Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
(Окончание. Начало в №№ 37, 38)
Суевер думает, что если одним тайнодействием в его жизнь пришли беды и скорби, то другим отдельным действием все будет поставлено на место, и он дальше заживет припеваючи, тем же греховным образом. Вместо того, чтобы веровать и руководствоваться в жизни здравым рассуждением, суеверный человек ставит свои успехи или неудачи в зависимость от подобных примет: понедельник для начинания дел тяжел; 13 человек за столом оказалось или вообще число тринадцать; новый дом не обходится без умершего, и другие. Такие люди не только не оставляют столь грубого предрассудка языческой древности, но еще прибавляют к нему и другие суеверия. Я замечал, как некоторые преподаватели вузов суеверно остерегались показывать на себе, при этом замечая, что не суеверных людей не бывает. А некоторые довольно хорошо образованные люди при получении зарплаты дуют на деньги, чтобы не перевелись, как они говорят. Так же стучат по дереву, плюют через плечо, чтоб не сглазить. Последнее время мне приходится часто ездить в общественном транспорте и невольно быть очевидцем различных разговоров о жизни. Так вот, некоторые причиной разводов считают подарок часов.
Приходилось видеть, как некоторые суеверные женщины отказывались дать мужчине на память булавку, думая, что можно рассориться, или что кто возьмет на память булавку, с тем случится несчастье. Вообще, для всех предрассудков есть ясные опровержения в слове Божием и в здравом смысле.
Изучая проблему суеверий, необходимо обратить внимание на тех, кто распространяет суеверия в нашей стране. Ведь это не только “безграмотные старушки”. Это целая “армия” колдунов, магов, экстрасенсов, парапсихологов, целителей, астрологов, гадателей, прорицателей, гипнотизеров, лжепророков… Современным людям настойчиво внушается мнение, что есть магия черная — для зла и белая — для добра. Всему этому стараются придать научность через различные термины. Пример этому — психологический словарь-справочник, рассчитанный на самый широкий круг читателей: студенческой молодежи, преподавателей средних и высших учебных заведений, который дает такое определение:
“Магия (волшебство) — способности воздействовать на людей и вещи… делится на черную (вредоносную) и белую (полезную). Разновидности магических действий связаны с разными сторонами жизнедеятельности людей: хозяйственная магия (обряды), лечебная (белая магия), вредоносная (черная магия, насылание порчи). Элементы магии присущи обрядам всех религий”. Поэтому, мы должны быть готовы к встрече с образованными людьми, имеющими такое мировоззрение. И если мы первыми не обличим эту ложь, она останется в умах многих людей всех поколений.
Обеспечивая себе право на жизнь в обществе, у колдунов появляются все новые и изощренные названия. Некоторые не прочь подкрепить свои методы различными “чудесами”, ложно прикрываются благословениями священников и архиереев, спекулируя на невежестве и беспечности людей. Многие колдуны считают себя даже чадами Православной Церкви. Они выступают по радио, телевидению, во Дворцах культуры, дают объявления в газеты и журналы. Создаются всемирные школы колдунов и экстрасенсов. Среди них есть якобы потомственные маги. Своим клиентам они предлагают различные талисманы. На самом деле, надо разъяснять, исходя из живых примеров, что магия одна — дьявольская. За этот грех 36-ым правилом Лаодикийского собора извергали из Церкви. За разные гадания правилами соборными назначена шестилетняя епитимья.
На оккультной литературе часто изображают православных святых, Богородицу. Сами целители нередко имеют церковный вид, выставляют напоказ кресты, иконы. Служители тьмы утверждают, что шаманство, колдовство, магия — это истоки древней религии, в том числе и Православия. Но это всего лишь очень тонкий обман доверчивых людей. Например, для безопасности своего имущества рекомендуют написать на бумаге заговор:
“Выхожу из дверей раб Божий, становлюсь посреди двора. Со мной Николай угодник стоит. Запрусь, затворюсь затвористым замком. На обеих дверях два ангела сидят. Кто едет — проедет, кто идет — пройдет. Грабитель во двор зайдет — не дойдет, ноги одеревенеют, руки окаменеют, глаза потемнеют. Кругом моего двора быстрая река, крутая гора, темный лес. Аминь. Аминь. Аминь”. Молитва явно не православная, но с упоминанием видимо святителя Николая архиепископа Мирликийского. Таким образом, у некоторых может создаться иллюзия сотрудничества колдуна и Церкви. А на самом деле происходит попрание и осквернение святыни. Своих клиентов враги Церкви могут отправить креститься, исповедаться, причаститься.
Обманутым надо разъяснить, что чародей отдает свою душу дьяволу еще при жизни. Магическую силу он получает в том случае, если дает обет погубить и других людей. Поэтому чародеи спекулируют на болезнях и скорбях несчастных людей. Многие, не жалея денег, идут к ним, желая побыстрее получить желаемое. Приведем наставление преп. Григория Нисского: “У плотолюбца в настоящей жизни есть желание заглянуть в будущее, чтобы избежать бед или достигнуть желаемого. Потому, чтобы люди не обращали взор к Богу, исполненное обмана демонское естество изобрело многие способы узнать будущее: например, гадание, толкование знамений, прорицания, вызывание мертвых, исступления, наития божеств, вдохновения, карты и многое другое. И если какой-нибудь род предвидения, вследствие какого-либо обмана, признан истинным, демон представляет его обольщенному в оправдание лживого предложения. И на всякую ложную примету демонское ухищрение указывает обольщаемым, чтобы люди, отступив от Бога, обратились к служению демонам. Одним из видов обмана был и обман чревовещателей, в которых верили, что их чародейство может души умерших снова привлекать в здешнюю жизнь”.
“Целители” лечат на способности, как они выражаются пропускать через себя энергию, придавать ей информацию и внедрять ее в биополе пациента. Православие учит, что получить исцеление возможно очищением души от грехов, через деятельное покаяние, основанное на христианском образе жизни и заповедях Божиих.
Заметим, что оккультисты основное внимание обращают на точность совершения ритуала, следуя поговорке: “Весь мир подвластен богам. Боги подвластны заклинаниям. Заклинания — брахманам. Наши боги — брахманы”. Точность произнесения заклинаний здесь имеет принципиальное значение. Отсюда, им совершенно не приемлемо православное учение о таинствах, действенность которых обусловлена духовным состоянием принимающего при точном совершении всей внешней (обрядовой) стороны Таинства Евхаристии и правил подготовки к нему. Магизм извращает православное учение, приводит к еще большему росту язычества.
Вообще, экстрасенсорные способности обычно развивают у людей тщеславие, гордость и другие страсти. Поэтому, они являются совсем не святыми, как бы им ни хотелось представить святыми себя окружающим. На своих сеансах они нарушают сокровенный порядок души и тем наносят вред духу, душе и телу человека. Поэтому Православная Церковь запрещает в случае болезней и прочих нужд обращаться за помощью к такого рода целителям. Не рекомендует и отечественная медицина. Согласно Приказу Министра здравоохранения и медицинской промышленности № 245 от 13 июня 1996 года запрещено проводить сеансы массового целительства, допускать использование и пропаганду методов и средств оккультно-мистического и религиозного происхождения. Деятельность оккультных медиков противозаконна.
Уместно было бы еще в дополнение ко всему передать рассказ отца Вассиана, брата преподобного Иосифа Волоколамского, об одном крестьянине, который долгое время был тяжело болен. Родственники советовали ему обратиться к колдуну, но он отказался и усердно молился Господу и святому мученику Никите об исцелении. Однажды ночью он увидел у себя в доме светлого мужа и черного человека с огненным мечом. Черный человек собирался ударить крестьянина мечом, но светлый муж приказал умертвить не его, а тех, кто ходил к колдуну. Светлым мужем оказался святой Никита. Он исцелил крестьянина от его болезни и сказал, что Господь за проявленную твердость в вере прибавляет к его жизни еще 25 лет. А те, кто ходил к колдуну, той же ночью умерли. Думается, комментарии будут излишни.
В наши дни много желающих погадать по руке или на картах. Нередко прибегают за такой помощью к цыганам, которых всегда можно встретить возле храма. Кто сознательно гадает, то есть старается узнать будущее, тот должен задать вопрос себе: “У кого он хочет узнать о будущем и тайном?”. Святитель Иоанн Златоуст отечески советует: “Добровольно не прибегайте к гадателям, но, если вас привлекли к этому другие, и тогда не соглашайтесь… Человек всегда желает знать невидимое, особенно желает знать о своих несчастьях, чтобы вследствие неожиданности не впасть в замешательство… Но если вы будете внимать гаданиям, будете недостойны расположения и милости Божией, и этим приготовите для себя многочисленные бедствия”. Далее святитель поясняет: “Гадатель — это злой демон, который говорит из чрева женщин — чревовещательниц и этим странным действием старается ложное сделать достоверным; говорит же он естественным образом, а из живота, и этим людей невежественных повергает в изумление, заставляя поверить, что он говорит истину ”.
А что значит гадать по звездам? “Не что иное, как ложь и путаница, при которых все происходит наугад и не только на глаз, но и бессмысленно” — отвечает тот же святитель.
Таким образом, очевидно, что ворожба вводит людей в обман и дает повод гадателям быть обманщиками. В их предсказаниях нет и не может быть истины. Заметим, что именно склонность многих людей к суевериям, а также нерадение православных христиан во многом дает почву для жизни магических явлений. Например, многие говорят: «Я крещеный, у меня крестик и иконки есть». Но много ли среди них действительно верующих? Что значит — быть истинно верующим человеком? На эти вопросы дает ответ архимандрит Амвросий (Юрасов): «Настоящим верующим в наше время считается тот, кто был воспитан в православном духе. А те люди, которые не воспитывают своих детей в православном духе, сами редко ходят в Церковь — «как тревога — так до Бога», хотя и носят крестик, не живут по вере. Это лжеверующие. Приходят в церковь:
- Батюшка, мне надо отпеть мужа Николая.
- Как он умер? В церковь ходил?
- Нет, не ходил, умер от пьянки, но он крещеный.
- Он же не православный!
- Как же, ведь он крещеный.
- Вы что же, и крест на него надели?
- Да, надели.
- Если он при жизни крест не носил, сейчас надевать все равно, что на чурбак. Церковь отпевает только православных людей. А то еще и венчик на чело надевают. А что такое венчик? Это венец тому, кто вел духовную борьбу. Венчик для тела, а вечный венец для души».
Я читал, как одна женщина повела свою знакомую в монастырь, а после службы спросила ее, почему та не прикладывалась к иконам, к кресту. Она ответила, что боится заразиться, брезгует. Так рассуждают люди нецерковные, у них все в сознании настроено не как у православных. Например, боятся причащаться, детей причащать — «вдруг какую-нибудь болезнь подцепят?» Они не понимают, что мы принимаем Творца Вселенной, Самого Бога. Другая женщина говорит: «Я хотела бы причаститься и ребенка причастить». А служба уже кончилась, крест дали, все ушли. Спрашиваем:
- Зачем?
- Ну, надо причаститься…
- А что такое причастие вы знаете?
А то еще скажут: «Причастие — это сладенькая водичка с вареньем». Нецерковные люди не понимают, что такое икона, святые мощи, зачем мы прикладываемся к ним, оттого и брезгуют. К освященной воде относятся как к наговоренной живой и мертвой воде. «Не сродни ли святая вода «наговоренной» экстрасенсами или знахарками? Мы ведь тоже ставим емкости с водой; может, как и на сеансах Чумака, Кашпировского, вода на молебнах заряжается?». Некоторые люди уверяют: «Серебряный крест воду освящает». Говорят, что именно серебро убивает микробы, очищает воду. Ну, хорошо. А если на реке во льду прорубь прорубили в виде креста? Священник освятил воду крестом и ушел, а освященную в этом месте воду сразу далеко уносит течением. А народ сутки воду берет, и она весь год не портится. Так сколько тонн серебра надо бросить в речку, чтобы вода постоянно освящалась?
Еще говорят, что будто бы крещенские морозы обеззараживают воду, убивают микробов, но в южных краях морозов нет, а вода освящается и остается чистой. Потому что освящается она не чем-то материальным, а Духом Святым. А наговоренное экстрасенсами заряжается духом нечистым. Святая вода применяется для освящения, исцеления и прощения грехов, а наговоренная умножает грехи, ведет человека к погибели.
Иногда смущаются от того, что потемнел нательный крестик. Не надо думать, мол, что это оттого, что душа темная. Тут ничего духовного и магического нет.
Некоторые носят поясок с молитвой «Живый в помощи Вышняго», надевают на себя ладанки, кладут в кошельки иконки и т.п. Такое отношение к святыне может оказаться ошибочным и далеко не спасительным. Хорошо, если они нам только напоминают о том, что мы любое дело должны предпринимать, испрашивая помощи и благословения у Бога. Но, если мы будем думать, что имея при себе священный предмет уже достаточно исполнили волю Божию, то такой подход к вере может оказаться ложным. Более того, человек может недоумевать и роптать, если с ним случится несчастье.
Иногда надевают нательный крест побольше и подороже, ошибочно считая, что этим заслуживают больших привилегий перед Богом.
Из всего сказанного легко сделать вывод, что верой в приметы, предчувствия и колдовские заговоры человек теряет свою свободную волю, увязает в разных мелочах, лишаясь душевного покоя. Если бы каждый верный христианин хотя бы предупредил, научил своих суеверных друзей и родственников и направил в храм с их бедами и скорбями, то залы, где выступают колдуны всех мастей, пустовали бы. “Пусть будем мы больны, лучше остаться больными, чем для освобождения от болезни впасть в нечестие (прибегая к заговорам). Демон, если и уврачует, больше повредит, чем принесет пользы. Доставит пользу телу, которое спустя немного непременно умрет и сгинет, а повредит бессмертной душе. Если иногда по попущению Божию и исцеляют демоны (через ворожбу), то такое бывает для испытания верных, не потому, чтобы Бог не знал их, но чтобы научились не принимать от демонов даже исцеления”. Такой ответ необходим для тех, кто думает, что колдуны способны творить чудеса.
Наблюдения за суевериями в быту показывают, что многие из них связаны с различными праздниками. Люди всю свою жизнь, все свое рабочее время привыкли размерять по праздникам. В праздники обычно оставляют гнетущие заботы и суету. Но праздник празднику рознь. Все они имеют различное происхождение и несут разный смысл. Для христианина слово праздник — святое слово. Оно понятно и сочувственно каждому православному человеку.
Святая Церковь крепко хранит праздники, посвященные воспоминанию великих событий в Церкви Христовой. Особенно душа отдыхает и радуется в церковный праздник, когда обращается к источнику жизни бессмертной — туда, где нет нужды, болезни, зла и неправды. Для многих людей, принадлежавших к Церкви, но не имеющих живой связи с нею и с ее богослужением, многое в этих праздниках кажется странным и непонятным. Праздники воспринимаются как исполнение каких-то внешних обрядов. Между тем, многие, может быть, и не подозревают, что, придерживаясь подобного предрассудка, они подражают мрачному язычеству.
СУЕВЕРИЯ В ХРАМЕ
В пастырской практике священникам часто приходится сталкиваться с недоуменными вопросами. Один из них: «Можно ли отверзать царские врата по просьбе прихожан в случае трудных родов?». Священник Т. Тихомиров в своей книге «На приходе» дает такой ответ: «Суеверие, хотя бы оно носило и религиозный характер, несомненно вредит чистоте духа святой веры, а потому должно быть мудро искореняемо в прихожанах пастырскими вразумлениями и наставлениями; если царские врата открываются для совершения какого-либо молитвословия, по установленному Церковью чину, для испрошения небесной помощи родильнице, в таком случае тут не будет места суеверию; если же кто-либо из прихожан облегчение трудных родов вздумал бы ставить в непосредственную связь исключительно лишь с самым внешним процессом открытия царских врат, то это было бы суеверием, которое не должно быть поддерживаемо священником; обыкновенно просьбу об отверстии царских врат при трудных родах едва ли можно признать выражением суеверия, скорее она является выражением простой веры, а потому отказ в исполнении подобной просьбы будет ненужною жестокостью по отношению к просящему; но, исполняя просьбу, не следует измышлять какого-либо своего чина, а совершить молитвословие, положенное в богослужебных книгах, например, отправить молебное пение Богоматери с тропарями «Милосердия двери…» и прочее».
Иногда прихожане задают вопрос: «Может ли принимать от купели беременная?». Вопрос касается местных обычаев, по которым беременные женщины, призванные к восприемничеству, сами не приносят младенца для Крещения, не стоят возле купели с восприемником, а сидят в стороне. Они не берут на свои руки младенца и после погружения его в воду, а вместо себя поручают воспринимать младенца от купели Крещения какой-либо другой женщине. Очевидно, в основании обычая лежит поверье, которое должно быть замечено пастырем.
Среди прихожан существует обычай опускать в купель сорочку крещеного. Подобные суеверия в 20-м правиле Номоканона осуждаются: «6 лет да не причастятся, мирские лица, священныя же извергаем».
Во время Таинства Крещения присутствующие иногда внимательно смотрят на купель, желая узнать, не потонул ли брошенный в купель воск с волосами. Если воск упадет на дно, предсказывается ими краткая жизнь ребенка. Следует предупреждать эти суеверные предположения и заботиться об их искоренении.
Священнику часто приходится встречаться с вопросами: «Как завязывать платок?», «Пить лекарство — это грех?», «Не фотографируйте!», «Не мойтесь в праздник!». Многие стараются передавать свечи только через правое плечо. Это церковное суеверие, язычество. На «Херувимской» некоторые стоят, плотно прижав ноги друг к другу, «чтобы бес не прошел». Бывает, какая-то бабушка две свечки купит, закрутит одну за другую, ставит их так, зажигает и молится. Это чтобы дети «жили мирно и счастливо».
Одну молодую женщину со скрученными свечами спросили:
- А зачем вы так сделали?
- Мне муж изменяет. Я соединяю свечи, чтобы он не уходил от меня.
Некоторые считают, что после Причастия грех мыться. Так ли это? Дело не в том, будто мы «вымоем» Причастие. Благодать Божия не вымывается. Необходимо только, чтобы слюна, освященная Причастием, не разбрызгивалась, не попиралась на земле. Поэтому есть в Православии обычай — после Причастия ничего не вынимать изо рта. Есть прихожане, которые после Причастия не разговаривают, не открывают рот, «чтобы благодать не вылетела». Печально, что среди них есть люди, которые регулярно посещают храм и трудятся там во славу Божию.
Иногда говорят: «Вот причащусь десять раз, двадцать пять записочек подам и излечусь». Здесь явный акцент ставится на числе. Число само по себе никак не влияет. Главное — с искренним сердцем обращаться к Богу, и одного раза может быть достаточно для прощения грехов.
Другие говорят, что после причастия нельзя прикладываться к руке священника, нельзя приветствовать ближнего поцелуем. Смущение здесь могло пойти от того, что во время самого причастия разрешается приложиться только к подножию Чаши, как бы к Ребру Господню. Сразу же после причастия, никуда не подходя, ни к чему не прикладываясь, надо запить Святые Дары теплотой, ибо на наших губах Кровь Господня. Как только запили, можно прикладываться к кресту, иконам, руке священника.
Необходимо сохранять душевный мир. Дьявол нас отвлекает мелочами от основного. В Священном Писании так об этом говорится: «Комара отцеживаем, а верблюда поглощаем». Все суеверия придумывает церковно неграмотный народ. В Евангелии не написано, что не надо передавать свечу левой рукой. Там написано: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7, 1).
Многие новоначальные христиане считают, что церковные Таинства схожи с заклинаниями магов, чародеев. Говорят: «Покрестился, повенчался, и все у него в жизни стало хорошо». Все Таинства совершаются Самим Богом. Видимо их совершает священник, невидимо — Сам Христос, во спасение, во благо нашей души. Заклинатели вызывают злых, падших духов, которые могут «помогать» своим верным чадам. Мы венчаемся, крестимся, участвуем в церковных Таинствах не для того, чтобы жить материально благополучно.
В церковных Таинствах душа оживает, укрепляется. А живая, возрожденная для Бога душа в день всеобщего Воскресения унаследует обители рая. С Богом всегда хорошо, где бы мы ни были, что бы с нами ни случилось. Но скорби и искушения обязательны для христианина. Без них невозможно очистить душу. Мы должны помнить, что храм — это кусочек Неба на земле.
СУЕВЕРИЯ В ТАИНСТВАХ И ОБРЯДАХ
Следует напомнить различие между обрядом и догматом. Догмат веры учителя церковные уподобляют жизни, а правила церковные сравнивают с пищею и рассуждают так: без пищи человек может несколько дней прожить, а без жизни пища бесполезна и не нужна. Обряды могут отменяться и прибавляться, но догматы вечно неизменны: «И ежели кто, не ведая, что есть догмат правыя веры, что правило и что обряд, по одному обряду захочет распознать истинную Церковь, — о таковом можно сказать, что он слеп есть умным оком и не разумеет, что есть жизнь и что поддержание жизни, и что украшение» (11, 19 правила Лаодикийского собора). Суеверы поступают «по преданию человеческому, а не по Христе» (Мф. 5, 44).
Много известно неосновательных преданий при крещении, венчании, соборовании, на похоронах и т. д. Эти лжеверования оскорбляют благодать Божию, которая преподается в Таинствах. Религиозные предрассудки уводят от истины. Религиозные поверья опасны еще тем, что они примешиваются к священным предметам и действиям. Теперь остановимся на некоторых из них.
Одно из самых торжественных и радостных событий — Таинство Брака. В то же время совершение Таинства обставлено многими суевериями. Поэтому со стороны священника требуется большая осторожность, чтобы не давать повода суеверам: при обручении не уронить кольца жениха и невесты, так как, по поверию народному, это будет означать, что человек, которому принадлежит уроненное кольцо, вскоре после брака умрет. Если священник уронит кольцо, то это приписывается уже непосредственно действию Промысла Божия. Новобрачные в дальнейшем будут с покорностью ожидать горьких последствий такого нечаянного случая, ими же самими придуманного, что может привести к различным заболеваниям. Точно такое же значение приписывают суеверы и такому обстоятельству: у кого свеча сгорит быстрее или больше сгорела, умрет скорее того, у которого свеча сгорела меньше.
В мае месяце суеверы избегают совершения браков, так как повенчанные в этом месяце будто бы будут всю жизнь свою «маяться», то есть плохо жить. Нелепое и смешное верование, возникшее вследствие простого, совершенно случайного совпадения слов. О том, что надо избегать совершения браков в назначенные Церковью посты, они не говорят.
СУЕВЕРИЯ ПРИ ТАИНСТВЕ ЕЛЕОСВЯЩЕНИЯ
К совершению этого Таинства, по-простонародному «соборованию маслом» больных, многие считают ненужным прибегать или прибегают только тогда, когда уже не остается никакой надежды на выздоровление больного, и даже нередко тогда, когда он находится без чувств. Причина этого заключается в суеверном мнении, что соборованный маслом непременно должен вскоре умереть. Если же соборованный больной выздоровеет, суеверы считают, что каждый встречающийся с ним должен сделать ему низкий поклон как полуумершему или почти что выходцу с того света.
Другие же, напротив, считают, что всякий непременно должен собороваться; но при этом также верят, что оставленное по окончании соборования кадило или другая какая-либо церковная вещь будет означать, что больной не встанет. Дым от потушенных свечей, выходящий в двери, может означать, что больного будут выносить умершим; если же, напротив, дым пойдет вверх или к окнам, то больной выздоровеет. Все эти приметы чужды христианству.
СУЕВЕРИЯ И ИДОЛОПОКЛОННИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ В ИКОНОПОЧИТАНИИ
Общаясь, люди часто выказывают желание зайти в храм. Но нередко, к сожалению, верующие приходят в храм лишь для того, чтобы приложиться к иконам и попросить заступничества и помощи у них, часто не обращая внимания на богослужение и священников. Студенты Семинарии рассказывали, как некоторые люди в храме прикладывают к иконам деньги, чтобы «не разменивались». Не все из прихожан, наверное, смогут объяснить значение иконы для православного христианина. Отсюда люди легко принимают распространенные суеверия об иконах или уклоняются в другую крайность — отвержение иконы, если желания не исполнились. Многие суеверия, которые берут начало с давних времен, бережно хранятся суеверами… Были периоды в церковной жизни, когда неправильное отношение и понимание иконы послужило одним из поводов к иконоборчеству.
Торжество Православия есть торжество иконы, иконопочитания. И всем христианам необходимо проявлять благоговение к иконам, помнить, что суеверные отношения к ним могут привести к отрицательным последствиям.
От истинного богопознания зависит вся будущая судьба человека. Поэтому первейший долг для христианина знать догматы и правила святой веры, предпочитать изучение их всяким другим светским наукам. От нетвердых знаний о иконах происходит и нетвердость в вере, сомнения и суеверия. Отсюда одна из причин религиозных ложных направлений и пороков: «Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня» (Ин.16, 3).
Успешная богословская защита иконы показала православное к ней отношение. Движущей силой иконопочитания является любовь — любовь к Богу и Его святым, любовь к Первообразу и образу Божию, воссиявшему в святых Его.
Такое различение служения и почитания было сделано не только во избежание укрепления идолопоклоннических моментов в отношении к иконе. Оно было обусловлено и самим богословием иконы. «Поклоняющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней», — записано в догматическом определении Собора. Икона — лишь «образ существа», она не идентична ему, однако сущность изображенного невидимо, как Божественная энергия, «присутствует» в своей иконе. Отсюда можно сделать окончательный вывод, что суеверия в иконопочитании не допустимы.
Напомним, что обличающий взгляд Православной Церкви на волшебство, колдовство и всякого иного вида суеверий выражен:
- в Священном Писании;
- 61-м, — 62-м, 65-м Правилах VI Вселенского Собора. Указанные правила VI Вселенского Собора (Трульского, 691 год) имеют еще более ранние соборные и отеческие правила: 24-е правило Анкирского (314 год), 35-ое правило Лаодикийского Собора (ок. 367 года), 58 и 84-е правило Карфагенского (ок. 418/26 г.г.);
- в Славянской Кормчей.
Все они под угрозой анафемы требуют от христиан уклонения от различного, в том числе прикровенного идолопоклонства и уничтожения в христианских странах всяких следов языческого идолопочитания. А святитель Василий Великий (правила 65, 72, 73), святитель Григорий Нисский (правило 3), подвергает обращающегося к волхвам той же эпитимии, что и убийцу. Отцы и учители Святой Церкви, выразившие в указанных Соборных Правилах свой взгляд на суеверия, старались бороться с этим злом посредством своего пастырского слова. Мы имеем блестящие образцы пастырских обличений языческих пережитков, проявлявшихся в жизни христиан первых веков, в творениях святителя Иоанна Златоуста, блаженного Августина, а в Русской Православной Церкви — у преподобного Феодосия Печерского, Серапиона Владимирского, святителя Тихона Задонского и других.
Принимая подобные меры, Православная Церковь старалась оградить чистое зерно христианской веры от плевел, могущих исказить и обезобразить веру. В христианском учении человек может найти ответ на все вопросы своего бытия, а в преподаваемой Церковью благодати получить достаточную помощь для борьбы со злом, с которым человек может встречаться в этой жизни. Познавшему истинного Бога и имеющему своим Спасителем Господа Иисуса Христа скверно искать себе помощи у низших тварей. Учение, смешанное с суеверием, с пережитками язычества и других верований, перестает быть чистым, преподанным для нас Самим Спасителем. Хотелось бы еще раз обратить внимание на то, что суеверия губительны для души и с ними необходима постоянная борьба.
Из дипломной работы воспитанника
5 курса Екатеринбургской
Духовной Семинарии
Вячеслава Сергеева
Екатеринбург, 26 сентября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Престольный праздник- Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, который отмечается 27 сентября, прихожане в приходе рабочего поселка Тугулым отмечают
Екатеринбург, 25 сентября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Церковно-приходская школа при храме в честь Всех Святых города Екатеринбурга существует уже более 10 лет. Кроме воскресных занятий по Закону Божиему, в будние дни здесь проходят различные факультативные занятия — хоровое пение
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.