Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №12 (333) → «Приидите, вернии, животворящему древу поклонимся». Слово архимандрита Иоанна Крестьянкина в Неделю 3-ю Великого поста

«Приидите, вернии, животворящему древу поклонимся». Слово архимандрита Иоанна Крестьянкина в Неделю 3-ю Великого поста

№12 (333) / 22 марта ‘05

Великий пост

Слово архимандрита Иоанна Крестьянкина в Неделю 3-ю Великогопоста

 «Приидите,вернии, Животворящему Древу поклонимся…», – зовет сегодня Святая Церковь чадсвоих к подножию Честнаго и Животворящего Креста Господня. Это Голгофа, перешагнуввремя, приблизилась к нам, воспоминанием о себе вторгаясь в сознание.

Ибо на ней вознесся Крест — иже есть лествица к небесам, и на Кресте — Тот, Кто сказал:«…Я есмь Путь и Истина и Жизнь…» (Ин. 14, 6).
 Крест Христов— великая спасительная сила всех земнородных. Он простирается и в долготу всехвремен, и в широту по всем местам, высота его до небес, а глубина до бездн адовых.
 А сегодня,в день преполовения спасительного постного подвига, Господь снисходит к тем,кто устал и изнемог под бременем поста, даруя им Свою любовь, и силу, и кроткоенапоминание, что они еще не до крови сражались с грехом. Господь сегодня напоминаетнам и о единственности, непреложности спасительного пути – пути креста и страданий– и вдохновляет на нем надеждой. Свет Христова Воскресения виден только с Креста.
 ЖивотворящееКрестное Древо – Крест Христов – взрощено посреди земли Божией любовью к людям,чтобы погибельный крест — от древа познания добра и зла, взятый в раю на себячеловеком своеволием и непослушанием Богу, – претворить в спасительный Крест,вновь отверзающий райские двери.
 Крест Христоввознесен над миром со времен спасительных страданий Господа. Но и всякий пришедшийв мир человек с рождения наследует крест прародителей своих и неизменно до концадней несет его по жизни. Земля же – юдоль плача и печали, место изгнания преступившемуБожие повеление – полна скорбями и страданиями. Волчцы и терния греховных навыкови страстей, с которыми мы сроднились и услаждаемся, одновременно ранят душуи воспаляют круг жизни.
 Присмотритесь,други наши, к жизни людей вне Христа. Как часто она кончается духовной смертьюнамного раньше смерти физической. Зло и грех пожирают в человеке все человеческое,зло ненасытно, и ненасытен человек во зле. И это тоже страдание, но страданиене спасительное; оброком этого страдания всегда будет неминуемая смерть и гибельдуши. Суетен и бесплоден жизненный крест без Христа, как бы тяжел он ни был.
 Крест можетпреобразиться в спасительный крест только тогда, когда с ним пойдут во следХристу.
 Христос Спасительнаш «…грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды…» (1 Петр. 2, 24).
 Крест Христовстал знамением славы Самого Христа и оружием Его победы над грехом, проклятием,смертью и диаволом. И мы сегодня, предстоя Кресту Христову, ощущая на раменахтяжесть своих жизненных крестов, должны вглядеться внимательно в единственноспасительный Крест Христов, чтобы во Христе узнать правду жизни, чтобы понятьее светлый смысл.
 И сегодняу Креста Господня – благовествуемое Святое Евангелие, и с Креста Господня –вид Божественного Страдальца возвещают нам для спасения нашего всесвятое заповедание:«…аще кто хощет по Мне идти, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет» (Мф. 16, 24).
 Други наши,восклонимся от земли, воззрим на Крест Христов, перед нами – пример полногои истинного самоотвержения. Он, будучи Сыном Божиим, пришел в мир в рабием зраке,смирил Себя и был послушлив даже до смерти, и смерти крестной. Он отвергся самойжизни, чтобы спасти нас. Нас же зовет Господь Спаситель отвергнуться греха и смерти, которую грех вскармливает для нас.
 Дело нашегоспасения начинается с отвержения себя и своей греховности. Надо отвергнутьсявсего того, что составляет суть нашего падшего естества, и должно простиратьсядо отвержения самой жизни, предания ее всецело воле Божией.
 Господи!Тебе все ведомо; сотвори со мной как изволишь.
 Свою житейскуюправду мы должны признать пред Богом лютейшей неправдой, свой разум — совершеннейшимнеразумием.
 Начинаетсясамоотвержение борьбой с собой. И победа над собой – самая трудная из всех побед,по причине силы врага, ведь я сам и есть свой враг. И борьба эта самая длительная,ибо оканчивается она только с окончанием жизни.
 Борьба с собой, борьба с грехом всегда останется подвигом, а значит, будет страданием.И она же, наша внутренняя борьба, рождает и другое, еще более тяжкое страдание,ведь в мире зла и греха человек, идущий путем праведности, всегда будет чужимв жизни мира и будет встречать враждебность по отношению к себе на каждом шагу.И с каждым днем подвижник все более и более будет ощущать свою несродность с окружающим и болезненно переживать ее.
 А самоотвержениенеминуемо продолжает требовать, чтобы мы во всей полноте начали жить для Бога,для людей, для ближних, чтобы мы сознательно и безропотно приняли и покорилисьвсякой скорби, всякой душевной и телесной боли, чтобы приняли их как попущениеБожие на пользу и спасение душ наших. Самоотвержение же становится частью нашегоспасительного креста. И только самоотвержением можем поднять мы свой спасительныйжизненный крест.
 Крест – орудиеказни. На нем распинали преступников. И вот правда Божия зовет и меня на крест,как преступника Закона Божия, ведь мой плотский человек, любящий покой и беспечалие,моя злая воля, мое преступное самолюбие, моя гордость до сих пор противятсяживительному Закону Божию. Я уже и сам, познав силу живущего во мне греха и обвиняя себя, как за спасительное от греховной смерти средство, хватаюсь за скорби моего жизненного креста. Сознание, что только скорби, ради Господа претерпеваемые,усвоят меня Христу и я стану участником Его земной участи, а значит, и небесной,вдохновляет на подвиг, на терпение.
 Крест Христов,гвоздие, копие, терние, богооставленность – это непрерывные, ничем не облегчаемыестрадания Голгофы. Но ведь и вся земная жизнь Спасителя от рождения до гробаесть путь к Голгофе. Путь Христа – от страдания к большему страданию, но с нимии восхождение от силы в большую силу, путь Его до смерти, поглотившей смерть.«Где твое, смерте, жало, где твоя, аде, победа?»
 Страшен КрестХристов. Но я люблю его – он родил для меня ни с чем не сравнимую радость СвятойПасхи. Но к этой радости я могу приблизиться только со своим крестом. Я должендобровольно взять свой крест, я должен полюбить его, признать себя вполне достойнымего, как бы труден и тяжел он ни был.
 Взять крест– это значит великодушно переносить насмешки, поношения, гонения, скорби, которымигреховный мир не поскупится одарить послушника Христова.
 Взять крест– это значит претерпеть без ропота и жалоб тяжкий, невидимый никому труд над собой, невидимое томление и мученичество души ради исполнения евангельских истин.Это и борьба с духами злобы, которые яростно восстанут на того, кто возжелаетсвергнуть с себя иго греха и подчиниться Христу.
 Взять крест– это добровольно и усердно подчиниться лишениям и подвигам, которыми обуздываетсяплоть. Живя во плоти, мы должны научиться жить для духа.
 И надо обратитьособое внимание на то, что каждый человек на своем жизненном пути должен поднятьименно свой крест. Крестов бесчисленное множество, но только мой врачует моиязвы, только мой будет мне во спасение, и только мой я понесу с помощью Божией,ибо он дан мне Самим Господом.
 Как бы не ошибиться, как бы не взять крест по своему произволу, тому произволу, которыйв первую очередь и должен быть распят на кресте самоотвержения?! Самовольныйподвиг — это самодельный крест, и несение такого креста всегда оканчиваетсяпадением великим.
 А что жезначит – свой крест? Это значит идти по жизни по своему пути, начертанному для каждого Промыслом Божиим, и на этом пути подъять именно те скорби, что попуститГосподь. (Дал обеты монашества – не ищи женитьбы, связан семьей – не стремиськ свободе от детей и супруги).
 Не ищи большихскорбей и подвигов, чем те, что есть на твоем жизненном пути, – это гордостьсбивает с пути. Не ищи освобождения и от тех скорбей и трудов, что посланы тебе,– это саможаление снимает тебя с креста.
 Свой крест– это значит довольствоваться тем, что по твоим силам телесным. Дух самомненияи самообольщения будет звать тебя к непосильному. Не верь льстецу.
 Как разнообразныв жизни и скорби и искушения, которые посылает нам Господь для врачевания нашего,какое различие у людей и в самих телесных силах и здоровье, как разнообразныи наши греховные немощи!
 Да, у каждогочеловека – крест свой. И этот свой крест заповедано каждому христианину принятьс самоотвержением и последовать Христу. А последовать Христу – это изучить СвятоеЕвангелие так, чтобы только оно стало деятельным руководителем в несении наминашего жизненного креста. Ум, сердце и тело всеми своими движениями и поступками,явными и тайными, должны служить и выражать спасительные истины Христова учения.И все это значит, что я глубоко и искренне сознаю врачующую силу креста и оправдываюсуд Божий надо мною. И тогда мой крест становится Крестом Господним.
 «Господи,в несении креста моего, Твоей десницей мне ниспосланного, укрепи меня вконецизнемогающего», – молит сердце. Сердце молит и скорбит, но оно же уже и радуетсясладостной покорности Богу и своему причастию страданиям Христовым. И это несениесвоего креста без ропота с покаянием и славословием Господа – есть великая силатаинственного исповедания Христа не только умом и сердцем, но самим делом и жизнью.
 И, дорогиемои, так неприметно начинается в нас новая жизнь, когда уже «…не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 20). Непонятное плотскому уму чудо совершаетсяв мире — покой и райское блаженство водворяются там, где ожидались одни стоныи слезы. Жизнь самая прискорбная славословит Господа и отвергает от себя всякийпомысел жалобы и ропота.
 Сам крест,воспринятый как дар Божий, порождает благодарение за драгоценную участь бытьХристовыми, подражая Его страданиям, родит и нетленную радость для тела страждущего,для сердца томящегося, для души ищущей и нашедшей.
 Крест – естькратчайший путь к небу. Христос Сам прошел им.
 Крест – естьвполне испытанный путь, ибо им прошли все святые.
 Крест – естьвернейший путь, ибо крест и страдания – удел избранных, это те тесные врата,которыми входят в Царство Небесное.
 Дорогие мои,воздавая сегодня поклонение Кресту Господню телом и духом, привьем же наши малыекресты к Его великому Кресту, чтобы Его живительные силы напитали нас своимисоками для продолжения подвигов Великого поста, чтобы исполнение заповедей Христовыхстало единственной целью и радостью нашей жизни.
 Почитая сегодняЧестный Крест Христов, с покорностью воле Божией возблагодарим Его за наши малыекресты и воскликнем: «Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем».
 Аминь.

 
Великий пост

Третье воскресенье Великого поста – Неделя Крестопоклонная (3 апреля)

 В третье воскресенье Великого поста за Всенощной выносится после Великого славословияСвятой Крест и предлагается для поклонения верующим. При поклонении Кресту Церковьпоет: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим».

 
Великий пост

О кресте христовом

 ПравославнаяЦерковь свято чтит Животворящий Крест Господень, ибо с него возсияла любовьБожия к людям. Поэтому многие праздники посвящены ему.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс