиатрической больницы № 34 города Екатеринбурга получат в празднику Пасхигостинцы от Свято-Никольского прихода города Среднеуральска.
Екатеринбург,4 мая, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». В среду светлой седмицы Церковь совершает празднование иконе Пресвятой Богородицы«Касперовская».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.