Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №8 (281) → Ответы архиепископа Викентия и митрополита Амфилохия на вопросы уральцев в студии радиостанции Екатеринбургской епархии «Воскресение» (телепрограмма «Архипастырь» 20 февраля 2004 года)

Ответы архиепископа Викентия и митрополита Амфилохия на вопросы уральцев в студии радиостанции Екатеринбургской епархии «Воскресение» (телепрограмма «Архипастырь» 20 февраля 2004 года)

№8 (281) / 22 февраля ‘04

Архипастырь

Екатеринбург, 25 февраля, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».

Сегодня мы с радостью представляем вам очередной выпуск телевизионной программы Екатеринбургской епархии «Архипастырь». Наша передача выходит на «10-м канале» по субботам в 11.30 и по воскресеньям в 20.00. На епархиальной радиостанции «Воскресение» программа «Архипастырь» выходит в 14.20 и 20.20 по вторникам.

Напоминаем, что на телеканале «ТВЦ-Екатеринбург» в пятницу в 7.30 и в понедельник в 9.00 выходит телепрограмма «Епархия. События недели», в субботу в 7.30 и во вторник в 17.30 — новая программа «Человек веры». А с понедельника по пятницу в 20.00, 22.30 и в 07.25 вы можете знакомиться на «10-м канале» с «Новостями Епархии».

Здравствуйте, уважаемые радиослушатели, телезрители и читатели православных изданий! В студии ведущая Валентина Ефремова. Я с большой радостью представляю вам участников сегодняшнего эфира: Высокопреосвященнейшего Викентия, архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского, а также дорогого гостя нашей Епархии, его Высокопреосвященство митрополита Черногорско-Приморского Амфилохия, члена Священного Синода Сербской Православной Церкви.

- Владыка Викентий, первый вопрос я задам Вам. Вы недавно вернулись из паломнической поездки в Сербию. Это каким-то образом связано с нынешним визитом нашего уважаемого гостя, митрополита Амфилохия, с его паломнической поездкой?

- Да, по благословению Святейшего Патриарха Алексия я посетил Черногорию, встречался с Владыкой Амфилохием в Черногории. Познакомился со многими святынями Сербской Православной Церкви. Там я также участвовал в праздновании памяти святителя Саввы Сербского, просветителя Сербской земли. Увидел, как люди уважают, ценят и чтят память этого великого православного святителя. Он святитель не только для Сербии, но и для всего Православия. Ещё мы основали там Фонд в честь Святой Десницы Иоанна Предтечи. Этот фонд должен совместными усилиями Русской и Сербской Православных Церквей содействовать духовному возрождению наших народов, ибо оба наших народа в лихолетье были отлучены от Бога, от Церкви, от церковных традиций и от той культуры, которая основывалась на Православной вере. Конечно, нам нужно это делать с Божией помощью. Тут нужна особая сила. Мы своими немощными силами сделать этого не сможем. Поэтому, мы обращаемся к святыням нашей Церкви, в том числе и к той величайшей святыне, которая сохранилась по молитвам и стараниям сербского народа в Цетиньском монастыре. Мы надеемся, что с помощью молитв, заступничества и благодати Иоанна Крестителя Господь поможет нам совершить эту величайшую миссию. К этой святой руке приходит много людей. Мы надеемся, что к ней будут притекать паломники и из нашей Церкви. Мы надеемся, что она потом побывает во многих местах Сербии и России, поднимая тем самым нравственный дух наших народов. Мы надеемся, что люди услышат глас Святого Иоанна Предтечи, который говорит: “Покайтесь, ибо приблизилось царство небесное!” К этому мы и будем призывать наши народы.

- Вы хотите сказать, что паломничество сербского митрополита к нам не случайно?

- Да, это его ответный визит в нашу Епархию. Сейчас Владыка был вместе со мной на Всемирном Русском Соборе. Там я пригласил его приехать к нам. Он не отказал. Мы взяли благословение на этот визит от Святейшего Патриарха Алексия. После этого мы с Собора приехали в нашу Епархию, чтобы Владыка мог познакомиться с нашими святынями. Наши святыни не только всероссийские, но и всемирные. Храм-на-Крови, монастырь на Ганиной яме. Эти святыни величайшие для нас, и они тоже должны быть посещаемы. Люди должны иметь возможность прикасаться к этой великой благодати Божией.

- Владыка, Вы первый раз были в Сербии?

- Да, впервые.

- А Вы, Владыка митрополит, в России, наверное, уже бывали?

- Да, в России я уже бывал. В 1984-м я был в Санкт-Петербурге как декан нашего богословского факультета. Потом я несколько раз был в Москве по разным причинам. С Владыкой Викентием я познакомился по телефону. Мои друзья, которые занимались созданием Фонда в честь Десницы Иоанна Крестителя, сказали мне, что есть Владыка Викентий, который является членом этого фонда. Я и раньше понимал, что этот фонд – серьёзная вещь, но когда я увидел, что представитель Московской Патриархии участвует в этом, я понял, что в этом фонде есть какое-то призвание Божие. Тогда я пригласил Владыку на праздник в честь создания этого фонда. Я благодарю его, что он был у нас в Черногории несколько дней, прикладывался к руке Святого Иоанна и к мощам наших святых, видел и благословил наш народ. Он сказал нашему народу слово и все понимали, не надо было переводить. У наших народов близкие языки. Так вот, после Собора в Москве я уже три дня был здесь, у вас.

- Владыка, мне кажется, я буду недалека от истины, если скажу, что во время этой поездки, помимо многого другого, Вами всё-таки двигал интерес к трагическим событиям, которые произошли в российской истории в 1918 году на Урале. Это гибель Царской Семьи, Русская Голгофа. Я знаю, что Сербия первая откликнулась на это величайшее в истории человечества злодеяние и с тех пор чтит память Царственных Страстотерпцев. Я думаю, что и Вы хотели посмотреть на эти места, связанные с трагической гибелью Царской Семьи.

- Конечно. Знаете, я имел счастье познакомиться с этой трагедией, когда был семинаристом. Конечно, нам говорили об этом и в школе, но меньше. У нас в семинарии были блестящие русские профессора после революции. Я помню отца Виктора Царевского, который преподавал литургическое богословие. Помню профессора нравственного богословия, диакона Павла. Помню профессора истории Церкви, отца Викентия. У нас было много других русских, с которыми я встречался. Это целый народ! Мне кажется, около миллиона русских после революции переехали в Югославию. Особенно мно-го их было в Сербии и Черногории. И инженеры, и профессора, и священники, даже епископы. Целые монастыри были. Они потом стали называть себя карловчанами. Образовался целый Собор Русской Зарубежной Церкви. Я познакомился со многими из этих людей, и они рассказывали мне многое о России. У меня возник интерес. Потом я встречался с русскими на протяжении всей моей жизни. Когда я учился в Швейцарии, там, в подвале, была маленькая русская церквушка, которой руководил архимандрит Пётр, царствие ему небесное. Встречался и во Франции, в институте святого Сергия, где я преподавал два года нравственное и аскетическое богословие. В Афинах тоже. Так что у меня много русских друзей. В 1974 году я встретился во Франции с А.И. Солженицыным, когда он эмигрировал из СССР. Ещё до этого прочитал его “Архипелаг ГУЛАГ”. Я подарил ему бриллиантовый крестик с Афона, подписал: “Александру крестоносцу – афонский крест”. Так что трагедия Царской Семьи знакома всему миру. Нам она известна в первую очередь, наверное, благодаря большому количеству русских в Сербии, и, с другой стороны — благодаря нашим богословам. Таким был отец Юстин Попович, который был миссионером закарпатской России, а также Владыка Николай Велимирович, который в прошлом году был причислен к лику святых. Он в 1934 году построил колокольню в монастыре святого Наума, а на этой колокольне – часовню в честь Страстотерпца Николая II. К сожалению, после войны коммунисты всё это уничтожили, но я надеюсь, что хотя бы некоторые иконы и фрески оттуда сохранились, их надо искать. В 1970 году я был на богословском съезде в Америке, в Бостоне. Встретил несколько знакомых. Там видел красивую икону отца Киприана, знаменитого русского иконописца в Америке. Когда я был в России первый раз, это было опасно, но я привез с собой 20 иконок Царственных Страстотерпцев. Но в Санкт-Петербурге я их так и не дал никому. Боялся. Я был в храме святого Иоанна Кронштадтского, там я тоже побоялся отдать их кому-то. А потом, когда я был в Сергиевом Посаде, точнее, когда уже возвращался оттуда в автобусе, со мной ехал один иеромонах, и я, тайно, передал ему эти иконки. Такие времена были страшные! Кто бы мог подумать, что наступит новое время, и на этом месте унижения, скорби не только Царской Семьи, но и всего русского народа и Православия, вырастет красивый храм. Другие храмы, которые я видел, тоже впечатляли меня. После этого, я думаю, каждый ощущает, что жив Господь Бог!

- Владыка Викентий и Владыка Амфилохий, я знаю, что Вы служили в Храме-на-Крови в это воскресенье Божественную литургию. Какое впечатление произвёл на Вас этот храм?

Владыка Амфилохий:

- Знаете, Храм-на-Крови и храмы на Ганиной яме – уникальны. И места, и символика, и связи с этим глубочайшим унижением… Это изумительно… Я благодарен Богу. И Владыке Викентию, конечно, без его участия ничего бы не получилось, а также губернатору, который тоже помогал, и Святейшему Патриарху, без благословения которого, конечно, ничего бы не было. Но, в конце концов, если бы в душе народа этого бы не существовало, тоже ничего бы не получилось. То, что какой-то старик, хоть и боялся, рассказал, где находится Ганина яма – тоже чудо Божье. Интересно, что безбожники начали бросать людей в ямы. У нас и революционеры, и нацисты в Боснии, Хорватии, Черногории, то-же бросали людей в ямы. Откуда такое надругательство – для меня не понятно.

- В девяностых годах и Сербии, и вашему народу, пришлось пережить очень тяжёлые испытания. Могли бы Вы об этом рассказать? Каково сейчас состояние духа у людей?

- Да, это страдание. Но страдания присущи православным народам. В том числе и сербскому народу. Мы живём на Балканском полуострове. Там всегда идут войны. Все войска, как с запада на восток, так и с востока на запад, проходят через этот полуостров. Мы живём на мосту между Европой и Азией. Всем народам, которые живут там, нелегко. Я рассказывал Владыке, что 6 апреля 1941 года Гитлер бомбардировал Белград на Пасху. За день были убиты 6000 человек. Храмы тоже пострадали. Была уничтожена национальная библиотека. В 1944 году Тито, который возглавлял у нас революционеров, чтобы уничтожить своих противников, снова бомбардировал Белград. В 1999 году из центров мировой мощи Белград снова бомбардировали, и снова на Пасху. На бомбах, которые скидывали на город, были написаны пасхальные поздравления. Что тут сказать?! Конечно, очень трудно. Когда мы ожидали каких-то улучшений в жизни государства, экономики, культуры и церковной жизни, — началась эта новая гражданская война, раздор внутри Югославии, а после этого – бомбардировка Боснии. Я знаю одну семью, 25 человек было в этой семье. 24 были убиты нацистами в Боснии. Только один ребёнок чудом остался жив. А когда была бомбардировка в 1999 году, убили его и его семью. В Косово до сих пор не имеют права жить православные сербы. Я был там в это время, видел, как вступили войска НАТО. Видел беженцев. Это ужас. Я никогда не забуду. Помню, как хоронили девочку, которую четыре человека изнасиловали, а потом зарезали. Помню, как хоронили священника, которого нашли без головы. Было уничтожено много церквей и монастырей, в том числе и тех, которые не были уничтожены даже во время турецкого ига, а оно длилось 500 лет. Только благодаря присутствию западных войск кое-что удалось сохранить.

- Как Вы оцениваете роль нашего Владыки в возрождении Русской Православной Церкви и нашей Епархии?

- Видно, что Бог ходит по Уралу. Когда находишься здесь, ощущаешь присутствие Духа Святого. Все тут имеют в себе ревность и силу Божию. Весь народ, который уже толпами посещает Храм-на-Крови. Я надеюсь, что со всего мира народ будет приезжать сюда. Вы знаете, Господь подарил Уралу и его окрестностям такую природную красоту! С другой стороны, в этой красоте были совершены такие ужасные дела. Это стыдно для человека. Достоевский в этом прав, когда говорит, что стыдно человека звать животным. Это стыдно для животных! Они не могут наделать таких ужасов, которые может натворить человек. Я не могу понять, откуда берутся такие люди, которые могут на таком месте делать ужасные дела. Это по-человечески трудно объяснить. Это может быть объяснено только как какое-то сатанинское деяние. С другой стороны, смотришь: из этого ужаса рождается новая красота. Всё преображается. Храм-на-Крови – это преображение красоты природы, а также – преображение и очищение этого ужаса, – получает какой-то глубинный смысл. Храм как бы жертва. Всё в мире имеет жертвенность, если оно подлинное. Здесь эта жертвенность достигла своей вершины. Здесь начинается новая история. Не только для Урала, не только для России, но это и новая история Православия. Это даёт что-то новое всему миру. Возьмём, например, Америку. Да, красивые вещи, технология, всё это хорошо. Но подлинное будущее этого мира рождается здесь, в Храме-на-Крови и на Ганиной яме. Моя душа очень радуется этому.

- Я хочу вставить маленькую историческую справку. Интересен тот факт, что массовое крещение сербов произошло в 610–641 годах при византийском императоре Ираклии. Это почти на 400 лет раньше, чем крещение Руси. Первые семена Евангелия в одну из исторических областей Югославии принесли святые апостолы. Небесным покровителем Сербской Православной Церкви является святой Савва Сербский, живший в ХII-XIII веках, а патриаршество в Сербии было установлено в 1346 году. Первым сербским патриархом был Ионикий, ныне причисленный к лику святых. Нынешний сербский патриарх – Павел. Великими святынями считаются мощи Симеона, отца святого Саввы, святого Стефана, святителя Василия Острожского, сербского царя Лазаря. А теперь перейдём от истории к современности. Я хотела бы задать вопрос Владыке Викентию. Владыка, расскажите, пожалуйста, о своих впечатлениях от поездки в Сербию. Владыка Амфилохий уже рассказал о том, как идёт возрождение, но Вы впервые увидели Сербию после этих страшных погромов, жестоких убийств, насилия. Какой Вы увидели Сербию сейчас?

Владыка Викентий:

- Несмотря на годы лихолетья и эту последнюю бомбардировку 1999 года, дух сербского народа не погас. Он всё ещё силён, и люди готовы продолжать до конца свои духовные стояния. В стране, хотя и с трудом, как и у нас, возрождается любовь к своему отечеству, к своим традициям, ценностям, Вере Христовой. Строится великолепный собор в честь святого Саввы. Правда, строится он уже давно. Сейчас многие обратили на него внимание. Многие российские предприниматели будут участвовать в финансировании этого проекта. Собор строится на пепле святого Саввы, так же, как у нас на пепле Царственных Страстотерпцев построен монастырь с семью храмами. Поэтому я был особенно удивлён и тронут крепким духом этого народа.

- Перед тем, как мы перейдём от общих исторических вопросов к частным, сделаю ещё одну вставку. В настоящее время в Сербской Православной Церкви насчитывается 3500 приходов, 204 монастыря, около 1900 священников, 1000 монахинь и 230 монахов. Владыка Амфилохий, позвольте задать Вам несколько частных вопросов.

- Пожалуйста.

- Откуда пошли Ваши предки? Кто был основоположником этой линии?

- Вы знаете, в Черногории есть некий особенный дух. Это, наверное, единственный из славянских народов, где частная память идёт в глубину. Начиная от отца моего отца, я могу рассказать свою родословную на 14 поколений в глубину. Прямо как в библейской родословной. В XV столетии жил воевода Зета Богич. Он сражался с турками, а потом скрылся в этих горах. Из этого корня вышло около 20 фамилий. Память об этом сохраняла Церковь. Когда у нас дают записки поминовения, то поминают всех. Владыка уже видел, как это делается. Мой папа в атеистические времена боялся того, что будет с его сыновьями. У него было 7 сыновей и 2 дочери. Мать родила 15 детей. Многие умерли маленькими. Его уговаривали, чтобы он пошёл на государственную службу как учитель, но он сказал, что не хочет учить детей неверию. Он остался в деревне, хотя и окончил гимназию перед войной. У лавры монастыря Морача он посадил семь виноградных лоз для спасения своих семи сыновей. А сейчас все знают, что это Кива Радович, а точнее, его сыновья. Всё это полезно для памяти, для отыскания своих корней. Слава Богу, моя семья была глубоко верующая. Мы выдержали эти испытания.

- Расскажите о своём пути к Богу. Что послужило толчком к тому, что Вы пошли в Белградскую Духовную Семинарию?

- Всё так сложилось. Всё-таки, основную роль сыграл мой отец. Меня и совсем маленького уже всё это интересовало. Закона Божиего в школах, конечно, не было. Но посмотрите, как Бог заботится о каждой душе! У моего отца был сундук, в котором он хранил некоторые книги. Я нашёл там маленькую книжку. Я до сих пор не могу точно сказать, был ли это Новый Завет, но это только Новый Завет мог быть. Я помню, что там было Матфеево Евангелие, но там ни конца, ни начала не было. Я прочитал одну-две страницы, не больше, но благодать Божия посетила моё сердце. Наверное, в то время не могло быть другого способа заинтересовать ребёнка в изучении Закона Божия. Это было моё первое знакомство с Церковью и Богом. Потом я ходил в церковь, причащался. Наш классный руководитель это видел и дал мне книгу Ленина “Социализм и религия”. Он дал мне задание, чтобы я эту книгу прочитал, а потом рассказал ребятам в классе о сюжете всего этого. Я показал, что я не согласен с этим. Когда я рассказывал, я ни разу не сказал, что это моё мнение. Я говорил, что так говорит Ленин, что религия – это опиум для народа, что это мнение Ленина, а не моё. Вы знаете, иногда в жизни бывает такой промысел Божий… Когда моя мать была, как говорят у нас, в благословенном состоянии, по-вашему – в чревоношении, она целый день шла через горы, чтобы приложиться к мощам Василия Острожского. Там она ночевала, наутро причастилась, а потом целый день пешком возвращалась домой. Мой дедушка, царствие ему небесное, Радислав его звали, он очень любил мою маму за то, что она родила так много внуков, ведь у него самого был только один сын. Так вот, он сказал: “Если этот ребёнок будет мальчик, то это будет мой священник!” Мама рассказала мне об этом уже когда я учился в семинарии. Раньше она не хотела об этом рассказывать.

(Окончание беседы — в следующем номере).

Свои вопросы Владыке Викентию вы можете задать, позвонив на телестудию Епархии по телефону 17–93–38. Храни вас Господь!

С архиепископом Викентием и митрополитом Амфилохием беседовала журналист Валентина ЕФРЕМОВА. Расшифровка аудиозаписи — Евгений ЛОГИНОВ

 
Первосвятитель

Новости церковной жизни

В АСТРАХАНСКОЙ КОЛОНИИ СТРОГОГО РЕЖИМА ОСВЯЩЕН ХРАМ. В Астрахани в колонии строгого режима сегодня открылась православная церковь в честь Святого великомученика Иосифа. Она была построена менее чем за год заключенными при участии фирмы «Зодчий». По глубокому убеждению епископа Астраханского и Енотаевского Ионы, «обращение к Богу помогает осужденным встать на путь праведный». НА ВОЛЖСКУЮ ВОДУ БУДЕТ СПУЩЕНА

 
Архипастырь

Послание архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия уральской пастве по случаю начала Великого поста

Екатеринбург, 24 февраля, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». «Прииде пост, мати целомудрия, обличитель грехов, проповедник покаяния, жительство ангелов и спасение человеков.» Песнопения Первой седмицы Великого Поста. Всечестные отцы, дорогие братья

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс