Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №21 (246) → Священник Александр Игонин: «Сказать вам, в чем счастье? Я могу…»

Священник Александр Игонин: «Сказать вам, в чем счастье? Я могу…»

№21 (246) / 1 июня ‘03

Батюшка

В маленькой, по образцу домовых, церкви Святителя Иннокентия, Митрополита Московского, как-то особенно уютно и тепло. То ли от располагающих улыбок батюшки, отца Александра Игонина, то ли от тихого звучания песнопений. Сколько бы раз я ни заходила в храм, столько же и слышала эти чистые и простые, идущие из самых сердечных глубин песенные молитвы. О страннике, о Ксении Блаженной, о Деве Чистой. После служб – молебнов и литургий – они постоянно звучат здесь в записях одного из церковных хоров. Кстати, нашего, екатеринбургского. И звучат так, что задуматься заставляют. Об этом говорю я батюшке.

– Приходящих в храм, – да, – отвечает отец Александр. – А как много еще тех, кто, опустив голову, спешит мимо церкви. Равнодушно так, без мысли…

До боли тревожит священника этот вопрос. Признается, что людское непонимание, а порой и отрицание духовного неимоверно расстраивают его. Пугает нарастающий пивной бум среди молодых людей, их безрадостные, пустые глаза. Как быть тут? Задумаешься… А хотелось бы до всех донести искреннюю, чистую веру. Как показывает не такой уж далекий опыт, без нее ничего доброго ни в жизни общества, ни в личной жизни не сделаешь. Уж сколько раз учила этому история, а мы всё никак понять не можем, а еще хуже – не хотим.

Незаметно от проблем общественных наш разговор переходит к другому. Говорим, почему и когда избрал отец Александр путь духовного служения. Кто повлиял на выбор этого пути? «Я всегда шел к Богу, – говорит он. – Даже когда делать это приходилось вопреки существующим порядкам. А было и так…» И он рассказывает.

Первый раз в храм его привела бабушка. Как же поразили Сашу красота и величие церкви, и всё, что свершалось внутри! А как проникновенно здесь пели! Именно с того первого момента он и решил для себя, что нет у него иного пути, кроме как путь служения Всевышнему. Решил, хотя еще и крещен не был.

Принял Крещение Александр Игонин гораздо позже, вполне осознанно, в пятнадцать лет. Было это 22 июля 1979 года. Батюшку, отца Ярослава, крестившего его, запомнил. Да и как не запомнить: церковь в тогдашнем атеистическом Свердловске была одна-единственная: во имя Иоанна Предтечи. И звали ее в народе (да и сейчас всё еще зовут) Ивановской. Батюшек, стало быть, было тоже наперечет…

Тогда же Саша пережил первое серьезное столкновение с «воителями» атеизма. Он вспоминает, как его «рассекретили», увидев на церковной службе, как донесли об этом классной даме, а та, будучи человеком партийным, вызывала на беседы сначала мальчика, а потом и его родителей. Когда Сашиному отцу со всей нетерпимостью высказали в школе возмущение, дескать, как же это мог передовой рабочий допустить подобное безобразие, он спокойно ответил: «Я горжусь своим сыном. Дай Бог вам такого».

В школе после этого еще долго появлялись атеистические плакаты и стенгазеты, клеймившие позором церковь как пережиток прошлого, и религию, которые марксистские классики обозвали опиумом для народа. Правда, до конца было неясно, кому они предназначались и кого убеждали. Ведь таких, как Саша Игонин, в ту пору не то что в школе, но и по городу было немного.

Поддержкой таким мальчуганам всегда были люди, которых вполне можно было назвать солью русской земли. В какие-то особенные моменты нашей жизни они возникают там, где, вроде бы, уже ничего и появиться не может. Софья Михайловна Стармоусова, крестная мать Саши Игонина, была именно таким человеком. Дочь митрофорного протоиерея отца Михаила, она окончила в начале прошлого века Иркутский институт благородных девиц. Притом с «отличием». Отец Александр и сейчас любит рассказывать случай, поведанный ему крестной из тех далеких институтских времен. Когда воспитанницам поручили писать сочинение на тему «В чем счастье?…», то Сонечка, избрав стихи Аполлона Майкова, оказалась самой краткой. На ее листке учитель прочел такие строчки:

«В чем счастье?…
В жизненном пути.
Куда велит
Твой долг идти.
Врагов не знать.
Преград не мерить.
Любить, надеяться
И верить!»

Поставили пятерку, сочинение повесили на «красную доску». Правящий архиерей, прибывший с визитом в институт, увидел сочинение, прочел и поставил рядом вторую пятерку. С тех пор эти стихотворные строчки стали для Софьи Михайловны высшим смыслом.

Она любила людей и всегда помогала им. Очевидно, и тогда, когда к ней в Ивановской церкви подошел мальчик, почти незнакомый, и попросил стать крестной матерью, она не могла не дать согласия. А единожды оказавшись на пути человека, бросить его в сомнениях и тревогах было уже не в ее правилах. Помогала, давала наставления, жизненным опытом делилась.

За несколько лет до этих событий судьба привела Софью Михайловну в Свердловск. Приехала на Урал вслед за мужем – военным человеком. Ну, а поскольку была она из православной семьи, то ходила в храм молиться. Зная церковную службу, подпевала хорам, стоя в притворе. Скромной была Софья Михайловна и кристально честной. Отец Александр часто вспоминает любимую поговорку своей крестной: «Дай Бог дать, не дай Бог взять». Вот вам и весь нехитрый ответ на вопрос: «В чем счастье?…»

– В исполнении заповедей Господних, по которым жила Софья Михайловна. А прожила она ни много — ни мало – девяносто три года…

Врагов не знать.
Преград не мерить.
Любить, надеяться
И верить.

Жизненную установку духовной наставницы взял за основу отец Александр Игонин, ныне священник.

Не могли мы в нашем разговоре хотя бы несколько слов не сказать о приходе, поскольку он – родное детище священника. На празднике здесь все встречаются, как родные, да и в обычные дни в храме всегда встретишь знакомые лица.

Район главного проспекта Екатеринбурга большой, вот только в церковь идет не так много людей, как хотелось бы. Новые встречаются вообще не часто: детей-внуков окрестить, свечку за упокой или во здравие поставить, молитвенник купить… Не укрывается от батюшки: делает кто-то первый шаг на покаянном пути, а потом останавливается. «Маловерие, ох, оно это, в первую очередь, оно губит нас, – сокрушается отец Александр. – Редко мы обращаем свой взор и в вышину небесную, и в собственное сердце. А сейчас самый бы раз прислушаться: что же оно нам вещает?»

Не вслушиваемся. Это, к сожалению, так. Может быть, потому, что боимся услышать голос совести, жалость к кому-либо испытать. А это, как считают современные люди, ли-шнее в нашем ми-ре. Дерутся (образно говоря и в буквальном смысле) за деньги, за власть, снова за деньги и снова за власть, а расточают самое ценное – незримые сокровища души: добро, милосердие, любовь, терпимость. Только «какая польза человеку, если он, стремясь к накоплению земных благ лично для себя, приобретет себе хотя бы весь мир, а душу свою погубит?…». Самый раз сделать нам всем опорой для себя то самое высказывание Софьи Михайловны Стармоусовой: «Дай Бог дать, не дай Бог взять». Если бы все могли нести этот трудный крест…

Отец Александр ненадолго прерывает наш разговор. Успевает побеседовать с прихожанами, дать советы служителям храма, какие-то распоряжения по текущим делам. И всё это незаметно-быстро, доброжелательно и внимательно, со всей сердечностью, терпением и любовью. И в сотый раз думаю об одном и том же: сколько же душевных сил надо священникам, чтобы сохранить в себе этот дар терпеливого и мудрого общения с людьми, вовремя дать совет, наставление.

«А по-другому-то как? И мне помогали в жизни, – вспоминает отче. – И не только крестная Софья Михайловна, но и многие другие… Вот псаломщица Ивановской церкви Марфа Алексеевна Ялунина. Это она как-то позволила мне постоять при церковном хоре и попеть с ним. Тогда и возникла глубокая, как море, любовь к песне – духовной и народной».

Впрочем, с того ли только момента? Дело в том, что талантливой песенницей была прабабушка отца Александра. Не исключено, что песенный дар через поколения дошел до него и укрепился. С 1979 года он сочиняет собственные духовные стихи, кантаты, мелодии. Как выяснилось, многое, звучащее в храме сегодня, его собственного сочинения. Но об этом отец Александр говорит вскользь, не заостряя внимания. Много повествовать о себе, я заметила, у священников не принято, и батюшка Александр Игонин не составляет исключения.

Да и в том ли дело, как и что скажет о себе сам человек. Главное, что думают о тебе люди, которые рядом, служат вместе с тобой одному и тому же делу. Такие свидетельства – дороже золота. Так, например, тепло прозвучала короткая похвала о батюшке служительницы храма святителя Иннокентия, Митрополита Московского. Узнав, что я хотела бы написать об отце Александре в «Православной газете», она обрадовалась: «Обязательно сделайте это. Он так старается поднять наш храм, украсить его. А как тянутся сюда люди! Молитвы отца Александра помогают им».

Выходит, получил ответ и отец Александр Игонин на тот самый главный для каждого человека вопрос: «В чем счастье?» Помните: В жизненном пути, Куда велит Твой долг идти… Выбрав этот путь единожды, он идет по нему. И ни на какой другой не сменит.

Валентина ЕФРЕМОВА

 
Социальное служение

В Тепличном хозяйстве Екатеринбургской епархии заканчиваются весенние посадки

Екатеринбург, 29 мая, «Православная газета». В тепличном хозяйстве Екатеринбургской епархии заканчиваются весенние посадки. Последнее, что осталось высадить в грунт работникам теплицы, — это перец.Епархиальное тепличное хозяйство существует всего чуть больше года. Раньше эти теплицы

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс