Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №6 (279) → Ответы архиепископа Викентия на вопросы уральцев в студии радиостанции екатеринбургской епархии «Воскресение» (телепрограмма «Архипастырь» 6 февраля 2004 года)

Ответы архиепископа Викентия на вопросы уральцев в студии радиостанции екатеринбургской епархии «Воскресение» (телепрограмма «Архипастырь» 6 февраля 2004 года)

№6 (279) / 8 февраля ‘04

Архипастырь

Екатеринбург, 10 февраля, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».

Сегодня мы представляем ответы на вопросы уральцев, прозвучавшие в студии радиостанции Екатеринбургской епархии «Воскресенье» (выпуски телевизионной программы «Архипастырь» 6 февраля).

- Звонок на радио: “Я слушал на кассете проповедь. Там говорили, что муж в венчанном браке, если жена не слушается его, может наложить епитимью за непослушание. Я хочу услышать об этом подробнее”.

- Наложить епитимью имеет право только священник, за какие-то нарушения нравственной жизни. Снимать её имеет право тоже только священник. Муж не может этого сделать. Даже архиерей не имеет право снять епитимью, если другой священник наложил её на человека. Таковы правила. А если архиерей не имеет право снять епитимью, то, тем более, муж для своей жены. Сам муж тоже не может давать епитимью, если он не священнослужитель. Он только может посоветовать и вместе с женой совершить какой-то подвиг для врачевания той или иной немощи, которую имеет жена или муж. Господь благословил совместную жизнь для того, чтобы супруги могли вместе трудиться и совершенствоваться с целью своего спасения. Поскольку муж и жена – одно целое, они оба должны стремиться, чтобы избавиться от тех или иных грехов, которые есть у каждого.

- Софийкова Светлана Владимировна спрашивает: “Я — инвалид-колясочник. Уже 2 года я совсем не могу выходить из дома. За это время я ни разу не смогла ни исповедоваться, ни причаститься. Почему церковь отворачивается от тех, кому нужна помощь? Все только говорят о милосердии, а дождаться батюшку невозможно, хотя я даже на заочных катехизаторских курсах учусь”. Она не говорит о том, в какой храм она обращалась и к какому батюшке.

- Да. Надо, чтобы сказали, в какой храм обращаются. Одна из обязанностей священнослужителей приходить к людям домой. При первом же обращении священник должен идти. Это его очень ответственная обязанность. Он должен прийти к человеку болящему, помочь ему, напутствовать его. Помочь ему пройти Таинства Исповеди и Причастия, чтобы он был в мире в своей жизни, и чтобы благодать Божия помогала ему нести этот крест. Обратитесь к священнику. Он обязан помогать людям на дому. Особенно, если это в городе. В городе в каждой церкви по 2–3 священника. Один из них является дежурным. Он может сделать это в любое время, когда вы его пригласите, точнее в любой день. Время обычно утром. Желательно натощак, чтобы можно было пройти причастие.

- Любовь Ивановна спрашивает: “Сын купил дом после пожара. Как поступить, чтобы всё было хорошо? Можно ли на этом месте строить дом? Как всё сделать по-церковному? Освятить место или дом? Может ещё что-то надо сделать?”

- Если делать по-церковному, то перед тем, как начать строительство места, его нужно освящать. Когда подойдёт время для закладывания фундамента, тоже есть специальная молитва, чин освящения первого камня нового дома. Нужно пригласить священнослужителя, чтобы он это сделал. Тогда уже можно с Божьей помощью и Божьим благословением строить на этом месте дом.

- Виноградова Ольга из Камышлова очень радуется открытию нашего канала: “Сразу забыла и о телевизоре, и о светском радио. Такая благодать появляется в сердце, когда я слышу православных дикторов! Я хочу спросить, как вести себя во время передаваемого по радио утреннего и вечернего правила? Молча слушать или читать перед иконами молитвослов? Я читаю, но не знаю, правильно ли это?”

- Конечно, если вы находитесь дома, то желательно встать перед святыми иконами и молиться, слушая внимательно слова молитвы. Также надо в своём сердце обращаться к Богу о том, чтобы этими молитвами Он даровал нам помощь. Если вам удобнее их читать, то есть повторять, это тоже неплохо. Главное при этом – сохранить внимание в молитве.

- Звонок на радио: “Простите, я уже спрашивала у Вас об этом, но мне хочется уточнить один момент. В одном монастыре я была в лавке. Там висит объявление о том, что за кремированных Церковь не молится. Справедливо ли это? Традиционные похороны слишком дороги”.

- Конечно, то, что такие похороны дороги – не причина, чтобы отказываться от них. Усопший для нас дороже. Мы должны оказать ему внимание. Мы должны найти средства, чтобы похоронить его в земле. Если у вас нет таких средств, то вы подойдите к людям. Вы даже в церкви можете попросить помощи. Вы можете даже попросить, чтобы отпевание совершили бесплатно. Главное, чтобы его похоронили так, как требует наша Церковь. Я думаю, что это объявление висит только для того, чтобы обратить внимание людей на то, что кремировать усопших – нехорошо. Это объявление висит для того, чтобы люди задумались. Плохо искать наиболее быстрый и дешёвый способ избавления от своего усопшего. Но душа – вечна. Она нуждается в помощи, и мы можем молиться, и мы будем молиться, но, тем самым, мы акцентируем, что кремировать – плохо.

- Вопрос о поминовении усопших от Людмилы: “Почему на поминках нельзя пользоваться ножом и вилкой? Говорят, что всё надо есть только ложкой”.

- Я бы не сказал, что очень важно, чем есть на поминках. Главное в такой день – сохранять благоговение перед памятью усопших. Очень плохо, если во время этой трапезы будут употреблять спиртные напитки. Тогда вместо поминок начнётся какая-то весёлая вечеринка. Это самое плохое, что можно сейчас заметить. Также важно молиться об усопшем, вспоминать его добрыми словами. Нужно молиться, чтобы Господь принял усопшего в свои обители, дал ему радость и утешение.

- Раб Божий Валентин спрашивает: “У нас в городе есть много людей прикованных к постели. Они не могут посещать храм. Мы хотели бы, чтобы раз в месяц или раз в неделю по радио включали бы Литургию или всенощное бдение”.

- Хорошо, мы учтём ваше пожелание. Я думаю, что лучше всего делать это по воскресным и праздничным дням. Мы учтём вашу просьбу.

- Звонок на телестудию: “У меня уже три раза в автобусе вытаскивали кошелёк. Сейчас самое время читать Молитву задержание. Священник на исповеди не благословил меня. Что делать? Как остановить неприятности? Послушать священника или всё равно почитать эту молитву?”

- Желательно, чтобы все мы молились перед тем, как идти куда-то. Желательно также постоянно читать молитву в своём сердце. Может быть, Иисусову молитву, может быть, “Богородице, дево, радуйся!”, чтобы Господь и матерь Божья и наш ангел-хранитель и наш небесный покровитель, имя которого мы носим, были бы нашими помощниками в нашей жизни, оберегали бы нас от бед и напастей. Я не знаю, почему священник не благословил читать молитву. Наверное, у него были причины. Он лучше знает душу этого человека. Я думаю, что этому человеку нужно творить больше милосердия, чтобы Господь его помиловал.

- Раба Божья Татьяна спрашивает: “Я регулярно слушаю ваш канал, молитвенное правило, вечернее и утреннее. Я слушаю молитвенное правило в 20 часов, но я ложусь позже, в 23. Можно ли мне продолжать работать после молитвенного правила? Я — художник, работаю дома. Продолжать ли мне работать? Может быть, лучше вообще выключить приёмник?”

- Вы можете продолжать работать, если у вас такая работа, что вы можете слушать и работать. Ничего страшного, если получится, что вы помолитесь на ночь дважды. Если вы будете во время работы молиться не совсем внимательно, то потом, когда сами будете читать молитву, вы исправите это. Я думаю, что радио выключать не надо.

- Звонок на радио: “Я обсуждаю с мамой брата и нередко осуждаю его. Грех ли это? Как быть, если он поступает неправильно?”

- Мы знаем заповедь Божию о том, что осуждать нельзя никого. Весь суд надо отдать Богу. Нужно относиться снисходительно к немощам своего брата. Мы должны стараться направлять его на исправление своих ошибок, но делать это нужно с духом кротости и любви, как учит нас апостол. Осуждать нельзя. Это очень большой грех. Когда мы осуждаем чужие грехи, мы и сами падаем. Нужно бояться этого осуждения.

- Звонок на радио: “Я прочитала в газете, вы отвечали женщине на вопрос о том, что у неё далеко церковь, и она не может ходить туда часто. У нас такая же ситуация. Вы говорите, что раньше все всё равно ходили. Конечно, когда мы были молодыми, я легко бы прошла хоть 10, хоть 20 километров. А сейчас мне 73 года. Автобусы ходят редко, 2 раза в неделю. Для меня 10 километров далеко. Я живу недалеко от Верхнего Тагила, в посёлке Белая Речка. Там церкви нет”.

- Сколько там населения? Можно ли там открыть хотя бы молитвенную комнату?

- “Владыка, я даже не знаю. Если бы я знала, как можно это сделать…”

- Понятно, но вы постарайтесь всё-таки прийти в церковь, когда есть автобус. Даже в будний день. Это было бы очень хорошо.

- “Владыка, я, конечно, езжу, меня даже иногда возят, но здесь ведь и дом оставить нельзя! Уйдёшь, приедешь, всё вытащат!”

- Тут, конечно, надо иметь крепкую веру в то, что Господь сохранит…”

- “Я и так верю”.

- Был случай, когда человек пошёл в церковь в пасхальную ночь. Он помолился. В ту ночь нехорошие люди побывали во многих домах, а дом этого человека не трогали.

- Лютова Наталья Ивановна из Богдановича интересуется деятельностью епархиальной Службы семьи и брака “Согласие”.

Хочу сказать, что она по-прежнему работает в Екатеринбурге на Восточной 32, кабинет 215. Телефон 55–31–27. По переписке она не работает. Обращаться нужно только лично. Владыка, действительно ли эта служба имеет Ваше благословение, и насколько важна её деятельность?

- Да, действительно, есть такой центр, и он имеет благословение. Он приносит хорошие и добрые плоды. К радости для нас, люди находят друг друга, организовываются очень хорошие, прекрасные семьи. Всё это приносит радость и утешение и нам и им. Этот центр имеет моё благословение.

- Вопрос от Шаршапина Ивана Павловича из Камышлова. Ему 80 лет, и он баптист. Он спрашивает: “Апостол Павел говорит, что лучше сказать пять слов понятных, чем тьму непонятных. Православное богослужение, торжественность которого мне нравится, идёт на трудном и малопонятном старославянском языке. Почему?”

- Церковно-славянский язык — язык, на котором совершаются богослужения. Я бы не сказал, что он — трудный. Он очень красивый и приятный. Мы это делаем для того, чтобы донести до сердца человека те чувства и ту благодать Божию, которая посещает человека через наши православные богослужения. Изучить этот язык нетрудно, если постоянно его слушать, если постоянно ходить на богослужения. Можно приобрести церковно-славянский словарь. Тогда непонятные слова можно будет перевести. А большинство слов этого языка понятны русскому человеку без перевода. Я думаю, что этот пробел может восполнить каждый человек, который имеет любовь к Богу, к Церкви.

- Звонок на телестудию: “Владыка, объясните, пожалуйста, причины кровопролитной войны между католиками и протестантами в Северной Ирландии. Как Вы думаете, это война за веру или за политическую власть?”

- Конечно, этот вопрос скорее политический. Он не касается нашей церковной жизни. Мы больше думаем о том, как усовершенствовать нашу жизнь, что можно сделать для того, чтобы проще было жить по заповедям Христовым, жить церковно. Конечно, у каждой страны могут быть свои проблемы. Нам издалека тяжело понять то, что там на самом деле происходит. К сожалению, эта война происходит очень длительное время. К сожалению, конца этому не видно. Плохо, когда по своим религиозным чувствам возбуждается такая кровопролитная война, где теряется много человеческих жизней. Это уже не религиозный дух. Это неправильное отношение к религии. Тем более, к христианской. Христианская религия должна проповедовать любовь, снисхождение, уважение. Если бы люди поняли это, мир там давно бы уже наступил. А вести такую войну – не по Богу.

- Вопрос от него же: “Владыка, сейчас много суицида среди молодёжи, то есть многие кончают жизнь самоубийством. Их приводит к этому отчаяние или безвыходность… Как смотрит Церковь на их отпевание? Возможно, они были в состоянии аффекта и не были способны себя контролировать”.

- Мы не отпеваем таких людей. Церковь относится к этому очень строго. Тех, кто закончил жизнь самоубийством, не погребают, не отпевают, за них не молятся. Близким родственникам молиться за таких людей не запрещается. Можно совершать дела милосердия за их души. Всё это хорошо, можно и нужно. Какую-то помощь надо им оказывать. Но, к сожалению, Церковь за них молиться не может.

- Вопрос с интернет-форума «Православной газеты»: «Может ли быть такое, что человек, если будет и дома молиться, и в церковь ходить, и жить праведно, но не уходить в монахи, может ли такой человек стать святым? Или от этого суетного мира обязательно надо уходить?»

- Это не обязательно. Есть много людей, которые живут в миру, спасаются, достигают райских обителей. Они живут честно, добросовестно, выполняют свой христианский долг, ходят в церковь, молятся, причащаются, каются в своих грехах. Они внимательны к себе и стараются искоренить свои грехи, которые у них есть. Мы от природы склонны к греху. Наша постоянная задача – очищать эту греховность. Даже в миру человек может спастись.

- Раб Божий Борис спрашивает: “Храмы посещают многие пожилые люди, имеющие небольшой достаток. В некоторых местах есть свечи, которые труднодоступны по цене. Каждый настоятель сам контролирует цены в своём храме, или эти цены контролируется сверху? Десять рублей за самую дешёвую свечку – дорого”.

- Да, есть у нас такие проблемы в некоторых храмах, потому что те свечи, которые дешевле, люди быстро разбирают, а новые не всегда успевают привезти. Но я этот вопрос попытаюсь поднять на собрании, чтобы такие свечи всегда были доступны.

- “Владыка, я точно знаю, что, например, в праздники, свечи дешёвые есть, но их убирают. Оставляют лишь дорогие. Разве можно так делать?”

- Нет. Такого не должно быть. Я постараюсь навести порядок. Вопросы о стоимости свечей поступают уже не первый раз.

- Максим пишет: “С точки зрения Церкви, можно ли играть в компьютерные игры?”

- Я думаю, что это не полезно. Эти игры уводят сознание от реальной жизни. Это опустошает душу. До этого был вопрос о суициде среди молодёжи. Компьютерные игры могут быть одной из причин. Любое чрезмерное увлечение опустошает душу. Люди с опустошённой душой начинают вести безобразную духовную жизнь. Человек чувствует пустоту, неудовлетворённость, а результат – уныние, отчаяние, безысходность. А враг начинает внушать мысли о суициде. Жизнь очень сложная. Играть с ней нельзя. Надо быть очень осторожным, надо знать, куда себя можно применить, чтобы жизнь эта стала спасительной для человека.

- Раба Божия Надежда спрашивает: “Если я иду домой, а где-то рядом дерутся, есть ли какая-то молитва, чтобы оградить себя, как-то успокоить. Мне страшно, когда я вижу, что где-то дерутся”.

- Многие молятся молитвой “Да воскреснет Бог!” Можно также молитвой “Богородице, Дево, радуйся!” Такие молитвы помогут и вам избежать неприятностей, и, может быть, примирить дерущихся.

- Раба Божия Елена спрашивает: “Владыка, моя мать официально замужем за мужчиной. Это второй брак. Она была с ним венчана в храме в Санкт-Петербурге в 1991 году. Этот мужчина просто стоял в церкви и крестился вместе с остальными. После этого он решил, что стал крещёным. Он сам на себя надел крест. Он также называет себя экстрасенсом. Ему сейчас более 60 лет. После 12 лет совместной жизни он хочет развестись с моей мамой, хотя повода для разрыва не было. Считается ли этот человек крещёным, а венчание действительным? Что бы вы посоветовали моей маме?”

- Конечно, если он не был на Таинстве Крещения, а сам надел на себя крест, то он совершил большой грех. Печально, что есть люди, которые относятся к своей жизни так легкомысленно. Ничего так просто не бывает. За это Господь очень серьёзно накажет. Если не в этой жизни, то в будущей. Трудно по радио дать совет этой женщине. Надо в личной беседе узнать все детали её жизни, а уже потом можно будет дать совет. Лучше всего, чтобы она обратилась к священнослужителю той церкви, в которую она ходит, прийти на исповедь, раскаяться. Священник, узнав о её жизни, мог бы дать ей правильный совет и принять правильное решение.

Свои вопросы Владыке Викентию вы можете задать, позвонив на телестудию Епархии по телефону 17–93–38. Храни вас Господь!

С архиепископом Викентием беседовала журналист Валентина ЕФРЕМОВА. Расшифровка аудиозаписи — Евгений ЛОГИНОВ.

 
VIII Всемирный Русский Народный Собор

Новости церковной жизни

УНИКАЛЬНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ ФАБЕРЖЕ ПРИБУДЕТ В РОССИЮ К ПАСХЕ. Коллекция изделий русского ювелира Карла Фаберже, приобретенная управляющим директором компании «ТНК-ВР» Виктором Вексельбергом, должна прибыть в Россию не позже пасхальных праздников.

 
Архипастырь

В эфире екатеринбургской телекомпании «10-й канал» выйдет очередной выпуск епархиальной программы «Архипастырь»

Екатеринбург, 6 февраля, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Очередной, двадцать третий, выпуск телевизионной программы «Архипастырь» выйдет завтра в 11–30 в эфире телекомпании «10-й канал».Записана программа была в студии епархиальной

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс