Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №8 (281) → Некоторые понятия Великого поста

Некоторые понятия Великого поста

№8 (281) / 22 февраля ‘04

Великий пост

Торжество православия.

“Торжество православия” празднуется в первое воскресенье во время Великого поста. Этот праздник посвящен воспоминанию о победе православных на VII Вселенском Соборе.

Седьмой Вселенский Собор состоялся в Никее (787 г.) и был собран против так называемых иконоборцев. Это был последний Вселенский Собор. Иконоборческая ересь появилась за 60 лет до Собора, при императоре Льве Исавре. Так как он хотел привлечь магометан — которые не имели икон — к христианству, то он начал постепенно гонение на иконы и иконопочитателей. На этом Соборе была отвергнута иконоборческая ересь.

После Седьмого Вселенского Собора иконоборчество снова возникло и около 25 лет еще волновало Церковь. Почитание икон было окончательно установлено и утверждено на Поместном Константинопольском Соборе в 842-ом году. На этом Соборе установлен праздник Православия, который совершается в Православной Церкви в первое воскресенье Великого поста.

Во время этого праздника выставляются в середине храма полукругом, на аналоях (высокие столики для икон), храмовые иконы.

Лазарева суббота.

(Иоанна 11, 1–57; 12, 9–11). Близ Иерусалима находилось селение Вифания. В нем жил Лазарь с двумя сестрами: Марфой и Марией. Господь любил Лазаря и часто посещал это благочестивое семейство. Однажды Лазарь заболел. Марфа и Мария послали сказать Иисусу Христу: “Господи, тот, кого Ты любишь, болен”. Иисус ответил: “Эта болезнь не к смерти, а к славе Божией”. Прошло два дня. Иисус сказал ученикам Своим: “Лазарь, друг наш, умер”, и пошел с ними в Вифанию.

Марфа встретила Иисуса Христа и сказала Ему: “Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе”. Господь ответил ей: “Воскреснет брат твой. Пришла и Мария с родственниками и знакомыми, пала к ногам Иисуса Христа и также говорила: “Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой”. Видя их печаль, Иисус Христос Сам прослезился. Когда подошли к пещере, где был погребен Лазарь, Иисус Христос повелел отвалить камень от входа в пещеру. Марфа заметила Ему: “Господи! уже смердит, потому что четыре дня, как он во гробе”. Иисус Христос возвел очи к небу и, помолившись, громко воззвал: “Лазарь, выйди вон!” Умерший вышел из гроба, обвитый по рукам и ногам пеленами, и лицо его было повязано платком. Многие из иудеев, видевшие это чудо, уверовали в Иисуса Христа.

Лазарева суббота приходится во время Великого поста; между Четыредесятницей и Входом Господним в Иерусалим. В Лазареву субботу разрешается икра, елей и вино.

Вход Господень в Иерусалим.

(Матфея 21, 1–17). За шесть дней до Пасхи Иисус Христос отправился из Вифании в Иерусалим. На половине дороги, по его просьбе, ученики привели к нему ослицу с осленком, чтобы Ему ехать на них. Они покрыли их своими одеждами, и Иисус Христос сел и поехал в Иерусалим.

И когда Он ехал, множество народа вышло навстречу из Иерусалима. Одни снимали с себя одежду и постилали по дороге; другие срезали пальмовые ветви, несли их в руках или бросали по дороге, и все громко восклицали: “Осанна Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в Вышних!” Особенно дети усердно и радостно приветствовали Спасителя и даже в храме кричали Ему: “Осанна Сыну Давидову!”

Вход Господень в Иерусалим (тоже называется Вербное воскресенье) празднуется в воскресенье, за неделю до Пасхи, между Лазаревой субботой и Страстной седмицей. На этот праздник разрешается рыба, елей и вино.

Великий Четверг.

В Великий четверг вечером служится утреня Великой пятницы. На этой службе читаются “12 Евангелий”, то есть 12 частей из четырех Евангелий, в которых описываются страдания Иисуса Христа перед распятием. Во время чтения Евангелий все стоят с зажженными свечами, а колокол звонит число, которое соответствует читаемому Евангелию. Итак, читаются следующие “Евангелия”:

  • 1-е Евангелие: От Иоанна — 13, 31- 18, 1;
  • 2-е Евангелие: От Иоанна — 18, 1–28;
  • 3-е Евангелие: От Матфея — 26, 57–75;
  • 4-е Евангелие: От Иоанна — 18, 28 — 19, 16;
  • 5-е Евангелие: От Матфея — 27, 03–32;
  • 6-е Евангелие: От Марка — 15, 16–32;
  • 7-е Евангелие: От Матфея — 27, 34–54;
  • 8-е Евангелие: От Луки — 23, 32–49;
  • 9-е Евангелие: От Иоанна — 19, 25–37;
  • 10-е Евангелие: От Марка — 15, 43–47;
  • 11-е Евангелие: От Иоанна — 19, 38–42;
  • 12-е Евангелие: От Матфея — 27, 62–66.

После 8-го Евангелия читается Канон, потом поется умилительный “Ексапостиларий”. В нем вспоминается, как Иисус Христос простил разбойника, который был распят вместе с Ним, потому что в последнюю минуту перед смертью он покаялся. Это песнопение поется раз в году. Обыкновенно начинает петь соло, потом поет трио, а потом хор, — все поется три раза. К этому трогательному моменту хор подготавливается, а молящиеся с нетерпением ожидают, что же это им приготовил на этот раз их любимый регент. Во время этого пения у молящихся часто видны слезы умиления:

“Разбойника благоразумнаго во единем часе раеви сподобил еси Господи: и мене древом крестным просвети и спаси мя.”

Богослужение состоит из ектений, песнопений и самое главное — из чтений 12-ти Евангелий. Во время чтения молящиеся стоят с зажженными свечами и следят по своим Евангелиям (маленького формата) за текстом, который читает священник. Это богослужение может быть понятно и для не говорящих по-русски, так как они могут следить по Евангелию на своем языке.

После богослужения все подходят к Распятию и, сделав три земных поклона, лобызают его и уходят из церкви. Существует обычай отнести с собой свечу с пламенем (с которым вы простояли всю службу) из церкви домой и на пороге дверей в свою квартиру, наверху, начертать дымом от огня крест. Для этого, конечно, нужно приготовить какой-нибудь закрытый от ветра фонарик, который будет безопасно нести домой.

Великая Пятница.

Служба в Великую пятницу посвящена воспоминанию смерти на кресте Иисуса Христа, снятию с креста Его тела и погребению Его. Служится вечерня в один час дня, в час Его смерти на кресте. Плащаница, которая изображает тело Иисуса Христа, выносится из алтаря, на середину храма. Вечером бывает вторая служба с Крестным ходом. Это день строгого поста, когда ничего нельзя есть. Кому это трудно, то они ничего не едят и не пьют до выноса плащаницы, а после выноса едят только хлеб и воду.

 
Великий пост

Протоиерей Валентин Амфитеатров: «Слово в Неделю торжества православия»

В настоящее время весьма мало таких людей, которые по лицемерию захотели бы казаться другим во время поста великими постниками — с тем, чтобы заслужить себе от людей славу. Скорее всего найдутся теперь люди, которые ни быть, ни казаться не хотят постниками; потому что пост почитают для себя

 
Епархия

Губернатор Эдуард Россель: «Именно возрождение духовных основ нашей жизни, нравственное очищение могут обеспечить процветание обновленной России». Из выступления на VIII Всемирном Русском Народном Соборе

Из выступления на пленарном заседании VIII Всемирного Русского Народного Собора.Ваше Высокопреосвященство!

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс