Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №29 (254) → Мученический венец отца Константина. Жизнеописание священномученика Константина Меркушинского

Мученический венец отца Константина. Жизнеописание священномученика Константина Меркушинского

№29 (254) / 1 августа ‘03

Новомученики

В 1896 году в семье дьякона Успенской церкви г. Екатеринбурга Стефана Богоявленского родился сын, который в крещении был назван Константином.

Как и многие дети из семей духовного сословия, Константин пошел по стопам отца: в десятилетнем возрасте он был отдан для обучения в Екатеринбургское духовное училище. Правда, учеба сначала ему не давалась. Сегодня нам трудно судить о причинах его неуспеваемости: было ли виной слабое здоровье или что-то другое, но в списке учащихся духовного училища, составленного после годичных испытаний за 1907–1908 учебный год, значится, что учащийся 2 класса Богоявленский Константин имеет держать после каникул переэкзаменовку по русскому языку (письменно), латинскому языку и арифметике. Переэкзаменовка прошла успешно, учеба продолжалась, и в 1911 году, окончив курс училища, Константин был переведен в 1 класс Пермской семинарии, во 2 разряд. Проходя обучение, он жил в общежитии Духовной Семинарии, которое находилось на Монастырской улице. Весной 1917 года обучение Константина подошло к концу, причем, если при поступлении он числился во 2 разряде, то из Cеминарии вышел в числе учеников 1 разряда и был удостоен звания студента Cеминарии. К этому времени он уже был рукоположен в сан пресвитера и определен на священническое место при церкви села Меркушино (возможно другое написание: Меркушинское), Верхотурского уезда.

Во всем православном мире это село известно как место явления нетленных мощей одного из дивных русских святых — праведного Симеона Верхотурского, чудотворца, имя которого почитается далеко за пределами Урала и Сибири. Село было основано в 1620 году как перевалочный пункт на Сибирском торговом пути. Благодаря прекрасному природному ландшафту, в который гармонично вписался храмовый комплекс, в начале XX века Меркушино можно было назвать одним из красивейших сел Урала. (В селе было построено 2 церкви: одна небольшая в честь св. прав. Симеона, под алтарем которой находилась гробница праведника с цельбоносным источником, другая — величественная, трехпрестольная в честь Архистратига Божия Михаила; храмы были соединены крытой кирпичной галереей).

Окончив Cеминарию в апреле 1917 г., отец Константин немедленно отправился к месту своего служения. В мае этого года в метрической книге Михаило-Архангельской церкви с. Меркушино уже появляются записи, сделанные рукой молодого батюшки (например, о совершении крещения младенцев).

В неспокойное время началось служение отца Константина, страна находилась на грани революции. После прихода новой власти для всей России наступило время тяжких испытаний, в разных местах вспыхивали народные бунты. В 1918 году в Верхотурском уезде велось серьезное сопротивление устанавливающемуся строю. В воспоминаниях участников гражданской войны говорится, что крестьяне и помещики «собирали оружие, в кузницах ковали копья, пики, лили пули для охотничьих ружей. Объявили мобилизацию лошадей, людей, проводили военные учения». В июле 1918 года «было организовано восстание против советской власти. Восстанием было охвачено семь волостей: Меркушинская, Красногорская, Дерябинская, Отрадновская и три волости Махневские. А третьего июля организовали поход на Верхотурье, в котором участвовало все население, кто с топором кто просто безо всего». В воспоминаниях иногда упоминается и о том, что повстанцы находили поддержку у духовенства.

После подавления бунта по всему Верхотурскому уезду прошла волна расправ. В том числе в с. Меркушино был совершен «показательный» (по словам местных жителей) расстрел священника и старосты храма. Когда их вели из церкви к месту казни, за сельское кладбище, о. Константин шел и всю дорогу сам себя отпевал. Их заставили рыть себе могилу, а затем на виду у насильно собранных сельчан расстреляли.

Как и при любой другой церкви, в Меркушино было две метрические книги — в одну заносились сведения о совершении таких Таинств как Крещение, венчание, в другую — сведения об отпеваниях, литиях, панихидах. Еще 5 июля 1918 года в первой из этих книг была сделана запись отцом Константином. А уже 17 июля во второй книге появляется запись о том, что «местной церкви священник Константин Стефанов Богоявленский» отпет и захоронен в церковной ограде. Причина смерти — «разстрел». Указан и день смерти — 14 июля, в графе «лета умершего» стоит цифра «22». Отпевание новомученика совершали священник Алексей Хлынов, диакон Феодор Алексеев и псаломщик Александр Гашев. 14 июля 1918 года было воскресным днем.

Сохранился помянник тех лет с именами убиенных рабов Божиих, среди которых большинство — иереи, диаконы, монахи. Сегодня они прославлены в лике святых новомучеников и исповедников Российских. Так как помянник напечатан типографским способом, есть все основания предполагать, что составлялся он для распространения по всем уральским, а возможно, и не только уральским церквям. Под № 31 в нем значится: «Константин Богоявленский, с. Меркушинское, Верхот. разстреленъ 14 июля, с. Меркуш.».

Но церквей, где бы могло совершаться поминовение новомученика, с каждым годом в стране становилось все меньше и меньше. В Меркушино за годы советской власти стройный архитектурный ансамбль из двух храмов и соединявшей их галереи был уничтожен: Михаило-Архангельский собор был взорван, галерея разобрана на кирпичи, Свято-Симеоновская церковь сначала служила спортзалом, а затем была заброшена и постепенно разрушалась. Да и само село, будучи лишено духовной опоры, стало пустеть и медленно умирать. Жители, захваченные вихрем «ударных пятилеток», также забыли об убиенном священнике.

Но Господу было угодно явить Свою милость к Сибирской земле, и открыть еще одного Своего угодника. В 1996 году в с. Меркушино было основано подворье Ново-Тихвинского женского монастыря, постепенно отреставрирован Свято-Симеоновский храм, в мае 2001 года совершена повторная закладка Михаило-Архангельской церкви на сохранившемся фундаменте. А через год после закладки, 31 мая 2002 года, при проведении строительных работ, у левого, Дмитриевского придела восстанавливаемого храма были обретены нетленные останки неизвестного священника. Как выяснилось впоследствии, он был убит выстрелом в голову. Здесь же было найдено небольшое Евангелие в металлическом окладе, напечатанное в Московской синодальной типографии в 1893 году. На первой странице стояла надпись: «4/V 1917 г., г. Пермь», «Свящ. Константин Богоявленск». В результате графологического исследования удалось установить, что запись сделана священником Константином Богоявленским. Тогда-то и начался сбор сведений, позволивших узнать об этом новом угоднике Божием.

Для проведения исследования были приглашены судебно-медицинские эксперты: начальник областного бюро судебно-медицинской экспертизы Н.И. Неволин и заведующий медико-криминалистическим отделением бюро А.В. Никитин. Согласно заключению экспертов, захоронение было сделано не менее 40 и не более 85 лет назад, останки принадлежат священнику, убитому выстрелом в голову. Отсутствие значительных разрушений костей черепа дало возможность предположить, что выстрел был совершен из пистолета системы «Маузер» или револьвера системы «Наган». Рост убиенного — 176–178 см, у него были длинные русые, слегка волнистые волосы, небольшая борода.

Нужно отметить, что при проведении работ по восстановлению Михаило-Архангельского храма было обнаружено несколько десятков захоронений, в том числе у алтаря — несколько священнических. Однако ни в одном из них останки не находились в такой степени сохранности, и зачастую представляли из себя только кости. Среди захороненных священников ни один не был убит выстрелом в голову.

Примечательно, что нетленные останки священномученика Константина Богоявленского были обретены за полтора месяца до канонизации его в лике Новомучеников. На основании решения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Определением Священного Синода от 17.07.2002г священномученик Константин был причислен к лику святых.

 
Новомученики

Резолюция Святейшего Патриарха Алексия относительно перенесения мощей мученика в храм

Канцелярия Московской Патриархии сообщает Вашему Высокопреосвященству резолюцию ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА, положенную на Вашем ходатайстве о признании святыми мощами останков священника, найденных в селе Меркушино Верхотурского уезда:«23.7.2003 г. Считаю возможным

 
Церковный календарь

3 августа — память преподобного Симеона, Христа ради юродивого

Святой Симеон родился в царствование Юстиниана, около 522 года, в городе Едессе, от благородных и богатых родителей. После тридцати лет, проведенных им в доме родителей, он пришел в Иерусалим поклониться Честному Кресту, а затем отправился в монастырь преподобного Герасима, где принял иноческий постриг.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс