Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, прииди и вселися в ны!
Так взываем мы ныне, воспоминая сошествия Святого Духа на апостолов; так и апостолы молились, ожидая Утешителя, обещанного им от Отца небесного (Ин. 14, 16 и 26. Деян. 1, 4, 14). И не тщетно они призывали Его. Когда все апостолы, говорит писатель их деяний, находились в день Пятидесятницы единодушно вместе, вдруг сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились, а вместе явились языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них, и тогда все они исполнились Духа Святого и начали говорить на других языках, как Дух давал им провещевать (Деян. 2, 1–4).
Так дивно ознаменовал Святой Дух Свое сошествие на апостолов Христовых! Но внял ли Он нашему призыванию? Вот, скоро мы кончим наши молитвы и выйдем из храма, а еще не видали огненных языков, не слыхали и шума с небеси… Впрочем, для верующих не нужно столь разительного чуда, какое Дух Святый явил над апостолами для убеждения неверных. Для нас было бы довольно, если бы Он без шума и огненных языков, но тайно коснулся нас искрой благодати Своей и произвел ею в сердцах наших то духовное просветление, ту горячую любовь к Богу и пламенное стремление ко всему святому, которыми сопровождается присутствие Духа Божия в человеке.
А дабы Он, Царь Небесный, благоволил прийти и вселиться в нас, для этого нам должно сделать то же, что обыкновенно делают люди, когда желают принять к себе почетного гостя. В этом случае, как известно, они тщательно очищают дом свой, в котором намерены принять сего гостя, облекаются в лучшие одежды и разные украшения, выходят навстречу ожидаемому гостю и усердно приглашают его к себе. Так и мы должны поступить теперь, только не чувственно, а духовно.
И во-первых, призывая Духа Святого, мы должны уготовать себя в приличную для Него обитель, а потому должны тщательно очистить себя, по Заповеди апостола, от всякой скверны плоти и духа, т.е. от всех грехов плотских и душевных (2 Кор. 7, 1). Греши наши так неприятны для пресвятого Духа, что Он не только не может взирать на них, но и совершенно удаляется от тех людей, которые осквернены ими. Об этом свидетельствует пророк, говоря иудеям: грехи ваши разлучают между вами и между Богом, и грех ради ваших отвратил Господь лице Свое от вас (Ис. 59, 2). Поэтому, если мы хотим, чтобы Святый Дух обитал в нас: то мы, повторяю, должны совершенно очистить себя от грехов. Как же это сделать? Для этого мы должны искренно исповедать грехи свои пред Богом, взывая подобно мытарю: Боже, милостив буди нам грешным, и тщательно охранять себя от них. Таким исповеданием мы извергнем грехи из сердец наших, как некий сор из храмины, и сделаем себя чистой обителью для Духа Святого.
Впрочем, для достойного принятия Святого Духа не довольно очистить себя от грехов, но еще надлежит украситься добродетелью, или, скажу словами Писания, нужно облечься в нового человека, созданного по Богу в правде и в преподобии истины, — на всякое дело благое уготованного. Это нужно не только для того, чтобы Дух Святый, любящий все чистое и доброе, охотнее пришел и вселился в нас, но и для того, чтобы Он не прогневался и не удалился от нас, когда мы явимся пред Ним в ветхом — греховном рубище, или предстанем обнаженными, не имея одеяния добрых дел. Припомните, как Господь поступил в евангельской притче с тем человеком, который дерзнул войти на брачное пиршество Его, не имея на себе брачной и приличной одежды? Он приказал слугам Своим связать этого нечистого и бросить его во тьму кромешную (Мф. 22, 11–13). Так Он поступит и со всеми теми, которые нерадят теперь украшать себя христианскими добродетелями, из коих, как из нитей, составляется та одежда, в которой Господу угодно видеть нас. Поэтому, скажу вам с апостолом: облекитесь в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение и другие христианские добродетели, а более всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства (Кол. 3, 12–14).
Украсившись таким образом, мы должны, уготовав себя к принятию Святого Духа, усердно молить Его, чтобы Он благоволил прийти и вселиться в нас. Просите и дастся вам, — говорит Спаситель, — всякий просящий получает (Мф. 7, 7–8). Как же нужно просить Его, чтобы Он действительно пришел и вселился в нас?
Для этого, во-первых, нужно молить о ниспослании Его с твердой верою, что Бог Отец ради заслуг Единородного Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа, и по любви Своей к роду человеческому, пошлет нам Святого Духа Своего для нашего освящения и подкрепления в деле спасения; только при такой вере можем мы получить обетование Духа (Гал. 3, 14).
Во-вторых, нужно молиться с несомненной надеждой, что Дух Святый, яко благой и человеколюбивый, услышит нашу молитву к Нему, — приидет и вселится в нас: ибо надежда не постыжает (Рим. 5, 5). Наконец, нужно призывать Духа Святого и искренней любовью к Сыну Божию, Спасителю нашему, чрез Которого Он посылается верующим: любяй Мя, — говорит Спаситель, — слово Мое соблюдает, и Отец Мой возлюбит его, и приидем к нему и обитель у него сотворим (Ин. 14, 23), а где Бог Отец, там и Дух Его. Короче, если мы желаем, чтобы Дух Святый пришел и вселился в нас, то мы должны призвать его с верой, надеждой и любовью: вера отверзает Ему вход в сердца наши (Деян. 15, 8), надежда вводит Его в них (Евр. 8, 19. 7, 19), а любовь приемлет Его и так соединяет с нами, что имеющий Его человек бывает един дух с Господом (1 Кор. 6, 17).
Имея это в виду, исповедаем мысленно грехи свои пред Святым Духом, дадим Ему обет и будем вести себя добродетельнее, устремим к Нему все мысли и желания наши и станем усердно взывать к Нему с верою, надеждой и любовью: Царю небесный, Утешителю, Душе истины, прииди и вселися в нас! Он, преблагий, услышит эту молитву нашу, приидет и вселится в нас, а освятив души наши благодатью Своей, соделает нас не только обителью его, но вместе причастниками божественного естества и наследниками вечного блаженства, уготованного богосносным, святым людям. Да сподобит сего Господь всех и каждого из нас! Аминь.
Как Просветитель — Дух Святый действует на праведных и на грешных. Праведные всегда обращаются с молитвой к Богу: Господи, скажи ми путь, в оньже пойду! Господи, посли ми благодать Твою, да спасуся! И благодать Святого Духа не оставляет их никогда: Дух Святый указывает пути праведным, и светом Своим озаряет их.
Святой Мефодий был учеником преподобного Сергия Радонежского. Сначала он поселился в обители святого Сергия, но затем, пожелав большего уединения, с благословения своего учителя отправился в окрестности города Дмитрова. Там он выбрал себе уединенное место в дубовом лесу, за рекой Яхромой и построил келью.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.