Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбург, 23 октября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Сегодня мы представляем ответы на вопросы уральцев, прозвучавшие в очередном выпуске телевизионной программы Екатеринбургской епархии «Архипастырь» 17 октября.
Наша программа выходит в эфир каждую пятницу на телеканале «ТВЦ-Екатеринбург» в половине восьмого утра. В повторе ее можно смотреть по субботам в это же время.
У каждого из нас постоянно возникают вопросы, которые мы не можем самостоятельно разрешить. И с этими вопросами мы имеем теперь возможность прибегнуть к нашему Архипастырю, архиепископу Екатеринбургскому и Верхотурскому Викентию. Пусть ответы Архипастыря послужат в назидание нам и к нашему спасению.
- Владыка, у многих сейчас возникает вопрос: почему православные так почитают крест, ведь крест – это оружие казни Христа? Почему его вдруг стали называть животворящим?
- Да, в своё время крест был позорным орудием казни. Самым позорным низким и страшным наказанием. Господь принял на себя самое страшное наказание, которое существовало в то время, для того, чтобы искупить все грехи наши. Но грехи до сих пор нас преследуют, мы их совершаем. И вот, в силу искупительной жертвы Христа Спасителя на кресте, в Таинстве Покаяния мы получаем прощение от Христа за содеянные грехи, и многие из нас знают пользу от этого Таинства, что после покаяния человек выходит облегчённым, окрылённым, чувствует мир в своей душе, радость и утешение. Это – великое дело. Христос — Спаситель. Он дал животворящую силу кресту, на котором был распят. Своим искупительным подвигом он освятил крест: из орудия казни крест стал орудием добра, он стал давать силу, которая может помочь нам в нашей жизни. Сила, которая исходит от креста, попаляет все козни вражии, попаляет врага, диавола. И тот не может терпеть крест, силу этого креста. Мы ограждаем себя крестным знамением, чтобы оградить себя от врага. Поэтому мы и носим это знамение, знамение победы. Оно охраняет нас от влияния бесовского. Для этого же мы и украшаем наши церкви крестами. От церкви, увенчанной крестом, исходит божественная сила, которая освящает тех, которые приходят в церковь и молятся. Поэтому, когда люди вступают в ограду церковную, они чувствуют особую благодать и силу. Святой крест и церковные Таинства привлекают к святому храму благодать Божию.
- Многие читатели «Православной газеты» в своих письмах задают много вопросов о нательном крестике. Имеет ли значение, из чего он сделан, какой формы и вообще, для чего его нужно носить?
- Нательный крестик даётся при крещении, и человек должен постараться сохранить этот крестик до конца своих дней. Это – благословение таинства крещения, знак того, что человек стал христианином, носителем Христа в своём сердце, своей жизни. В тоже время это – тот знак, та сила Божия, которая охраняет этого воина Христова от влияний бесовских. От внешних и внутренних врагов. Мы носим этот крестик на теле своём как христиане, люди, которые носят имя Христово. И должны носить это имя не только как название, но и делами показать, что мы действительно христиане. Конечно, не имеет значение, из какого материала сделан крест, — будь он деревянный или просто металлический, или из какого-то драгоценного металла, — он всё равно имеет большую силу. Мы знаем, что святитель Иоанн Златоуст говорил, что если мы идём по дороге и видим, что две соломинки перекрещиваются, то мы должны разделить эти соломинки, чтобы не попирать крестное знамение и не наступать на ту силу Божию, которая исходит от этого креста. Даже соломинка, перекрещиваясь, даёт нам благодать Божию.
- Наверное, силу креста ещё можно увидеть в том, что сейчас происходит в Чечне. Когда берут в плен наших солдат, их просят только, чтобы они сняли крест. Говорят, что тогда их не будут подвергать пыткам. И когда они не снимают крест (например, Евгений Родионов, мученик), их за это убивают. Владыка, в продолжение этой же темы, можно ли снимать нательный крест, когда ложишься спать, или идешь купаться? Многие сейчас ходят в сауны. — можно ли его там снимать?
- Крест не надо снимать нигде и никогда. Он является нашим оружием. Мы, как солдаты, имея при себе это оружие, должны быть готовы отразить все вражеские атаки. В любом месте. Тем более, когда мы ложимся спать, тогда, когда мы расслаблены, нам необходима эта сила. Необходимо, чтобы божественная благодать покровительствовала бы нам. Наш сон должен быть здоровым, мирным и благодатным. Также и в других местах, где бы мы ни находились, мы должны иметь это крестное знамение на себе. Мы не знаем дней нашей жизни на земле. Господь может забрать нас отсюда в любом месте. То, что мы окажемся без креста, это не пойдёт на пользу нашей душе. Мы везде должны быть с крестом.
- А если крестик каким-то образом потерялся, имеет ли это какое-то духовное значение? Может быть, какой-то знак, предзнаменование?
- Мы должны следить за своим крестиком. Он – наше благодатное оружие. Но если это случилось, то, конечно, нужно будет посмотреть на себя, на свою душу. Может быть, по каким-то грехам Господь попустил утерю этого креста. Раскаяться в этих грехах, попытаться исправить свою жизнь. Конечно, Господь, по своему милосердию, нас простит и покроет нас своей милостью.
- Письмо без подписи: “Не хочу быть человекоугодницей, но я открыто проявлять свою веру не могу. Это вызывает протест со стороны близких, их раздражение. Как быть?”
- Когда человек показывает свою веру, — это — повеление Божие. “Покажи веру свою от дел твоих”, — так написано в священном писании. Мы должны это делать. “Вера без дел мертва есть”. Можно много говорить о том, что мы любим Бога, что мы верим в Бога, но как так, если мы не можем проявлять эту веру на деле? Мы стараемся веру свою не выказывать, то есть не показывать с гордостью, — а естественно, жить жизнью православного христианина. Это – показатель твоей веры. Ты — спокойный, благочестивый, любвеобильный, кроткий, сдержанный, стараешься делать добрые дела ближнему, покрывать недостатки терпением и любовью, снисхождением к немощам ближнего. Это и есть показатель веры в Бога. Ведь если мы будем делать то, что нам повелевает священное писание, то мы показываем на деле то, что мы послушны воле Божией, то, что мы любим Бога не только на словах, но и на деле. В священном писании написано, что нужно быть снисходительным, терпеливым, если тебя ударят в левую щеку – подставь правую, но это не значит, что ты являешься человекоугодником, а значит, что ты – исполнитель воли Божией. То есть вера должна проявляться по содержанию, а не по форме. Без демонстрации. Чтобы жизнью своей показывать всем пример.
- Владыка, ещё одно письмо: «Я очень верю в Бога и люблю Бога, Он мне всегда и во всём помогает, — пишет читательница «Православной газеты». — Но я не понимаю, зачем весь этот внешний антураж. Иконы, кресты, длинные службы, молитвы… Разве это имеет к Богу какое-то отношение? Зачем всё это?”
- Это всё нужно нам самим. Это – проявление нашей любви к Богу. Иконы помогают нам в молитвенном общении соединяться с Богом. Через иконы мы получаем благодать, которую Бог передаёт нам. Во время церковных служб прославляется имя Божие, Сам Господь пребывает вместе с ангелами и святыми угодниками. Во время богослужения вся “небесная церковь” присутствует в “земной” и, вместе с нами, славословит Богу. Когда человек находится в таком благодатном молитвенном общении, ему легко стоять и ему не кажется, что это долго. Наоборот, ему хочется ещё больше. В монастырях хотят постоянно молиться и славословить Богу. Стараются читать всё по уставу и петь тоже, иногда по 2–3 раза повторяя одни и те же слова. Нам необходимо, чтобы мы упражнялись в молитве и славословии Бога. Потом это начинает давать нам радость и утешение, давать большую пользу нашей душе. А когда мы говорим, что мы “любим Бога” и “ничего больше не надо” — мы обманываем сами себя. Мы не любим Бога. Если человек любит Бога, то он должен идти к Богу. Выражать внешне свою любовь к Богу.
- Жительница Ботанического района Екатеринбурга Нина позвонила на телестудию с вопросом: «Ботанический район является густонаселённым, но на его территории до сих пор нет храма, а ближайшая церковь находится далеко. Планируется ли на «Ботанике» строительство храма? Если да, то как скоро?»
- Чем больше будет вот таких пожеланий, тем быстрее это исполнится. Мы стараемся, чтобы во всех районах города были храмы и людям было удобно ходить в церковь. Чтобы не нужно было ездить далеко на богослужение. Не только пожилые, но и молодые люди хотят, чтобы церковь была к ним ближе и можно было бы сходить помолиться и дальше заниматься своими хозяйственными делами. Я думаю, что чем больше вы будете стучать, тем быстрей Господь откроет.
- Письмо из Верхней Пышмы: “Скажите, пожалуйста, об отношении Церкви к ясновидящей издательнице серии книг “Откровения ангелов-хранителей” в 13 томах Любови Поповой. Она считает себя ясновидящей с мировым именем и разговаривает с ангелами посредством зеркала”.
- Не может быть, чтобы она разговаривала с ангелами. Тем более, через зеркало. Мы знаем, что удостоиться такой чести, во-первых, дано не каждому. Во-вторых, дано только тем, которые очистили свою душу от греха. Впомним слова Спасителя: “Только чистые сердцем Бога узрят”, — это может быть дано только тем подвижникам, которые долго работали над собой и своей душой, чтобы её очистить. Только тогда Господь давал им какие-то дарования: видеть, предвидеть, предсказывать, исцелять людей от различных болезней. Очень важно, что все эти подвижники даже принимать не хотели эти дарования. Они избегали этих дарований. Не хотели видеть вообще ничего такого, сверхъестественного. Они боялись потерять ту благодать, которой они с большим трудом достигли борясь с собой. Боялись впасть в прелесть. Прелесть – гордость высшей степени. Они боялись этого.
Когда я слышу, что есть такие люди, — «ясновидящие» — то сразу говорю, что эти люди – не от Бога. Хотя они и делают всякие, казалось бы, хорошие дела, лечат больных и тому подобное, но это делается не благодатью Божией. Это исцеление не идёт на пользу их пациентам. Болезни даны Богом за какие-то грехи. Господь хочет, чтобы человек сначала оставил грех, начал жить богоугодно. Тогда Господь освободит его от болезни. А когда человек хочет жить в грехе и быть здоровым – это не богоугодное дело. Очень важно, что Господь дал нам болезни и естественный путь их излечения. У нас есть врачи, которые даны Богом. Они учатся для этого. Господь дал им дары, помогающие им исцелять наши телесные недуги. Есть церковь, которая исцеляет наши душевные недуги. В церкви есть все средства для того, чтобы получить исцеление. Церковь даёт, как бы, “рецепты”. Она учит нас тому, что нужно делать для того, чтобы получить благодать Божию. Не так всё просто. Не будет того, что нажимаешь на кнопку, и совершается чудо. Если мы идём к врачу, то он говорит, что для того, чтобы получить исцеление, надо делать одно и не делать другое. Также и в духовных болезнях. Священнослужитель тоже говорит, что нужно каяться в грехах, стараться делать добро людям. Чтобы Господь видел, что мы хотим раскаяться. У нас есть много икон и святых мощей, через которые тысячи людей получают исцеление. Но Господь хочет, чтобы человек, увидев это чудо, исправил свою жизнь, стал жить благочестиво, ходил бы в церковь. Тогда болезни к нему не приступят. А болезней сейчас много, и среди них есть очень тяжёлые. Даже медицина не знает, как с ними справиться.
- Владыка, известно, что Церковь предостерегает людей от посещения различного рода целителей, гадалок, ворожей. Почему?
- Потому, что эти целители в какой-то степени, может, и облегчают какие-то болезни, но за это заболевает очень сильно душа. Если они находятся в общении с негативной силой, эта сила добра долго делать не будет. После кратковременного облегчения болезнь может стать ещё сильнее. Тогда её, может быть, будет тяжело излечить теми путями и средствами, которые предлагаем мы и врачи. Не ходите туда. Вам может стать гораздо хуже. Мы не хотим, чтобы людям было плохо, и советуем идти тем путём, который предлагает нам святая Церковь и который проверен веками. Есть специальные молитвословы, есть огромный требник, в котором мы на все случаи жизни можем найти молитвы.
- Да, Владыка. Я могу даже свидетельствовать, поскольку я служу в психиатрической больнице. Наверное, половина пациентов этой клиники – те люди, которые пытались решать свои проблемы с помощью ясновидящих, целителей и т. д. В результате они оказались пациентами этой больницы. Но люди идут туда с реальными проблемами. Что может предложить Церковь для врачевания духовного, телесного здоровья, бытовых неурядиц, семейных проблем?
- Я уже говорил о том, что Церковь может предложить всё. Она имеет богатейший опыт. У нас очень много святынь, к которым можно прибегнуть, чтобы получить исцеление тех или иных недугов. Я говорил, что у нас есть святыни в Тарасково, многие там исцеляются. У нас есть в Верхотурье мощи праведного Симеона, есть Меркушино, место где были обретены мощи праведного Симеона, и сёстры этого монастыря постоянно записывают те чудеса, которые происходят с людьми в этом месте. Ганина яма. Там тоже очень много исцеляется. Храм-на-Крови: читается постоянно акафист Царственным Страстотерпцам. Там тоже люди получают много исцелений. Средств очень много. В каждом храме можно заказать молебен о здравии. Есть специальный молебен о болящих. На проскомидии, на великой ектении, на сугубой ектении поминается имя больного и молится вся церковь. Икона Божией Матери “Знамение” в Верхнем Тагиле, очень древняя, благодатная икона.
Но нужен большой труд. Нужно трудиться. Не то, что пришёл один раз и всё получил. Господь за веру, за труд, за постоянство, видя веру и усердие, даёт облегчение, силу, исцеление. Человек может выздороветь чудесным образом. Конечно, мы прибегаем и к медицинской помощи. Совместное действие медицинской помощи и церковных молитв даёт большую пользу людям. Человек здраво, без побочных проявлений, получает исцеление и радуется, что получил такую милость.
- Спаси Господи, Владыка, и благословите наших зрителей и читателей на предстоящие дни до следующей нашей встречи.
- Бог благословит, Бог в помощь и спаси Господи.
К сожалению, время нашей передачи ограничено тридцатью минутами и они уже заканчиваются.
Программа «Архипастырь» выходит каждую пятницу, в 7.30 утра на телеканале «ТВЦ-Екатеринбург». В повторе программу можно смотреть по субботам в это же время.
Свои вопросы Владыке Викентию вы можете задать, позвонив на телестудию Епархии по телефону 17–93–38.
С архиепископом Викентием беседовал священник Евгений Попиченко.Расшифровка аудиозаписи — Евгений Логинов. Руководитель программы – игумен Димитрий (Байбаков).
Екатеринбург, 19 сентября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». В небольшом районном центре Шаля, в 150-ти километрах на запад от Екатеринбурга, идет строительство храма. Храм этот заложен и будет освящен во имя Святого Апостола Андрея Первозванного. А закладку первого камня полтора года назад
Екатеринбург, 23 октября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Очередной, девятый, выпуск православной телевизионной программы Екатеринбургской епархии «Архипастырь» записан в резиденции
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.