Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
- Владыка, расскажите о вашем общем впечатлении от всех дней пребывания в Екатеринбурге. Может быть вам особенно запомнились какие-то яркие детали…
- У меня очень яркое осталось впечатление о двух лицах: о Правящем Архиепископе Екатеринбургском и о губернаторе. Потому что я сам епархиальный Архиерей, знаю жизнь Церкви, и уже больше 30 лет как член Синода. Поэтому представляю себе положение в других епархиях. А здесь вот такое счастливое сочетание: умный, державник такой, губернатор, твёрдый человек, который имеет широкие взгляды. И благочестивый, умный и активный епископ. И вот это сочетание двух людей дало такой результат. Вы помните, на пресс-конференции был вопрос из одной епархии. Говорят, что они слышат, как у вас всё строится, а вот в их епархии, когда к властям обращаются, те отвечают: “Ну… Церковь от государства отделена… Это ваше дело”. На Урале совсем другая обстановка, другой подход. И что ценно, Владыка не теряет возможности, времени, но, в то же время он, во-первых, сам участвует во всём, а во-вторых привлекает мирян и из среды интеллектуалов, из среды педагогов. И, конечно, после того дремучего атеизма, в котором находились город и область, это он “заново пашет”, говоря образно, вот это самое глубокое, самое сильное впечатление. А то, что мы видели –это доказательство правильности моих оценок.
- Владыка, расскажите пожалуйста о своём духовном пути…
- Я хочу сказать, что жизнь-то моя идёт к закату, и пора подводить итоги. В прошлом году отмечал свои юбилеи, о которых я упомянул: и четверть века управления Московской епархией, и 30 лет как член Синода постоянный… И я всё собрал, что у меня было в памяти и в архивах, и издал книгу. “От сердца к сердцу” называется. Её я подарил Владыке.
Но, если говорить в двух словах, несмотря на то, что я живу уже в следующем веке, первом веке после борьбы с Церковью, когда наоборот Церковь взыскуется для служения обществу, я всегда ровно шёл в своей жизни церковной. И прихожанином был, и, что было не типично тогда, мальчиком ещё, несовершеннолетним, прислуживал в храме. Я из Ярославля сам. А потом – семинария, академия, монашество, Иерусалим – там я был начальником Миссии.
Потом вернулся, стал епископом. Был сначала титулярным и заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений. Потом – правящим епископом Тулы. Потом, когда у Владыки Никодима, митрополита Ленинградского, случился первый инфаркт, в 1972 году, я принял должность председателя Отдела внешних церковных сношений. А в 1977 году стал митрополитом Крутицким и Коломенским. Весь мир объездил, и поэтому сейчас для меня куда-то ехать – это целая проблема. Тягощусь этим. Потому что ничего уже интересного нет: всё видел, всё слышал и сосредоточил всё своё внимание, всю свою работу, служение, на том, чтобы поднять, тоже можно сказать, из духовных руин свою епархию.
В 1977, когда я её принял, 130 храмов было. Сейчас уже больше 1000. И из них более сотни уже вновь построенных за короткий срок. Реставрируем… Вот 20 монастырей у нас. Это древние обители, которые требуют больших сил и для реставрации, и для реставрации душ людей. Вот так и прохожу своё служение.
- Владыка, а вы можете ответить на такой вопрос: “Когда было лучше?”
- А для кого лучше? Для Церкви лучше сейчас. А проще, легче было тогда. Потому что всё было запрещено, и человек, который, может быть, был теплохладный, только два дня в неделю и работал. Это я говорю о рядовых священниках. То есть служил, а всё остальное время – отдыхал, потому что никакой деятельности Церкви не было. Но мой путь — нетипичный. У меня всё время была активная жизнь. Тогда было очень интересно, и тогда было очень трудно, но, грех роптать — мне Господь помогал. И я могу с чистой совестью сказать, и пред Господом предстать, что служил так, как понимал, как мог, и, что возможно, делал для Церкви.
Ну а сейчас, засуча рукава, так как вот у вас — даже минутных каких-то перерывов не было. Буквально с утра до ночи… Я вот сейчас ехал в машине с Владыкой Викентием. Говорю ему: “Прямо исповедуюсь вам: если бы ещё остался на два дня программы, которая у вас тут намечена, я наверно уж повалился бы, не выдержал бы. А как вы выдерживаете?” Он говорит: “Бог помогает…” Вот это атмосфера сегодняшнего дня жизни Церкви.
- Владыка, если вы будете держать слово перед Святейшим и рассказывать ему о своём визите в Екатеринбургскую епархию, как вы её охарактеризуете?
- Ну, конечно же, расскажу с самой лучшей стороны. Я уже сделал первую попытку вчера вечером, когда говорил со Святейшим по телефону, рассказал ему о всей программе, которая у нас. Он очень порадовался. И сообщил мне, что он принял решение Владыку Викентия наградить за просветительскую деятельность Орденом Святого Иннокентия, Митрополита Московского. Я сегодня объявил это, после освящения Храма. Конечно, Святейший с большой любовью относится к деятельности Владыки. Совсем недавно он его назначил председателем Макарьевского фонда. Это расширит деятельность Владыки с учёными, с людьми науки, искусства. Это – большое дело. Святейший Патриарх очень ценит вашего Владыку.
- А каково отношение Церкви к интеллигенции и к бизнес-кругам?
- Вы знаете, нельзя так говорить, что к отдельным группам Церковь по-разному относится… Моя личная точка зрения и мой подход такой, что Христос пришёл для всех и мы должны быть обращены в своей проповеди, в своей деятельности ко всем. Никого не исключая. А если человек порочный, плохой, то мы должны больше проявить внимания, чтобы спасти его. Вот.
Но, что касается интеллигенции, для нас ценно сотрудничество с ней, чтобы привлечь её для просвещения народного. Мы, духовенство, одни ничего не сделаем без мирян. Поэтому я очень ценю эти контакты.
А что касается бизнесменов, это, наверное, можно вот так образно вам сказать: если бабочка летает, то чем ближе подлетает к горящему огню, тем больше для неё опасности. Поэтому я лично абсолютно не имею опыта такого сотрудничества в своей епархии. И я всякий раз говорю, когда ко мне обращаются такие люди: “Церковь может принять ваш вклад, вашу помощь, любую. Но Церковь не сможет вам ничем отплатить. Во-первых, она не сможет вам вернуть это ни с процентами, ни без процентов, никак не сможет. Она не сможет вам платить какой-то политической позицией, мы не можем продаваться. А что можем? Мы можем за вас молиться. Если вы во имя Бога хотите пожертвовать – жертвуйте. Мы будем за вас искренне молиться и желать вам преуспеяния. Но от нас ничего не требуйте. Мы не можем считать себя связанными обязательствами иного, кроме религиозного порядка”. Вот моя точка зрения. Я её многократно высказывал. Она известна. И я вам ничего нового не говорю.
- Владыка, а вот как нам сейчас работать с молодыми людьми? Ведь это новое поколение, оно даже не знает Церковь, как, скажем, среднее и старшее поколения.
- Ну, конечно, наша задача начинать с детей. Говоря о своём опыте, я хочу сказать, что мы, параллельно с реставрацией наших развалин, руин, сразу же начали создавать воскресные школы. Даже они не при храмах были, а при каких-нибудь избушках, в квартирах верующих. Потому что передают оставшиеся руины, а уж домов-то никаких, конечно, нет, но мы сразу же начинали своё служение на данных приходах с того, что приглашали детей в воскресные школы. А они приходили с родителями. Родители тоже стали интересоваться. Так вот, сидели рядом и ребёнок, и взрослый человек, и с ними занимались.
У нас сейчас в Московской епархии больше 600 таких воскресных школ. Сейчас у нас новый этап, когда мы заключили соглашение с Министерством образования Московской области. Мы без борьбы, без драки, очень мирным путём идём, потому что есть такое представление, что это полезно всем. И никому не вредно.
И мне, конечно, тоже повезло: наш Губернатор Московской области Борис Фёдорович Громов очень положительно к этому относится. Он даже два или три раза давал циркулярные телеграммы своим главам администраций относительно политики к Церкви, положительной политики к Церкви, всяческого поощрения помощи Церкви.
- Что бы вы пожелали церковным СМИ?
- Церковным СМИ… У вас сейчас есть возможности, я их видел, вы мне показывали. Круглосуточная передача радио, телевизионная передача. Я бы вам посоветовал всячески использовать это для просвещения и детей, и юношей, и взрослых, и для того, чтобы и пожилые люди утешение нашли… Не надо входить в какие-то дискуссии с теми, кто нас не понимает, кто полемизирует с нами, а надо раскрывать положительно наше православное учение, задачи Церкви… Это будет более действенно.
- Владыка, у вас есть возможность обратиться к телезрителям, к радиослушателям, читателям с прямым обращением, со своими словами и пожеланиями им.
- Я очень рад этой возможности, и я хочу напомнить, что у нас тысячелетняя история, культурные и религиозные корни. Сейчас появилось множество разных проповедников. И такое впечатление, что как раньше у нас в магазинах: на полках почти ничего не было, и всё брали, что там есть. А сейчас – богатый ассортимент. И люди войдут в магазин этот, глаза разбегаются, и ошибаются в выборе: какую воду, в каких бутылках купить. Есть колодцы чистые, а есть – загрязнённые. Так полезнее для духовного здоровья людей – пить из чистого колодца.
И тут не надо никакой пропагандой заниматься. Надо посмотреть историю: когда сектанты появились, когда Православная Церковь появилась, когда Христос Церковь создал. Например, какие тогда исповедования были в первых веках… А это всё — последствия грехов и недостатков наших.
Так вот, надо проникнуться ответственностью перед историей, перед семьёй, перед личным спасением. И, если действительно есть интерес к Церкви, к вере в Бога, сейчас масса изданий и телепрограмм православных. Послушайте сначала, что говорит Православная Церковь, разберитесь с этим, и это будет спасительным для вас. Храни вас Господь!
Беседовал Виктор ДУНАЕВ
Екатеринбург, 21 июля, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». 18 июля, в день обретения честных мощей преподобного Сергия Радонежского на месте предполагаемого строительства в Екатеринбурге храма во имя этого святого состоялся молебен.Храм будет воздвигнут в зоне отдыха на «Каменных палатках», вблизи улицы Высоцкого.
- Владыка, с каким чувством вы уезжаете из Екатеринбургской епархии? - С сожалением. Я вам скажу, почему с сожалением. Потому что я уже говорил вам о том чувстве, которое у меня было, когда мы посещали Ганину яму, монастырь, о том чувстве вообще, когда мы были в Троицком Соборе. А сегодня было особое чувство, когда мы освящали Храм-на-Крови и в честь Всех Святых, в земле Российской просиявших.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.