Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №4 (38) → Болезни телесные

Болезни телесные

№4 (38) / 4 января ‘96

Церковь и медицина

В этой теме:

Церковь и медицина
Посещение больных

1. Они служат нам и для спасения, и на погибель. Терпение болезней есть мученичество.

Здоровье ваше пошатнулось. Пошатнутое здоровье может пошатнуть и спасение, когда из уст болящего слышатся ропотные речи и возгласы отчаяния. Да поможет вам Бог избавиться от той и другой беды!… Видите, куда я веду речь-то?! У вас прорываются такие речи, а речи, конечно, от чувств и помышлений, эти же последние суть такого рода, что при них дело спасения не в силе. Извольте внять сему и поправиться… Здоровье и нездоровье в руках Божьего промышления о нас суть средства к спасению, когда тем и другим пользуются в духе веры… Но они же и пагубу ведут, когда относятся к ним своенравно. Что для вас особенно потребно — есть терпение благодушное и Богу покорное. Как только покажется в вашей душе такое расположение, тотчас вы вступите на путь спасения — в рай. И смотрите, тогда воодушевляйтесь!…

Вам делали операцию. Даруй, Господь, чтобы она сделала дело, для которого была принята. Господь да помилует и спасет вас!…

Другая у вас боль от болезни дочери… Вот что вам скажу… Как вы все уже возможные средства перепробовали, то вам остается одно — примириться с этим горем и нести его с покорностью Богу, веруя, что вся эта болезнь необходима для спасения вашего и дочери вашей…, а также и мужа ее.

Примирившись таким образом, и держите себя спокойно и то же спокойствие одолжите и дочери. Поминайте положение мучеников, которые иногда, будучи измучены, оставляемы были в темнице на несколько лет — на 5, 10, 20. Но покорно терпели и благодушествовали, имея рай пред глазами… — за терпение.

2. Их нравственное значение.

Терпите благодушно вашу болезненность и благодарите за нее Бога, потому что не будь ее, вы бы, может быть, ходили кверху ногами, а теперь сидите и ходите все как следует. Другая польза та, что будь вы здоровы, как следовало бы, если бы вы вздумали деятельно содевать свое спасение, держать строгие посты, бдения, другие молитвословия, выстаивание общих церковных и прочие труды. Теперь же это у вас заменяется терпением болезненности. Терпите же и о прочем не беспокойтесь. Только душу держите, как следует. Духовная сторона у вас цела. Следовательно, ею вы должны служить Богу во всей полноте: трезвиться и бодрствовать, дух сокрушенный и смиренный иметь, в молитве (умносердечной, предзрении пред собой Господа) пребывать, помыслы отгонять, смирение питать, не осуждать, с радующимися радоваться, с скорбящими соскорбеть, памятовать Бога и смертный час и прочее подобное. Вот вам спасение!

Всем надо держать в мысли закон, по которому Господь размеряет участи наши на земле. Тут все от Господа от мала до велика, и се есть средства в деле приготовления к будущей жизни. Такой же смысл болезней и здоровья, таков смысл и болезни вашей дочери. Ей на дороге к будущей блаженной жизни непременно, по Божию премудрому и благому суду, надо потерпеть, что терпит. Усвойте это воззрение и ей тоже самое внушите, и то, что есть тягостного в этой болезни, перестанет тяготить душу и успокоит ее. Вера — целительница души, упованием окрыленная и любовию согретая.

Установясь в сем уубеждении, о лечении всю заботу имейте и сердечное попечение, но с душевным спокойствием и преданием всего в волю Божию. Пусть и дочь так расположится. Счастье земное тоже благо в своей мере. Но если Господь находит, что для меня лучше не иметь той части сего счастья, которая зависит от здоровья — буди воля Божия! Довольно с меня любви мужа, матери, отца и родных. Приношу благодарение Господу и за это, и за то, что дается и что не дается. Да даст только мне Господь благодушие и терпение и такое настроение духа, с каким не стыдно явиться пред Господом.

3. Причины их появлений.

Обратитесь к лекарю, но в то же время паче Господа и святых Его молите, что6ы вразумить его угадать лекарство. И ко святым угодникам прибегаете и все делайте, что люди благочестивые делают в таких случаях (только знахарок не знайте). Ибо не знаете, где сокрыта для нее помощь Божия. Может быть, Бог судил ей быть таковою, потому что для нее это спасительно. И она во всю жизнь останется ради своего спасения. Если Бог послал сию болезнь на время, чтобы испытать веру ее и родителей ее. Бог один все это ведает. Болезнь — не позор и не есть знак отвержения Божия. Напротив, и это милость Божия. От Бога все милость: хоть болезнь, хоть беднота, хоть беда. Пусть молится сестра усерднее Богу, но, молясь, пусть не говорит: «Дай здоровья, а — буди воля Твоя, Господи! Слава Тебе, Господи! Если угодно Тебе, Господи, избавь, а не угодно, буди воля Твоя. Верую, что и это (болезнь) хорошо, как хорошо здоровье. Благодарю Тебя, милостивого Создателя!»

4. Как их переносить.

Все от Бога: и болезни, и здоровье, и все, что от Бога, подается нам во спасение наше. Так и ты принимай свою болезнь и благодари за то Бога, что печется о спасении твоем. Чем именно посылаемое Богом служит во спасение, того можно не доискиваться, потому что и не узнаешь, может быть. Посылает Бог иное в наказание, как эпитимию, иное в образумление, чтоб опомнился человек; иное, чтоб избавить от беды, в какую попал бы человек, если бы был здоров, иное, чтоб терпение показал человек, и тем большую заслужил награду; иное, чтоб очистить от всякой страсти и для других причин… Ты же, когда вспомнишь о грехах, говори: «Слава Тебе, Господи, что наложил Ты на меня эпитимию и наказание!» Когда вспомнишь, что прежде не всегда помнила Бога, говори: «Слава Тебе, Господи, что Ты дал мне повод и науку почаще вспоминать о Тебе!» Когда придет на мысль, что если бы была здорова, то иное н не доброе сделала бы, говори: «Слава Тебе, Господи, что не допускаешь меня до греха», и так все… Так и благодушествуй!

Лечиться же нет греха, хоть и от Бога болезнь; ибо в разум лечебный Бог дает и лекарства Бог же создал. Потому, прибегая к лекарю и лекарствам, не будешь прибегать к тому, что находится вне Божиих путей и учреждений. Вот заговоры — те не Божии, туда и нечего ходить.

В болезни учитесь смирению, терпению, благодушию и Богоблагодарению. Что приходит нетерпеливость — это дело человеческое. Придет — отгонять надо. На то и чувство тяготы положения, чтобы было что терпеть. Но когда приходит чувство тяготы и сопровождается желанием её сбросить, то тут ничего грешного. Это естественное чувство! Грех начинается, когда вследствие сего чувства душа поддается нетерпеливости и начнет склоняться к ропотливости. Пришло чувство, надо его прогнать. Бога же благодарить.

(Из писем свт. Феофана Затворника)

 
Церковь и медицина

Посещение больных

Еще один момент отношений с больным (это затрагивает не столько священника, сколько все окружение человека, очень широко) — это обычай навещать больных. Для больного такие посещения могут быть большим благодеянием, но могут оказаться сущим бедствием.

 
Мир сект

Вот новый приворот…

У наших прабабушек гадание было модным развлечением, в наши же дни вера в ворожбу достигла своего апогея. В последнее время в столице гадание превратилось даже не в повальное увлечение, а в массовый психоз.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс