Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Выступление на Всероссийской научно — практической конференции «Современные проблемы взаимодействия материального и процессуального права в России: теория и практика».
Екатеринбург, 17 апреля 2003 г.
«Православная газета»
«Уважаемые господа! Дорогие братья и сестры!
Позвольте поздравить Уральскую Государственную Юридическую Академию с ее 72-летием, а «Российский юридический журнал» — с 10-летним юбилеем. Призываю Благословение Божие на всех участников нашего сегодняшнего собрания и желаю успехов нашей конференции.
Юристы, судьи, адвокаты, прокуроры, все вы являетесь создателями и блюстителями законности, призванной оберегать общество от развития греха в личной, человеческой и государственной, общественной жизни. Однако, Священное Писание говорит нам, что сам закон лишь свидетельствует о наличии греха, и не может предохранить нас от проявления греха в том или ином преступлении. Всю свою историю одна половина человечества придумывала разные виды преступлений, а другая — принимала законы, чтобы их предотвратить. И мы вновь и вновь видим, что это бесконечное состязание законодателя и преступника не имеет в жизни, где отсутствует понятие о Всевидящем Боге, своего финиша. При этом апостол Павел наставляет нас: "…не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим.2, 14 -15).
Всегда находятся способы обойти самый лучший закон, уклониться от его исполнения, потому закон в последствии требует поправок, или полной переработки. Именно вам, юристам, это очень хорошо известно, поэтому ваша подготовка и профессионализм всегда должны быть на высоте положения. Надо как бы на шаг вперед опережать преступное развитие общественных отклонений.
Церковь же смотрит на эту проблему с такой духовно-нравственной стороны. Мы уверены, что если бы в нашем исторически Православном государстве люди вернулись ко Христу, как это было в те времена, когда сами иностранцы дали название нашему Отечеству — Святая Русь, то и юристам облегчилась бы их задача по поддержанию законности в обществе.
Сегодня, когда связь времен сильно разрушена, как сказки воспринимаются некоторыми исторические реальности тех лет: когда слову русского православного купца верили без всяких документов, когда адвокатская речь, апеллирующая к христианскому милосердию по отношению к преступнику — христианину, имела успех у присяжных и судьи, когда от многих преступлений человека удерживала его совесть. И мы знаем, что для того, чтобы уничтожить эти порядки, вершителям новой истории потребовалось убить десятки миллионов людей, которые не хотели отрекаться от привычного уклада жизни. Волна страшнейших преступлений против личности началась именно здесь, в Екатеринбурге, с убийства семьи Царственных Страстотерпцев. Нам надо постараться, здесь же, восстановить этот разрыв, вновь обрести свои истоки и духовные традиции.
Сделать это сейчас особенно трудно. Даже Церковь столкнулась с тем, что нынешние законы Российской Федерации и других государств СНГ, после приведения в беспорядок прежней, законодательной системы СССР, чаще защищают тех, кто бессовестно пропагандирует разврат, безнравственность, не уважение к нашим традициям, нашему Государству. Все эти явления лукаво называются свободой. Но это никакая не свобода — это грех, с точки зрения нравственности — беззаконие. Он потому так стремительно и развивается, что очень быстро закабаляет и порабощает человека. Потому что сердце человека — лукаво от юности его. Истинную свободу Церковь видит в свободе от греха, в свободе делать добро, творить милосердие, обогащать этот мир духовно.
В последние месяцы именно здесь, в Екатеринбурге, мы столкнулись с тем, что наши законы по сути защищают разврат, и не могут придти на помощь людям нравственным. В центре города открывается клуб, который агрессивно и навязчиво пропагандирует страшный нравственный грех, и никто не может найти законного способа, чтобы его деятельность была ограничена. Только под воздействием общественного мнения, сами владельцы решили не раздражать горожан, и закрыли клуб. Но закон оказался не на стороне добродетели, а на стороне греха. Задумайтессь — закон защищал разрушение нравственных устоев, разрушение общества! И сейчас люди, подверженные этой греховной страсти, пытаются через суд преследовать те общественные организации, которые не побоялись возвысить свой голос в защиту нравственности и морали.
Такое положение мы наблюдаем почти во всех сферах, которые так или иначе связаны с нравственными проблемами. Мы с сожалением констатируем, что наше общество в этой сфере беззащитно. Нет простых, ясных законов, сославшись на которые, любой руководитель мог бы оградить своих людей от подобных проявлений разрушительных тенденций в жизни общества. Я прошу вас, уважаемые участники нашего собрания, среди которых есть и маститые юристы и студенты, отнестись к этому вопросу очень серьезно. Если у нас с вами, как у людей взрослых, еще остались нравственные принципы и традиции, то их инерция в обществе, с появлением новых поколений, стремительно угасает. Мне кажется, что в противостоянии этому, должны участвовать все силы нашего общества.
Еще одной очень важной проблемой является такая тенденция в нашем законодательстве, которая постепенно устраняет добродетель из обычного обихода гражданской жизни. По-моему, это происходит от той переоценки значения юридической процедуры, судебного решения, регламентирования жизни, к которым мы стремимся, ориентируясь здесь на Запад. Но ведь можно, посмотреть и на отрицательные уроки этого процесса, сделать выводы к пользе нашего Российского народа. Вопросы благотворительности и милосердия, которые сейчас не обеспечены благоприятствующими им законами, становятся бременем для любого доброго предпринимателя, который бы хотел заняться делами милосердия, но законодательно это настолько сложно, что те проблемы, с которыми он сталкивается в этом направлении, оказывают на него такое впечатление, что, проявив милосердие раз, он более не желает с этими проблемами связываться. Мне кажется, что руководство Вашей уважаемой Академии — единственного Высшего Учебного Заведения, которое в настоящее время в Екатеринбурге ведет строительство не элитного жилья, а студенческого общежития, это очень хорошо знает. Принятие норм, которые требуют отчетности даже в самой малой благотворительности, вплоть до булки хлеба, может обернуться, и уже оборачивается, страшным очерствением в обществе. Общественное милосердие — всегда приходило на помощь Государству, когда ему сложно было обслуживать все социальные нужды общества. Выбивая этот фундаментальный регулятор нормальной жизни в нашем Отечестве, мы усугубляем и без того тяжелую нравственную обстановку.
Многие из вас являются создателями наших законов, по которым живет сейчас наше Отечество. Многие законы только находятся в стадии разработки. Все вы — люди, обладающие бессмертной человеческой душой, созданной по образу и подобию Божию. Очень бы хотелось, чтобы в наших российских законах, их неотъемлемой составляющей, была, прежде всего, их человечность, гуманность. За каждой статьей, за каждым определением, стоят человеческие судьбы, а не просто механическое применение норм и правил. Строгость — не синоним жестокости, и в каждом наказании должно быть больше нравственной помощи человеку, нежели просто изоляции его от общества. Позвольте напомнить вам слова Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, визита которого на уральскую землю все мы с нетерпением ожидаем: «Выше Закона может быть только Любовь, выше Прав — лишь Милость, выше Справедливости — лишь Прощение.»
Ныне, как и много веков назад верны слова апостольские: «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона» (Рим.13, 8–10) Интересно, что это разъяснение апостол Павел, обратил к римлянам, чье светское законодательство, чье «Римское право» до сих пор является одной из основ нашего законотворчества. А вот информация о Правилах Апостольских, о решениях Православных Соборов, о правилах святых отцов нашей Матери-Церкви ныне для многих юристов остается тайной за семью печатями. И мне кажется, что от этого наше законотворчество многое теряет.
Уважаемые участники сегодняшнего собрания! Дорогие братья и сестры. Мы все граждане нашей любимой матери России, чада ее Церкви. Труд каждого из нас да будет направлен на ее укрепление, прославление ее величия, обеспечения покоя и порядка для наших соотечественников. Я хочу, чтобы вы знали, что Церкви дорог каждый человек. И пусть такое же отношение, ко всем живущим в нашем Государстве, будет и у вас, дорогие участники конференции.
Еще раз прошу принять мои самые искренние поздравления по случаю столь замечательных торжеств. Призываю Благословение Божие на всех участников нашего сегодняшнего собрания, на ваши труды, на ваши семьи, на ваши души. Желаю успехов нашей конференции и всем нам всемерной помощи Божией на всех наших добрых путях».
Екатеринбург, 17 апреля, «Православная газета». В эти дни Уральской Государственной Юридической Академии исполняется 72 года.
Екатеринбург, 17 апреля, «Православная газета». Сегодня — День рождения директора Департамента по работе с общественными и религиозными организациями
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.