Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Сегодня образовательная система находится в поисках точки опоры. Когда-то, исключив из нее человека, духовность, нравственные основы, мы теперь подошли к критической черте: под угрозой оказалась сама возможность продолжения нашего существования на земле. Для того, выжить и развиваться дальше, необходимо культурное образование. Духовные же истоки нашей культуры лежат в Православии.
Об этом говорил профессор С. Погорелов на семинаре для педагогов общеобразовательных школ Екатеринбурга и области, состоявшемся в Институте развития регионального образования. Семинар возобновил занятия после летних каникул. Цель его – подготовить учителей к преподаванию “Основ православной культуры” – будь то кружок, факультатив или просто беседа. Предмет в школах еще не введен, но медлить уже невозможно: если тоталитарный человек был подавлен, подчеркнул С. Погорелов, то нынешний бездуховный человек – агрессивен. Его самореализация несет опасность для общества. Нарушена целая система вековых ценностей. По сути, поучения Владимира Мономаха не должны бы расходиться с теперешними, но произошла чудовищная подмена идеала. В результате в погоне за благами цивилизации, молодежь оказалась в духовной пустыне. Исписанные непристойностями подъезды домов – яркая иллюстрация их внутреннего состояния, выражение глубокого отвращения к жизни. Наша задача – вывести каждого на самостоятельный путь духовного поиска, вернуть осознание ответственности за происходящее. Православие – это и ответственность перед природой. Культура – возделывание, совесть – духовная ценность. Пока же не будет страха Божиего, никакие достижения науки и техники не помогут нам, потому что без Бога утрачивается смысл жизни. Программа “Истоки”, разработанная в Вологде и взятая за основу в Екатеринбурге, как национально – региональный компонент, должна стать точкой опоры, — убежден профессор С. Погорелов. Содержание курса надпредметно. В основе его – воспитание на социокультурных, предельных ценностях, на которых человек выстаивает свою жизнь. В чем смысл бытия? Как относиться к миру? Что можно, а где запрет? Сами по себе эти вопросы бесконечны. “Наше дело – одно из самых трудных, за нами идут неопытные, — сказал С. Погорелов. — В чиновничьей иерархии мы люди второго сорта, но дети нам доверяют”.
Как преподавать новый предмет даже на уровне факультатива – вопрос далеко не из легких. Нет накопленного опыта, не на что пока опереться. Со всех сторон – одергивание и настороженность: как бы чего не вышло. Лекции по методике преподавания “Основ православной культуры” на семинаре читает методист отдела церковно – приходских школ Екатеринбургской епархии А. Богданова. Фундаментом образования, утверждает она, должна стать Священная история. Тексты Священного Писания лучше всего читать вместе с детьми в подлиннике, только тогда открывается их глубинный смысл. Но школьникам не достаточно знать лишь событийную сторону: педагог должен привести их прежде всего к пониманию, что предназначение жизни человека должна соединиться с волей Господа. Тогда все выстраивается в единственно верном порядке: дух – душа – тело. Если же учитель не постиг этого сам, то все его затраченные труды становятся бессмысленными.
В связи с этим приходят на ум и неизбежные размышления. Педагоги, которые уже и сейчас ведут в школах работу, приобщая детей к Православию (спасибо им за эти первые опыты!), зачастую сами не готовы дойти до столь высокого смысла. Это не вина, а беда целого поколения, выросшего в атеистической действительности. Средний возраст сегодняшнего учителя в среднем пятьдесят лет. Ни детстве, не в юности с ними о Боге не говорили. Воцерковленных – единицы. Зато озабоченных стремительным падением нравственности, наступлением чуждой культуры среди них немало. И все они с одной стороны стоят пред извечным вопросом “что делать?”, с другой – сами пока не нашли истинного пути спасения. На вопрос лектора: “В чем смысл урока о Богородицу?” последовали невнятные ответы, многие же учителя просто молчали. Поэтому берусь утверждать, что лекции на семинаре (“Иконоведение”, преп. Н. Каримова, “Символика одежды”, преп. О. Щелудякова, и другие) пока еще стали для педагогов только общеобразовательными. Если не ликбезом…
Однако, все с чего-то начинается. Горько лишь сознавать, что огромная культура православной страны оказалась настолько отчужденной от нас, что пришлось учителям сесть за парту, чтобы заново знакомиться с ней. Впереди – поле непаханое, или, скорее, невозделанный сад. Разрабатываются учебники, готовятся курсы по изучению программы “Истоки”, рождается первый опыт в городах и поселках России. Первопроходцам трудно всегда. Но если не щадить себя и трудиться, видя впереди благую цель, все, конечно, получиться. А если учитель на первых порах будет постигать Православие вместе с учеником, может, их дороги сольются?
Людмила
Косовская
Екатеринбург, 17 сентября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». 21 сентября, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, начнется новый учебный год в воскресной школе
Екатеринбург, 12 сентября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». В Екатеринбург с гастрольным чесом нагрянула очередная гадалка. В августе судьбы уральцев уже «предсказывала» одна «ясновидящая» — «гадалка Ирина», теперь с визитом нагрянула ее коллега — «Анна». «Гадалка Анна» сулит счастья и несчастья в здании Дома офицеров. На прием к ней ежедневно
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.