Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №8 (329) → Самоцветная провинция

Самоцветная провинция

№8 (329) / 22 февраля ‘05

История

Красоту глубинную потрогав,
Не случайно люди нарекли
Край уральский,
Сказочный и строгий,
Самоцветной музыкой земли…

Любовь Ладейщикова

Монументальные дворцы, храмы и архитектурные ансамбли прошлого поражают наше воображение роскошью отделки – мраморными колоннами, мозаичными полом и сводами, облицованными камнем, вазами из яшмы, родонита, лиственита. Создавали эту красоту руки российских мастеровых, в числе которых были и уральские горщики, каменотесы, гранильщики, камнерезы…

Первые точные сведения об уральских самоцветах относятся к XVII веку, когда летом 1668 года рудознатец Дмитрий Александрович Тумашев появился в Москве с «узорочными каменьями». В челобитной, поданной Сибирскому приказу, Тумашев объявил, что «близ Мурзинской слободы отыскал цветное каменье в горах: хрустали белые, фатисы вишневые, и юги зеленые, и тунпасы желтые». В конце 1668 года Д.А. Тумашев получил грамоту от Сибирского приказа на право поисков месторождений, и уже в 1669 году он подал сказку верхотурскому воеводе, что «кроме железных и медных руд отыскал я великому государю в Верхотурском уезде каменье».

Драгоценные камни на Урале издавна находили и местные рудознатцы, и простые жители сел и деревень, однако начало обрабатывающей и горнодобывающей промышленности было положено стараниями основателя Екатеринбурга Василия Никитича Татищева, человека необыкновенной широты деяний. Исследователи насчитывают по крайней мере полтора десятка наук, в которых он оставил заметный след.

В феврале 1721 года В.Н. Татищев отсылает в Берг-коллегию свой проект строительства нового завода на Исети. В перечне ремесел, которые первый горный начальник предложил завести в Екатеринбурге, значилось камнерезное и гранильное дело.

За последующие четыре года рудознатцы обнаружили в наших краях мрамор, «руды всякие разные», «щетки хрустальные». Образцы уральских руд и камней появились и в Санкт-Петербургской кунсткамере.

В 1726 году Татищев предлагает императрице Екатерине I развернуть добычу «твердых и узорчатых каменьев», как для дворцового и церковного строительства, так и для употребления «всего простого народа». К сожалению, этот проект остался без высочайшего ответа.

Полномасштабное использование цветного камня в прикладном искусстве России началось лишь в 40-х годах XVIII века, во время царствования Елизаветы – дочери Петра Великого. Уральские камни привели в восхищение и царский двор, и саму императрицу Елизавету Петровну. На Петергофской шлифовальной мельнице началось изготовление множества самых разнообразных вещей из агатов, яшмы и других камней, в том числе и предметов, предназначенных для церковного обихода – столовые доски, чаши, блюда, ступени и поручни, пластины «для убирания стен и полов». В 1751 году гранильная фабрика строится и в Екатеринбурге.

В 1765/66 годах, в царствование Екатерины II, по всему Уралу одна за другой отправляются экспедиции «для сыска хороших каменьев разных видов, в употребление годных». На основе изысканий в 1767 году была составлена первая в истории уральского камня карта Урала, с описанием 157 месторождений. На карте во всем разнообразии и великолепии предстала красота уральских недр. Карта, ведомость месторождений и образцы проб были представлены императрице Екатерине II, которая «изволила быть весьма довольна». Одновременно в нашем краю продолжались поиски новых каменных и рудных месторождений. Ведомость, составленная в 1772 году, включала в себя уже 324 месторождения цветного камня на Урале.

Немалая часть добываемых минералов и поделочных камней шла для украшения возводимых в Российской империи храмов.

Из уральского мрамора изготавливались карнизы, ступени, половые плитки; из агатов, малахитов, яшм – вазы, чаши, канделябры, наборные мозаичные столешницы.

Среди многочисленных произведений, созданных в XIX веке из уральских камней, в особом ряду стоят украшения для собора в честь Воскресения Господня на Екатерининском канале в Санкт-Петербурге.

Строительство этого храма началось в 1887 году. Церковный заказ стал для камнерезов сложной, трудоемкой и длительной работой. Ее с честью выполнили мастера Екатеринбургской, Колыванской и Петергофской гранильных фабрик.

Для изготовления балюстрады и клиросных киотов использовался орлец (родонит), для орнамента к подзорам у сени – яшма и змеевик. Из цветных камней создавалась шатровая сень и дарохранительница. И все это – со множеством фигурных архитектурных деталей. Колонны были выполнены из серо-фиолетовой яшмы, свод собора декорировался флорентийской каменной мозаикой. Главный карниз, верхние части колонн изготовлялись из зелено-волнистой яшмы, из моховика – шатрообразная крыша сени.

«Все прорезные, ажурные работы» выполняли мастера Екатеринбургской гранильной фабрики из открытой темно-зеленой с синим отливом яшмы. Уральским мастерам поручалось также сделать все детали из орлеца и различных яшм для сени, дарохранительницы, балюстрады и клиросных киотов, а также четыре креста из граненого хрусталя. Работа над изделиями для храма в честь Воскресения длилась на Екатеринбургской гранильной фабрике более 20 лет, начиная с 1893 года.

Неповторимый алый цвет орлеца с разнообразнейшими оттенками постоянно привлекал внимание уральских «каменных дел мастеров». Среди монументальных родонитовых богослужебных изделий, кроме ваз, чаш, канделябров, есть уникальный саркофаг для Петропавловского собора и целый комплекс изделий для благоукрашения интерьера Воскресенского храма в Петербурге.

Саркофаг Петропавловского собора – самое крупное в мире изделие из родонита. Для него был выбран орлецовый монолит, добытый на Малоседельниковских копях в 1858 году. Вес этой глыбы составлял 2850 пудов, или 45, 6 тонны. Поскольку каменный монолит невозможно было внести в здание Екатеринбургской гранильной фабрики, пришлось строить вокруг него специальное помещение, где и устанавливались камнерезные машины.

Ало-розовый камень орлец пользовался особой любовью уральцев. Интересно, что для переписывания богослужебных книг использовались длинные и тонкие родонитовые линейки, одну из которых передвигали по страницам рукописной книги, другую – по рукописи-копии. Делалось это для того, чтобы случайно не пропустить при переписке ни одной строки.

Гордостью и славой Каменного пояса Уральских гор стал малахит — «зеленое чудо». Уральские камнерезы добились непревзойденных высот в обработке малахита и изготовлении изделий из него. Из малахита изготавливались вазы и наборные столешницы для украшения храмов. В Нижнетагильском краеведческом музее хранится монолитная дарохранительница, выполненная в виде грота.

Но самым выдающимся творением уральской «малахитовой эпохи», несомненно, стали колонны алтаря главного придела Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Колонны – чугунные цилиндры на гранитных основаниях, облицованные малахитовыми пластинками, весом в 114 тонн, высотой в 9, 5 метров и диаметром в 1 метр не имели и не имеют себе равных. На их изготовление пошло 14632 кг первоклассного малахита. Поставка камня осуществлялась Нижнетагильскими заводами Демидовых.

Уральский малахит для Исаакиевского собора отбирался с высокой тщательностью: на сортировку и отбор камня ушло несколько лет.

В описи собора 1858 года сказано так:

«Иконостас главного алтаря поднят почти до высоты сводов и выстроен из белоснежного статуйного мрамора. Он украшен осьмью большими желобчатыми колоннами с двумя пилястрами из малахита, с золочеными базами и капителями».

А вот что говорится в описи 1889 года:

«Главная особенность первого яруса иконостаса – малахитовые и ляпис-лазуриковые колонны. Своим размещением придавая особенный торжественный вид огромной стене большого иконостаса, малахитовые колонны громадностию своею и приятным для глаз зеленым цветом поражают зрителя, а по своему богатству не имеют себе равных или даже подобные в целом свете…».

Для украшения предметов церковной утвари широко использовались и драгоценные самоцветные камни. Вдоль Восточного склона Уральских гор, более чем на 100 км с юга на север и на 15–30 км с запада на восток, раскинулась удивительная страна – Самоцветная полоса, сыгравшая особую роль в русской истории. С открытия богатств Самоцветной полосы Урала началась минералогическая история России, зародилась русская культура камня.

В 1810-х годах близ уральских сел Липовское, Шайтанка и Колташи были найдены месторождения турмалинов. В турмалиновых россыпях встречались сапфиры, рубины и даже алмазы. Аметистами и бериллами прославились и Адуйские копи, и знаменитая Мурзинка. Аметист, топаз, изумруд, александрит, переливт и турмалин создали Самоцветной полосе всемирную славу.

В конце XIX века из уральского переливта изготавливалось множество ювелирных изделий, в том числе панагии и иконы, вырезанные на камне. Гордость лучших музеев мира – уральские турмалины — в XIX веке использовались для украшения парадного облачения церковных иерархов. Турмалинами украшались золотые и серебряные панагии, оклады икон, потиры; аметистовыми щетками и отдельными кристаллами — иконы, алтари, наперсные кресты. Из уральского горного хрусталя мастера-камнерезы делали церковные сосуды, чаши и кубки.

История уральского самоцветного и поделочного камня напрямую связана с простыми православными людьми – крестьянами, рудознатцами, горщиками. Их имена не сохранила история, но трудами именно этих людей было открыто и разработано подавляющее большинство месторождений.

Старательское дело определяло и сам уклад жизни населения. Мужчины работали в копях, женщины и дети намывали самоцветные гальки в ручьях и речушках. У горщиков были свои небесные покровители, иконы которых украшались наикрасивейшими самоцветами, пожертвованными старателями.

Трудами старателей и откупщиков возводились на нашей земле новые храмы. В 1856 году на пожертвования откупщика Гарахова в селе Шайтанском (ныне Октябрьское Режевского района) был построен храм во имя Святого Пророка Божия Илии. Самый большой оклад, украшенный самоцветными драгоценными камнями, имела храмовая икона святых Флора и Лавра. Эта икона обладала целительной силой, спасая крестьян от болезней. Во время эпидемий и других напастей по деревням и селам духовенство и миряне проходили многочисленными Крестными ходами с чудотворной иконой во главе.

Был украшен самоцветами поразительной красоты иконостас ныне возрождаемого Христорождественского храма в селе Липовское.

В начале XX века многие уральские храмы, особенно в крупных городах – Екатеринбурге и Нижнем Тагиле, хранили богослужебную утварь, изготовленную из золота и серебра и украшенную самоцветами – дарами нашей родной земли. Это были блюда и чаши, оклады икон, Евангелия, других богослужебных книг. Ценности жертвовали Церкви уральские благотворители. Имена многих из них сохранены в документах той эпохи, находящихся ныне в архивах.

Практически вся уникальная богослужебная утварь была изъята из храмов нашего Уральского края после большевистского переворота, по указу богоборческой власти. За прошедшие десятилетия след многих церковных ценностей утерян. Немалая часть утраченного находится за границей – в музеях и частных коллекциях. Что-то уцелело в фондах наших краеведческих музеев. К сожалению, лишь крохотная часть изъятого в 20–30-е годы XX века возвращена в последнее время Церкви.

Современные уральские мастера стремятся возродить традиции своих предков. Иконостас из уральского змеевика украшает ныне Свято-Троицкий Кафедральный собор; цветные камни – в убранстве храмов Верхотурья и Невьянска.

Образцы чудесного по красоте священнического облачения, украшенного вставками из нефрита, агатов и яшмы, создают в наши дни сестры швейной мастерской Ново-Тихвинского женского монастыря.

А совсем недавно, трудами руководителя ювелирной компании «Ринго» Андрея Анатольевича Ялунина, в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы поселка Горный Щит появилось напрестольное Евангелие в позолоченном окладе, украшенном уральскими поделочными камнями.

И хочется верить, что в XXI веке храмы уральской земли, как и всей России, обретут былое великолепие, на которое уже никогда не поднимется рука богоборцев.

Наталья Зырянова

 
Искусство и культура

Православный театр-лаборатория имени Чехова приглашает екатеринбуржцев в феврале побывать на своих спектаклях

Екатеринбург, 28 января, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Множество интересных драматических и музыкальных постановок, рассчитанных на самую разную зрительскую аудиторию, предлагает екатеринбуржцам в феврале православный театр-лаборатория драматического искусства имени Михаила Чехова.

 
История

В феврале 1911 года Император Николай II утвердил прошение Екатеринбургской городской думы о присвоении звания почетного гражданина Екатеринбурга российскому премьер-министру Петру Аркадьевичу Столыпину

 Екатеринбург,9 февраля, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». В 1910 году видный российский государственный деятель, премьер-министр РоссииПетр Аркадьевич Столыпин совершил на поезде путешествие по стране, по итогамкоторого была опубликована книга «Поездка в Сибирь и Поволжье».

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс