Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №12 (333) → «Проблемы российской семьи надо решать через православные традиции»

«Проблемы российской семьи надо решать через православные традиции»

№12 (333) / 22 марта ‘05

Образование и воспитание

 Как только прозвучали последние итоговые обращения с трибуны конференции «Семьяи будущее России» и ее участники под впечатлением двух дней интенсивной работыпокидали конференц-зал Храма-на-Крови, наш журналист обратилась к двум из организаторовфорума с просьбой сравнить состоявшуюся – 2-ю – конференцию с предыдущей, подытожитьто, что удалось сделать, а также обозначить проблемы на перспективу.

 ПОГОРЕЛОВСтанислав Тимофеевич, зав.

кафедрой ИРРО, кандидат педагогических наук:
 - Разницаэтих двух конференций существенная. Первую мы с трудом «проталкивали»: искалисотрудников, переживали, будет ли достаточно ценных докладов. В этом году былоогромное количество выступлений, так что более двух десятков квалифицированныхдокладов даже не удалось включить в сборник. Вторая конференция не нуждаласьв усилиях по привлечению участников.
 Сама проблематикауже вела нас. И если в прошлом году мы ставили задачу поднять проблему как общественную,то сейчас она ни для кого вопросом не является, все понимают, что эта проблемаесть, и она активно обществом принимается. Я не могу сказать, что мы выходимна практическое решение по всем аспектам проблемы, но во всяком случае, всепонимают, что без ее решения у нас нет перспективы на будущее – ни у семьи,ни у государства, ни у системы образования. И в этом смысле разница между конференциямисущественная.
 Мы теперь,как и многие социальные структуры, продвинулись в понимании того, что нельзярешать вопросы российской семьи исходя из тех «болячек», которые существуютв решении проблемы. Надо решать из состояния идеального, которое нам рекомендуютнаши традиции, традиции православные, и этот образ семьи надо возрождать, конкретизироватьв обществе. Поддерживать такие семьи, людей. Всячески показывать, что в нашихусловиях можно жить совершенно нормальной жизнью – и государственной, и гражданскойодновременно, – но для этого надо разобраться в своем духовном мире. И это надоделать каждому.
 Что практическиудается сделать, и что пока не движется в решении проблемы? Мы хотели бы, чтобыто взаимодействие, которое началось между Церковью и школой после первой конференции,продолжилось. Причем нельзя сказать, что мы встречаем открытое неприятие или сопротивление. Но не можем сказать, что имеем действенную поддержку. Все зависитот личности того или иного руководителя: что он исповедует, как он интерпретируетсуществующие права, законодательную базу. Еще не все понимают, что отъединяятот пласт культуры, ценностный ряд, который для нас является основой устроенияжизни, они лишают возможности и сделать деятельной систему образования. Чтобыона дала тот результат воспитания, когда человек становится действительно ответст-венным,действительно подготовленным к жизни. Эти вопросы мы еще будем прорабатывать.
 Основнойпредрассудок тот, что Церковь отделена от государства, потому что власть должнаравно относиться ко всем. Но ведь Церковь не отделена от общества, и всякуюпроблему общества решить без Церкви уже совершенно очевидно нельзя. Какой характеруправления, например, системой образования закон диктует? – Заявлен «общественно-государственный»характер управления. А где он? В управлении школой и должна как общественнаясила присутствовать среди прочих и Церковь. Это законодатель нам дал, но мыпочему-то этот предрассудок сохраняем: «Церковь отделена – значит, никак». Этотпредрассудок носит давний, глубинный, мировоззренческий характер, выстроен на противопоставлении науки и религии, он совершенно не состоятельный с точки зрениянауки. Есть наука, искусство, религия. И если выбросить любой компонент из культуры,значит деформировать все остальное. Выбросили религию – деформировали все представленияоб искусстве, оно стало у нас непонятно каким, совершенно «социалистическимреализмом», а уже все остальное – «от лукавого» – и можно было танками ехатьна картины. То же произошло и с философией: она также выродилась в некое догматическоеучение, нежизнеспособное, доказавшее свою несостоятельность. То же самое произошлос наукой. И так во всем.
 Поэтому предрассудоко несовместимости науки и религии был решен еще в мировоззренческих спорах 20-хгодов, в начале XX столетия: у каждой сферы познания есть свой материал в культуреи своя особая задача, и нельзя их противопоставлять и сталкивать.
 А мы имеемтакое атеистическое образование, что даже не конвертируем дипломы, но не знатьв этом мире основ хотя бы теологических – это значит просто быть невежественным.И люди с высшим образованием оказываются сегодня мировоззренчески невежественными.И все последствия налицо.
 Но при этомпредрассудок в общем образовании живет. И наши конференции – это начало большогопути поиска – как восполнить эти пробелы, решить. Здесь проблема воспитательная,и она уже вопиет по своему кризисному состоянию. Поэтому всякое взаимодействиездоровых сил общества – единственный путь нашего общего спасения, в том числеи государственного. Это мое глубокое убеждение. Я думаю, что это все более осознается,но и проблем немало. Есть конкретные шаги, которые мы делаем. Очень радует,что все достигнутые соглашения состоялись на уровне общероссийском: Министерстваобразования и Патриархата, на уровне Епархии и областного Министерства. Естьеще муниципальный, районный уровень, не все города имеют такие соглашения, поэтомунужно дальнейшее взаимодействие, чтобы не было таких случаев, когда какая-то школа оказывается брошена, бьется со сложнейшими проблемами воспитания современныхдетей, а рядом потенциал среды, например, сильный приход, не востребован. Надоискать пути к взаимодействию.

 Иерей ИгорьБачинин, руководитель и духовник Просветительского центра, клирик храма АлександраНевского Ново-Тихвинского женского монастыря:
 - По проблеме,которую поднимает конференция «Семья и будущее России», ситуация за год не измениласьк лучшему, она только усугубилась, и это заметили люди, с которыми я обменивалсямнениями. Есть существенная разница, когда об этой проблеме говорят люди церковныеи когда говорят люди, не имеющие церковного, духовного опыта. Предшествующиефорумы, проходившие в храме Христа Спасителя и здесь у нас, обозначили, что главная причина существующей проблемы заключается в утрате духовно-нравственныхориентиров, по которым необходимо выстраивать свою жизнь.
 Существующаясистема поддержки семьи в настоящее время, может быть, как форма, как некиймеханизм, работает достаточно, но вектор усилий, который прилагает вся государственнаясемейная политика, направлен совершенно в иное русло, и эти усилия, безусловнонемалые во всех отношениях – ресурсах, средствах, которые на все это задействованы,– не приносят никакого решающего изменения ситуации. Решение этой задачи в будущем,и сейчас в докумеенты конференции это предложение включено: чтобы объединитьусилия тех людей, которые способны и готовы потрудиться на ниве возрождениянаших духовно-нравственных ценностей, возрождения традиционного уклада жизни,возрождения самой главной живой клетки нашего общества – семьи.
 Я понимаю,что это, безусловно, задача не одной конференции, это весьма серьезная государственнаязадача, и церковная вместе, потому что те люди, которые являются членами государства,одновременно являются и членами Церкви. Это действительно та серьезная, наболевшаяпроблема, которая не должна проводить какие-то грани: «вот это наша часть, которуюмы решаем, а это ваша часть, которую вы решаете», – от такого подхода страдаютвсе. В решении этой проблемы мы должны объединить все те силы, которые действительноспособны решить. И очень примечательно то, что Православная Церковь, хранительницанашей национальной духовной нравственности, тех богатых традиций, которые существовалив Церкви, – она выступила инициатором в решении этой проблемы. Отрадно и то,что со стороны государства эта инициатива нашла очень широкий отклик.

 Знаковымпрозвучало эмоциональное высказывание гостя конференции с далекого Крита –протоиерея Саввы Михаилидиса (настоятеля русского прихода церкви Св. Стилиана),которым он закончил свое выступление:
 - Я верюв будущее России – может быть, даже больше, чем вы сами верите. Тому есть двепричины. Первая: разве Бог может оставить страну, где родились Серафим Саровский,Достоевский…? Но есть и вторая причина: здесь, в России, сохраняется, славаБогу, часть населения, – пусть, как здесь говорилось, всего один процент, –кто не просто крещеные, а действительно верующие люди. А вы помните из СвященногоПисания: когда апостол Павел плыл на корабле, началась буря, и всех ждала гибель,но Господь ради Своего ученика и его спутников пощадил всех плывущих с ними…Вот почему я верю в Россию!

 

В других номерах:

Образование и воспитание

«Религиозные школы не просто имеют право на существование, их должно быть значительно больше…»

На Международной конференции «Семья и будущее России», прошедшей 17–18 февраля в Екатеринбурге, неоднократно затрагивалась тема новой редакции Закона РФ «Об образовании». Читатели «Православной газеты» имеют возможность узнать точку зрения по этому вопросу одного из докладчиков – А.А. Степановой, православной мамы, дети которой учатся в Свято-Алексиевской школе г. Екатеринбурга.

 
Образование и воспитание

Завершился второй этап открытого турнира «Познай истину» на знание Священного Писания

 Екатеринбург,15 марта, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Завершилсявторой этап открытого городскоготурнира «Познай истину» на знание Священного Писания. Турнир организованОтделом по делам молодежи Екатеринбургскойепархии. Игры второго этапа прошли в феврале и марте в селе Троицкое Богдановичскогорайона. В отличиеот игр первого этапа, проходившего в декабре и посвященного знанию Ветхого Завета,на втором этапе выявлялось, кто из участников лучше знает Новый Завет. Из шестивопросов, предложенных командам, состоящим из молодых прихожан, 4 вопроса былина знание Евангелия, 2 вопроса — на знание деяний Апостольских деяний.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс