Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Святой архидиакон Стефан был первым христианским мучеником и одним из числа семи диаконов, посвященных апостолами. Он был особенно исполнен веры и Духа Святого. Именем Христа Стефан совершал многие чудеса. Еврейские законоучители вступали с ним в споры, но никто не мог сравниться с ним в мудрости. Тогда они оклеветали святого перед синедрионом, будто бы он говорил хулу на Бога и пророка Моисея.
Когда Стефана привели на суд, на обвинение он ответил целой речью, в которой объяснил, что почитает Бога и пророка Его Моисея, как чтит и храм Божий и закон Его, но сами евреи не имеют истинного богопочитания в сердцах своих. Речь он закончил такими словами: “Народ упрямый и жестокосердный! Вы всегда противитесь Духу Святому. Что сделали отцы ваши, то делаете и вы сами. Кого из пророков не гнали отцы ваши? Вы же сделались предателями и убийцами Того Праведника, о Котором они предсказывали”. Услышав это, члены синедриона разгневались, а первомученик взглянул на небо и сказал: “Вижу небо отверсто и Сына Человеческого, стоящего по правую сторону Бога Отца”. Тогда иудеи бросились на Стефана, вывели его за город и побили там камнями. А он только молился и последняя его молитва была: “Господи, не поставь им сего во грех”.
Мощи святого архидиакона Стефана были обретены в 415 году в окрестностях Иерусалима. 2 августа 428 года, при императоре Феодосии Младшем, мощи святого были перенесены из Иерусалима в Константинополь.
Святой Стефан, побиваемый камнями, не только не гневался на своих обидчиков, но и молился Богу о прощении их грехов. Так поступали и прочие христианские мученики и подвижники. Так же и мы не должны мстить своим обидчикам, но прощать их, чтобы добром победить зло.
Но неужели христианин должен быть беззащитной жертвой людской злобы? И к чему может привести торжество зла, если его не ограничивать и не ставить на место? Но заповедь Спасителя: “Не противься злому” (Мф. 5, 39) нельзя понимать буквально. Сам Христос, когда на суде первосвященническом один из служителей ударил Его по щеке, обличил оскорбителя, сказав ему: “Если Я сказал худо, покажи что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?” (Ин. 18, 23). Также святой апостол Павел, когда иудейский первосвященник велел бить его по устам, с укоризной сказал: “Ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня”” (Деян. 23, 3).
Христианам дана заповедь не противиться злу, но она не запрещает искать правды и законной защиты, особенно в тех случаях, когда торжество неправды и злобы человеческой, остающихся безнаказанными, будет оскорбительно для славы Божией и вредно для благосостояния общественного. Христианин, проникнутый Божественной любовью, в душе прощает врагов и оскорбителей, не желает им зла, но прибегает к законным мерам, чтобы оградить себя от обиды и подвергнуть наказанию преступников правды. И это вовсе не означает, что он воздал обидчику злом за зло. Напротив, всякое усилие со стороны христианина содействовать торжеству правды и закона, как необходимое для ограждения общества от злых людей, дело богоугодное. И для самих преступников – это прямое добро, когда угрозой наказания они отвлекаются от новых преступлений, а привлеченные к суду в наказании находят себе праведное возмездие, приводятся к раскаянию и исправлению, а через это освобождаются и от вечного осуждения.
Грешат перед Богом только те, которые мстят по личной злобе, самоуправно, без посредства богоустановленной власти. Грешат они, потому что присваивают себе власть, принадлежащую только Богу. Как говорит апостол: “Не мстите за себя … но дайте место гневу Божию. Ибо написано: “Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь” (Рим. 12, 19). Самосуд не может привести ни к чему, как только к умножению гибельных раздоров. “Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом” (Гал. 5, 15).
Жили святые, поминаемые ныне мученики, за два века до Рождества Христова, когда евреи находились под владычеством сирийского царя Антиоха Епифана. Этот царь, ограбив Иерусалим и избив множество иудеев, решил искоренить и их веру. Он приказал, под страхом смертной казни, “прекратить всесожжения и жертвы и возлияния во святилище, отменить субботы и праздники, устроить языческие жертвенники
Преображение Господне, которое мы ныне воспоминаем, происходило таким образом: Иисус Христос, взяв с Собой трех Своих учеников, Петра, Иакова и Иоанна, взошел с ними на высокую гору Фавор, и там, во время молитвы, преобразился пред ними, т.е. явился в прославленном виде; лицо Его просияло, как солнце, ризы сделались белы
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.