Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Весьма нужно знать и достоверно знать, обитает ли в нас Дух Святый, ибо если нет Его в нас, то необходимо усерднейше молить Его, чтобы Он пришел и вселился в ны; в противном случае, не имея в себе святой и благодатной жизни животворящего Духа Христова, мы не будем иметь и не можем назваться учениками Христовыми, а поэтому Иисус Христос отвергнет нас некогда от Себя, как чуждых ему, и грозно скажет нам: не вем вас (Мф. 25, 12).
По учению апостола Павла, признаки обитания в нас Святого Духа есть правда, мир и радость о Духе Святе (Рим. 14, 17).
Одно из отличительных действий Святого Духа, по которому можно заключать о присутствии Его в человеке, есть правда, или старание человека всегда и во всем действовать справедливо. Такую правду имеющий в себе Духа Святаго показывает и в отношении к Богу, и в отношении к ближним, и в отношении к самому себе. Бога, как величайшего благодетеля и Отца любвеобильного, он по справедливости любит всем сердцем и всею душою; как существо всевысочайшее и совершеннейшее — чтит с глубочайшим благоговением; как Творца, Промыслителя и Судию — слушает со всей благопокорностью и поэтому старается в точности исполнять все Заповеди Его. И Заповеди Божии, исполнением которых иные так тяготятся, для него не только тяжки не суть (1 Ин. 5, 3), но еще составляют благое и легкое иго (Мф. 11, 30).
В отношении к ближним имеющий в себе Духа Святаго показывает правду тем, что не только не делает им ни малейшей обиды ни делом, ни словом, но даже и в мыслях своих не желает им ничего худого, а всегда поступает с ними справедливо, стараясь воздавать, по Заповеди апостола, всем должная: ему же убо урок, урок: а ему же дань, дань: а ему же страх, страх: и ему же честь, честь (Рим. 13, 7).
Имеющий Духа Святого и в отношении к себе самому действует с строгой правдой, именно: он не мудрствует о себе, по выражению апостола, паче, еже подобает мудрствовати (Рим. 12, 3), т.е. не преувеличивает своих достоинств и не гордится, не надмевается пред другими; он ни в чем не позволяет себе кривды, а потому никогда не лукавит, не лжет и не обманывает, но всегда говорит сущую правду, и слова праздного, а тем паче гнилого, вредного и соблазнительного, не исходит из уст его (Мф. 5, 37, 12, 36; Еф. 4, 29).
С такой правдой в человеке, исполненном Духа Святого, соединяется, или, скажу языком священным, лобызается мир (Пс. 84, 11). Это мир совершенный — тройственный: мир с Богом, с ближними и с самим собою. — Исполненный Духа Святого не только не враждует против Бога намеренно, не оскорбляет Его кощунством, суемудрием, святотатством и отпадением от Церкви Его, как то делают люди нечестивые, но всемеро остерегается всего, что может прогневать Господа, и старается делать только то, что приятно для Него; поэтому он не любит мира сего и его прелестей: ибо любы мира сего, по словам апостола, вражда Богу есть (Иак. 4, 4), но горит любовью к Богу и поэтому имеет его всюду пред очами своими.
Исполненный Духа Святого имеет мир и с ближними: ибо не только сам он никогда не враждует против них ни словом, ни делом, но еще заботится о том, чтобы и они не имели неприязни к нему, а потому делает все возможное с его стороны, чтобы только сохранить мир с ними; избегает всех поводов к вражде с ними, охотно прощает обидевших его и никогда не мстит им, даже благотворит врагам своим и молится за них, по Заповеди Спасителя (Мф. 5, 24. Рим. 12, 17–21).
Наконец, исполненный Духа Святого имеет глубокий мир с самим собою: ибо совесть не беспокоит его ни за какие худые дела, порочные страсти не волнуют его, зависть не мучит его; если же он когда согрешит в чем-нибудь, тотчас раскаивается пред Богом, старается загладить содеянное им зло и, твердо веруя в благость Господа и очистительную силу излиянной за нас крови Спасителя, утешает себя мыслью, что Бог простит его согрешения, и посему бывает спокоен в душе своей.
Вместе с миром Святой Дух изливает в сердце верующего радость (Рим. 15, 13). Но это не такая радость, какую имеют смеющиеся ныне; она не плотская, а духовная. И во-первых, исполненный Духа Святаго радуется о Господе, созерцая неизреченные Его совершенства, которые, каждое в отдельности и все в совокупности, составляют неизглаголанную красоту: во-вторых, радуется он о спасении своем, живо представляя себе ту бездну греха и мучения, из которой избавил его Господь по великой Своей милости; наконец, радуется он, воображая те великие блага, которые уготовал Бог любящим его, и которых он надеется вкусить некогда в Царстве Небесном; ибо сущий в нем залог Духа Святаго уверяет его, что он посильно подвизался подвигом добрым и поэтому соблюдается для него на небе венец правды, его же воздаст ему Господь в день судный (2 Тим. 4, 7–8).
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Этими великими и святыми словами пастыри Церкви начинают обыкновенно все свои собеседования с вами, братия мои. Но в другие дни эти святые слова служат только святым заглавием слов и бесед церковных; а в нынешний день они могут составить самый предмет для поучения.
Как Просветитель — Дух Святый действует на праведных и на грешных. Праведные всегда обращаются с молитвой к Богу: Господи, скажи ми путь, в оньже пойду! Господи, посли ми благодать Твою, да спасуся! И благодать Святого Духа не оставляет их никогда: Дух Святый указывает пути праведным, и светом Своим озаряет их.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.