Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №30 (255) → 10 августа — празднование Смоленской иконе Божией Матери, именуемой «Одигитрия»

10 августа — празднование Смоленской иконе Божией Матери, именуемой «Одигитрия»

№30 (255) / 8 августа ‘03

Церковный календарь

Чудотворную икону Божией Матери “Одигитрия”, получившую название Смоленской, привезла на Русь в 1046 году греческая царевна Анна. Икона была родительским благословением Византийского императора Константина Мономаха на ее брак с черниговским князем Всеволодом Ярославовичем. Отправляя дочь в далекую страну, монарх напутствовал ее великой святыней – Влахернской иконой Божией Матери “Одигитрия” (в переводе с греческого “Путеводительница”), написанной самим апостолом Лукой. Но, скорее всего, Анна увезла с собой чудотворный список знаменитого образа, а сама Влахернская икона пропала при захвате Константинополя турками. Однако издревле Смоленская икона почиталась как подлинная. У некоторых людей такое прославление списков вызывает удивление. Ведь все привыкли, что картины знаменитых художников ценятся только в оригинале. И как понять, что в данном случае материальная первозданность не имеет никакого значения?

В 1101 году сын царицы Анны Владимир Мономах перенес чудотворную икону из Чернигова в Смоленск. Здесь пролегал наиболее удобный для иноземцев-завоевателей путь в глубь страны, и Богородица стала охранительницей русских рубежей.

В 1238 году татарские полчища вновь двинулись на Русь, собравшись в 24 верстах от Смоленска. Гибель города казалась неминуемой. Жители уповали только на Божие милосердие и молились в ожидании чуда. И вот благочестивому пономарю Успенской церкви было видение от Смоленской иконы “Одигитрия”: голос повелел привести в храм дружинника Меркурия в полном военном снаряжении. Повинуясь, воин пришел в храм “и виде Пречистую Богородицу, на злате престоле седяща, Христа в недрах имуща, обстоима ангельскими вои. Он же паде пред ногами Ее поклонися с великим умилением, ужасен бысть”. Царица Небесная приказала Меркурию идти с мечом на врагов. Но надлежало ему искупить грехи соотечественников добровольной смертью.

Святой воин, покорный воле Божией, вскочил на коня и ворвался в стан врагов, обратив в бегство самого Батыя. После славной победы явился прекрасный воин. Святой поклонился ему, отдал все свое оружие и приклонил голову, которую Божий посланник отсек мечом. Меркурий, неся свою голову в одной руке, держа коня на поводу другой, дошел до Смоленска и пал бездыханный. Три дня архиепископ с народом пытались взять его тело для погребения, но не могли. Явилась Сама Богородица с Архангелами Михаилом и Гавриилом, забрала нетленное тело святого и положила в храме, где от него стали проистекать чудеса.

До XV века хранила Богородица Смоленск. На рубеже столетий чудотворная икона оказалась в Москве. В 1456 году Смоленский епископ и жители города попросили у великого князя Василия Темного вернуть икону на время в Смоленск. Это было тяжелое время, но Богородица защищала Свой город от литовско-польской ереси, и твердый в Православии, не предавшийся униатству Смоленск был возвращен России. Через сто лет, в Смутное время, Смоленском вновь завладели поляки. Освобождение его совершилось после того, как стараниями благочестивого Смоленского епископа чудотворная икона, сильно потемневшая от времени, была обновлена.

В 1812 году, во время войны с Наполеоном, икону спешно эвакуировали в Москву, и французская армия беспрепятственно двинулась по Смоленской дороге к сердцу России. В Москве Смоленскую икону, вместе с Владимирской и Иверской, Крестным ходом обнесли вокруг Белого города, Китай-города и Кремлевских стен. Перед сдачей города образ перевезли в Ярославль, где он находился до конца войны.

Сейчас древняя святыня хранится в Смоленском Кафедральном Успенском соборе и почитается как живой неоскудевающий источник благодати, как наставница на пути спасения.

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

 

Церковный календарь

Дни памяти Святых

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 
Архипастырь

Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий: «Иоанн Грозный и Григорий Распутин – это не примеры для подражания»

- Владыка, с каким чувством вы уезжаете из Екатеринбургской епархии? - С сожалением. Я вам скажу, почему с сожалением. Потому что я уже говорил вам о том чувстве, которое у меня было, когда мы посещали Ганину яму, монастырь, о том чувстве вообще, когда мы были в Троицком Соборе. А сегодня было особое чувство, когда мы освящали Храм-на-Крови и в честь Всех Святых, в земле Российской просиявших.

 
Церковный календарь

10 августа — память апостолов от 70-ти Прохора, Никанора, Тимона и Пармена диаконов

Когда число верующих во Христа начало увеличиваться, то святым апостолам стало невозможно самим и проповедовать, и отправлять богослужение, и заведовать имуществом. Тогда они предложили избрать для этого последнего дела особых людей, которых назвали диаконами, то есть служителями. Святые Прохор, Никанор, Тимон и Пармен были из числа первых семи поставленных апостолами диаконов.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс