Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Как все начиналось
Почти вселето туристы-краеведы из сел Махнево и Арамашево Алапаевского района жили ожиданием:когда же, наконец, голландцам выдадут визу для приезда в Россию? Уж август на исходе… И тут взыграло наше российское: «За державу обидно», и было решено –идем самостоятельно! Решение принято, согласовано с координатором Международногоблаготворительного проекта «Симеонова тропа» В.А. Кислых. Осталось, как говаривалив старину, лишь «собраться да подпоясаться».
И вот пятероотважных мальчишек, участники клуба «Истоки» при Арамашевском сельском краеведческоммузее, Илья Ермаков, Евгений Косов, Андрей Крохалев, Алексей Новиков и АлексейТелегин вместе с автором этих строк отправляются в Махнево, на место встречисо второй половиной группы туристов – махневскими ребятами, их руководителеми нашим проводником на маршруте. Ощущения? Самые разные – от щемящего страхаперед неизвестностью до высокого (так редкого теперь) чувства патриотическойгордости. Как-никак, это – не простой поход, а – экспедиция с исследовательскойцелью в рамках международного проекта.
«Симеоноватропа» – это последняя, самая северная часть старинного маршрута паломниковиз Екатеринбурга в Верхотурье, которая разрабатывается с 1999 года. Предполагается,что данный маршрут должен быть восстановлен не только в пешеходном виде, какимон был сто лет назад, но и для автомобильного, автобусного и велосипедного туризма.Но все это в планах, а пока… А пока под стук вагонных колес, в разговорах и раздумьях (а кто-то и в легкой дремоте), мы подъезжаем к станции Ерзовка. С неуклюжей и громоздкой поклажей: тяжеленные рюкзаки, палатки, тент, котелки,карематы и прочее туристическое снаряжение, — выгружаемся из тамбура и – о,да пошлет Господь здоровье и долгие лета Татьяне Андреевне Краюхиной – нас встречаетшкольный автобус! К слову сказать, доброты и внимания директору махневской среднейшколы не занимать, она щедро оделила им и наших ребят и, конечно, своих, накормивперед дальней дорогой так, как полагается заботливому руководителю, проводилааж до самого начала «Симеоновой тропы». Низкий поклон ей за поддержку.
Так вот ты какая,тропа Симеонова!
Указательв чистом поле гласит: «Меркушинский тракт. Simeoh, s Path. 46 км.» День на редкостьсолнечный. До леса не так далеко. Рядом еще те, кто нас провожает. Директорприюта В.И. Дружинина наставляет своих питомцев Веронику Глухих и Антона Климцева,выпускников 9 класса; Татьяна Андреевна находит слова одобрения и напутствияодиннадцатиклассникам Павлу Неволину, Ксении Степановой, Алексею Кислых и восьмиклассникуИвану Толмачеву. Кстати, двое из них, Павел и Алексей, не новички на тропе –идут по маршруту второй раз.
Озабоченнохлопочет возле туристского снаряжения руководитель махневской группы Ольга АлексеевнаДенисова, которой тоже хорошо известны все трудности этого маршрута по прошлогоднемуопыту. Она с жалостью смотрит на нашу сверхнагруженную группу и предлагает что-нибудьоставить, пока еще не поздно. Но мои маленькие «мужички» (а они действительномаленькие, и по возрасту — только-только окончили седьмой класс, и по росту)не сдаются на уговоры, уверяя, что справятся.
Как-то особенногрустно смотрит на нашу «верблюжью поклажу» проводник Александр Алексеевич Алексеев.И только чуть позже понимаешь значение этого взгляда. Он, человек бывалый, хорошознающий здешние места, уже прошедший с голландцами трудным путем Симеона двагода тому назад, был, конечно, удивлен не только возрастными особенностями арамашевскойгруппы (старый да малые), но и тем, что мы намеревались с таким грузом преодолетьстоль нелегкий маршрут. Но сдержанности и выдержке нашего провожатого надо отдатьдолжное – промолчал.
Сказаны прощальныеслова, и вот мы на тропе. Первые километры принесли непередаваемые ощущения:«Топи да болота, синий плат небес…». Не с этих ли мест написана есенинская картинка?Первые ямы с болотной водой, первые сапоги, утонувшие в вонючей жиже. Досталсапог, вылил, надел – и дальше. А рюкзак все неподъемнее. После третьего-четвертогопривала при слове «подъем» на подавшего команду смотришь уже как на заклятоговрага. Да и веселое солнце что-то все меньше радует. Жарко. Пот заливает лицо.А когда на очередном привале (обед – сухим пайком) наш Александр Алексеевичспокойным голосом сообщил, что мы прошли всего 3–4 километра, то душа и теловзбунтовались. Как? Так мало?! Ведь запас воды, взятый в дорогу, закончился,а пить, как назло, хочется все больше. Что? Из лужиц? Из болота? А инфекция,а микробы?
Но, оказывается,организм наш устроен так, что адаптируется к тем обстоятельствам, в которыхнаходится человек. Как я боялась за своих мальчишек и как мысленно ругала себяза свою «ненормальность», за неумение жить спокойно, за то, что не пересталиискать приключения на свою голову… Видела, как нелегко моим «мужичкам», ведькаждый из них в дополнение к рюкзаку, нес еще какое-либо снаряжение. Да и здесь,на тропе, особо ощущается значение роста, ведь там, где взрослые Алексей или Павел делали один шаг, нашему Алеше Телегину при его маленьком росте нужно былошагнуть три раза.
Переживаю,а сама проникаюсь к ребятам все большим уважением. Не жалуются, не ноют, лишьиногда, как бы невзначай, интересуются: скоро ли вечерняя стоянка. И вот оноспасительное слово «ночевка!». Присели сразу же, прямо возле тяжелой поклажи,кажется — нет сил пошевелиться. Даже есть как-то не очень хочется. Но пока на болота не упал туман, пока не наступили сумерки, следует позаботиться о костре,поставить палатки. Работа, как ни странно, закипела. Тело в предчувствии отдыхасогласилось еще потрудиться.
И расположилисьна болотной осоке два палаточных лагеря: камуфляжные палатки арамашевцев и яркие(красные и голубая) махневцев. А вскоре уже и костры весело запотрескивали,и топоры юных дровосеков до самой темноты нарушали тишину таежную. Ужин, приготовленныйна темно-коричневой, неприглядной на вид водице, оказался даже довольно вкусным.А там и разговоры у костра, и более близкое знакомство. Но усталость берет свое…
Какой страннойи непривычной была эта первая ночь в лесу: темное небо, мрачные деревья у самойпалатки, сырой и холодный туман, незнакомые лесные звуки за тентом и сонноесопенье ребятишек, ставших еще более близкими и родными за такой длинный и такойнелегкий день. Засыпаю с мыслью: «Первое испытание выдержано. Даст Бог, преодолееми остальные».
Приступаем к выполнению краеведческого задания
Отправляягруппу на маршрут, Владимир Александрович Кислых определил ей задание, котороебыло озвучено возле столба-указателя, и вручил пакет. Читаем: «Чтобы приспособитьтропу для путешественников, предстоит выполнить ряд работ…». Далее перечисляютсявиды этих работ: очистка от поросли, подсыпка, сооружение водоотводов и т.д.И оговаривается, что «северная часть тропы находится в плохом состоянии; оназначительно сужается, находится в окружении болот и вызывает у пешеходов отрицательныеэмоции».
Какие эмоцииэта часть тропы вызывает у пешеходов – об этом разговор еще впереди, а вот какоезадание выполняла группа – стоит осветить поподробнее. Цель нынешнего прохождениябыла на первый взгляд довольно простой: определить место для строительства будущегогостевого дома и отыскать и обустроить Симеонов родник. С первым заданием туристысправились. Было определено даже два места, пригодных для возведения гостевогодома на тропе. Одно условно было названо «У первой развилки». Оно представляетсобой довольно просторную поляну. Другое же мы определили как более предпочтительное,так как здесь была не только поляна, но и водоем, что имеет очень важное значениедля путешественников. Это место получило название «У речки». По словам нашегопроводника, эта речка не пересыхает даже в самые засушливые периоды.
А вот второезадание группе выполнить не удалось. Почему? Первая причина уже указана в тойфразе о состоянии северной части тропы. Но к приведенной выше научной справке,наверное, следует сделать поправку, так как тропа в тех местах не просто сужается,а исчезает совсем. И находится она не только в окружении болот, но и перекрытазарослями и буреломом, по которому наш отважный проводник и двое его помощников– Алексей Кислых и Павел Неволин вели нас почти весь последний день, пока мыне вышли на грунтовую дорогу недалеко от деревни Кордюково, а затем – на трактк деревне Морозовой.
Родниковв таежной северной части на своем пути мы встретили несколько, но ни один из них не напоминал Симеоновский, который должен быть, как сказано в описании,в форме креста, выложенного из камней.
О тех, с кемшли по одной тропе
Какие жевпечатления остались от четырехдневной таежной экспедиции? Надо честно признаться,что было трудно, бывало и страшновато, но, к чести ребят, они выдержали этотмаршрут достойно. Да и, наверное, с таким проводником, как Александр Алексеевич,не могло быть иначе. Уж как там на душе у него бывало, одному Богу известно.Думаю, что и для него это прохождение маршрута было непростым, ведь что ни говори,в конечном счете он нес ответственность за всех нас: и за детей, и за руководителей.За все пять дней пути (пятым был день возвращения домой) мы ни разу не виделиего растерянным, раздраженным. Именно он одним своим видом внушал нам уверенность.А какой духовно богатый мир скрывается под его на первый взгляд суровой внешностью!Замечательный собеседник, человек, понимающий и чувствующий природу, и, как выяснилось в одной из бесед, обладающий даром художественного восприятия мира.Любимая тема в его картинах – природа. Наша группа благодарна судьбе за то,что она свела нас с таким удивительным человеком – Александром АлексеевичемАлексеевым, жителем села Махневское Алапаевского района.
Конечно же,было бы несправедливо не сказать о тех, с кем вместе шли по тропе в столь непростыхусловиях, делили печали и заботы, радости, находки и открытия. Например, моямолодая коллега, заместитель директора Махневской средней общеобразовательнойшколы Ольга Алексеевна Денисова уже второй раз совершает подобный марш-бросок.Беспокойная и заботливая одновременно, она пришлась нам всем по душе.
Трогательнобыло наблюдать за воспитанницей приюта Вероникой Глухих, как она опекала своейзаботой нашего самого маленького Алешу Телегина, помогая ему в пути. Ребята,глядя на это, по-доброму подтрунивали над ними.
Произвелиприятное впечатление неутомимые Алексей Кислых и Павел Неволин. Когда нужнобыло проложить дальнейший маршрут на третий день пути, они безоговорочно отправилисьвместе с нашим проводником и оттопали за полдня не один километр по болотам.
Именно тогдамы сделали для себя вывод, что на тропе нужна маркировка (заметки на деревьях).Если бы таковые были проложены на всем пути предыдущей группой голландцев, то на вторичное прохождение тропы потребовалось бы гораздо меньше времени и не было бы необходимости идти лишние километры по таежной чаще.
А как преодолелитрудную «Симеонову тропу» арамашевские ребята? Надо сказать без ложной скромности,что они достойны всяческих похвал. Быстро и умело собирали и ставили палаткиИлья Ермаков и Женя Косов. Здорово орудовал у костра Андрюша Крохалев и АлешаНовиков, заготовляя огромное количество дров. Всегда наготове была береста у Алеши Телегина, которую он добывал мастерски. На месте стоянки они делали все:помогали готовить еду, обустраивали «экзотические сидения» из сухих деревьев,умели соорудить места сушки для сапог, носков и брюк. Да это и не удивительно.Несмотря на возраст, они давно являются настоящими туристами. Вместе со своейнеугомонной классной руководительницей Мариной Николаевной Петровой они ежегодноходят в походы, включая и зимние, являются победителями всех школьных и несколькихрайонных туристических слетов в своей возрастной группе.
О.А. Денисовавспоминает, что голландцы, пройдя по «Симеоновой тропе» год назад, назвали ее«Русский экстрим». Чего больше в этом названии: страха, романтики, восторга?Наверное, всего понемногу. Мы, русские, тоже ощутили все это сполна. И не жалеем,а даже чуточку гордимся. Преодолели. Значит, можем. Значит, «есть еще порохв пороховницах».
Святые местакак награда за труды праведные
Меркушино.Это название произносилось на тропе в день не по разу. Это был не только конецпути, это было неподдельное желание встречи со святыми местами. С чем сравнитьблеск золоченых куполов храма, видного за несколько километров вокруг? Он манилк себе, заставлял забыть об усталости. А какая неописуемая краса открылась нам,когда вошли в само Меркушино! Вот уж поистине благодать Божия.
Как-то вразпосерьезнели лица ребят. Тихий, умиротворяющий голос монахини-экскурсовода,посещение могилы Симеона Верхотурского, вода из святого источника – и усталостикак не бывало. Гостеприимный дом для паломников, постный, но такой вкусный борщв трапезной… И кругом – добро, тепло и свет души. Может быть, именно здесь и переосмысливается суть человеческого бытия? Кто знает, кто знает… Во всякомслучае, хочется верить. И хочется надеяться, что наш путь по «Симеоновой тропе»был не напрасен, что когда-нибудь люди, уставшие от суеты и бездушия, придутв этот уголок Добра и Любви по возрожденной святыне – тропе Симеона. И что своюлепту в это возрождение внесет и наша экспедиция.
Вера Реутова,
руководитель клуба «Истоки»
краеведческого музея
Арамашево – Махнево – Меркушино
Екатеринбург, 22 сентября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». В ближайшие дни в библиотеке храма во имя Святого Благоверного Князя Александра Невского Ново-Тихвинской обители откроется выставка «Помощь страждущей душе», подготовленная при участии членов общества «Трезвение». Эпиграфом к новой выставке взяты такие слова: «Когда мы находимся в какой-нибудь напасти, должны прибегать к Господу Иисусу, Который прекратит наши страдания или же облегчит их» (Иак.
Екатеринбург,22 сентября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».Несколько дней назад ученики двух шестых классов одной из общеобразовательныхшкол Екатеринбурга совершили паломническую поездку.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.