Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №31 (304) → Легенды Лабаз-камня

Легенды Лабаз-камня

№31 (304) / 15 августа ‘04

История

 Люди, жившиедавным-давно у Лабаз-камня, знали, что это кладовая и хранит некие богатства.Горный хребет, напоминающий огромного спящего зверя, за которого «зацепилась»Дегтярка, и нынче величав.

Когда рудознатцы Демидовых открыли в этих местахместорождение железа и начали его разработку, не раз обнаруживали они остаткидревних копей и штолен. Но прославило Дегтярку в XX веке на всю страну другоеполезное ископаемое – медный колчедан. Это открытие сегодня было бы равносильнооткрытию золотой жилы. В былые годы такую подземную кладовую до поры до временилюди держали в тайне. Официально медные залежи в районе Лабаза были открытыв 1890 году. Первые разработки относятся к 1907 году. Так возник Дегтярск.
Здесь исстари крестьяне занимались земледелием, обжигом угля и перегонкой дегтя,который и определил название поселка. Когда на помощь людям пришли первые механизмы,возникли шахты под названием «Лондон», «Москва», «Берлин», «Нью-Йорк». Вследза столицами крупнейших государств и заморские гости пожаловали. В 1959 годуРичард Никсон – будущий вице-президент США – прибыл с официальным визитом в нашу страну… В Дегтярск он заехал тоже и даже спустился в одну из шахт. Тогдак приезду такого высокого гостя местные власти отдали распоряжение службе ЖКО…побелить дорогу. По легенде, истинным поводом для столь важного визита послужилопроживание родителей Никсона в Дегтярске, которые скрывались в «красной» Россииво времена жестокого кризиса.

 Впервыея побывала в Дегтярске 20 лет назад. Красивый шахтерский городок с населениемв 30 тысяч человек кипел провинциальной жизнью.
 Сегодня этогород «пионеров» и пенсионеров. Только для этих граждан Дегтярск открывает некоторыеперспективы: получить среднее образование и скоротать свой век. Основная частьработоспособного населения выезжает на заработки в Екатеринбург, Ревду, Крылатовкуили вахтовым методом на север. От былой мощи ДМР – дегтярского медного рудника– остались горноспасательный отряд, несколько терриконов с отработанной породой,разрушенные производственные здания, галереи, копры, здание рудоуправления,заброшенные стволы, заросший сад горняков и одинокий шахтер на постаменте. В серебристой спецовке, надраенных сапогах, с отбойным молотком на плече, он хотьсейчас готов отправиться в забой.
 Теперь Лабаз-каменьстал опасной зоной обрушения. Туда побаиваются ходить даже старожилы – такойглубины там овраги и расщелины. Несколько автомагазинов, киосков, лавчонок,старое кафе с новой крышей, штаб ЛДПР, «трехшерстный» Дворец культуры, брусчатка,баня 1941 года постройки, детский дом оптимистичного окраса да мозаичное полотно,где Ленин с хитрым прищуром из-под кепки, – вот и все достопримечательностицентральной улицы Калинина.
 Общее запустениесказывается и на душах человеческих. Кроме богатств, которые хранила здешняяземля и щедро людям отдавала, человек не приумножил и не создал ничего. Дажецерковь не построил. Поэтому во Дворце культуры быстро прижилась горстка сектантов,зазывающих в свои сети людей нетвердых, сомневающихся, новоначальных. Со своимигрехами человек один не справится никогда. Только самонадеянность и гордынязаставляют неопытных думать иначе. «Церковь Христиан Веры Евангельской «Новаяжизнь» – секта, приглашающая по воскресеньям на свои богослужения через местнуюгазету. Резюме в этом объявлении такое: «Иисус Христос – это Тот, кто изменяетнашу жизнь». Рядом – призывы приходить на ярмарку-распродажу с «Таганского ряда»,о дополнительном наборе пастухов на сезонную работу, об установке металлическихрешеток и дверей. Все, как в жизни, намешано, будто никакой нет разницы. Какойсмысл в этих сборищах, если ни исповедать, ни причастить, ни покрестить там не могут?
 Однажды этисектанты как-то пожаловали за крещенской водой в храм Покрова, что расположилсяв бывшем клубе на старой Дегтярке. Прежний настоятель отец Владимир в ответна такую дерзость пригрозил вынести вместо святой водички кипяточку в чайнике,чтобы впредь не осмеливались ступать на порог православного храма. С тех порходоки не показывались. Видимо, минералкой обходятся для своих действ.
 Зато годот года все больше дегтярцев притекают к Покровскому храму. Многие из них становятсяего прихожанами. Многие еще помнят, как бегали сюда на танцы и в кино. Другиеприезжают из Ревды, Екатеринбурга помолиться, покреститься, возжечь свечи за родных и близких. Это радует местных прихожан. Их скромный, но такой ухоженныйи тихий храм стал для многих дорогим местом, к которому спешат и возвращаются.
 Одна молодаяпара прежде покрестилась, а потом обвенчалась. Другие супруги – Мария и Валерий– со стажем, начали свое служение Богу в этом храме, а теперь служат в монастырена Ганиной яме, но и сюда дорогу не забыли. Когда они повидаться приехали, первымиз их машины вышел мальчик. Местная прихожанка Мария Вершинина – второй человекпосле настоятеля – сразу узнала его. Это он два года назад принес коробку с дарами и оставил ее у порога храма. Мария сначала испугалась: мало ли случаетсятеррористических актов нынче. Перекрестившись, открыла коробку и даже заплакала– такая красота: в коробке лежали дарохранительница и облачения для алтаря тонкой,искусной работы монастырских рукодельниц. Мария всплакнула от умиления поступкомтайного дарителя и отнесла дары к алтарю. Есть еще даритель у храма щедрый –Дмитрий Геннадьевич Минин. У сестер Ново-Тихвинского монастыря заказывал священническиеоблачения, для престола, алтаря, жертвенника, для выноса хлебов, на елеопомазание,соборование.
 – Это милостьБожия, что таких людей нам посылат, – благодарит Мария.
 Еще прошлымлетом, когда я навестила приход впервые, у батюшки были весьма скромные священническиеоблачения. В этот раз из алтаря на время ремонта были вынесены его одежды. Их я насчитала семь: красную ризу – на Пасху батюшка наденет, На Успение – зеленую,белую – на Крещение… Купель для крещения стоит тут же, в углу, покрыта платом.Чтобы не застудить крещаемых младенцев, зимой жарко топят печи. Дровишек не жалеют. Сейчас их впору заготавливать на будущую зиму. Это их первая боль и забота. Вторая – обустройство храма. Деньги на ремонт собирали с мирян: ктосколько подаст. Смогли освежить внутреннее убранство, а на фасадные работы покани сил, ни средств.
 – Мария никомуне доверила потолок белить. Сама на леса залазила и белила.
 И откудатолько силы брала, – удивляется Валентина. (Она сторожит храм и поддерживаетздесь порядок). – Ведь у Марии такое горе случилось. Сына похоронила, еще и 40 дней не прошло.
 – На всеволя Божия, – тихо ответила женщина в черном платке. – Меня никто не бросил,все очень поддержали, молились за меня. Я ведь только мужа вымолила – пил очень.20 лет по церквям разным ездила. «Неупиваемая чаша» была главной молитвой для меня. Тяжело потерять сына, но ему тяжелее было жить, как он жил… Нам надодальше жить, готовить храм к зиме. Пока есть силы, собирам, делам, со временемне считамся. Все стараются отдать церкви, а не взять… Вот только бы успетьдо зимы…
 – Тут работникамЖКО на две недели всех дел – «шубу» набросить из цемента. А мы-то без материалови специалистов сами не управимся, – сетует В.Я. Устинов, первый помощник у батюшкии Марии. – Вот бы администрация городская помогла нам. Ведь начали же фасадывосстанавливать в центре города.
 – Надо помнить,как ездили в другие города по церквям. Не было ведь у нас почти год постоянногобатюшки. Думаш, все, все, вдруг закроют церковь. Если хочешь – сделашь, оттогочистота не только в городе, но и в душе наступит. Хочу, чтобы наша церковь всемнравилась, чтобы люди ходили к нам, грехи свои замаливали, за детей молились,жили бы по правилам церковным, – мечтает Мария.
 А пока естьодинокие судьбы – души неприкаянные. Для таких храм Покрова Пресвятой Богородицыстановится надежным пристанищем. При мне мужчина просил еды — не отказали. Направилик Марии. Она в приходе – старшая: накормит, напоит, работу найдет. Кормитсяздесь по выходным много мирян. Сразу после службы идут в трапезную и вместес батюшкой, помолившись, садятся за обед. Тут и беседуют, обсуждают проблемынасущные.
 За такимстолом сидела и я. Отстояла службу, думала, освободится отец Александр, расскажето приходе. Мария быстро всех зазвала в трапезную: «Здесь и поговорите. Батюшкеотдохнуть надо после службы. Другого времени у него не быват. Мы чего добавим,батюшка скромный у нас, лишнего не скажет».
 Человек пятнадцатьдождались отца Александра и его молитв перед трапезой, уселись на лавки, покрытыекрасивыми домоткаными половичками. Взяли бабушки хлебушек, получили тарелкис супом и зазвенели ложками. Такой похлебки вкусной – будто из русской печи– больше я не ела. Все хвалили повариху в один голос:
 – Нас триМарии на кухне работают, а только у нее такой вкусный суп выходит. А какой борщиз зеленых помидоров она готовит!
 – Такую вкуснятинуя ела только в детстве, когда моя бабушка Уля жива была, – поблагодарила я за угощение и поинтересовалась, – а с чем суп – не пойму.
 – С молитвой,– смеется Мария.
 В этом приходевсе так обустраивается – с молитвой да Божьей помощью. Когда-то в трапезнойи сесть было не на что, а теперь вон как обустроили. Кто комод, кто шкаф ссудил,кто лавочку, кто стульчик, занавески, икону, часы. Всем миром благолепие создавалив своем храме. Иконы писал отец Владимир (Устинов). Он в Екатеринбурге теперьслужит. Его отец в миру – Владимир Яковлевич Устинов – здесь живет и приходуслужит: когда печь истопит, которую сам и сложил, перед праздниками много хлопочет,во время ремонта без его рук не обойтись. Но больше режет по дереву.
 – Ажурныецарские врата Владимир Яковлевич сам вырезал, – хвалит помощников отец Александр.– Сам резные оклады для икон изготавливает. Отреставрировать старые иконы беретсятоже наша прихожанка – Любовь. У нее художественное образование.
 Взглянулана ее последние труды – иконы «Архангел Гавриил», «Крещение Господне», «Трисвятителя», другие – все сияют красками, нет и следа от былой многострадальнойсудьбы. Все раны загладили теплые руки кроткой молитвенницы и замечательнойматери. Ее двое детей тоже воцерковлены. На клиросе, рассказывают, поют мамас тремя детьми. Миловидные прихожанки Лена и Надежда много делают для родногоприхода, обучаясь на теологическом факультете профессионально-педагогическогоуниверситета. К Лене на дом приходят дети прихожан и обучаются богословию, прикладномуискусству, народным традициям, прилежанию и послушанию.
 – Мой внукЖеня и сын Любы ходят в эту воскресную школу к Лене, – признается с видимойрадостью Валентина. – Детям нравится ходить на эти занятия. Лена спокойная,интересно рассказывает евангельские истории, притчи. Внук говорит, она не похожана школьных учителей: спокойная такая и добрая. На Пасху он принес красивуювазочку глиняную с яичками, сделанную своими руками.
 А какой мири покой приносят детки в своей душе к родным! Они уже вряд ли отойдут от приходаи связанных с этим правил. Нынче все взрослые прихожане в один голос заявилирадостно, что молодежь к ним потянулась. На Пасху больше ста человек на службестояло, и большинство из них – молодые ребята. Отстояли Божественную литургиюпо полному чину. Три стола освящал батюшка с куличами, яйцами. На клиросе многомолодежи пело. Еще год назад они сетовали на мирян, мол, постоят на службе человек15–20 и уходят без исповеди. Чего слушали, с чем приходили? Теперь совсем другаякартина: до 30 причастников на воскресных службах бывает! Рад и батюшка этойпотребности своей паствы в исповедании грехов, в добром совете.
 В городеработают от храма православные лавки, есть и при храме. Перед службой там выстраиваетсяочередь: кто свечку купит, кто требы заказывает, кто купит толкования по Библииили жития святых, кто в здешней православной библиотеке на дом книгу выпишет,а кто в паломническую поездку запишется. Недавно прихожане съездили в село Тарасковои такой благодатью напитались, что и в третью поездку туда автобус полный наберется.Сам отец Александр возит паломников по святыням уральским. Помолились они такой же группой и в Храме-на-Крови.
 Помимо благоустроительныхработ в приходе люди и душевным обустройством занимаются. Посему все и заладилосьс Божией помощью на этой дегтярской земле. Один ее печальный кусочек на местномкладбище был освящен Владыкой Викентием, архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским.В двадцатых числах мая состоялась закладка часовни в честь Димитрия Донского.Меценатом этого благородного дела выступил земляк Александр Дмитриевич Кузнецов.
 Радуютсялюди – церковь в городе утвердилась, и батюшка постоянный у них теперь. Этойосенью будет два года, как отец Александр несет свое священническое служениев этом приходе. В 1994 году окончил Московскую духовную семинарию и 4 года служилв Пермской епархии. Большого опыта набрался в Христорождественском храме на Уралмаше под началом отца Владимира Зязева. Это общение отец Александр вспоминаетс особой благодарностью:
 – Это авторитетныйчеловек. Он нас не забывает, недавно опять навещал наш приход и провел вечернююслужбу. Его проповедь слушали с благоговением, и народу с тех пор прибавилосьв приходе. В Дегтярске и Владыка был нынче. Посмотрел часовню. Подарил нашемухраму в окладе образ Казанской Божией Матери. Такое внимание радует и обязывает.Большой радостью бывает поучаствовать в общеепархиальных мероприятиях. Вместес другими встречал мощи Андрея Первозванного.  Этовдохновляет на последующие труды наши скромные. Очень бы хотелось, чтобы нашхрам был наиболее чистым духовным местом. Ведь сегодня Дворец культуры ассоциируетсяс неправославными религиозными течениями, сектами, дискотеками, барами. Детскийдом отозвался на наше предложение и позволил открыть у себя воскресную школу.Жильцы детского дома бывают у нас, причащаются. Надеемся продолжить нашу дружбу.
 Отец Александрпросил меня передать поклон отцу Владимиру и поблагодарить за заботу и вниманиеВладыку, который интересуется проблемами прихода. Тут Мария, зная скромностьбатюшки, не удержалась:
 – Конечно,нам нужны дрова, приемник и телевизор не помешали бы, но вряд ли наш батюшкао своих проблемах говорил. Он ведь уже третью квартиру сменил. Ездить сюда без проблем не получается. А когда с транспортом плохо, то несколько километровидет пешком. У него недавно доченька родилась, Катенька. Представляете, с коляскойна пятый этаж подыматься матушке приходится. У них еще двое подрастает: Настенькепять с половиной, старший, Тимофей, окончил 3 класс.
 …Перед отъездом мы с В.Я. Устиновым беседовали на лавочке перед храмом. Владимир Яковлевич,с удивительными глазами небесного цвета, седыми завитками в бороде и волосах,говорил просто, но мудро:
 – Мы с супругойповенчались на 60 лет. В Дегтярке обосновались, как убежали с Казахстана. Началиобустраивать наш храм. Сколько грязи-то было, стекла, печка посередине… А батюшка наш такая добрая душа!
 – Строгоне спросит и лишнего не просит? – интересуюсь.
 – Да как вам сказать… Работает ежедневно, столько сил отдает приходу. Доброго здоровьяему. Отец Александр никого заставлять не будет, но ни на йоту не отступит от правил и по полному чину всегда службу ведет. Постепенно все привыкли к этому,и молодежь всю службу стоит: выйдут на улицу ненадолго и опять на свое место.А ведь люди-то у нас неприученные к церковному порядку. Три поколения без православногообразования жили. От интеллекта многое зависит, даже грамотные люди не все понимаюти принимают как первые христиане. И которые не имеют в себе Бога, какое бы образованиене имели, живут как дальтоники. Хотя и в храм могут иногда зайти.
 – Так называемыезахожане, которые свечку поставить заходят в храм, и то чаще просят об этомкого-то, потому что не знают, как это правильно делать, и дальше бегут? – уточняю.
 – Мы их четырехразовыминазываем – раз в пост приходят. На воцерковление время требуется. Многие потомуже без храма не могут. Церковь призвана освящать жизнь человека от начала и до конца дней.
В это воскресенье красивый и серьезный Тимофей шел с отцом Александром на службу.Глаза у батюшки усталые, – но, впрочем, может, мне это показалось, – сияли тепломи добротой. Прихожане, собравшиеся на службу задолго, поджидали настоятеля с улыбками на лице.
 Поинтересовавшисьпеременами за год, получив благословение батюшки на публикацию материала, откланялась.
 Напоследокеще одну легенду расскажу. Вы слыхали про статую свободы в игольном ушке? Этотоже было для меня легендой, пока я не побывала на выставке Юрия ВладимировичаДеулина в Екатеринбурге. Не мудрено было появиться у Лабаз-камня такому мастеру.Родился Юрий в Дегтярске 30 лет назад. Работает мастер над своими миниатюрнымискульптурами инструментом, который тоньше волоса в 30 раз. На одну работу уходитот месяца до года. Техника исполнения, разработанная путем многолетних тренировок,заключается в том, что любое касание к будущей скульптуре художник выполняетмежду ударами сердца. Не дрогнула рука у Юрия, когда он рисовал акварелью портретНиколая II на золоте. А вот другие чудеса под микроскопом: блоха с изумруднымглазком размером в 1 мм, а рядом – крошечный ключик. В иго-льном ушке он расположилскрипочку из дерева с золотыми струнами. В рисовом зернышке, распиленном надвое– книга стихов Пушкина с его портретом. На спичечной головке Юрий разместилпарусник с канатами из золотых паутинок.
 Хотите увидетьэти чудеса, зовите земляка в гости с выставкой. Вот что должно размещаться в истинном Дворце культуры, а не секты. Ну, Бог с вами, вам жить здесь. Я же благодарнаэтому городу за то, что здесь родились два дорогих мне человека – муж и сын.
 …Зарумянилсярассвет огромным, во все окошко, малиновым солнцем. И это еще одна легенда Лабаз-камня.Солнце на ночь прячется в его кладовой. Я сбегала за билетом на автовокзал,а по возвращении увидела прихожанина, собирающего колокольчики для храма в садугорняков. На прощанье он пожелал мне счастливого пути и Ангела-хранителя. Такэто согрело душу.
 Автобус увозилнас из этого милого городка. На улице Загородная, прямо у кладбища, были заметныарочные своды будущей часовенки. Пассажирки – четверо бабулек обсуждали новостройку:
 – Наконец-то нашелся добрый человек, дай Бог ему здоровья.
 – Теперьи мы, как полагается, сможем свечку за усопшего поставить. А то ведь идут на кладбище только с едой да выпивкой на родительский день.
 – Даже не верится, что дожили до таких дней, когда можно в церковь ходить. Теперь и про нашу Дегтярку не сказать худого. Небось, подымется…

Наталья Рукавичникова

 
Социальное служение

В новом храме дома для престарелых Орджоникидзевского района состоялось первое богослужение

 Екатеринбург,27 июля, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».За несколько месяцев, начиная с весны 2004 года, в домедля инвалидов и престарелых Орджоникидзевского района Екатеринбурга былобустроен домовой храм во имя Святого Преподобного Серафима Саровского.

 
История

На могиле схимонахини Ефросинии на кладбище села Маминское Каменского района установлена новая сень

 Екатеринбург,1 июля, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Памятьо схимонахине Ефросиниисвято хранят богомольцы Михаило-Архангельскогохрама села Маминское Каменского района.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс