Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
После мученической смерти Иоанна Крестителя тело его погребено было учениками его, а главу, после поругания над ней Иродиады, благочестивая Иоанна, жена домоправителя Иродова Хузы, тайно положила в сосуд и погребла в горе Елеонской. Впоследствии три раза святая глава была обретаема, и положено празднование этих трех обретений главы. 24 февраля (по ст. стилю) празднуется первое и второе обретение. В первый раз она была обретена двумя иноками, путешествовавшими в Иерусалим на поклонение святым местам, во времена Константина Великого. Им явился сам Креститель и повелел откопать главу на горе Елеонской. Но скоро иноки своим маловерием и небрежением к св. главе сделали себя недостойными обладания ею. От них глава перешла к одному гражданину города Емессы, в Сирии, а от него по преемству перешла к некоему Ефстафию, арианскому иноку, который скрыл ее в одной пещере близ Емессы. Тут впоследствии образовался монастырь. Настоятелю сего монастыря, благочестивому архимандриту Маркеллу, явился во сне сам Креститель и известил о своей главе, сокрытой в пещере близ монастыря. Глава была обретена здесь вторично. Это было в 452 г. Святую главу тогда же перенесли в Халкидон, а оттуда, при императоре Феодосии Великом, в Константинополь. Третье обретение главы святого Предтечи было 25 мая, тогда и празднуется оно.
Честная глава Предтечи хранится в Студийском Предтеченском монастыре. Часть ее находится в Риме, в церкви святого Сильвестра (есть части и в Афонском монастыре Дионисия).
Мы видели, братия, что сам святой Иоанн, пророк и Предтеча Господень, по изволению Божию, неоднократно являлся людям благочестивым, дабы указать место погребения своей честной главы. Ясно, что есть прямая воля Божия, чтобы мы почитали мощи св. угодников Божиих. Для них и чрез них Господь ниспосылает Свои великие и богатые милости всем, кто с верою и любовью к ним притекает в своих нуждах, бедах и болезнях душевных и телесных.
Рассмотрим посему основания почитания святых и многоцелебных мощей.
Первое основание, почему мы должны оказывать благоговейное чествование мощам святых угодников Божиих, заключается в том, что Сам Бог благоволил почтить и прославить их многоразличными чудесами и знамениями. Примеры на это мы встречаем и в Священном Писании, и в истории Церкви христианской. Так, например, от мощей святителя Николая истекало благовонное миро, больные получали здоровье, глухие – слух, немые – способность говорить, слепые – зрение, и проч.
Подобные чудеса совершались от мощей и других угодников Божиих. Даже самое открытие мощей какого-либо святого угодника Божия всегда совершалось по особенному откровению Божию и с особенными чудесными знамениями.
Второе основание, почему мы должны оказывать надлежащее почтение мощам святых угодников Божиих, заключается в том, что “мощи святых (скажем словами Иоанна Дамаскина) даруются нам от Владыки Христа, как спасительные источники, которые источают многоразличные благодеяния”. Все, с верою притекающие к этим источникам, могут получать от них полезное для себя: больные – выздоровление, слепые – зрение, глухие – слух, немые – дар слова, несчастные – освобождение от несчастий, счастливые – упрочение счастья, здоровые – предохранение от болезней, и проч. Но это еще не все.
Мощи святых угодников Божиих благодетельны и для душ наших: здесь каждый верующий может находить для себя и защиту от искушений, и утешение в скорбях, и помощь в борьбе со грехом, и укрепление в добродетели, и вообще все, что необходимо для нашего спасения.
После этого как же нам, братия, не чествовать мощей святых угодников Божиих, когда они так благодетельны для душ и телес наших? Если мы считаем долгом оказывать всевозможные почести останкам людей, которые, быть может, жили и грешно, но временно отличались какими-либо особенными подвигами в пользу отечества, то справедливо ли не оказывать благоговейного чествования останкам святых угодников Божиих, которые не только во временной своей жизни были благодетелями человечества, молясь за него Богу и поучая его своей святой жизнью, но и по смерти своей не перестают быть такими же благодетелями и постоянно изливают на нас различные милости Божии?
Истощились изобретательность мучителей над святыми — мучеником Маврикием и другими, — память коих совершается ныне, напрасно перепробованы были все роды мучений для отклонения мучеников от Христа. Но вот один из царских советников предложил следующее: “Неподалеку есть болотное место, в котором множество всякого рода насекомых, туда можно отвести мучеников и, намазав тела их медом, привязать к деревьям”.
Святитель Тарасий был сенатором, когда избрали его в Патриарха Константинопольского. В то время между христианами было много неразумных людей, которые отвергали почитание св. икон. Тарасий ревновал о почитании св. икон не только при жизни, но и при смерти.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.