Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Многим жителям Екатеринбурга знакомо обезображенное здание Крестовоздвиженской церкви (иные и не знают, что это церковь), прижатое к ограде зоопарка на углу улиц Луначарского (Васенцовской) и Маркса (Крестовоздвиженской). Облупившаяся штукатурка и сложная лепка, старинные окна с округлыми арками и нелепо прорубленная в стене дверь, красивый круглый выступ алтарной апсиды с одной стороны — и безобразный, бесформенный пристрой с другой.
А когда-то это было прекрасное здание, увенчанное мощным куполом, с высокой восьмигранной колокольней, над которыми сверкали золотые кресты. Внутри церковь украшал богатый иконостас. Где предел современному варварству? Поразительно, что наши люди с удовольствием готовы отправиться куда-нибудь за границу поглазеть на тамошнюю красоту, как положено культурному человеку, а у себя дома бездумно доводят ее до разрушения и порчи.
ГДЕ ТЕПЕРЬ ЭТИ СВЯТЫНИ?
Но Крестовоздвиженской все же повезло. Хотя и лишенная купола и колокольни, пребывавшая в мерзости запустения, она все же сохранилась, в отличие от наиболее величественных и старых соборов XVIII века.
История этой относительно небольшой и не очень старинной церкви довольно интересна. Она была выстроена в 1880 году как домашняя церковь при детском убежище, т. е. при детском приюте. Сам приют размещался через дорогу в здании, в котором теперь Октябрьский райвоенкомат. Построена была на пожертвования екатеринбургского городского головы купца Василия Васильевича Кривцова, который был одним из выдающихся отцов города, внес в развитие его не только инициативу, но и личные средства.
Церковь была освящена 24 августа 1880 года. Она славилась среди других обилием святынь — мощей святых, которые пожертвовал житель города Севериан Георгиевич Новиков, привезший их из дальних странствий. Так, здесь находилась частица древа Животворящего Креста, вделанная в напрестольный серебряно-позлащенный крест, и шесть частиц мощей святых угодников — Патриарха Павла, мучеников Трифона, Меркурия, Ореста и Евгения и великомученика Пантелеимона (покровителя медицины), вделанные в кипарисовую доску. Где теперь эти святыни? Кто может сказать, какова их судьба? Сгинули они совсем, или погребены в недрах запасников какого-нибудь музея?
ПОД ЗВУКИ ПОЛКОВОГО ОРКЕСТРА
Но самое необычное в этой церкви другое. Она с самого своего возникновения стала использоваться как полковая для солдат, размещавшихся в выстроенных поблизости от нее казармах, которые и сегодня известны как Оровайские. Когда-то роты и батальоны полков поочередно маршировали в дни церковных праздников, составляли у входа в храм ружейные пирамиды (в церковь нельзя входить с огнестрельным оружием) и, положив на локоть левой руки фуражки, рядами входили под своды храма. А по окончании службы под звуки полкового оркестра возвращались в казармы. Забытые страницы жизни старого Екатеринбурга!
Здесь были солдаты и офицеры 12-го Великолукского полка. Отсюда ушел на фронты русско-японской войны в 1904 году 139-й Моршанский полк, капельмейстер которого Шатров сочинил свой знаменитый и любимый многими вальс «На сопках Маньчжурии». Какая музыка звучала, когда полк после молебна в Крестовоздвиженской церкви походным маршем двинулся в сторону Екатеринбургского вокзала!
После войны в казармы пришел 185-й Оровайский полк. Он был назван так в честь местечка Оровай, где произошло победное сражение русской армии в последней русско-шведской войне. И этот полк, очевидно, провел свой последний, прощальный молебен в Крестовоздвиженской церкви. И звучала под сводами ее молитва за Отечество: «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы христолюбивому воинству нашему над сопротивныя даруя!» Оровайский полк ушел на фронты 1914 года и героически воевал в Карпатах, где и был расформирован после революции.
Затем в годы войны, которая тогда в газетах именовалась Второй Отечественной (потом она стала называться империалистической, а теперь просто первой мировой), вновь формируемые резервные батальоны также уходили на фронт из Крестовоздвиженской церкви.
А потом пришла революция. Красные полки, разумеется, не заходили в церковь. Но с июля 1918 года по август 1919 года она, вероятно, продолжала служить полковой. Возможно, отсюда отправился сначала на запад, а потом в отступление на восток сформированный в городе 25-й Екатеринбургский полк имени адмирала Колчака, один из лучших полков Белой армии, ушедшей после полного крушения Белого дела в Маньчжурию.
ОБНОВЛЕНЦЫ
Но и после установления советской власти в Екатеринбурге история Крестовоздвиженской церкви была необычной. Она стала единственной в городе, поддержавшей так называемую обновленческую церковь Александра Введенского. Та возникла в 20-е годы как оппозиция основной Русской Православной Церкви патриарха Тихона, оставшейся в оппозиции к советской власти (кстати, последним иерархом, открыто продолжавшим линию Тихона, был екатеринбургский архиепископ Григорий Яцковский).
Предпосыпки обновленческой церкви возникли еще до революции, но тогда она не смогла громко заявить о себе. Советское государство в своей борьбе с религией поддержало «обновленцев», чтобы расколоть Церковь. Обновленцы попытались перевести все богослужение на русский язык, отчего молитвы приобрели на слух непривычно будничное, а иногда и просто забавное звучание. Впоследствии, после полного разгрома церкви в 30-е годы, когда власти потеряли интерес к «обновленцам» и перестали активно их поддерживать, эта церковь сама собой зачахла и постепенно исчезла. Народ ее не поддержал.
12 февраля 1930 года Крестовоздвиженская церковь постановлением горсовета, подписанным будущим первым почетным гражданином Свердловска А. Бычковой, была закрыта.
Наступил период «мерзости запустения» и кощунства. Чего здесь только не было — и художественные, и нехудожественные мастерские.
Но сегодня открывается новая глава в истории Крестовоздвиженской церкви. Казаки Екатеринбургского землячества казаков образовали общину, которая и вернула храм к жизни.
С. ВОРОШИЛИН,
доцент кафедры психиатрии УрГМИ
Всколыхнувшийся интерес к нашей истории поставил перед нами немало задач. И одна из них — восстановление нашей исторической памяти, которая была перечеркнута в октябре 1917 года.
23 февраля 1922 года вышел в свет декрет ВЦИК об изъятии церковных ценностей. Тяжелым был год 1922-й: гражданская война ввергла страну в хаос, неурожай принес голодную смерть тысячам россиян.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.