Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №26 (251) → О происхождении державы и власти, и их значении как неизменного установления Божия

О происхождении державы и власти, и их значении как неизменного установления Божия

№26 (251) / 8 июля ‘03

Царь — помазанник Божий

Дана есть от Господа держава
и сила от Вышняго
(Прем. Сол. 6, 3).

Прежде создания тварей, когда Господь от вечности, безначально пребывал Сам в Себе, держава была в Нем Самом и принадлежала только Ему, как самобытному, беспредельному Существу, обладающему бесконечною премудростью и силою, правдою и святостью. В этом смысле говорится, что Бог Самодержавен, Который всегда был, есть и будет, и не быть не может. Сый иже бе и грядый Вседержитель. По создании тварей умных, словесных, бессмертных — ангелов, Он стал их державою, потому что подчинил их праведной воле Своей, стал для них всех источником бытия и жизни, силы, всякаго блага и блаженства; устроил их по чинам, подчинив нижние чины высшим, поставив начальства, власти, господства, силы и низшие служебные чины ангельские. Но, так как один из ангелов самого высшего порядка — названный, по причине величайшей светлости своей природы и близости к Богу, Солнцу правды — денницей, возгордился данными ему Творцом величием, красотой и силой — и обдуманно и дерзновенно не захотел служить Ему для своего же блаженства и возмутил против праведного Владыки и Господа подчиненные ему ангельские чины, а после брани на небеси с верными Богу ангельскими чинами, был побежден ими со всем своим богоборным воинством и низвержен с неба в бездну, — то он по допущению премудрой и всеправедной воли Божией положил начало всепагубной державе смерти и ада и под своей мрачной, злобной, всепагубной и всеплачевной державой содержит всех падших с ним злых духов. Он посылает их во все концы мира к народам и отдельным лицам соблазнять их на всякие грехи и страсти, — возбуждать к смятениям, междоусобным браням и международным войнам, потому и называется миродержителем тьмы века сего, ибо во мраке, силе и прелести греха держит весь мир, производя во всех невнимательных и неверующих похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую, удаляющие человека от Бога, порождая всякие болезни, скорби, беды и напасти, как это было по допущению Божию с праведным и многострадальным Иовом.

С этой мрачной, злой, пагубной державой зла приходится ежедневно считаться и воевать всем нам, особенно носящим имя Христово, ибо она борет нас, непрестанно склоняя ко всякому греху, днем и ночью, чрез всех и чрез все. Итак, кроме державы благости Божией, державы вечной и всемогущей и всепокоряющей, есть держава всякаго зла, временная, допущенная Провидением Божиим, как пробный оселок для испытания, возвышения и укрепления добра в людях и для показания их наклонности ко греху и виновности пред Богом, и необходимости бодрствования и всегдашней борьбы со злом.

Когда сотворен был мир вещественный или бесчисленные миры великих и малых светил небесных (насколько они кажутся такими с земли) с землею, освещаемою от солнца, тогда Господь стал державным Носителем всех этих миров, так как они, получив от Него свое начало и бытиe, им и держатся в бытии и в самом стройном чине и порядке. В этом смысле Господь называется Вседержителем; в этом же смысле апостол Павел говорит о Христе, что Он существует прежде всего и все Им стоит. Апостол и евангелист Иоанн говорит: все произошло чрез Него, и без Него не начало быть ничто, что начало быть.

Когда, затем, Господь создал венец Своего творения — разумного человека, или первую чету человеческого рода — с тем, чтобы они плодились и размножались и наполняли землю, — Творец и их подчинил Своей державе и, как Творец и Создатель, стал Самодержавным Царем их, дав им разум и совесть, сердце осмысленное и волю, свободно и смиренно покорную Вседержителю. А для обучения и утверждения в смирении и покорности Он дал им заповедь о древе познания добра и зла. По учинении греха своеволия и непокорности и недостаточности покаяния, Господь и Праведный Судия предоставил их и род человеческий, наследовавший им, злопутям их, подчинив их закону совести, повелев детям повиноваться родителям, семействам — старшим в роде. Когда же, по столпотворении Вавилонском, Господь смешал языки людей и рассеял их по земле, то дал им князей и царей, и явились правила и законы общежития семейного и гражданского. Избранный народ Божий долго не имел царей, ибо Сам Бог был Самодержавным Царем его. А когда евреи стали настойчиво просить себе у Бога царя по примеру прочих народов, Он дал им царя, строго подчинив ему народ Свой и дав ему права и законы царства. Премудрый Соломон говорит царям в своей книге премудрости: от Господа дана вам держава и сила от Вышняго, Который исследует ваши дела и испытает намерения.

Таким образом произошла от Бога власть семейная, родовая и царская, которою зиждется порядок и благо общежития человеческого. Апостол Петр говорит: будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти; правителям ли, как от Него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро.

Перехожу к болезни нашего времени и к злобе дня. Современное юношество, отшатнувшееся от веры и Церкви и сбитое с толку нелепыми учениями натуралистов и безбожников, часто не признает власти родительской и начальственной: а требует себе мнимых прав, желая жить и управляться по собственному произволу; не признаетъ святости и обязательности для себя догматов и нравстванных уставов и правил веры и Церкви, — считает для себя ненужными богослужение и таинства, считает всякие религии одинаковыми, а в сущности не признает никакой. Ум человеческий науку, искусства, светских писателей, мир боготворит, Слово же Божие и великих богословов и витий церковных проходит презрительным молчанием. Таково в большинстве современное, интеллигентное юношество и общество. Но всякое дерево узнается по плодам; и плоды являются горькие. Не много нужно наблюдательности, чтобы видеть последствия вредного, самовольного направления.

Но, благодарение Богу, Святая Церковь на земле бодрствует и стоит во всеоружии Божием против врагов своих, — во всеоружии своей духовной власти, молитвы, слова и духовной печати. Она обличает вредное направление духа времени устно и печатно, старается ограждать юношество и вообще чад Церкви от увлечений ложными учениями вольнодумцев, сектантов и раскольников, и усердно учит православных христиан и в храмах Божиих во время и вне богослужения, и в общественных собраниях, по домам и фабрикам.

Но время закончить слово. Скажем словами Господа, глаголющего в откровении апостолу Иоанну Богослову: не запечатывай слов пророчества книги сей, ибо время близко. Неправедный пусть еще делает неправду, нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще. Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец. Первый и Последний.

Для нынешнего дня торжественного воспоминания священного миропомазания и венчания на царство Благочестивейшего Государя нашего Императора Николая Александровича, я счел нужным выяснить происхождение от Бога Царской державы и власти и властей родительской и начальственной и их значение, как неизменного и необходимого установления Божия для рода человеческого, установления, которому все должны беспрекословно повиноваться для личного и общественного блага. Вместе с тем, я долгом счел обличить с церковной кафедры шатание общественных нравов вследствие уклонения от спасительного, божественного руководства веры и Церкви. Аминь.

14 мая 1899 года

 
Царь — помазанник Божий

О духовном рождении и плодах его

Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. (Иоан. 3, 7). Всероссийская Церковь и русский народ празднуют ныне день рождения своей Государыни. Царелюбивому и царепокорному русскому народу с давних времен обычно принимать живое участие во всех семейных торжествах Царского Дома — так как Царь и Царствующий Дом и народ русский — одна великая семья

 
Архипастырь

Слово Архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия к выпускникам Уральской Горно-Геологической Академии

Екатеринбург, 27 июня 2003 г. «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». «Уважаемые господа, братья и сестры! Сегодня мы стали участниками знаменательного события: возрождена дореволюционная традиция посвящения

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс