Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №37 (262) → Суеверия в свете православной веры

Суеверия в свете православной веры

№37 (262) / 1 октября ‘03

Азы православия

Без веры невозможно угодить Богу», — говорит нам Священное Писание (Евр. 11, 6). Вера в Бога — первое и основное условие спасения человеческой души. Наша душа, созданная по образу и подобию Божию, постоянно ищет Бога, стремится к Нему и только в Нем обретает покой и довольство. Во все более широких кругах общественности растет интерес к религии, к Православию. На наших глазах происходит оживление духовной жизни: в большие православные праздники екатеринбургские храмы бывают переполнены, в городах и районах Епархии открываются все новые приходы. Все это свидетельствует о том, что в душах людей оживает религиозная жажда познания Бога, но у этого отрадного стремления наших современников к духовной жизни есть и другая сторона.

Не обладая подчас твердыми знаниями основ православной веры, современные неофиты легко склоняются к суевериям. Порой, даже часто ходящий в храм человек боится пожать руку или благословиться через дверной порог, далеко обходит черную кошку. Развитию суеверий весьма помогают средства массовой информации. О глубине проникновения суеверий в массовое сознание красноречиво говорит хотя бы такая публикация в бесплатной газете “В каждый дом” (тираж 250 тысяч экземпляров), знакомящая горожан с праздником Рождества Христова и Святками: «Двенадцать дней после праздника Рождества Христова называют Святками, то есть святыми днями, так как эти двенадцать дней освящены великими событиями Рождества Христова. Испокон веков считалось, что в эту неделю вся нечисть отступает перед великой радостью Рождества и ничто не мешает заглянуть будущему в лицо. Тот нерусский, кто не безобразничает на Святки. В эту праздничную неделю, следующую за Рождеством, православным разрешалось все. Или почти все: пить неумеренно, драться, горланить песни на улицах… Не склонные же к активному отдыху граждане ходили в гости, катались с гор и на санях. Ну и, конечно, колядовали и гадали».

К сожалению, суеверия сегодня распространены во всех слоях общества, встречаются они как в быту, так и в церковной жизни. На приходах есть люди, считающие великим грехом изменить пустой обычай, отвергнуть бессмысленное поверье, и, в то же время, без смущения нарушающие заповеди Божии.

“Я есмь Господь Бог твой: да не будут у тебя бози иные, кроме Мене”, — гласит первая заповедь Божия. Суеверия нарушают именно ее. Первой заповедью Господь повелевает нам почитать Его как Единого Истинного Бога и поклоняться только Ему одному. Истинное Богопочитание невозможно без знания Бога, но знания не только от ума — холодного, пустого, мертвого, а знания от жизни и сердца искреннего, глубокого, деятельного.

Веровать в Бога, познавать Его умом, душою и сердцем, признавать за истину все, что говорит Бог и Святая Церковь, — вот чему учит Господь Своей заповедью. Увы, она часто нарушается без всякого смущения. Можно сказать, что мы живем в неоязыческом мире, где люди ходят к колдунам и гадалкам и сверяют жизнь с восточными гороскопами. В 2003 году наши соотечественники встретили “год козла”, ранее — красного дракона и зеленой коровы. Это абсолютно никого не удивляет! Кто-то считает весь этот “зверинец” веселой забавой и шуткой, кто-то вполне сознательно поклоняется китайским божкам. Однако эта ситуация совсем не шуточная: в истории известны случаи, когда одна страна перенимала у другой вслед за календарем веру, традиции, моральные ценности, культуру… В росте суеверий скрыта опасность не только для Православия, но и для культуры и целостности всей России. Тем не менее, неоязычество многими воспринимается положительно и поощряется в разных слоях общества. Так, год назад “Областная газета” обратилась к читателям с вопросом: “Какими событиями знаменателен 2001 год?” Знаменательным событием был назван выход в “Уральском издательстве” книги “Русский мифологический словарь”. Вот несколько цитат из этого издания: “Православие, заимствованное нами у Византии, так и не смогло ни тогда, ни сейчас победить язычества. Да, капища языческие вместе с идолами беспощадно уничтожались. Да, вещие женки и знахари запытывались насмерть. И даже естественный, веками проверенный опыт общения с природными силами высмеивался как невежество, лжемудрование, а слово “суеверие” приобрело значение святотатства. Но душу народную, всегда обращенную к своей златокудрой языческой младости, не переделаешь. Так родилось двоеверие, в котором причудливая вязь христианских откровений переплелась с преданиями суеверной старины. Лишь в последние несколько лет, почувствовав угрозу самоуничтожения, наше общество начало всерьез обращаться к преданьям старины глубокой. Русские суеверия — это сплошь поэзия и тайна вековечной народной мудрости”.

“У того беда на носу висит, кто не чтит примет и не слушает старых людей”. “Пусть же нам поможет уберечься от бед житейских и нравственных “Словарь русских суеверий”.

Такие издания выходят миллионными тиражами и пользуются спросом у покупателя. Многие из таких книг рекомендованы для школ и внеклассного чтения. Неудивительно, что после их прочтения в сердцах и умах наших сограждан возникает смущение. Даже оказавшись в церковной ограде, вкусившие “народной мудрости”, люди еще долгое время не могут отличить истину от лжи. От той лжи, которая уводит душу человеческую далеко от Бога и служит причиной ее вечной смерти…

“Сколько погибло христиан оттого, что не хотели обратить внимание на основание нашей веры”.

Православная литература, раскрывающая суть и гибельность суеверий, к сожалению, редко встречается на прилавках церковных киосков. Не так просто отыскать ее и в библиотеках города. Поэтому любое обличение суеверий в свете Православной истины, на мой взгляд, должно помочь в борьбе с их распространением.

ОТЛИЧИЕ ВЕРЫ ОТ СУЕВЕРИЯ, ВИДЫ СУЕВЕРИЙ

Итак, то, что суеверия существуют, ни у кого не вызывает сомнения. Однако, отношение к этим суевериям совсем не одинаково. Уже было подмечено, что многие люди считают, что суеверия — это поэзия и тайна вековечной народной мудрости. Более того, существует мнение, что тех, кто не придерживается примет, ожидают различные беды. Поэтому, чтобы избежать трудностей в жизни, многотиражная литература рекомендует нам обратиться к “преданьям русской старины”. Очень заманчиво… но так ли это на самом деле? В начале обратимся за разъяснением термина “суеверие” к нескольким научным справочникам.

“Суеверие — приписывание религиозного значения всему, что не имеет такового. Предмет суеверного отношения, в отличие от предмета веры, доступен познанию человеческим разумом, что и дает критерий отличия веры от суеверия. По их содержанию: вера неотделима от истины, а суеверие — от заблуждения. Заповедь «не делай себе кумира» (Исх. 20, 4) возлагает на нас ответственность за то, чтобы религиозное поклонение не становилось суеверным, чтобы оно совершалось в духе истины. В истории религий нередки подмены веры суеверием. Религиозная вера и суеверие совершенно разные. Одно вырастает из страха и представляет собой род лженауки. Другое, же — доверие”.

Суеверие, по определению энциклопедического словаря, есть “вера в таинственные свойства и волшебную силу предметов, явлений и процессов окружающего мира, в магическую силу отдельных людей, якобы способных проявлять благо или неблагоприятный исход событий, предвещать будущее. Суеверие — следствие сохранения в сознании многих поколений людей элементов первобытных верований. Проявления суеверий — вера в чудеса, совершаемые колдунами, ведьмами, толкователями снов, в сглаз, в гадания (хиромантия, френология (ум, мышление), гадания на картах и т.д.), в предзнаменования, в оборотничество, упырей, вурдалаков и пр. Суеверия различаются в топографическом плане (специфичны в городе и селе); в возрастном (молодые склонны верить в судьбу, в гадания, пожилые — в знахарей, в вещие сны и пр.); в профессиональном (более склонны к суевериям люди рисковых профессий — летчики, водители, хирурги, нередко их суеверия приобретают сугубо индивидуальный характер). Суеверия имеют свое основание, помимо существующей в сознании тяги к таинственному, необычайному, в мистификации обыденных отношений, в абсолютизации случайных совпадений. В психологическом плане суеверия более всего присущи людям, испытывающим неуверенность в себе, чувство страха; одна из причин суеверий — в “постоянном колебании души между надеждой и страхом”. Здесь для нас даны важные сведения, полученные научными исследованиями.

Современный гуманитарный словарь-справочник сообщает нам следующее: “Суеверие — ложная вера; неполноценная, превратная убежденность. Следует отличать теоретическое суеверие, проникающее в миросозерцание человека, от практического, т.е. веры в оккультизм, в магические действия. К числу теоретических суеверий К. Поппер отнес некоторые социальные теории. Так, он писал: “В своих современных формах заговорщицкая теория общества, которая, подобно современному историцизму и современным попыткам установить “естественные социальные законы”, является типичным результатом секуляризации религиозных предрассудков. Вера в Гомеровских богов, заговорами которых объясняли историю Троянской войны, прошла. Боги изгнаны. Однако их место заняли могущественные индивидуумы или группы — злонамеренные группы, порочные замыслы которых ответственны за все зло, от которого мы страдаем”…

Таким образом, все перечисленные научные справочники дают по сути одно и то же определение суевериям, характеризующееся с отрицательной стороны. Но при этом очевидно также, что суеверия имеют место в жизни многих людей. Более того, справочная литература знакомит нас, в какой среде и по каким причинам суеверия существуют более всего. То, что научная литература дает отрицательную оценку суевериям, может для нас быть крепкой опорой, так как много образованных людей пользуются именно ею. Для таких людей главной нашей задачей будет разъяснить то, что мы относим к суевериям.

Итак, суеверие это суетная, пустая, ложная вера. В православном понимании источник суеверия есть удаление человека от истинного света, потеря им настоящего религиозного опыта. Подтверждение этому дает нам Священное Писание:

«Но как они (т.е. язычники), познавши, Бога… осуетились в умствованиях своих и омрачилось их сердце: называя себя мудрыми, обезумели и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся…» (Рим. 1, 21–23). Так объясняет апостол Павел происхождение идолопоклонства, или язычества, которое представляет в самом себе наиболее яркий и опасный вид суеверия.

А также святые отцы Православной Церкви: «Суеверие — смешное и забавное дело сатаны, впрочем, не только смеху, но и геенне подвергающее обольщающихся».

«Если и есть суеверия у язычников, это никак не удивительно. А когда поклоняющиеся Кресту, приобщающиеся неизреченных таинств и достигшие мудрости держатся языческих обычаев, это достойно слез». «Суеверие в мирских людях сопротивляется вере в промысл Божий».

Сущность суеверия, таким образом, заключается в том, что суеверный человек принадлежащее только Богу приписывает творению и, вместо того, чтобы надеяться на Бога, возлагает свои упования на тварей. В истинной религии суеверие всегда осуждалось, а служители обязывались к борьбе с ним.

«Священники в своем приходе должны наблюдать, чтобы не было чародеев, волшебников, ворожей и бабьих шептаний. Вся эта наука вышла из адской школы, равно и те, которые выливают воск и олово для того, чтобы предузнать что-либо; шептанием стараются свести бельма, также шепчут от укушения гадов, заговаривают кровь или носят выписки на шее; утверждают также, что такой-то человек для встречи хорош, а такой-то день благоприятен для путешествия или для начала какого-либо дела; если кто-либо с пустым ведром перейдет дорогу или известное животное перебежит ее, то случится несчастье; во время чтения 12 Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа вяжут узелки и по ним толкуют сны, и безчисленное множество других суеверий рассеивают в мире на пагубу людям, и от них простой народ на дно адово валится и погибает. Это зло и вред, губительный для души, надо стараться всячески искоренять».

Но, несмотря на это, по сегодняшний день среди христиан суеверия остаются: гадания по Библии, употребление суеверных молитв и заклинаний, вера в талисманы, гороскопы, вера в домовых, водяных, леших, ведьм, вера снам, предчувствиям, приметам и т.п. Присутствует обрядоверие, заключающее в себе некоторые элементы суеверия и являющееся одним из видов суеверия. Одни из них обязаны своим происхождением язычеству, достались нам от наших предков — язычников и до настоящего времени продолжают существовать среди нас. Другие суеверия развились в христианскую эпоху, появились в атмосфере религиозного невежества или на почве болезненно мистических устремлений и переживаний таких верующих, которые не удовлетворяются упованием на волю и силу Божию, но ищут скорых чудес в обыкновенных вещах природы.

Но об этом мы поговорим дальше, чтобы доказать, что “преданья русской старины” могут быть разными, и не все они верны и спасительны для христиан.

«Молчаливость пастыря вредна иногда для него самого, а всегда для предстоящих…».

«Должно поучать не только в Церкви: когда священник учить должен, cиe для того приложено, чтоб пресвитеры не думали, что в Церкви только место учению, и то только в воскресные и праздничные дни; не так, но по примеру апостола Павла, и в церкви и по домам обще всех и каждого, и день и ночь, благовременно и безвременно».

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР СУЕВЕРИЙ

Все люди во все времена признавали Бога. Все они чувствовали, что Бог необходим для души человека. Так же, как воздух и хлеб для тела. Один только безумный, по слову святого царя Давида, сказал в сердце своем «несть Бог» (Пс. 13, 1). Но разные люди различно понимали и Бога. Доходило до того, что некоторые поклонялись даже камню, дереву и животным, почитая их за божества. При ослаблении истинной веры люди начинали уклоняться от Бога. Основной и коренной причиной возникновения язычества является ложный путь самоопределения человека. Таким образом, корни суеверия уходят в ветхозаветные времена. Книга Бытия повествует о том, как первые люди соблазнились путем незаконного срывания плода с древа познания добра и зла, чтобы стать “как боги”, избирая более легкий путь — путь безбожный.

Перед вступлением евреев в обетованную землю, где им угрожала опасность увлечься примером суеверных язычников, Моисей, от имени Господа, дает своему народу заповедь: «Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии. Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою через огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей. Ибо мерзок пред Господом всякий делающий это, и за сии-то мерзости Господь, Бог твой, изгоняет их от лица твоего» (Втор. 18, 9–11).

В ветхозаветную эпоху евреи называли язычниками все другие народы. В христианстве “язычество” обозначает ложные религиозные учения и мировоззрения, не связанные с нацией или расой.

Во Второзаконии Моисей, испытывая тревогу из-за соблазнов, ожидавших израильтян, стремится запечатлеть в их сердцах необходимость заповеди Божией. На Второзаконии лежит печать напряжённой борьбы с различными видами суеверий и язычества: «Итак, Израиль, чего требует от тебя Господь, Бог твой? … Чтобы соблюдал заповеди Господа (Бога твоего) и постановления Его» (Втор. 10, 12–13). «Приносили жертвы бесам, а не Богу, богам, которых они не знали, новым, которые пришли от соседей и о которых не помышляли отцы ваши» (Втор. 32, 16–17).

Впоследствии эти заповеди и проповеди повторялись левитами: «Не обращайтесь к вызывающим мёртвых и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь Бог ваш» (Лев. 19, 31). «Если какая душа обратится к вызывающим мёртвых и к волшебникам… Я обращу лице Мое на ту душу, и истреблю ю из народа ея” (Лев. 20, 6).

В древности астрология, алхимия и магия были тесно связаны между собой. В древнем мире маг, жрец, волхв обычно совмещали в своем лице обязанности астролога, колдуна, гадателя снов. Люди, от общения с нечистыми духами и использования их “даров” — магии окончательно развратились, т. е. отпали от Бога и оказались не в состоянии реализовать себя в добре, любви и истине, восходя по лестнице духовного развития к богоуподоблению. Умножилась злоба, нечестие, которое привело к гибели Вавилонского, Ассирийского, Персидского мира.

В книге Царств волшебство прямо названо грехом: “Ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство”. Господь нам показывает причины падения Израильского царства: “…проводили сыновей своих и дочерей своих чрез огонь, и гадали, и волшебствовали…” (4 Царств 17, 17).

Царь Иудейский Манассия, подражая мерзостям языческих народов: “…и гадал, и ворожил, и завел вызывателей мертвецов и волшебников” (4 Царств 21, 6). Первое время его царствования было ознаменовано делами крайнего нечестия. За грехи и беззакония Манассии, в которых, по его настояниям, принимал участие и народ, Иудея подверглась грозному наказанию Божию. Манассия был взят в плен ассирийцами и постыдным образом отведен в Вавилон. Впрочем, после покаяния и искренней молитвы к Господу, исполняя призыв пророков, “…возвратитесь со злых путей ваших, и соблюдайте заповеди Мои” (6 Царств 17, 13), он был освобожден и перед смертью сделал много добра.

Примером благочестия для нас может послужить царь Иосия, который отличался чистотою жизни и благочестием. Священное Писание сообщает, как во время возобновления храма Иерусалимского первосвященник Хелкия нашел книгу закона Моисеева — редкое сокровище в это безотрадное время, когда Бог и заповеди были забыты. Книга была прочитана царю, и он пришел в ужас, услышав, какими страшными наказаниями угрожает Господь нарушающим закон Его. Постепенно Иосия истребил вызывателей мертвых, волшебников, чем угодил Господу (4 Царств 23, 24). В земной жизни, какие бы с человеком ни происходили скорби, болезни, необходимо уповать только на помощь Божию. «Ненавижу почитателей суетных идолов; но на Господа уповаю» (Пс. 30, 7), говорит царь Давид, укрепляя нас в скорбях и болезнях.

Пророк Исаия предрекал гибель народа за нечестие и занятие магией и астрологией: «В тот день отнимет Господь… привески волшебные», «…и прибегнут они к идолам и к чародеям, и к вызывающим мертвых, и к гадателям. И предам Египтян в руки властителя жестокого…» (Ис. 19, 3–4), «…и великим стыдом покроются надеющиеся на идолов, говорящие истуканам: вы наши боги…» (Ис. 42, 7).

Пророк Иеремия продолжает обличать надежды на вымышленных идолов: «Есть ли между суетными богами языческими производящие дождь или может ли небо само собой подавать ливень?» (Иер. 14, 22). Он говорит об упорстве израильского народа жить по суеверным обычаям: «Но они говорят, не надейся; мы будем жить по своим помыслам, и будем поступать каждый по упорству злого своего сердца» (Иер. 18, 12).

Пророк Иезикииль всех, кто нарушал заповеди Божии, призывал к покаянию: «…обратитесь и отвратитесь от идолов ваших, и от всех мерзостей ваших отвратите лице ваше» (Иез. 14, 6), «…горе сшивающим чародейные мешочки…» (Иез. 13, 20).

Во второй главе книги Даниила говорится о сне царя Навуходоносора. Ни гадатели, ни чародеи, ни обаятели, ни тайноведцы не могли правильно истолковать сон. И только пророк Даниил после молитвы к Богу открыл царю значение сна, чем прославил Бога пред царем.

Поучительны годы жизни пророка Осии. Нравы его соотечественников были мрачны и бедственны, религия подавлена идолослужением. В народе распространялись ложь, волхование, суеверие. Все это пророк изображает в самых живых чертах в своей пророческой книге. В ней обличается неблагодарность израильтян к Богу. Основные моменты проповеди — любовь и брак, как символ отношений между Богом и общиной. Таким образом, очень точно показано, что языческие элементы культа являются глумлением над Его любовью к людям. Показано, что Бог не только Судия, но и Отец, исполненный милосердия.

Книга пророка Малахии содержит в себе главным образом строгие обличения беззаконий народа иудейского. Его пророчество есть как бы глас вопиющего в пустыне: “приготовьте путь Господу” (Мф. 3, 3). Народ хотя и возвратился из вавилонского плена, но вновь стал быстро подвергаться нравственному растлению, продолжая жить с суеверными привычками. (Мал. 3, 5). Пророчества Малахии нередко упоминаются в Новом Завете Господом и, несомненно, были известны книжникам и народу.

О непослушании Господу говорил и пророк Иона: «…чтущие суетных и ложных богов оставили Милосердного своего» (Иона 2, 9).

Пророк Михей так высказывает мнение о лжепророках: «И устыдятся прозорливцы и посрамлены будут гадатели…» (Мих. 3, 7).

Изучая книги Ветхого Завета, убеждаешься, как легко люди соблазняются ложной верой. Как только Бог облегчал жизнь еврейского народа, так многие начинали принимать обычаи соседних народов. История Ветхого Завета убедительно показывает, что на протяжении всех веков среди многих людей и народов существовал порок — суеверия. Евреи были избранным народом, но в большинстве своем так и не смогли окрепнуть в добре и вере. На протяжении всей своей истории они постоянно колебались духовно, а в трудных случаях искали поддержки у соседних народов, но не у Бога. И только тяжелое рабство возвращало их взор к Небу. Такие примеры необходимо всегда держать в памяти. Помнить, что искажение веры может привести к отступлению от своих традиций, потере духовных ценностей. Всегда, везде и во всем нам необходимо полагаться на Бога и от Него Единого ожидать себе помощи. Где бы ни были, и что бы ни делали, говорить одно: «Господь со мною. Он все видит, все знает и что Ему угодно, то и сделает. Будь Его святая воля на все». Всякий почитающий Бога, принимаясь за дело, должен прежде поразмыслить, угодно ли оно Господу. Бог есть наш Творец, Промыслитель и Спаситель. Необходимо, согласно Священному Писанию, всегда быть готовым делать то, что повелевает нам Бог и усердно исполнять все заповеди Божии и не роптать на Бога, когда Он не делает того, чего бы нам хотелось. В Новом Завете Спаситель наш Иисус Христос ясно говорит, что жизнь вечная приобретается соблюдением заповедей:

«Что вы зовете Меня: Господи! Господи! — и не делаете того, что Я говорю?» (Лк. 6, 46);

«Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное» (Мк. 7, 8).

Своим примером молитвы в Гефсиманском саду Иисус Христос научает нас не опечаливаться, когда мы молимся, и не бываем услышаны (Мф. 26, 43–44). Вот несколько примеров из Священного Писания: Моисей, желавший войти в землю обетованную, не достиг ее, Богоотцы Иоаким и Анна целую жизнь почти не видели исполнения своей молитвы. Будущее прикрыто от нас: придет время, и многое, чего мы не понимали в судьбе своей, раскроется пред нами.

Новый Завет не менее строго подходит к различным видам суеверий. Апостолы призывают оставаться твердыми в Православной вере, остерегаться влияния языческих обычаев, укрепляя своим примером: “Не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу” (Рим. 4, 20).

И еще: “…идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого” (1 Кор. 8, 4); “Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом” (2 Кор. 6, 16);

“Идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси” (Гал. 5, 20).

“Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего” (Еф. 4, 17);

“И свет светильника уже не появится в тебе; и голоса жениха и невесты не будет уже слышно в тебе: ибо купцы твои были вельможи земли, и волшебством твоим введены в заблуждение все народы” (Откр. 18, 23);

“Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа” (Рим. 5, 1).

Апостол Павел в “Послании к Галатам” говорит, что волшебники, идолослужители “Царства Божия не наследуют” (5, 21). Поэтому ни в коем случае нельзя прибегать к колдовским средствам за помощью. Но, напротив, твердо верить в промысл Божий. Для спасения души в христианстве необходимо искреннее принятие всех истин откровения так, как преподает и разумеет их Вселенская Церковь.

“Чтобы вы помнили слова, прежде реченные святыми пророками, и заповедь Господа и Спасителя, преданную Апостолами вашими” (2 Петр. 3, 2).

“Ибо не законом даровано Аврааму, или семени его, обетование быть наследником мира, но праведностью веры” (Рим. 4, 13). В этом и заключается мудрость.

Говоря о древних магах и чародеях, полезно упомянуть несколько поучительных историй. Одна из них — из жизни апостола Павла, когда он находился в городе Ефесе.

Суеверие Ефеса создало особый класс людей, которые исключительно занимались волхованием и магией. Магическое искусство тут сложилось в систему, были свои книги. Эти книги содержали в себе все достояние долговременного развития магического искусства: имелись правила волхований, заклинательные чародейские формулы. Магия, как тайное искусство, была известна только ограниченному числу посвященных, владевших драгоценными книгами. Проповедь святого Павла, его чудотворная сила, действовавшая в его платках и повязках, обращали на себя сильное и пристальное внимание магов. Но вот бесноватый обличил злоупотребления именем Иисуса и открыто засвидетельствовал Его могущество. Слух о случае с сыновьями Скевы достиг и чародеев. Этот факт окончательно решил их сомнения о Христе, показал ничтожность язычества и чародейства, превосходство проповеди святого апостола. …Главная ефесская площадь была полна народа. В центре возвышался большой костер. Ефесские маги торжественно сожгли все свои драгоценные книги, публично отреклись от своих заблуждений. Костер стал лучшей проповедью о силе Христовой (Деян. 19, 14).

Также и нам должно остерегаться вредных обычаев, которые ничего общего с христианством не имеют.

Афонский Патерик описывает случай с одним монахом, который нашел гадательную книгу и, из любопытства разбирая тайны гадания, увлекся ими. И вот, перед ним встал черный человек исполинского роста и сказал: “Ты меня призвал — вот я. Что тебе угодно, я все исполню, только поклонись мне”. “Господу Богу моему поклоняюсь и Ему Единому служу”, — ответил монах. -“Зачем же призвал меня, узнавая мои тайны?”. С этими словами сатана сильно ударил монаха по щеке и исчез. От боли и страха инок проснулся. Щека его распухла и почернела так, что страшно было смотреть. С каждым днем боль усиливалась, а опухоль совершенно обезобразила инока. Об этом узнал преподобный Дионисий и сразу пришел к несчастному. Помолившись Господу и Божией Матери, святой Дионисий помазал инока елеем. Тот исцелился и прославил Бога.

Из дипломной работы воспитанника
5 курса Екатеринбургской
Духовной Семинарии
Вячеслава Сергеева

(Окончание в следующем номере)

 

В других номерах:

Епархия

Руководитель Паломнического отдела Екатеринбургской епархии включена в состав городской комиссии по аттестации экскурсоводов

Екатеринбург, 22 сентября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». В Екатеринбурге состоялось первое заседание городской комиссии по добровольной аттестации экскурсоводов и гидов-переводчиков.Инициатива создания такой комиссии

 
Образование

Три епархии Уральского региона представляют учащиеся Верхотурского духовного училища нынешнего набора

Екатеринбург, 15 сентября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Начались занятия в Верхотурском духовном училище. 42 человека значится сегодня в списках этого учебного заведения. Из которых половина продолжает обучение на втором курсе, а половина — новички, только-только приступившие к занятиям.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс