Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №33 (258) → «Там, где много сладкого, — много гнилых зубов…»

«Там, где много сладкого, — много гнилых зубов…»

№33 (258) / 1 сентября ‘03

Диалог

Щетки, тряпки, губки, спреи,
в ход все громче, все быстрее!
Лик России — не Расеи не сотрите! Он умрет!
Не сотрите, дурни-люди, будущие времена!
Что с Россией нашей будет? Да и будет ли она?

Евгений Евтушенко

Вечером, за ужином, супруга предложила мне сходить в гости к одной семейной паре. Мы решили не затягивать и осуществить наш замысел в ближайшие два-три дня. К тому же, они как раз приходились на выходные.

Наступила суббота, и супруга сообщила мне, что планы немного меняются: мы по-прежнему идем к намеченным людям, но не к ним домой, а в Атриум Палас Отель. Хорошо, отель так отель, подумал я.

Пришли. Навстречу нам вышла приветливая, улыбающаяся девушка (знакомая супруги) и стала приглашать нас в зал. Я заглянул в помещение и увидел человек двадцать рядами сидящих людей и слушающих мужчину, одетого в деловой костюм. Среди слушателей были одни женщины. Они посмотрели на меня каким-то единым отсутствующим взглядом, и кто-то пригласил меня войти. Я отказался — роль слушателя не входила в мои субботние планы.

А тем временем между супругой и ее знакомой шел диалог, из которого я понял, что компания называется «Тенториум». Она занимается производством косметики на основе пчелиного меда. Способ распространения — сетевой маркетинг.

Но не в компании дело и не в ее продукции. Меня больше заинтересовала девушка, любезная и очень вежливая, и ее огромное желание завлечь нас в аудиторию. Я учтиво отказался, и мы попрощались, пообещав друг другу позвонить. При этом мы уже знали, что это наш последний разговор.

Конечно же, она не позвонила. Да и зачем? Ведь мы не заинтересовались продукцией. Мы стали не интересны, с нас нечего было получить, мы не принесли никакой материальной выгоды. И все внимание к нам как к людям пропало. Оказывается, во мне с самого начала видели потребителя продукта, который нужно продать. Я не осуждаю эту девушку. Нет. Но после этого случая я остро ощутил некую чуждую мне социальную традицию, выраженную в меркантильном отношении человека к человеку. Люди, несущие на себе печать этой традиции, могут ничего и не подозревать о характере подобных связей, — они всего лишь действуют по установленным для них правилам. Но лично для меня в этом видится чье-то осознанное намерение, и намерение это, я бы сказал, далеко не благое. Но не будем искать врагов.

Я не против экономических отношений. Но, по-моему, они должны быть вспомогательным рычагом, средством для поддержания жизнедеятельности человеческого организма, а никак не целью существования. То, что преподносилось как чистое радушие, в конечном итоге оказалось радушием коммерческим. Меня хотели использовать, а я, смешной, оказался непригодным.

И так — везде. Где ни окажись, везде тебя хотят к чему-нибудь применить. Сама по себе ценность человека не имеет значения. Кругом действует один девиз: «дай — и свободен». А как же взаимопомощь, взаимообогащение… Ведь если все кругом говорят «дай», то кто же будет давать… И остается единственный способ «взять» — обманом. Что и практикуется сегодня повсеместно. О взаимообогащении можно говорить только на уровне приобретения обманщиком материальной выгоды, а обманутым — опыта и урока, как следует обманывать других, менее опытных. В счет идет любой прием — дружеская теплота, улыбка; ты расслабляешься и… становишься жертвой. И вот правда: там, где много сладкого, много и гнилых зубов.

Произошла какая-то чудовищная подмена. Абсолютные, вечные, истинные ценности куда-то подевались. А на их место выползли потребительская любовь, дружба по классовой принадлежности, уважение за что-то. На первое место ставится выгода материальная. Кругом твердят о курсах валют. Общество превращается в базар, где каждый что-то продает — вещь, идею, чувство. Между людьми увеличивается дистанция: чем больше денежный эквивалент, тем шире пропасть, бездна, отдаляющая нас друг от друга. Если ты не делаешь тo, что делаю я, то ты вне игры; попробуй заслужить мое внимание. Любить надо только за что-то; само это слово стало производным от рыночно-денежных отношений. Тенденция «дай — потом будем разговаривать» приобретает все больше поклонников. Улыбка стоит денег. Смеяться нас учат только в специально отведенных для этого местах и по команде.

А может, я ошибаюсь? А что если все, что происходит вокруг — это правильный курс развития, эволюции? Может, человек создан для того, чтобы удовлетворять собственную физиологию и получать удовольствие? Может, он должен следовать по пути своих биологических страстей? Может, он только плоть и ничто более? И его путь — это путь организма? И может быть, даже истина в том, что Россия наконец-то приобрела нужное направление?

Лично я в это не верю. Многовековой духовный пласт России огромен. В его залежах спрятан сильнейший потенциал русской нравственности. Богатый российский опыт впитал в себя жизни выдающихся деятелей религии, политики, искусства. Переломные исторические события, послужившие началом новых эпох, не дадут стране погрязнуть в бытовой обусловленности. Глубокие познания истин, столетиями накапливаемые непосильным трудом, выстраданные в страшных внутренних и внешних войнах, не позволят нам так просто забыть все и отказаться от интеллектуального богатства ради каких-то безделушек. Россия всегда славилась вечными духовными атрибутами — великодушием, милосердием. В этом — ее сила и могущество; и это ее крест; ее миссия.

Тогда что же происходит сейчас? Почему наша страна так иссохла под гнетом рыночных отношений? Почему русский человек потерял веру? Почему дух России иссяк? Да потому, что она выжидает, накапливает силы, чтобы обрести возрождение. В тихих и скудных помещениях городов, поселков, деревень она готовит новых людей, новых деятелей, болеющих за судьбу Отчизны. Родина прячет их от морального разложения цивилизации; вынашивает их как последнюю надежду, оплот; вскармливает бедностью и другими лишениями, чтобы развить в детях своих трезвость ума, твердость духа и непоколебимую решительность в борьбе с безлюбьем и суррогатными идеалами.

Требуется какое-то время для осмысления происходящего. Необходим духовный рассвет, чтобы человек вышел из сладкого сна, вызванного удовлетворением естественных потребностей. И это уже происходит. Россия постепенно выходит из тени и показывает свой просветленный лик. Лик этот, живой и безгранично красивый, — от Бога. Ничто не украсит его: ни косметика, ни пищевые добавки, ни бижутерия. Его красота выражена в духовном свечении, кротости, скромности, человеколюбии. И пусть они тянутся к нему, кто бы они ни были, — доброжелатели ли, супостаты ли. Россия широка, глубока; и она способна всех принять и возлюбить безграничной любовью. Она сможет. Непременно сможет перевоспитать всех, как детей неразумных, научить пониманию и прощению, потому что она всеобъемлюща и многогранна.

За ней — будущее человечества. Она тиха, спокойна, мудра. Она не жертва, нет. Она всего-навсего ждет, изучает повадки чего-то, ей не родного. Россия сама, по собственной воле, допускает подобное отношение к ней, чтобы те расслабились… И тогда она сделает все так, как ей нужно — красиво, слаженно, гармонично.

Я верю в нее. Искренне верю.

Сергей Снег
Екатеринбург

 
Братиям нашим, в узах заточенным

Они ждут ваших писем и помощи

Лазарев Олег Сергеевич. 623402, Свердловская обл., г. Каменск-Уральский, УЩ 349/47, УОР к. 3. Нуждается в тетрадях, ручках, конвертах и духовной литературе. Рев Сергей Эдуардович. 618266, Пермская обл., г. Губаха, п. Широковский, УГ 389/01, 1 отряд, 27 бригада. Нуждается в духовной переписке с православными и духовной литературе: Молитвослове, Псалтыри и Новом Завете на церковно-славянском языке. Жаденов В.М. 624910

 
Событие

Суд признал правоту москвичей, разгромивших кощунственную выставку «Осторожно, религия!»

Екатеринбург, 11 августа, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Как сообщают сегодня многие федеральные СМИ, Замоскворецкий суд Москвы 11 августа признал незаконным возбуждение уголовного дела в отношении двух православных христиан - Михаила Люкшина и Анатолия Зякина, разгромивших зимой этого года экспонаты выставки "Осторожно, Религия!" в московском Сахаровском центре.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс