Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
- Владыка, с каким чувством вы уезжаете из Екатеринбургской епархии?
- С сожалением. Я вам скажу, почему с сожалением. Потому что я уже говорил вам о том чувстве, которое у меня было, когда мы посещали Ганину яму, монастырь, о том чувстве вообще, когда мы были в Троицком Соборе. А сегодня было особое чувство, когда мы освящали Храм-на-Крови и в честь Всех Святых, в земле Российской просиявших. Я вообще не встречал ни одного человека из тех, с кем мы сегодня общались, который не говорил бы о какой-то лёгкости. И люди, далёкие ещё от Церкви, и воцерковлённые, говорили о том, что им было легко в Храме, легко стоять, легко молиться. И покидать такую святыню всегда, конечно, очень тяжело, и с чувством сожаления уезжаешь: с одной стороны что-то приобрёл, а с другой стороны оставлять это всё как-то нелегко. Уже дорого, свято, и ты уже сроднился с этим местом. У меня вот это чувство очень сильное. Я вам скажу, что у меня такое чувство возникло, когда я приезжал в первый раз в Екатеринбург. Это было зимой, мороз был тридцать градусов. Мы поехали туда, где стояла часовня. Потом мы подошли ко кресту и там пропели литию. Нас было четыре архиерея, и мы все реально почувствовали, что здесь, с нами, Царская Семья. Это было реальное ощущение. Мы, не сговариваясь, опустились на колени и вечную память пропели им на коленях. Вот это чувство я никогда не забуду, оно потрясло не только меня, но и тех Владык, которые там были. Чувство, которое мы затем очень осторожно выясняли друг у друга. Мы почувствовали одно и то же. Вот такое же чувство, приблизительно, было у меня сегодня, только раньше оно было с долей грусти, а сегодня оно было торжествующее.
- Владыка, расскажите пожалуйста о значении освящения Храма-на-Крови. Что он сейчас для нас значит?
- Говорить об этом очень много можно. Но вот конкретно сейчас для нас, я думаю, произошёл очень большой сдвиг в настроении людей. Это заметно. Разные люди собирались его строить, но Господь привёл совершить это святое дело людям, стоящим у власти сейчас. У власти государственной, местной, и власти церковной, священникам, которые здесь служат. Это просто так не бывает. Это бывает только тогда, когда созревает духовный плод в настроении людей, когда сила добра перевешивает силу зла. Тогда приходит такое вот благовремение. Оно пришло в настоящее время.
А для будущего, я думаю, это большое духовное подспорье, потому что это будет безусловно место паломничества, потому что ещё до причисления к лику святых Царской Семьи мироточили иконы изображения Святых Страстотерпцев. Особое было народное почитание, особая благодать сопутствовала этому почитанию. А теперь есть достойное место, как Иерусалим, где Господь пострадал, куда мы все стремимся…
Конечно, быть может, это и грешно сравнивать подвиг Господа Иисуса Христа с подвигом Страстотерпцев Николая, Александры и их детей, но аналогию маленькую можно провести. Когда мы паломничаем туда, то ощущаем реальную благодать Господню. Там всегда Господь. Так и здесь, на месте мученичества, на месте погребения или на месте несения подвига того или иного святого. Это место, как бы то ни было, тоже святое. Оно становится местом для паломничества. Я думаю, что миллионы людей в год будут приезжать сюда для того, чтобы подпитаться вот этой благодатью и увезти с собой это неповторимое чувство, непередаваемое чувство, которое будет, естественно, ассоциироваться не только с религиозным чувством. Ведь люди задумываются о России, о её значении и месте в истории, о будущем России, вообще о своём месте в жизни и о своём месте в конкретном историческом развитии государства.
Все это очень ответственные вопросы. Мы отучились думать и отвечать на них. А это нам нужно будет решать. Я думаю, что как раз это место и будет воспитывать. Например, к преподобному Серафиму Саровскому тянутся люди как к человеку, который радость принёс, утешение, был прославлен перед революцией и все годы советской власти вот эта его духовная настроенность радости — “Христос Воскресе!”- была зовом к воскрешению России. И народ платит благодарностью батюшке Серафиму, и в год столетия преподобного толпы туда паломничают.
Я думаю, что и место убиения Государя Императора и его Августейшей Семьи будет таким же местом, но ещё более близким, ещё более дорогим для нас, потому что это наши современники, они понятны для нас, и, может быть, те, кто не знает исторической правды, придут сюда и узнают эту историческую правду служения Царя своему Отечеству. Посмотрят на многие факты развития государственной системы России совершенно другими глазами. И на сам факт отречения государя от власти… Это не его отречение, не его измена, а измена лиц, которые были призваны охранять государя и его государство, поддерживать его в самые трудные моменты, а они, наоборот, проявили слабину. Намеренно, не намеренно – Бог им судья. Но мы заимели то, что заимели. И почти век мы мучались после этой трагедии.
Слава Богу, сейчас как бы поставлена точка над этими мучениями народа. И мне кажется, что это замечательно, что такой прекрасный храм, такой комплекс прекрасный вокруг храма созидается… Всё будет способствовать тому, чтобы нравственно назидать людей. Они здесь будут не только получать исцеление, но и стимул для жизни.
- Владыка, скажите, как изменилась Екатеринбургская епархия, если изменилась, со времени вашего предыдущего визита? Может быть, изменилось что-то в людях или в чём-нибудь другом?
- Вы знаете, люди стали совершенно другими. Ведь что бы там ни говорили, как бы там ни говорили, но очень много зависит от того, кто стоит во главе епархии. Ведь мы говорим, что Господь управляет, и всё совершается по благодати Божией. Но с приходом владыки Викентия, можно сказать совершенно объективно, изменилось всё на несколько порядков, не просто на порядок стало лучше, а на несколько порядков.
Он очень верующий человек, и я поздравляю всех екатеринбуржцев с тем, что у них такой Архипастырь. Он очень инициативный, он заботится о своей пастве. Даже если его в чём-то не совсем сначала понимают, то потом приходят к пониманию. Он всё время идёт впереди и власть имущих, и своей паствы и показывает им вот такой добрый пример.
Я думаю, что именно поэтому вокруг него объединяются люди разных социальных положений. И люди имущие, и люди при политике, и люди — экономисты, и простые верующие люди, для всех он – отец, для всех он — Архипастырь, и все у него находят ответ на тот вопрос, который их занимает в данный момент.
И, мне кажется, что изменилась, во-первых, качественная природа Екатеринбургской церкви. Священники стали решать совершенно другие задачи, качественно новые, по воспитанию людей в духе нравственности, в духе возрождения.
И ваши передачи к этому тоже ведут. Они материально ёмкие: ничто в этом мире бесплатно не даётся. Но Владыка Викентий находит на это деньги, находит людей, находит интерес, и поддерживает то, что сейчас незаменимо. Потому что без СМИ трудно представить себе нашу жизнь. И воцерковление идёт через это. И я желаю вам успехов, чтобы у вас были умные, хорошие и профессиональные программы, и чтобы аудитория у вас росла, чтобы людям с вами было интересно. Это всё тоже благословение и заслуги Владыки Викентия.
- Острый вопрос, который часто поднимается в мирской прессе. О канонизации лиц, о которых мы и не помышляли раньше: Иоанн Грозный, Григорий Распутин… Как относиться к этим вот мирским рассуждениям?
- Это – не мирские рассуждения. Я бы сказал гораздо жёстче. Я просто не хочу обидеть тех людей, которые находятся под влиянием этих мнений. Но здесь можно ясно сказать, как, может быть, странно ни покажется, что такие рассуждения ведут враги Церкви, которые хотят разрушить Церковь любыми путями.
Сейчас очень время опасное, потому что часто используют такие благочестивые на первый взгляд моменты, на которые, может, трудно и возразить. Но люди ведь заранее знают, что канонизировать Иоанна Грозного означает деканонизировать Митрополита Филиппа, которого он убил. Своего друга детства. И так с ним поступил, потому что тот уже терпеть не мог тех преступлений, которые совершал Иван Васильевич Грозный.
Как бы его ни обеливали современные историки, я бы сказал, лжеисторики, но история-то не в советский период писалась. Про грозные дела Грозного и в истории ещё дореволюционной, в царской России, это засвидетельствовано. Написано о его чудовищных расправах над боярами — целые города просто вырезал.
Я был в конце прошлого года в Новгороде Великом. И до сих пор новгородцы сохраняют память о том, как он осадил город и ждал, пока там наступит голод. Голод наступил. Открыли ворота, он вошёл, отстоял Литургию, потом привязал к лошади архиепископа и таким образом умертвил его. Потом устроил пир для бояр, и тут же, с пира, начал их вешать, и начал простых людей просто истреблять. Шли люди через мост, женщины с детьми, и тех, которые падали, просто добивали опричники Иоанна Грозного. До сих пор это живо в Новгороде, хотя он заселил город новыми людьми.
А Григорий Ефимович Распутин, как бы мы к нему ни относились, каким бы он там даром не обладал, мы не будем разбирать — от Бога он был или нет. Но то, что этот человек имел уважение Царской Семьи и, вместе с тем, компрометировал Царскую Семью — это тоже зафиксировано, и от этого никуда не денешься…
Я бы посоветовал людям, которые поднимают такие вопросы, оставить всё как есть. Мы не можем всех людей канонизировать. Один Бог сердцеведец. Он разбойника, распятого на кресте, за одну минуту покаяния принял в Царствие Божие. Но мы не можем канонизировать всех людей, пусть даже и находящихся в Царствии Небесном. Поэтому для нас нужно, чтобы путь человека был ясно святым, чтобы он показывал другим людям, что надо этим путём идти, чтобы можно было спастись.
К чему же призывают те, кто хотят канонизировать Иоанна Грозного? Они хотят, чтобы все друг друга убивали? Или как Григорий Ефимович? Чтобы сочетали в себе экзальтацию и святость вместе с бытовым непотребством? Это – не примеры для подражания. Вот здесь нужно серьёзно задуматься. Это не потому, что их очернили. Кто-то, специально. А просто нас дурачат сейчас специально, зная, что Церковь знает истину, и зная, что она не пойдёт на это. Происходит подмена. “Вот, вы знаете, вот, историю фальсифицировали, поэтому мы почитаем, мы просим канонизировать”, — и стараются вбить клин между иерархией и простым народом. Расколоть Церковь любыми путями, во что бы то ни стало, даже на таких святых вопросах, как канонизация святых людей.
- Два слова напутствия уральцам…
- Что я бы хотел сказать екатеринбуржцам? Я скажу только одно: мы живём в очень сложное, очень интересное время, и мы сами должны быть более активными в этой жизни. Находить дорогу к истине, к правде, к добру. Если прекратится добро, прекратится и существование мира. Вот ответ на вопрос тем людям, которые говорят о пришествии Антихриста: до тех пор, пока вера есть, Антихрист на придёт сюда.
Еще я хотел бы пожелать всем мира, счастья, Божьего благословения. И чтобы все были послушны своему Архиерею. Архиерей у вас замечательный, но в единстве наша сила. Чтобы не было никаких разделений. Чтобы не было никакого брожения в умах. Всё, что с благословения Владыки, нужно чётко выполнять. Мы находимся в Церкви каждый со своим послушанием. Владыка Викентий находится в послушании у Синода и Святейшего Патриарха, Святейший Патриарх – у Архиерейского Собора и Поместного Собора… Итак, мы все едины во Христе, Христос – Глава нашей Церкви, а мы проводим только Его святую волю. Поэтому место Архиерея в Церкви очень велико. И я ещё раз повторю, что вы должны Бога благодарить за то, что у вас такой Архипастырь.
Расшифровал аудиозапись Евгений Логинов
- Владыка, расскажите о вашем общем впечатлении от всех дней пребывания в Екатеринбурге. Может быть вам особенно запомнились какие-то яркие детали…- У меня очень яркое осталось впечатление о двух лицах: о Правящем Архиепископе Екатеринбургском и о губернаторе. Потому что я сам епархиальный Архиерей, знаю жизнь Церкви, и уже больше 30 лет как член Синода.
Чудотворную икону Божией Матери “Одигитрия”, получившую название Смоленской, привезла на Русь в 1046 году греческая царевна Анна. Икона была родительским благословением Византийского императора Константина Мономаха на ее брак с черниговским князем Всеволодом Ярославовичем.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.